ОРГАНИЗАЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ
опыты и эксперименты на тему

Михмель Вера Ивановна

 В последнее время в век глобальных техногенных изменений природы, в век высоких технологий и увеличивающегося объема информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья подростков. И, конечно, нашей основной задачей является: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Организация такого воспитательного процесса, который направлен на развитие здоровья учащихся и студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ

        Проблема сохранения здоровья учащихся имеет многовековую историю. Когда – то еще древние греки высекли на камне: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай». Забота, о здоровье воспитанников – это важнейший труд учителя и воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

        Понятие «человек», «жизнь», «здоровье» взаимосвязаны и взаимозависимы.

        В последнее время в век глобальных техногенных изменений природы, в век высоких технологий и увеличивающегося объема информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья подростков. И, конечно, нашей основной задачей является: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни. Организация такого воспитательного процесса, который направлен на развитие здоровья учащихся и студентов.

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспосабливаться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

        Чем выше активность и противостояние негативному воздействию из вне, тем успешнее протекает адаптация учащихся и студентов к новому месту жительства и учебы.

Я рассматриваю понятие «здоровье», как многоаспектную категорию, состоящую из четырех компонентов:

  • здоровье физическое;
  • здоровье социальное;
  • здоровье психическое;
  • здоровье духовно-нравственное.

Физическое здоровье

Готовясь к этому выступлению я обратилась к мед. работникам первого и второго корпусов с просьбой провести анализ состояния здоровья  учащихся и студентов, проживающих в общежитии. Оказалось, что каждый пятый имеет хронические заболевания (из 229 проживающих – 39). На такой расклад состояния здоровья влияет множество факторов: и экология, и образ жизни, и качество питания, и безответственность некоторых родителей.

Что же делается в общежитии для развития физического здоровья детей?

По плану работы, каждый вторник и четверг, традиционно считаются спортивными днями, нам в эти дни на 1,5 часа предоставляется спортзал техникума. В первом полугодии мы уже провели спортивную эстафету «Весёлые старты» (сентябрь - октябрь), в которой приняли участие практически все проживающие по определённому графику, соревнования по настольному теннису (ноябрь) и игры по мини-футболу (декабрь).  Опыт показывает, что сложен организационный момент, но когда дети попадают в спортзал, им всё очень нравится, у них загорается дух соревнования, а по исходу отведенного времени их невозможно удалить из зала.

Кроме спортивных дней, ребята имеют  возможность, в общежитии, ежедневно заниматься в  теннисной  комнате и тренажерном зале, заниматься в кружке по вышивке.

 Занятость в спортивных секциях и наших спортивных помещениях  составляет  148 человек, а это около 65%, проживающих студентов. Работа по привлечению учащихся и студентов к спорту ведется постоянно, т.к. оставшиеся 35%  - это большое количество молодых людей, которые остаются не вовлеченными, а значит, являются потенциалом для секций техникума.

Психическое здоровье

Общежитие – особый мир, в котором наши проживающие за период обучения находятся достаточно большое время.  Здесь,  они не только учатся, но и радуются, принимают различные решения, выражают свои чувства, формируют свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо. Таким образом, психическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности. Какую же характеристику я, как воспитатель, могла бы дать психически здоровому человеку: это, прежде всего жизнерадостный и веселый, творческий и открытый, познающий себя, окружающий мир, не только разумом, но и чувствами. Этот человек полностью принимает самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Психическое здоровье – это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, гармония с природой и окружающими людьми.

В настоящее время в общежитии проживает 229 человека. А на момент заселения в сентябре их было около 238 человек. Прожив, буквально один месяц некоторые поняли, что не могут жить совместно по 2-3-4 человека, не могут принять режима проживания и правил, которые необходимы в условиях студенческого общежития. Другие же, живут друг с другом все годы обучения без ссор и обид. В последующем становятся друзьями на всю жизнь, некоторые образуют семьи.

И здесь можно говорить о ситуации требующей мобилизации  ресурсов личности. Мы – воспитатели, совместно с комендантом делаем все, чтобы поместить детей в нормальные условия проживания. При заселении учитывается многое: и курс обучения, их личное знакомство ранее, их  интересы. В стенах общежития мы стараемся удовлетворить социальные потребности в общении, психологические потребности в уважении  своего достоинства, к его чувствам и переживаниям, интересам и способностям.

Какие же здесь используются направления?:

  1. Изучение психодиагностики проживающих, по данным мониторинга, проводимого нашими психологами. Это позволяет выявить психоэмоциональное состояние, заселенных в общежитии студентов, уровень тревожности и адаптацию обучающихся в условиях общежития. На сегодня можно сказать, что психоэмоциональное состояние является удовлетворительным, уровень тревожности составляет – 4% , адаптированы к условиям проживания 100% студентов, проживающих в общежитии.
  2. Психокоррекционная работа. Она включает в себя решение конкретных проблем проживающих, их поведения и самочувствия. Т.о. по нашим рекомендациям психологи вели работу с 14 проживающими.
  3. Консультирование и просвещение. Встречи с психологом спланированы в годовом плане и проходят регулярно 1 раз в месяц по заданным нами темам.

