"Работа школы по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде"
учебно-методический материал по теме

Сысоева Наталья Васильевна

Раннее выявление и профилактика экстремизма в ученической среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Экстремизм в ученической среде213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Работа ГОУ средней школы № 187 по раннему выявлению и профилактике экстремизма в ученической среде»

          В школе № 187 ведется систематическая работа по раннему выявлению и профилактике экстремизма в детской среде. Потому, что именно дети и подростки в силу целого ряда различных факторов являются одними из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию различных экстремистских проявлений.

          Для более эффективной работы социального педагога, классных руководителей и психолога школы была создана папка, к материалам которой всегда можно обратиться и найти ответы на все интересующие вопросы по этой тематике: экстремизм, рекомендации по проведению работы по профилактике экстремизма в школьной среде, социально-правовые проблемы профилактики экстремизма в молодежной среде, национальная культура в школе, ксенофобия, национализм, толерантность и т.д. Папка постоянно обновляется, пополняется новыми материалами.

          В начале учебного года был составлен план работы школы по выявлению и профилактике экстремизма среди учащихся школы (приложение 1 и приложение 2).

          Наша работа ведется по двум направлениям:

  1. Выявление и работа с выявленными.
  2. Профилактическая работа.

1-ое направление. Выявление и работа с выявленными.

          Одним из важных условий проявления детского экстремизма является участие подростка в неформальном молодежном объединении радикальной направленности.

          Существует определенная группа подростков и молодежи, которая не скрывает своей принадлежности к определенному неформальному молодежному объединению. Это обнаруживается по высказываниям, манере поведения, внешнему виду.

         

  1. Сюда входит ежемесячное мониторинговое обследование учащихся школы. Социальный педагог проводит осмотр внешнего вида учащихся (приложение 3).
  2. Следующий вид работы - анкетирование учащихся.

С ребятами 7-11-х классов был проведен опрос по теме «Неформалы» (приложение 4).

На основании проведенной с учащимися работы можно сделать следующие выводы: в большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познания в области девиантного поведения, неформальных течений, да и неформалов как таковых. В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит, человека, у которого есть определенные проблемы или комплексы, «плохого человека».

Причем, как показало анкетирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учащихся причислял себя к какому-нибудь неформальному течению, но при этом к НМО относили и фанатские группировки (приложение 5).

В одноклассниках-неформалах ученики видят обычного человека, и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрение.

Результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования учащихся в области не только современной культуры, но и субкультуры. Рекомендуется подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществоведения (в старших классах) или классных часах (приложение 6).

Часть подростков и молодежи, участвующих в неформальных молодежных объединениях, прежде всего радикальной направленности, тщательно скрывает свою принадлежность, действуя тайно.

В этом случае, выявление принадлежности подростка к определенному неформальному молодежному объединению в условиях образовательного учреждения требует организованного и регулярного наблюдения за действиями подростка.

Проведение регулярных бесед с учащимися (как групповых, так и индивидуальных), в ходе которых обсуждаются способы организации досуга, жизненные проблемы ребенка, его желания и стремления, позволяет увидеть сферу жизненных интересов подростка и сделать выводы об участии его в неформальном молодежном объединении.

Для проведения мониторинга учащимся 6-8-х и 9-11-х классов были предложены две анкеты, в которых их просили высказать свое мнение о том, мешают ли проведению досуга представители НМО, какие НМО знают учащиеся и вопросы, выявляющие уровень толерантности.

Результаты анкетирования показали:

- учащиеся школы знают о большинстве неформальных молодежных организациях, но эту тему относят к малоинтересной и не играющей большой роли в их жизни;

- к НМО нельзя отнести ни одного учащегося нашей школы;

- уровень толерантности среди учащихся 6-11-х классов достаточно высокий.

     3) Следующий вид работы – тестирование учащихся.

Огромную роль в борьбе с агрессией и экстремизмом  принадлежит формированию у учащихся школы психологии толерантного сознания.

Поскольку психологическая безопасность в школьной среде во многом определяется уровнем толерантности сознания самих школьников, тестирование предлагалось ребятам по теме «Толерантность» (приложение 7).

2-ое направление. Профилактическая работа с учащимися школы, родителями, педагогическим коллективом.

1) Работа с несовершеннолетними. В школе большое внимание уделяется просветительской работе по профилактике экстремистской деятельности:

          - классные часы («Патриотизм без экстремизма») (приложение 8);

          - тренинги с учащимися;

          - Дни Правовых знаний;

          - патриотические общешкольные мероприятия (День снятия Блокады,  

          День Победы и др.);

          - библиотечные уроки («Национализму скажем «НЕТ»!, «Мы разные,  

          но мы вместе»);

          - беседы («Преступление против личности, общества и государства»,  

          «Экстремизм – угроза человеку и государству»);

          - круглые столы («Истоки молодежного экстремизма», «Опасность  

          экстремизма»);

          - Клуб свободного общения для учащихся «группы риска»;

          - организация спортивных праздников.

