Организация работы по профилактике наркомании в школе.
методическая разработка на тему

материал содержит методические рекомендации по организации работы в школе по профилактике наркомании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам, начинающим работу по профилактике наркомании.

Педагог-психолог, воспитатель ГПД

ГБОУ гимназии №330   Невского района

Санкт-Петербурга

Арно Т.В.

Правила:

  1. Получите как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы:
  • Что такое наркотики и наркомания
  • Ситуация в мире, стране, городе
  • Особенности и механизм воздействия на организм человека наркотических средств
  • Характерные проявления у человека при употреблении наркотиков и их последствия
  • Причины, способствующие на употребление наркотиков
  • Мифы о наркотиках в молодежной среде, как они формируются и как их развеять
  • Влияние группы на человека в начале употребления и стратегии противодействия давлению группы
  • Законы в стране, пытающиеся бороться с распространением наркомании
  • Современные способы лечения и методы реабилитации наркоманов, специальные учреждения города, их адреса, телефоны

  1. Нельзя начинать работу с угроз и запретов. Современные «Адам и Ева» так же будут нарушать запреты родителей, учителей. Риск оказаться «белой вороной», стать изгоем в кругу сверстников для ребенка, куда более веский довод, чем угроза рака лёгких через 20 лет.
  • Не вторгаемся глубоко в чужую человеческую жизнь
  • Не имеем права решать судьбу людей, которые находятся под нашей опекой
  • Задаем себе вопрос: откуда я знаю, как правильно?

  1. Не делать из информации о наркотиках сенсацию. Дети так часто слышат об этом, что невольно перестают слышать.

  1. Надо быть готовым к разнообразному большому количеству вопросов со стороны подростков, родителей

  1. Не преувеличивайте опасность, говоря, что любой наркотик вызывает мгновенное привыкание. Получите как можно больше научной информации! Если не знаете ответа на вопрос лучше  - признаться в этом. Давайте детям возможность высказываться и выражать свое мнение.

  1. Перед началом работы – подготовьтесь, не выходите за рамки представлений, которые уже есть у ваших учащихся. Для этого проведите анкетирование и подбор соответствующего материала.

  1. Не рекомендуется упоминать название им неизвестных ранее наркотиков и разъяснять их опасность. Не должно быть конкретных руководств и правил, например, по выращиванию, способов получения и употребления.

  1. Необходимо избегать информации о положительных моментах, которые могут возникнуть при первом употреблении.

  1. Не стоит ссылаться на примеры выдающихся  исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов, «кумиров» молодежи, страдавших наркоманией.

  1. Обратите внимание подростков на то, что:
  • Даже разовое употребление наркотика может негативно отразиться на здоровье, привести к ухудшении внешнего вида
  • Употреблении наркотиков требует огромного количества денег
  • Ни один существующий ныне способ лечения от наркомании не обеспечивает полного избавления от наркотической зависимости
  • Лечение от наркомании стоит очень дорогого. После дезинтоксикации необходимо реабилитация.

  1. При организации работы с родителями необходимо учитывать следующее:
  • Родители часто считают, что их дети ещё маленькие. И ваша работа может быть расценена как преждевременная.
  • Часто родители вообще не верят в то, что их дети вообще могут начать даже курить и отрицают всякую возможность употребления наркотических средств.
  • Родители думают, что единственный способ уберечь своё дитя – это не выпускать его из поля зрения и использовать жёсткий контроль. И на остальные методы не стоит даже тратить время.
  • Бывает, родители не владеют соответствующей информацией и не знают даже о внешних признаках наркотического опьянения.

Успехов Вам в работе!



Предварительный просмотр:

Организация работы по профилактике наркомании в школе.

Педагог-психолог, воспитатель ГПД

ГБОУ гимназии 3330 Невского района

Санкт-Петербурга

Арно Т.В.

Цели профилактических работ:

Создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятия наркотических веществ.

  • Подросткам и их родителям предоставить объективную информацию о наркотических веществах, их воздействие на человека и последствия применения
  • Помочь детям понять, осознать сущность наркотической зависимости и формирование устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умение правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами

Принципы работы:

- комплексное и согласованное взаимодействие органов образовательного учреждения, специалистов ОУ (педагоги, психологи, социальные работники, администрация, медики)

- дифференцированность целей, задач, методов, форм работы с детьми с учетом: возраста детей, степени вовлеченности в наркогенную ситуацию

- формирование у детей представлений о здоровье, как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

- психологических аспект (формирование адекватной самооценки, освоение навыков «быть успешным», самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, прежде всего, перед самим собой)

- образовательный аспект (формирование системы представления о негативных последствиях употребления наркотических веществ)

- социальный аспект (формирование моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ЗОЖ, отрицательного отношения к употреблению наркотиков)

- систематичность

Направления работы:

  1. Работа с детьми:
  • Общая воспитательная педагогическая работа с детьми
  • Работа с детьми «группы риска»
  • Работа с детьми, употребляющими наркотические вещества
  • Работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости
  1. Работа с педагогическим составом:
  • Подготовка учителей к ведению профилактической работы
  • Организационно – методическая антинаркологическая работа
  1. Работа с родителями
  • Информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании
  • Работа с конфликтными семьями (семьями «группами риска»)
  • Психолого – педагогическая поддержка семей, в которых ребёнок начал употреблять наркотические вещества
  • Поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости – находиться на стадии реабилитации)
  1. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркологической профилактики

Этапы работы.

Первый этап: диагностирующий.