В частности, в этому году, были освещены следующие темы:

  • основы психогигиены;
  • межличностные конфликты в общение подростков;
  • чувство взрослости – что это такое?
  • психология цвета
  • воздействие рекламы на психику человека;
  • любовь и ревность.

Комплекс подобных занятий помогает формировать у детей положительное само-отношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния.

Социальное здоровье

        Проблема формирования социального здоровья, проживающих в общежитии, является приоритетной и актуальной в нашей работе. Основными направлениями в этой работе является:

  1. Профилактика асоциального поведения проживающих. Были озвучены темы: «Культура поведения в общежитии», «Толерантен ли я?», «Межличностные конфликты в общении подростков», «Наркомания в юношеском возрасте» - видео-час. Регулярно проводятся рейды по профилактике нарушений  правил проживания, нарушений  режима в ночное время.
  2. Индивидуальная работа с отклонениями в поведении проживающих. Регулярно с нарушителями дисциплины проводится индивидуальная работа, которая отображается в тетради индивидуальных работ.  При необходимости, делаются звонки родителям или приглашения на личную беседу.
  3. Охранно-защитная деятельность. В общежитии действует пропускная система, с нами работает 4 дежурных вахтера, хорошо понимающие специфику работы с подростками в  студенческом общежитии,  и очень добросовестно относящиеся к своей работе. С 22 часов до двух часов работает ночной воспитатель. И конечно, большую помощь в работе воспитателей  оказывают камеры видеонаблюдения.
  4. Просветительская деятельность. Она включает в себя и библиотечные уроки по различным темам, и встречи с мед. работником, направленные на профилактику здоровья, проживающих в общежитии, и встречи с психологом. Все мероприятия проходят строго по плану работы на год.
  5. Сотрудничество с семьей. Это большая работа по устранению нарушений проживания в общежитии учащихся и студентов с помощью родительского участия, а также устранению факторов семейного неблагополучия.
  6. Сотрудничество с руководителями групп. Такое сотрудничество позволяет составить полное представление о подростке, как об ученике, так и человеке во вне учебного процесса, найти правильный подход к решению, как проблем учебных, так и связанных с проживанием в общежитии. К сожалению, наблюдается увеличение числа неполных семей учащихся и студентов, проживающих в общежитии. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают должностного внимания со стороны родителей.

Считаю,  что именно такое единение психолого-педагогического, медико-профилактического, социально-адаптационного, воспитательного аспектов жизнедеятельности общежития, позволяет обеспечить оптимальные условия для социального становления и формирования здорового образа жизни проживающих.

Духовно-нравственное здоровье

Обновление общественных отношений в современном Российском обществе влечет за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, которые становятся не только регуляторами жизнедеятельности общества, но и приоритетным направлением в формировании личности. Это предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значения имеет духовное здоровье, гражданственность.

Для достижения цели: формирование нравственно-здоровой личности, в общежитии, согласно плану работы,  проводится много различных внеурочных мероприятий. В этом году их всего проведено 22. Воспитателями 13.

Темы разные: «Культура поведения в общежитии», «Музыкально-поэтический вечер, ко дню рождения С. Есенина».

Час общения «Ваш профессиональный выбор».

Творческий вечер «История танца».

Аукцион мнений «Умею ли я, любить!».

Был проведен митинг «День памяти А. Цуркана».

Во втором полугодии воспитатели общежития  показали открытые мероприятия «Праздник Рождества» и «Мы мужчины – хоть куда». Один  раз в месяц проводятся дискотеки.

Эти мероприятия четко отражают хорошие взаимоотношения, между ребятами и  нами, воспитателями, показывают способности и таланты наших воспитанников, их ответственность и понятие важности таких дел. Радует то, что есть такие энтузиасты, которые сами ставят танцы, создают номера самодеятельности, предлагают себя в качестве участников наших мероприятий. И надо сказать, что большинство проживающих в общежитии ребят, подходят под статус «здоровый человек». Мы с благодарностью относимся к людям-педагогам нашего техникума, которые оказывают неоценимую помощь в нашей работе: это и библиотекари обоих корпусов, это и психологи, это и преподаватели физ. воспитания, это и медработники. И нас очень поддерживают наши руководители. Именно такой тендем может сохранить и развить здоровье наших учащихся и студентов. Понятие «здоровье человека» - многоаспектная категория. Это производная от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений. А Мы, стараемся помочь и осознать молодежи идеи здоровой и мирной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, быть созидателем в окружающем его мире. Однако в нашем обществе зд...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из опыта работы)

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса...

Памятка студенту, проживающему в общежитии

Общепринятые правила проживания студентов в общежитии....

"Формирование здорового жизненного стиля у студентов, проживающих в общежитии"

   Цели программы профилактики употребления ПАВ создание условий:·        Препятствующих распространению наркотиков и создание образовательной среды...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса (из личного опыта)

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. При это...