                    Так же особое внимание уделяется организации досуга детей из

          неблагополучных семей, находящихся в «группе риска». Проводится  

          патронаж семей, трудоустройство и организация зимнего и летнего  

          отдыха детей и подростков из таких семей.

  1. Информационно-просветительская работа с родителями:

- родительские собрания;

- тренинги;

- родительский лекторий («Неформальные объединения в молодежной среде»).

      3) Информационно-просветительская работа с педагогическим составом школы:

          - для классных руководителей был проведен семинар по ознакомлению  

           с современными молодежными субкультурами и анкетирование  

           (анкета прилагается);

           - для педагогического состава проведено производственное совещание

           по теме «Экстремизм» и педагогический совет по профилактике

           экстремизма, национализма и ксенофобии среди учащихся школ;

           - социальным педагогам и классным руководителям для работы

           предлагается технологическая модель работы с подростками из

           неформальных молодежных объединений (приложение 9).

     

                              Социальный педагог                                   Н.В. Сысоева

                              ГОУ СОШ № 187        

Приложение 1.

План работы ГОУ СОШ № 187

по выявлению членов НМО среди учащихся школы

на 2011-2012 учебный год.

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Мониторинговое обследование по выявлению несовершеннолетних, относящихся к неформальным молодёжным объединениям

Ежемесячно

Социальный педагог

Мониторинг проводится на основании внешних признаков

2

  Проведение анкетирования среди несовершеннолетних с целью выявления членов неформальных молодежных группировок в ГОУ

ноябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

3

Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися группы риска, направленной на  выявление членов неформальных молодежных группировок и профилактику участия в НМО

постоянно

Социальный педагог,

педагог-психолог

4

Проведение классных часов "Счастье, когда тебя понимают" (влияние на развитие личности неформальных молодежных объединений) в 7-11-хклассах

апрель

Классные руководители

5

Проведение совещания по ознакомлению педагогического коллектива с новыми неформальными объединениями, распространенными в молодежной среде

ноябрь

Заместитель директора по ВР

6

Проведение родительского лектория Родительский лекторий на тему "Неформальные объединений в молодежной среде"

март

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

7

Анализ состояния работы школы по выявлению учащихся, состоящих в НМО

май

Заместитель директора по ВР

8

Составление плана работы школы по выявлению учащихся, причисляющих себя к НМО

сентябрь

Заместитель директора по ВР, социальный педагог

9

Организация мониторинговых исследований по раннему выявлению и профилактике национализма и экстремизма в детской среде

В течение года

Специалисты Службы социального сопровождения

                 

                                 Директор школы                                           Л.А. Александрова

Приложение 2.

            ПЛАН

работы ГОУ СОШ № 187

по профилактике экстремизма

на 2011-2012 учебный год.

Цель: 

обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения безопасности их жизнедеятельности.

Задачи:

- реализация требований законодательных и иных нормативных актов в области обеспечения безопасности образовательных  учреждений;

- совершенствование теоретических знаний учащихся, педагогов, работников школы, родителей по вопросу противодействия экстремизму и этносепаратизму;

- воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций;

- практическая проверка готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях.

Название мероприятия

Охват участников

Дата

Ответственный

1. Мероприятия с учащимися

1

Мониторинг внешнего вида учащихся с целью выявления принадлежности к неформальным молодежным группировкам

Учащиеся 1-11 классов

 (600 человек)

Ежемесячно

Социальный педагог

2

Урок толерантности в рамках проведения декады толерантности

Учащиеся 1-11 классов

(600 человек)

2-я неделя ноября

Классные руководители

3

Лекция «Твои права и обязанности» в 10-11 классах в рамках Дня Конституции

Учащиеся 10-11 классов

(80 человек)

Декабрь

Учителя обществознания

4

Профилактическая беседа «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

Учащиеся

5-9 классов

Сентябрь

Учитель ОБЖ,

классные руководители.

5

Фестиваль национальностей

Учащиеся

5-7 классов

Ноябрь

Заместитель директора по ВР

6

Мероприятия в рамках Дня Правовых знаний

Учащиеся

7-11 классов

Ноябрь, февраль

Социальный педагог, инспектор ОДН УМВД

7

Просмотр учебных фильмов антитеррористической направленности в рамках недели защиты детей.

9-10 классы

Апрель

Учитель ОБЖ

8

Беседа «Формирование толерантности, культуры мира и профилактики проявлений ксенофобии»

5-9 классы

Февраль

Педагог-психолог

9

Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся.

