Главные вкладки

    Статья по психологии по теме:
    Статья на тему "Учитель и ученик. Пути взаимодействия"

    Кашина Юлия Юрьевна

    В данной статье представлены основные проблемы, возникающие в общении между учителем и учеником и пути их разрешения

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Каким сегодня должен быть учитель? Его роль в современной школе универсальна.

    Учитель не только должен обладать глубокими знаниями по предмету, но и быть тонким психологом. И путь взаимодействия учителя и ученика, на мой взгляд, - это  путь взаимопонимания.

    Во многом отношения между учителем и учеником  зависят от стиля руководства педагога.

    Существует несколько стилей руководства учащимися:

    1. Авторитарный

    Учитель  единолично  определяет направление  деятельности  группы,  пресекает  всякую  инициативу  учащихся.  Основные  формы  взаимодействия  -  приказ,  инструкция, выговор.   В  глазах учителя  учащиеся характеризуются  низким  уровнем  ответственности   и   заслуживают   самого жёсткого обращения.

    2. Демократический

    Учитель старается занять позицию "первого среди равных". Он опирается  на мнение коллектива,   стимулирует   самостоятельность   учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

    3. Попустительский

    Главной особенностью попустительского  стиля  руководства  по  сути  дела является самоустранение руководителя из  учебно-производственного  процесса, снятие  с  себя  ответственности  за  происходящее. Учитель  старается  не  вмешиваться  в  жизнь   коллектива,   не   проявляет активности,  ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.    

    КАКОЙ СТИЛЬ ЛУЧШЕ?

    Наиболее   желателен   и   благоприятен  демократический стиль взаимодействия педагога с  учащимися.

    Но очень важно для педагога выработать свой, неповторимый, индивидуальный стиль. Нужно, чтобы в процессе работы педагоги искали, отбирали и накапливали средства и способы общения, которые обеспечивают наибольшую результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности.

    Общение со своими воспитанниками – каждодневный процесс.

    Рассмотрим, какие существуют стили педагогического общения:

    1. Общение на основе совместной  творческой деятельности

    Что может быть лучше, чем увлечённость   общим   делом! Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем  и  наставником, а с другой – соучастником совместной  деятельности.  

    2. Общение-дистанция

    В системе  взаимоотношений  педагога  и учащихся в качестве ограничителя  выступает  дистанция.  Но    здесь  нужно соблюдать  меру. Дистанция  выступает  как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Но авторитет должен  завоёвываться   не   через   механическое   установление дистанции, а через взаимопонимание.

    3.Общение-устрашение

    Этот стиль общения связан с неумением  организовать  продуктивное  общение. Он ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности.  

    4.Общение-заигрывание

    Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, понравиться им, педагоги начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести на уроке разговоры на личные, отвлечённые темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.

            

    В своей работе я стараюсь строить общение со своими воспитанниками на основе  совместной  творческой деятельности:

    • мастер-класс

    На базе Музея ИЗО я проводила мастер-класс по технике масляной живописи мастихином. Были приглашены  учащиеся, учителя школ города. Было очень интересно и познавательно!

    • семинар на тему…

    На уроках истории изобразительного искусства я провожу уроки-семинары:  «История одного шедевра», «Ярмарка идей», «Мир полон талантов» и др.

    • посещение выставок

    Я называю это общение с «живым искусством». Часто сама вместо экскурсовода рассказываю о картинах.

    • пленэр

    Несмотря на то, что пленэрная практика является частью учебного плана, она, несомненно,  способствует творческому общению между учителем и учениками

    • участие в выставках, конкурсах

    Ребята нашей школы активно участвуют в конкурсах. У нас есть победители международных, всероссийских, окружных и др. конкурсов.

    • детский пришкольный лагерь

    Этим летом у нас был первый опыт. Мы работали по программе художественно-эстетической направленности «Вдохновение».

    К сожалению, иногда между учителями и учащимися возникают конфликты. Причины их разные. Главное для учителя – не допустить конфликта. А если уж он произошёл, то нужно подумать, как его разрушительную силу преобразовать в созидательную.

    Прежде всего, нужно провести  психологический анализ ситуации:

     

    • описание ситуации и её участников
    • определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить её переход в конфликт
    • что помешало учителю сделать это
    •  какие приёмы воздействия мог бы использовать учитель в ситуации и как он их использовал
    • какую информацию получил учитель о своих педагогических успехах и просчётах
    • варианты отношений с учеником после конфликта

    А на слайде Вы увидели некоторые приёмы, способствующие сближению позиций учителя и ученика:

     

    • Постарайтесь называть ученика по имени даже тогда, когда вы сердиты на него

    Каждый считает свое имя лучшим словом в своем лексическом запасе, и, услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком.

