Главные вкладки

    Социализация учащихся
    материал (5 класс) на тему

    Ларионова Регина Юрьевна

    Вашему вниманию предоставляется статья на тему: "Социализация учащихся в общеобразовательной школе". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_konferentsii.docx51.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социализация учащихся – важнейшая задача учителя

    Ларионова Регина Юрьевна, учитель английского языка

    МБОУ «СОШ №58» г. Набережные Челны

    Процессы, происходящие в современном обществе, актуализировали интерес к развитию человека в конкретной социокультурной среде, к условиям социализации личности. Общество характеризуется «открытостью», многофакторностью и разнонаправленностью влияний на подрастающее поколение, неся потенциал воздействий и возможностей развития человека.

    Общеобразовательная школа как одна из основных сфер становления и развития личности призвана формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся за результаты своей деятельности, то есть социально-значимые качества, определяющие современное качество образования.

    Учитель выполняет в этом процессе ключевую роль: он контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств; анализирует характер оказываемых на него влияний. Учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных обстоятельств. Работа учителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения.

    В современном динамично развивающемся мире очевидна потребность в разработке программы социального воспитания подрастающего поколения, которая могла бы применяться в системе общего образования.

    Прежде чем приступить к разработке программы социального воспитания, необходимо разобраться, что же именно представляет собой «социализация».

                Термин «социализация»,  несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Он используется специалистами из разных областей знаний — философии, психологии, социологии, педагогике — и имеет, как правило, значение включения, вхождения, встраивания человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе.

     Однако термин «социализация» часто приравнивается к понятию «адаптации». Так в структурно-функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро – и микро – социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом – т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте. Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу,. К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих потенций и творческих способностей. Индивид мыслится здесь как целостная самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект.

    В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». По объему понятия «развитие личности» и «социализация» как бы совпадают, но акцентная активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то приглушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда с подчеркнуто направленным воздействием на личность.

    Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в отечественной литературе в двух значениях – в узком и широком смысле. В узком смысле слова термин «воспитание» означает «процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д.» [1.с. 335]. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия, понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество в целом. Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание», если же это понятие употреблять в широком смысле, то различие исчезает.

    Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активным включением в социальную среду [6.: с.234].

    Необходимость социализации обусловлена биологической ограниченностью человека: т.е. ряд способностей и качеств, без которых он неспособен существовать и реализовывать свою жизнедеятельность, - добывать пищу, одеваться, строить жилище и др. – человек, родившись, постепенно должен перенять от других. Дело в том, что эти витальные сложные формы поведения не запрограммированы в генах человека и не передаются по наследству. Им человек должен обучиться, усвоить опыт других.

    Необходимость социализации обусловлена также рамками культуры данного общества, которая требует формирования у человека определенных, важных именно для данного социума качеств.

    Социализация является непрерывным процессом и происходит в течении всей жизни человека. Вместе с тем имеются значительные различия социализации в детстве, молодости, в зрелом и пожилом возрасте.

    В детстве и молодости (юности) социализация происходит наиболее интенсивно – идет процесс становления личности и ее основных качеств – характера, интеллекта, сознания и самосознания, мировоззрения, личностных нравственных качеств, формирования половой идентичности (половая социализация).

    Социализация взрослых направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь человеку овладеть конкретными навыками, опытом, знаниями (стать военным, управленцем и т.д.). Социализация же детей направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.

    Различия в социализации детей и взрослых обусловлены различиями в содержании переломных, критических этапов в жизни тех и других и соответствующими различиями в их осмыслении (у взрослых), переживании – т.е. социализация выступает как процесс адаптации индивида к витальным изменениям во внешней среде и в жизни самой личности.

    Таким образом, задачей социализации является социальная адаптация, т. е. активное приспособление индивида к условиям общественной среды [2.: с.19] и социальная автономизация, т. е. устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке [2.: с.31].

    Решение этих по сути противоречивых задач регулируется мотивами (движущими силами социализации): «быть со всеми» и «оставаться самим собой».

    Результатом социализации человека является его общественная активность — реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах общественных отношений человека.

    Процесс социализации включает не только тех, кто обучается и усваивает новые знания, ценности, обычаи, нормы. Важной составляющей этого процесса выступают те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формирует его. Их называют агентами социализации [3.: с.40]. Существует и такое понятие как институты социализации. Это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его: школа и вуз, армия и милиция, производство и другие [3. с.47].