Учащиеся 1-11 классов

(600 человек)

Сентябрь

Педагог-психолог

10

Подбор тематической литературы для педагогов и учеников.

В течение года

Специалисты Службы сопровождения

11

Уроки по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок у учащихся.

Учащиеся 1-11 классов

(600 человек)

В течение года

Учителя истории, обществознания.

12

Проведение классных часов, профилактических бесед по противодействию экстремизма:

-«Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»;

-«Учимся жить в многоликом мире»;

-«Толерантность – дорога к миру».

Учащиеся 1-11 классов

(600 человек)

В течение года

Классные руководители

I.        Мероприятия с педагогическим коллективом, работниками образовательного учреждения

1

Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма на учебный год.

Педагогический коллектив школы

Сентябрь

Социальный педагог, заместитель директора по ВР

2

Инструктаж работников школы по противодействию терроризму.

Август

Январь

Администрация школы

3

Семинар-тренинг для классных руководителей «Толерантность учителя».

Декабрь

Заместитель директора по ВР

4

Накопление методического материала по противодействию экстремизма.

В течение года

Социальный педагог

5

Распространение памяток, методических инструкций по противодействию экстремизма.

В течение года

Социальный педагог

6

Совещание педагогического коллектива на тему: «Профилактика экстремизма в ученической среде».

Февраль

Администрация, специалисты Службы сопровождения

7

Усиление пропускного режима.

В течение года

Администрация школы

8

Контроль пребывания посторонних лиц на территории и в здании школы.

В течение года

Администрация школы

9

Дежурство педагогов, членов администрации.

В течение года

Администрация школы

10

Регулярный, ежедневный обход зданий, помещений.

В течение года

Администрация школы

11

Обеспечение круглосуточной охраны.

В течение года

Администрация школы

12

Обновление наглядной профилактической агитации.

В течение года

Социальный педагог, заместитель директора по ВР

III. Мероприятия с родителями

1

Лекция «Терроризм и его проявления. Ответственность родителей за участие детей в экстремистской деятельности» в рамках родительского ликбеза.

Родители учащихся 7-8 классов

(60 человек)

Март

Заместитель директора по ВР

2

Распространение памяток по обеспечению безопасности детей.

Родители учащихся 1-11 классов

В течение года

Классные руководители

Приложение 3.

Отчет по выявлению среди учащихся ГБОУ средней школы № 187 лиц, относящихся к неформальным молодежным организациям

(апрель, 2011-2012 учебного года)

          Анализ проводится по внешним признакам и беседам с классными руководителями.

№ п/п

Класс

Фамилия, имя, отчество учащихся, относящихся к НМО

Примечание

1.

Не выявлено

-

2.

Не выявлено

-

3.

Не выявлено

-

4.

Не выявлено

-

5.

Не выявлено

-

6.

Не выявлено

-

7.

Не выявлено

-

8.

Не выявлено

-

9.

Не выявлено

-

10.

Не выявлено

-

11.

Не выявлено

-

12.

Не выявлено

-

13.

Не выявлено

-

14.

Не выявлено

-

15.

Не выявлено

-

16.

Не выявлено

-

17.

Не выявлено

-

18.

Не выявлено

-

19.

Не выявлено

-

20.

Не выявлено

-

21.

10а

Не выявлено

-

22.

10б

Не выявлено

-

23.

11а

Не выявлено

-

24.

11б

Не выявлено

-

Приложение 4.

Анализ работы ГБОУ средней школы № 187 по выявлению и профилактике участия учащихся в НМО за 2011-2012 учебный год.

          В рамках работы по выявлению учащихся, состоящих в НМО, в 2011-2012 учебном году в ГБОУ средней школе № 187 проводилась следующая работа:

- ежемесячный мониторинг учащихся, состоящих в НМО;

- индивидуальная работа специалистов школьной Службы сопровождения с учащимися «группы риска» и учащимися, причисляющими себя к НМО;

- классные часы по теме «Неформалы» (7-11 классы);

- родительский лекторий по ознакомлению родителей 6-11 классов с современными неформальными молодежными группировками;

- ознакомление классных руководителей с современными НМО;

- анкетирование учащихся 5-11 классов по выявлению учащихся, причисляющими себя к НМО;

- в школе работает «Клуб свободного общения» для учащихся «группы риска» (проводится психологом школы и приглашенными специалистами).

          По результатам работы можно сказать, что в школе нет учащихся, причисляющих себя к НМО.

          Предложения на 2012-2013 учебный год:

  1. Продолжить работу в «Клубе свободного общения» с учащимися «группы риска».
  2. Совместно с инспектором ОДН провести игровые профилактические мероприятия в 7-9 классах.
  3. Провести информационные совещания с родителями и классными руководителями по ознакомлению с новыми неформальными молодежными группировками.