    • В общении учителя с учениками большое значение имеет не только содержание речи, но и мимика, тон, интонации речи

    Как утверждают специалисты, интонация при общении взрослых может нести до 40 % информации, а при общении с ребёнком воздействие интонации увеличивается. Ребёнок обладает «эмоциональным слухом», расшифровывает не только содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему взрослых.

    • Учитесь слушать и слышать ученика

    Учителям часто некогда выслушать ученика, когда у него есть потребность поговорить, а когда учителю надо что-то узнать, ученик уже потерял интерес к разговору, да и, кроме того, ему неинтересно говорить с тем, кто его не слышит.

    • Никогда не упрекайте ребёнка его близкими!

    Никогда не следует упрекать ученика, особенно подростка, за неблагополучие в семье, за поведение родителей, братьев, сестер—этого ученики не прощают учителям!

    • «Возврат эмоций»  

    Осознание своей профессиональной позиции, познание мотивов поступка ученика помогают учителю выйти из плена собственных эмоций и откликнуться на переживания ребёнка.

    Пожалуй, самым важным разделом своего выступления я считаю тему учёта возрастных особенностей детей в педагогической и воспитательной деятельности педагога.

    Младший школьный возраст (6-10 лет). 

    Ведущая деятельность: учебная

    Для младших школьников очень авторитетен учитель. Для  детей характерна привязанность к своему учителю. Они испытывают постоянную потребность в его ласке, тёплом слове и внимательном обращении. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.

    Задача учителя:

    •     завоевать доверие учащихся
    • оказать необходимую помощь ученику в учёбе
    • поддержать его и вселить уверенность в собственные силы и знания

    Подростковый возраст (11-14 лет)

    Ведущая деятельность: коммуникативная (общение со сверстниками)

    «Переходный возраст», «трудный возраст»

    Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с равными себе по возрасту детьми, появляются лидеры. Возникает "чувство взрослости».

    Задача учителя:

    • быть внимательным к внутреннему миру ребёнка
    • проблемы ребёнка решать наедине с ним
    • сформировать нравственные качества личности и познакомить с примерами положительных идеалов        
    • дать возможность к самовыражению, самореализации, принятию самостоятельных решений (интересные классные дела, мероприятия)

    Юношеский возраст (15-18 лет) 

    Ведущая деятельность: учебно-профессиональная  

    У ребёнка осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет.

    Задача учителя:

    Помочь ребёнку с выбором его будущей профессии. В данном возрасте молодые люди испытывают интерес к “вечным ” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Молодежь  решает непростые вопросы, которые связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные  организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д. Все перечисленные  ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.

    ВЫВОДЫ ПО ВЫСТУПЛЕНИЮ:

    1. Любой передовой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нём, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой и выработать свой индивидуальный стиль общения и руководства.

    2. В педагогических конфликтах не бывает до конца «правых» и «виновных», победителей и побеждённых - в каждой педагогической неудаче есть  вина несостоявшегося учителя.

    3. Педагог должен изучать вопросы возрастной и педагогической психологии, проявлять искренний интерес к ребёнку, интересоваться его проблемами и пытаться решить их вместе.

    Современный учитель – это не профессия, а образ жизни. И мы сами должны сделать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на наши уроки.

    Вдохновения Вам, дорогие учителя!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "История формирования и боевой путь Нижегородского ополчения 1812 года"

    Цели статьи: на примере истории формирования Нижегородского ополчения помочь школьникам понять, что важнейшим источником победы в Отечественной войне 1812 года стал патриотический подъём народа; попул...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Школа и семья: пути взаимодействия в современном социально - образовательном пространстве с целью уменьшения отрицательных проявлений в поведении школьников

    В работе даны конкретные рекомендации педагогам и родителям по уменьшению отрицательных проявлений в поведении школьников...

    Семья и школа.Пути взаимодействия и сотрудничества.

    Выступление на родительском собрании. В статье рассматриваются основные формы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей....

    Всероссийская научно-практическая конференция. Статья"Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия".(23.03.2014)

    Статья для участия во Всероссийской конференции "Учитель и ученик: проблемы и взаимодействия". Город Таганрог...

    Семья и школа. Пути взаимодействия и сотрудничества

    На современном этапе развития общества основная цель, поставленная перед российским образованием - достичь нового уровня социализации подрастающего поколения, воспитать нравственного, ответственного, ...

    Статья «Развитие творческих возможностей ученика - путь к литературному образованию». Из опыта работы учителя.

    Решение главной задачи современного урока литературы - формирования интереса к чтению - лежит и в психологической области. Учителю должна быть интересна личность ученика в большей степени, чем личност...

    Статья "Учитель физической культуры и ученик – современные подходы взаимодействия"

    В статье автор рассуждает о современных подходах к взаимодействию "Учитель-ученик"...