    Поскольку социализация подразделяется на два вида — первичную и вторичную, постольку агенты и институты социализации делятся на первичных и вторичных.

    Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

    Термин «первичная» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

    Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т. д.

    Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

    Необычность ситуации, в которой оказывается ребенок, вышедший за рамки семьи, это отсутствие родственников и родителей, которые прежде осуществляли надзор за ним. Он учится подчиняться незнакомым людям не потому, что испытывает к ним привязанность или любовь, а потому что так требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один из детей не рассматривается как уникальная личность, любимый сын или исключительная одаренность. Индивидуальные качества ребенка в типичной школе не выступают предметом специального внимания. Ребенок – лишь один среди многих, он подчиняется тем же правилам, что и все другие. От него ждут не исключительного, а типичного поведения, соответствующего предписанным нормам.

    Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать те законы, по которым живет взрослый мир.

    Главная цель образования – создание оптимальных условий для развития ребенка на каждом возрастном этапе и формирование способности к дальнейшему саморазвитию. Школа как агент социализации относится к числу формальных организаций, осуществляющих социализацию подрастающего поколения.  Основная функция школы как социального института – привить учащимся систематические знания в основных областях человеческой деятельности – физике, истории, литературе, географии, экономике и т.д., а также научить их практическим навыкам в каких-либо ремеслах. Более широкая задача, которую ставит перед собой школа, это гуманитарное воспитание личности человека. Социализирующая функция школы проявляется в том, что дети учатся социальным нормам и ролям, которые им придется исполнять во взрослой жизни. Они усваивают качества, необходимые в цивилизованном обществе: умение правильно говорить и писать, решать задачи и считать, быть дисциплированным, трудолюбивым, усидчивым и т.п. Учебный процесс в миниатюре отражает производственный процесс взрослых.

    Важно, чтобы в школе у детей сформировался такой социальный навык, как умение совершать выбор [4. с. 127]. Благодаря этому умению могут быть реализованы основные задачи школы как института социализации. Речь идет не только о выборе любимого предмета, друга, будущей профессии, гражданской позиции, проявляющейся в активности или пассивности в общественных делах. В школе ребенок должен найти необходимую меру соотношения принятия общественных норм и требований и самостоятельной, творческой позиции относительно них, т. е. он должен найти свою позицию между полюсами шкалы: адаптация к социуму – игнорирование социального опыта. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важными являются и позиция сравнения существующих нормативных систем, и построение собственной жизненной позиции.

    Цели и задачи воспитания и социализации школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.

    Программа воспитания и социализации учащихся второй ступени должна быть направлена на формирование морально – нравственного, личностно – развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Опираясь на изученную научную литературу, практический опыт учителей нами разработана программа социализации школьников (представлена ниже), которая охватывает несколько аспектов социализации.

    1. Направленность на осознание принадлежности к социально-исторической общности.

    Мероприятия: всероссийская акция «Россия — моя Родина», внеклассные мероприятия ко Дню Победы, концерт, посвященный Дню Славянской культуры, классный час «Символика России».

    Цели: развить у учащихся интерес к истории родной страны, города, истории своей семьи, сохранить память о предках.

    Задачи:
             1) формировать ценностное отношение школьников к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
             2) формировать опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры.

    2. Направленность на усвоение и соблюдение нравственных и общечеловеческих ценностей.

    Мероприятия: урок знакомства с этикетом, проведение тренингов «Я и мои поступки», «Один за всех – и все за одного», «Я среди сверстников», «Будь добрым и человечным», вечер литературного чтения.

    Цели: формирование понятий о моральных нормах и правилах нравственного поведения.

    Задачи:

    1) формировать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    2) воспитывать уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

    3. Направленность на социальную инициативу.

    Мероприятия: школьные утренники, концерты, благотворительные акции, КВН.

    Цели: формирование интереса к общественной деятельности.

    Задачи:

    1) развитие социальной активности, формирование активной жизненной позиции.
               2) формирование представлений о необходимости безвозмездной помощи окружающим.

    4. Направленность на природу.

               Мероприятия: участие в походах на природу, занятие в кружках «Юный турист», «Юный эколог», участие в викторинах, конкурсах, выставках рисунков, плакатов, стихов, лепки, поделок из природного материала, флористики, фотографий на природоведческие темы, участие в экологических конференциях, изготовление и развешивание искусственных гнездовий, кормушек, работа школьных лесничеств.

    Цели: воспитание желания охраны природы.