Приложение 5.

Анализ анкетирования, проведенного в ГБОУ средней школе № 187,

по выявлению среди учащихся представителей НМО,

в 2011-2012 учебном году.

          В рамках выявления среди учащихся школы представителей НМО с 12 по 16 декабря 2011 года среди учащихся 6-11 классов, их классных руководителей проведено анкетирование по проявлению экстремизма и выявлению отношения учащихся к НМО.

          Анкетирование прошли 13 классных руководителей и 273 учащихся 6-11 классов.

          Рассматривались следующие вопросы:

- мешают ли проведению досуга представители НМО;

- какие НМО знают учащиеся;

- вопросы, выявляющие уровень толерантности.

          Результаты анкетирования показали:

  1. Учащиеся школы знают о большинстве НМО, но эту тему они относят к малоинтересной и не играющей большой роли в их жизни.
  2. К НМО нельзя отнести ни одного учащегося нашей школы.
  3. Уровень толерантности среди учащихся 6-11 классов достаточно высокий.

Приложение 6.

Отчет по анкетированию учащихся старших классов, направленному на выявление среди учащихся старших классов членов неформальных молодежных объединений

в 2011-2012 учебном году.

          Среди учащихся старших классов было проведено анкетирование, с целью узнать, что же в принципе известно ученикам 10-11 классов о неформальных течениях.

          Анкетирование проводилось по следующим вопросам:

  1. Кто такой неформал?
  2. Какие причины, на Ваш взгляд, вынуждают молодых людей объединяться в неформальные группы?
  3. Что объединяет людей, состоящих в неформальных группах?
  4. Какие молодежные неформальные течения Вам известны?
  5. Как Вы относитесь к тем или иным неформальным объединениям?
  6. Причисляете ли Вы себя к какому-либо молодежному течению?
  7. Как, по-вашему, общество воспринимает неформалов?

          На основании проведенной со старшеклассниками работы можно сделать следующие выводы:

- В большинстве своем ученики имеют довольно ограниченные познания в области девиантного поведения, неформальных течений и неформалов как таковых.

- В большинстве своем в неформале ученики видят человека не похожего на них, а значит, человека, у которого есть определенные проблемы или комплексы, другими словами, «плохого человека». Причем, как показало тестирование, в каждом из опрашиваемых классов хотя бы один из учеников причислял себя к какому-нибудь неформальному течению, но при этом  к НМО относили и фанатские группировки.

- В одноклассниках-неформалах ученики видели обычного человека, и им была безразлична его внешность, музыкальные пристрастия и мировоззрения.

          Результаты анкетирования наглядно демонстрируют необходимость информирования старшеклассников  в области не только современной культуры, но и субкультуры.

          Рекомендуется подробнее рассмотреть этот вопрос на уроках обществознания или классных часах.

Приложение 7.

Тест 1. «Насколько вы толерантны?»

          Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

  1. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а. 

Ключ к тесту.

0-4 очка:

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков:

 Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

 14-18 очков:

Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Тест 2. «Проявляешь ли ты толерантность?» 

          Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

1.  Для того чтобы не было войны…

а) нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) нужно понимать, почему они происходят.

2.  В школе проходит акция «Милосердие»…

а) это тебя не интересует;

б) пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3.  Ты противостоишь насилию…

а) насилием;

б) ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4.  Один товарищ тебя предал…

а) ты мстишь ему;

б) ты пытаешься объясниться с ним.

5.  Видишь, когда сильный обижает слабого…

а) равнодушно проходишь мимо;

б) вмешиваешься.

6.  Ты не согласен с кем-то…

а) ты не даешь ему говорить;

б) ты все-таки слушаешь его.

 

7.  Учитель ждет ответа учащегося…

а) кричишь с места;

б) даешь возможность ответить другому.

 

8.  У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

а) ты не общаешься с ним;

б) помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту.

Если у тебя одни «б»:

Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»:

Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»:

Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично,  и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Приложение 8.

План-конспект

классного часа на тему: «Патриотизм без экстремизма»

Занятие для учащихся 8-11 классов.

Учебно-воспитательные цели: дать представление о явлении экстремизма на примере движения скинхедов и фашизма, его причинах и негативных последствиях, дать представление о патриотизме и о поступках, в которых он проявляется; формировать уважительное отношение к людям независимо от их этнической, культурной или религиозной принадлежности.

Время лекции: 45 мин.

Содержание.

Вводная часть.

Введение понятия экстремизма.

Основная часть.

1 раздел. Причины появления движения скинхедов в мире и в нашей стране.

2 раздел. Природа фашизма, проявление фашистской идеологии в движении скинхедов.