Цель: изучение существующих тенденций употребления наркотических веществ

  • Определить степень информированности учащихся  по проблеме
  • Выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков
  • Выводы сделать о степени вовлеченности детей в проблему

Методы работы:

+ опрос, анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в учреждении

Итог: анализ результатов анкетирования о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделение трёх основных групп:

- имеющие опыт употребления

- характерно позитивное отношение к употреблению

- имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению

Второй этап: организационно – практический

Цель: реализация антинаркотических мероприятий в ОУ

  • Предоставить детям, объективную, соответствующую возрасту информацию
  • Обсуждение проблем, связанных с наркоманией
  • Учить детей лучше понимать свои проблемы и критически относиться к поведению в обществе, способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними
  • Обеспечить взаимодействие школы, семьи и внешкольных организаций

Методы работы:

  1. Информационная
  2. Анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций
  3. Организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • Лекции
  • Беседы
  • Семинары
  • Конференции
  • Мини-спектакли
  • Занятия с психологом (тренинги, упражнения)
  • Ролевые и деловые игры
  • Круглый стол
  • Дискуссии
  • Конкурсы творческих работ (рисунки, стенгазеты)
  • Социологические опросы
  • Показ видео материалов, слайдов, посещение выставок, лекций, экскурсий,
  • Создание самостоятельное презентаций

Примерная тематика мероприятий:

  • Спортивные соревнования (осенний кросс, весёлые старты, самая спортивная семья, соревнования классных команд)
  • Соревнования по массовым видам спорта: «Будущее за нами», «Спорт против наркотиков»
  • Классные часы: «Мир в наших руках», «Пивной алкоголизм», «Мир в наших руках», «Не попасть в зависимость», «Учитесь говорить «НЕТ!», «Наше здоровье и болезни», «От пороков – до недугов», «Секреты продления жизни», «Самый классный класс или чуть-чуть о каждом», «Роскошь человеческого общения», «Разговор в подъезде», «Записки из дневника», «Наркомания – это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления», «Я  выбираю жизнь!» «Мир вокруг нас» (разбор жизненных ситуаций)
  • Беседы со школьниками: «СПИД – чума 20 века», «В чем вред курения?», «Опасность «пассивного курения», «От чего мы зависим» «Роскошь человеческого общения», «Подросток и мода», «Кто такие наркоманы?»
  • Общешкольные мероприятия: «День без вредных привычек», «Молодежь  против наркотиков», «Один в поле не воин», «Твой выбор» (диспут), брейн – ринг «Зона риска»
  • Научно – исследовательские и проектные работы учащихся: « Стресс и способы борьбы с ним», «Психология общения», «Роскошь человеческого общения», «Если друг оказался вдруг..» (круглый стол), «В плену иллюзий» (урок вопросов и ответов)
  • Подготовка буклетов, стендов, выставок, стенгазет: «На «игле», «Как стать сильным, красивым и привлекательным», «Моё настроение», написание сочинения - эссе «Здоровье – это..»
  • Родительские собрания: «Проблемы и успехи семейного воспитания», «Дисциплина и управление детьми», «Вредные привычки подростков, их последствия и их профилактика», «Средства и методы воспитания», «как способствовать укреплению здоровья школьника»
  • Урок химии и биологии: «Ударим по врагу его же оружием»
  • Игры: «Осторожно! Наркотики!» (командная), ролевая игра «Мифы о наркотиках», «Суд над наркотиками»

 

Итоги: развитие у учащихся навыков принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивление негативным социальным влияниям, формирование потребности в ЗОЖ, осознание ценности своего собственного здоровья и ответственности за него, повышение уровня психосоциальной адаптации детей, выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотических средств ухода от жизненных проблем

Третий этап: заключительный

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании

  • Выявление недостатков в проделанной работе
  • Определение изменений в личностной позиции учащихся
  • Составление дальнейшего плана работы в этом направлении

Методы:

  1. анализ документации
  2. опрос, анкетирование, беседы

Сравнение результатов первичного и вторичного анкетирование дает возможность изучить характер изменений в отношении учеников к проблеме, к употреблению, выявить факторы, способствующие приобщению подростков к наркотикам. Можно обобщить информацию, накопленную в ходе работы, сделать выводы об эффективности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пресс-конференция по профилактике наркомании в школе "Я выбираю жизнь!

Наркомания – это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя  отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни...

«Организация работы по профилактике наркомании и пропаганде здорового образа жизни в муниципальном общеобразовательном учреждении»

В современном обществе широко обсуждается тема подростковой наркомании. Сегодняшнее время требует нового понимания опасности этого социального явления. Школа должна увеличить потенциальную спосо...

Программа "Профилактика наркомании в школе"

Программа "Профилактика наркоманиив школе" содержит доступный материал для работы социального педагога в школе в системе профилактики социальных зависимостей....

Анализ воспитательной работы по профилактике наркомании за 2010-2011 учебный год

Анализ воспитательной работы по профилактике наркомании за 2010-2011 учебный год...

Организация работы совета профилактики в школе

К, сожалению ( а может быть и нет) до настоящего времени нет единообразия в организации работы Совета профилактики.  Переработав документы, относящиеся к данной теме, посоветовавшист с коллегами ...

Презентация "Организация работы по профилактике ПАВ в школе"

В презентации представлены различные виды и направления работы школы по профилактике употребления ПАВ...

Информация об организации работы по профилактике правонарушений и наркомании в ученической среде. Эффективность реализации профилактических программ.

Информация об организации работы по профилактике правонарушений и наркомании в ученической среде. Эффективность реализации профилактических программ....