    Задачи:

    1) выработать ценностное отношение к природе.

    2) сформировать первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

    3) сформировать элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

    4) сформировать опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.

    5. Направленность на искусство.

               Мероприятия: литературные вечера в школе, участие в неделе творчества «Планета искусства», конкурсы рисунков, сочинений, стихов.

    Цель: воспитание интереса к искусству.

    Задачи:  

    1) сформировать умение видеть красоту в окружающем мире.

    2) дать представление об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

    3) создать условия для формирования опыта эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

    4) стимулировать желание к самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование у подростка потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

    5) создать мотивацию к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

    6. Направленность на учение.

                Мероприятия: нестандартные формы проведения уроков (уроки-путешествия, уроки-викторины и т.д.), внеклассные мероприятия по предмету, участие в школьных научных конференциях, олимпиадах.

    Цели: привитие интереса к учебной деятельности, развитие желания к приобретению знаний.

    Задачи:

    1) сформировать у учащихся представления о роли знаний, науки в жизни человека и общества.

    2) привить навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и проектов.

    3) закрепить умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных заданий.

    4) выработать отрицательное отношение к лени и небрежности в учебе.

    7. Направленность на труд.

                Мероприятия: школьный проект «Мы все можем!», мероприятия по уборке школьной территории, уборка класса.

    Цели: воспитания трудолюбия, стимулирование интереса к трудовой деятельности.

    Задачи:

    1) сформировать представление о значении роли труда в жизни человека и общества.

    2) формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей.

    8. Направленность на других людей.

                Мероприятия: школьный праздник «Лучшие друзья», благотворительные акции, концерты, участие в организации концертов в детских садах, в больницах.

    Цели: формирование позитивного отношения к другим людям, совершенствование коммуникативных навыков, налаживание контакта с окружающими.

    Задачи:

    1) развитие у школьников навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими школьниками в решении общих проблем.

    2) укрепление доверия к другим людям

    3) развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им

    4) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

    9. Направленность на себя.

               Мероприятия: тематический урок на тему «У меня есть хобби», психологический тест для подростков «Лидер ли я?», участие в спортивных соревнованиях, занятия в секциях.

    Цель: самосовершенствование.

    Задачи:

    1) привитие практических навыков по выделению и воспитанию лидерских качеств, более широкому раскрытию потенциальных возможностей.

    2) развитие коммуникативных навыков подростка.

    3) выявление талантов и склонностей.

    Реализация этой программы позволит пятиклассникам безболезненно принять и освоить новые социальные роли в школе второй ступени, успешно функционировать в иной системе школьных отношений.

    При этом речь идет не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и закладывание фундамента успешного обучения и психологического развития ребенка в процессе всего дальнейшего обучения.

    Таким образом, социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

    Процесс социализации подрастающего поколения неотделим от сложного механизма школьного обучения, руководящей роли школы, педагога. Как определять содержание школьного обучения в зависимости от запросов общества и растущих духовных потребностей человека, как учить, чтобы процесс обучения максимально способствовал раскрытию задатков и развитию способностей, – это те направления творческих поисков науки, благодаря которым совершенствуется педагогический процесс. Сегодня школа выполняет те задачи, которые на других этапах развития общества выполняли несколько социальных институтов (например: семья, неформальные детские организации и объединения и т.д.). Школа как бы выступает в роли механизма (фактора, условия и т.п.), осуществляющего социализацию учащихся.

    Литература:

    1. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Корнилов. - М.: Высш. Школа, 2003. – 335 с.
    2. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы : учебное пособие / Е. В. Кулебякин. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.  – С. 19, 31.
    3. Василькова Ю. В. Социальная педагогика : учебник для вузов / Ю. В. Василькова. - М.: 2000.  – С. 40, 47.
    4. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе : учебное пособие / М. В. Шакурова. – М.: Высш. школа, 2004. – 127 с.
    5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А. В. Мудрик. - М.: 2002. – 234 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

    Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

    Театральное творчество как метод формирования коммуникативной компетенции и социализации учащихся с церебральным параличом.

    Данная статья отражает опыт работы автора с детским театром школы-интерната №4 г.Саратова....

    Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классов

    Волевые качества как фактор успешной социализации учащихся старших классовМОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №2»Тема: «Волевые качества как фактор успешной социальной адаптации учащих...

    Профориентационная работа на уроках технологии как средство социализации учащихся

    Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю технологии. Содержание предмета «Технология» дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, восп...

    Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

    Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....