3 раздел. Основы патриотизма: воспитание себя как зрелой личности, построение крепкой семьи, профессиональный вклад в развитие своей страны.

Заключительная часть.

Определение понятия патриотизма, вывод о необходимости конструктивных поступков на благо Отечества.

Патриотизм без экстремизма

Сегодня молодые люди стремятся стать настоящими патриотами своей страны и помочь развитию и процветанию нашей Родины. Однако многие неверно понимают значение слова «патриотизм» и порой совершают поступки, которые патриотическими не являются. На этом занятии речь пойдет о «патриотизме» и «экстремизме». В чем разница?

В Большой Советской Энциклопедии экстремизм определяется как приверженность к крайним взглядам и мерам.

Для наглядности рассмотрим проблему экстремизма на примере движения скинхедов. Кто они: патриоты или экстремисты?

Интересно, что самые первые скинхеды не были националистами. Они появились в Англии в 1968-1969 гг., и среди них были как белые, так и черные. Скинхеды "первой волны" были субкультурой рабочих районов Британии. Скинхеды слушали "музыку черных" стилей: ска, реггей и рок-стеди. Любимыми певцами скинхедов были чернокожие Дезмонд Декер (ска) и Лорил Эткин (реггей). Именно скинхеды "открыли" и сделали мировой звездой легендарного певца реггей Боба Марли. Даже сама прическа скинхедов была скопирована с прически чернокожих "руди-бойз" (молодежная субкультура Ямайки).

«Первая волна» скинхедов исчезла примерно к 73-му году, так как многие из них обзавелись семьями и перестали принимать активное участие в своем движении.

В конце 70-х гг. в Англии разразился сильный экономический кризис. Целые графства превратились в "зоны социального бедствия", появилось много безработных, в том числе среди молодежи. Дети безработных, сами безработные, многие подростки не видели никаких перспектив, и единственным развлечением для них было подраться с себе подобными. Они стали одеваться специально для драки: бритая или стриженая "под ноль" голова – чтобы противник или полиция не могли схватить за волосы; короткие куртки без воротника – с той же целью; прочные черные джинсы, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые армейские ботинки, которые можно использовать как оружие в драке. Они также стали называть себя скинхедами.

В дополнение к этому, с конца 70-х годов в Великобритании активизировались неофашисты. Они стали обвинять во всех проблемах не правительство, как обычно делают люди, а иммигрантов – «цветных»: мол, понаехали тут всякие, заняли наши рабочие места. Неофашисты начали активно работать среди скинхедов, и выделять деньги на создание скин-клубов. Скин-группы стали петь песни на откровенно расистские темы. Появилось понятие "наци-скин".

В ответ на это скинхеды «первой волны», озлобленные тем, что их стали называть «фашистами», выступили против наци-скинов. На улицах британских городов развернулись ожесточенные схватки между «старыми» и «новыми» скинхедами. Результатом этих уличных столкновений стало появление двух скин-движений - с одной стороны, наци-скинов («новых»), с другой – «ред-скинз», «красных скинов» («старых»). Часто «ред-скинз» носят шнурки красного цвета - чтобы сразу отличать своих от врагов. Крупнейшая организация «ред-скинз» получила название SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice – скинхеды против расовых предрассудков).

После распада Советского Союза в России к середине 90-х годов скинхеды вдруг сразу становятся если не массовым, то многочисленным и заметным явлением, и к началу 2006 года в России насчитывалось уже не менее 50 тысяч скинхедов. Для сравнения: во всех остальных странах мира существует около 70 тысяч скинхедов. В европейских странах количество ред-скинз и наци-скинов примерно одинаковое, но в России, практически, все скинхеды являются националистами, причем не редко весьма агрессивными. Что привело к этому? Какие события в нашей стране так сильно повлияли на развитие движения скинхедов?

Одной из причин того, что многие даже вполне нормальные молодые люди стали скинхедами, является то, что в начале 90-х годов у них, практически, не было возможности стать частью какой-либо молодежной группы, имевшей патриотическую идеологию. А ведь это чрезвычайно важно для молодых людей, находящихся в поисках цели жизни и своего предназначения, настроенных на вдохновенное служение интересам Родины. А подхватить это вдохновение оказалось на тот момент практически некому, кроме экстремистов.

Неслучайно значительную массу движения скинхедов составляют подростки, твердо верящие в то, что таким образом они служат отчизне. Их часто волнует, что думают друзья-скинхеды. И им трудно противостоять мнению толпы.

Посткоммунистический кризис вызвал психологическую, духовную, катастрофу: гласность и свобода обнажили духовный кризис личности и семьи, который уже не мог сдерживаться старой бездуховной идеологией. Кто-то в этой ситуации занялся духовным развитием себя, находя ответы в религии, а кто-то пошел по пути поиска «козла отпущения». Кроме того, лишившись привычного образа жизни, население России стало приходить в отчаяние. Преступность, алкоголизм и наркомания захлестнули страну. Семейные скандалы и насилие в семье, побеги детей из дома из-за голода, побоев и невыносимых условий существования (так же, впрочем, как и отказы от детей) стали массовым явлением. По оценкам Московского исследовательского центра по правам человека,  в России около 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома по причине домашнего насилия. Московская хельсинская группа сообщила, что жертвами домашнего насилия каждый год становятся примерно 2 млн. детей младше 14 лет. Это безумно много, если вспомнить, что социальные бедствия таких масштабов раньше у нас были только после Гражданской войны 1918-1921 гг.

Параллельно с развалом экономики шел процесс реформации системы образования и воспитания. Так получилось, что в 90-х годах система образования в России во многом перестала уделять должное внимание воспитанию в школе нравственных качеств личности. Вместо всего наследия человечества дети стали получать лишь частичное, узкое образование, цель которого – приобретение специальности и нахождение своего места в экономической системе. С одной стороны, такое специализированное, нацеленное на профессию образование дает большой объем знаний, необходимых для благополучного существования в современном мире. Однако, с другой стороны, такое образование связано только со средствами к жизни, но не с ее целями. Ясное видение жизненных целей является совершенно необходимым. Как известно, процесс «академизации» образования сопровождался катастрофическим взлетом детской и подростковой преступности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, эпидемиями заболеваний, передающихся половым путем.

Позиция СМИ оказалась довольно размытой и безоценочной в отношении экстремистов. Часто и довольно долго в рассказах о погромах, которые устраивают западные скинхеды, журналисты предпочитали просто констатировать этот факт, не давая оценки поступкам экстремистов. С другой стороны, СМИ вообще ничего не говорили об аналогичной проблеме в России. Такая политика замалчивания по отношению к скинхедам со стороны СМИ привела экстремистски настроенную молодежь к мысли о безнаказанности.

Помимо этого, в начале 90-х годов в России появляются неофашистские организации, которые стали, открыто пропагандировать фашистскую идеологию в нашей стране. При этом подобные организации навязывают неискушенным людям свою идеологию, признанную во всем мире античеловеческой. И есть люди, которые им верят. Потому что не знают истории. Подумайте сами: время, отведенное в школе на изучение Великой Отечественной войны, было сокращено. Поэтому сейчас многие школьники мало знают о фашизме и о глобальных последствиях нацистской риторики.

Таким образом, в первую очередь духовные, социальные изменения реально стояли за развитием экстремизма в России. Можно сколько угодно говорить о политических изменениях страны (распад Советского Союза, война в Чечне) и соответствующих им законных или незаконных действиях в отношении людей неславянского происхождения (аресты, проверки документов, депортации и т.д.). В первую очередь, идеологический вакуум, кризис семьи и неблагоприятные социально-экономические условия подстегивают развитие экстремизма в таких странах, как Россия, США, Англия, Испания. Политика, в свою очередь, усугубляет существующую проблему.

Понимая главные причины расцвета экстремизма в стране, нам в первую очередь необходимо разобраться, что в идеологии экстремистов, нео-фашистов, скинхедов не так, а затем проанализировать свои взгляды и ценности в отношениях с людьми. Спустя 60 лет после Второй мировой войны наше поколение уже не только не помнит, но и не знает всех кошмаров фашизма. Что он из себя представляет и в чем его опасность?

Фашизм - форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия, а также систему массового террора, широко использующую национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.

Фашизм отринул основные философские тенденции XVIII и XIX веков, делавшие упор на личную свободу и всеобщее равенство. Наоборот, главной ценностью провозглашалась нация. Согласно фашистской идеологии вся жизнь подчинена дисциплине и исполнению долга и полностью управляется государством.

Муссолини стал одним из первых фашистских диктаторов, пришедших к власти в Европе в 1920-е годы. В Италии все политические партии, кроме фашистской, были запрещены. Пресса и книги подвергались цензуре. Были переписаны школьные учебники. Воспитание мальчиков предполагало, что они станут солдатами. Дети вступали в организацию юных фашистов. Муссолини организовал тайную полицию и устроил концлагеря для своих противников.

Гитлер пришел к власти во время сильного экономического кризиса в Германии и на волне исторической обиды немцев на страны-победительницы по итогам первой мировой войны. Когда многие люди страдали от нищеты, Гитлер предложил им возможность хорошо жить за счет других и взять реванш за унизительное поражение Германии в первой мировой войне. Ведь Германия и её бывшие союзники были лишены значительных территорий, принуждены платить большие репарации, существенно ограничить свои вооруженные силы. В основу своей философии Гитлер поставил идею о существовании в далеком прошлом мифического арийского племени, которое, по словам Гитлера, состояло из «настоящих» людей, в то время как все остальные в его глазах людьми не считаются. И Гитлер провозгласил, что немцы – это потомки этого племени «настоящих людей», а поэтому для установления собственной гегемонии немцы  призваны порабощать или даже истреблять другие народы. Такая уродливая философия привела к многочисленным зверствам, которые фашисты устраивали во всех завоеванных странах.

Властью не только игнорировались, но и на совершенно законных основаниях нарушались права человека, в том числе и немцев. Например, запрещались браки между немцами и евреями. А если у человека уже семья и дети? Все приносилось в жертву идее расовой чистоты. Кстати, говорить о национальности или расе зачастую можно лишь довольно условно, так как в истории все народы неоднократно перемещались и смешивались друг с другом. Подобная участь не обошла и немцев.

Главная проблема фашизма коренится в нетерпимости и неуважении к другому человеку и его взглядам. В конечном итоге нетолерантное отношение неминуемо приводит к насилию по отношению ко всем инакомыслящим.

Так, от националистических лозунгов («немцы должны осознавать превосходство арийской расы и хранить расовую чистоту») и таких же законов Гитлер привел Германию к международной агрессии. Заставив немцев чувствовать свое превосходство, фашизм из националистической идеологии превратился в воинствующую философию, легшую в основу страшных международных преступлений во всем мире.

В документах приведены слова, с которыми Гитлер обращался к солдатам Восточного фронта. Говоря о нашей стране, Гитлер призывал немцев к убийствам, к уничтожению нашего народа.

Примером бесчеловечности фашизма может служить Хатынь: все жители этой белорусской деревни были заживо сожжены, включая младенцев и стариков. В фашистских концлагерях погибло более 11 миллионов человек. В одном только Бухенвальде было убито 250 тысяч человек, включая немецких военных, отказавшихся служить Гитлеровской Германии и осужденных военным трибуналом. Одним из самых страшных концлагерей был Освенцим, располагавшийся на территории оккупированной Польши. В нем по разным оценкам погибло от 1,5 до 4,5 млн. человек, людей самых разных национальностей, включая Советских гражданских лиц и военнопленных. Людей здесь сжигали в печах и травили в газовых камерах, они умирали от непосильного труда, голода и многочисленных болезней. Над живыми людьми проводили жестокие эксперименты. Такова природа фашизма.

Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех, потеряв 35 млн. человек.

О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашистская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу - ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам.

К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию. Так в 2001 году экстремистами был устроен погром на Царицынском рынке, во время которого несколько человек погибло. При этом среди пострадавших оказались также женщины и дети. О гибели детей и подростков неславянского происхождения мы узнаем все чаще и чаще. Никакие философии и идеи не могут оправдать подобную жестокость.

Давайте зададимся вопросом: можно ли считать эти действия проявлением любви к Родине? А как насчет самой Родины: гордится ли она этими поступками? Награждают ли руководители страны скинхедов и идеологов экстремизма за особые достижения в деле служения интересам Родины? Нет. Именно поэтому экстремизм не является выражением патриотизма и любви к Родине. Страна стыдится экстремизма. Народ, в стране которого царит разгул экстремизма, не может жить в спокойствии, потому что жизнь любого человека здесь находится под угрозой.

Тогда каких людей отечество признает истинными патриотами? Сограждане ценят и помнят людей, проявивших зрелость характера, миротворчество, любовь к Родине и людям, сопереживание и самопожертвование. В этом проявляется настоящий патриотизм. Родина – это все люди, которые живут в моей стране, и никто не должен приноситься в жертву ради счастья и благоденствия одной группы людей, не важно – представляет она большинство населения или нет.

Например, всем известно имя Леонида Рошаля, который во время терактов на Дубровке в 2002 году и в Беслане в 2004 году добровольно ходил к террористам и договаривался об освобождении заложников. В этом поступке проявилась не только зрелость характера, но и настоящий патриотизм, желание помочь своим согражданам, оказавшимся в страшной ситуации. Чтобы совершить такой поступок, человек должен уметь чувствовать горе людей, как свое собственное. Это называется способностью к эмпатии, т.е. умением понять другого, посредством сопереживания и мысленной постановки себя на его место. Заметьте, Леонид Рошаль не интересовался, сколько среди заложников русских и сколько нерусских. За такой поступок Россия считает Леонида Рошаля героем, а весь Западный мир – достойным примером для подражания, о чем явно говорит присужденная доктору почетная премия «Европеец года-2005».

Также достойно уважения и патриотично желание человека создать крепкую семью и воспитать своих детей достойными гражданами своей страны. Такое отношение к жизни укрепляет семейные и нравственные ценности, духовные основы отечества. Вообще, не секрет, что построить гармоничные отношения в семье очень непросто, а тот, кто этого все-таки добился, достоин всеобщего уважения.

Об отношении мирового сообщества к международным или межрасовым бракам даже и говорить не приходится. В таких семьях объединяются не только грани темпераментов, но и различные исторические, национальные и расовые черты, что, несомненно, содействует становлению мира и дружеских отношений между народами.

В любой стране высоко ценятся профессионалы, которые своим трудом помогают государству развиваться и достигать процветания. Учиться и работать ради будущего своей страны – лучшее, что может сделать настоящий гражданин и патриот. Россия гордится людьми, внесшими значительный профессиональный и творческий вклад в конструктивное развитие культуры, экономики, спорта, здравоохранения, политики, образования страны.

Никита Михалков – известный режиссер, творчество которого вдохновляет людей к раскаянию и глубокому размышлению о цели своей жизни, о судьбе нашей страны. Поэтому он удостоен многих наград и премий известных киноакадемий.

Патриотизм – это совокупность выше названных основных факторов, потому что воплощение именно этих жизненно важных целей позволяет стране развиваться. Гитлер пришел к власти в Германии, стремясь сделать эту страну высокоразвитой и влиятельной. В итоге он превратил ее в руины. Германию потом восстанавливали всем миром, только поэтому она смогла быстро развиться до современного уровня.

Как видно из определения, патриотизм – это любовь к своей Родине, которая выражается в конструктивных делах и значимых достижениях. Однако если в сердце человека только темные предрассудки и вражда к другим народам, то, сколько бы он ни говорил о любви к Родине, стране от этого лучше не станет. Вражда и ненависть способны привести только к разрушению, чем и отличаются национализм и шовинизм от патриотизма. Иными словами, патриотизм – это любовь к стране, а экстремизм – это ненависть к людям. Поэтому настоящий патриот никогда не станет экстремистом.

Приложение 9.

Технологическая модель работы с подростками из неформальных молодежных объединений в образовательном учреждении.

          План работы классного руководителя на учебный год должен включать в себя систему мероприятий, отражающих профилактику вовлечения подростков в неформальные молодежные объединения (первичную профилактику) и специальную работу с учащимися – членами неформальных молодежных объединений, содействуя им в переориентации с антисоциальной деятельности на просоциальную (вторичную профилактику).

          В план работы необходимо включать посещение учителем лекций, семинаров, организованных с целью расширения сферы знаний о молодежных субкультурах, а также проведение родительских собраний.  

          Профилактическая работа с учащимися должна отличаться высоким уровнем субъективации и индивидуализации их деятельности, опираться на апробацию ими ролей организатора, артиста, воспитателя, учителя. В подобном контексте расширяется диапазон социальных ролей, которые осваивает школьник. Профилактическую работу следует реализовывать непосредственно в просоциальных коллективах: учебных классах, школьных клубах, где у подростка формируются навыки конструктивного сотрудничества, рефлексии.

          Профилактический тренинг и индивидуальное консультирование приобретают основополагающее значение в формировании у подростков (в том числе и членов неформальных молодежных объединений) навыков спонтанного самовыражения, развития эмоционально-волевой интеллектуальной, поведенческой сфер.

          Системная работа в образовательном учреждении с подростками – членами неформальных молодежных объединений подразделяется на следующие формы:

- индивидуальную,

- микрогрупповую,

- групповую,

- коллективную (в классе, школьном клубе).

 

          Технологическая модель работы с подростками из неформальных молодежных объединений предполагает не узконаправленную деятельность по «выводу» учеников из-под влияния «неформалов», но на основе глубокого изучения личности оценку их актуального состояния, возможных перспектив развития, ориентацию на совокупность трех направлений: психологического, социального, педагогического с целью переориентации на просоциальный жизненный путь.

          В случае, когда в одном классе выявляется микрогруппа неформалов, важно использовать механизмы дезорганизации (разрушение структуры асоциальной группы) и реорганизации (изменение направленности группы). Не следует обольщаться по поводу «позитивной социальной активности агрессистов»; находясь в лоне неформальных молодежных объединений, подростки чаще склонны нарушать моральные, правовые нормы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"

Выступление на родительском собрании "Профилактика экстремизма в молодёжной среде"...

Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде.

Задачей  в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является:§  формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов бо...

Воспитание патриотизма, толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде

Доклад о содержании деятельности по формированию принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма, а также о формах работы в данном направлении...

Классный час 5-11 классы Профилактика экстремизма в молодежной среде "Мы против экстремизма!!!"

Мы против экстремизма!!! Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1. Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрица...