Работа социального педагога с неблагополучными семьями
материал на тему

           Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Школа по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Школа всегда стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы помощью реализовать возможности и развивать способности ребенка. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога  является работа с семьями. Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_neblagopoluchnymi_semyami.docx54.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Наибольшей ценностью в жизни человека является семья, семейные отношения. Она занимает одно из самых основных жизненных пространств в жизнедеятельности человека. К сожалению не всеми людьми осознается ценность семьи в реальной жизни.

Роль семьи в обществе нельзя сравнить ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в ней закладываются основы личности ребенка, усвоение им социальных правил, социальных ролей и основ взаимодействия с другими членами общества. Все это закладывается в семье, но человек пользуется ими на протяжении все жизни.

В последние годы резкие изменения в экономике, политике и общественной сфере в РФ отрицательно сказались не только на вещественной стороне семьи, но и на отношениях меж ее членами во взаимоотношениях родителей со своими детьми. Увеличился количество семьей, где падает ее педагогический потенциал, авторитет домашних ценностей, возрастает число разводов, подъем преступности в сфере семейно-бытовых отношений. Эти и иные симптомы дезорганизации семьи говорят о кризисности ее становления и повышении числа неблагополучных домашних союзов, тем более семей злоупотребляющих спиртными напитками.

Актуальность данной темы состоим в том, что современный этап жизни многих семей складывается неблагополучным образом, а именно возрастает число семей с родителями алкоголиками, наркоманами, растет число семей, где дети очень рано начинаю вести бродяжнический образ жизни. Растет число семей с одним родителем, в таких семьях так же не редко возникают всевозможные трудности. Там самым одной и наиболее волнующей  темой становиться помощь неблагополучным семьям. Так, неблагополучная семья характеризуется тем, что не выполняет часть, а то и все свои роли.

В научном мире до сих пор идут спор об определении понятия «неблагополучная семья». Каждый вкладывает в определении свое видение данной проблемы, поэтому во многих научных исследованиях понятие неблагополучная семья имеет разный смысл.

Неблагополучной семьей является такая семья, где в рамках воспитания ребенка нарушаются семейные связи, на ребенка начинают влиять такие факторы которые сразу или в будущем приводят к негативным последствиям. Для данной семьи не имеет роли ее вид, это может быть, полная семья, неполная, семья с низкими доходами, все же главным критерием является благополучие ребенка и ее влияние на него.

Важность влияния семьи заключается в том, что ребенок находясь в неблагополучной семье не получает должного внимания, любви, заботы, удовлетворения своих потребностей и физиологических и психологических. Так, у ребенка дошкольника нарушается умственное, физическое развитие, в подростковом возрасте ребенок не получает должной эмоциональной поддержки, а это в его кризисном возрасте приводит к психоэмоциональным расстройствам. Нередко, вследствие неблагополучия семьи, дети 6-14 лет становятся беспризорниками. Во время становления личности ребенка, не получая должного внимания со стороны родителей, происходят кризисы и такой ребенок уже не может стать полноценным в эмоциональном, психологическом плане.

Исследованием проблемы неблагополучной семьи занимались такие ученые как В.М. Целуйко, А.Я. Варга, М.И. Буянова, И.Ф. Дементьева, М.А. Галагузова, Б.Н. Алмазов, В.В. Юстицкис и другие. Их исследования были направлены на изучение взаимоотношения между родителями и детьми, влияние на их развитие; изучали проблемы воспитания ребенка в семьях, в том числе и неблагополучных. Семья как социальный институт и ее функции в обществе рассматриваются в трудах А.И. Антонова, Ю.Г. Волкова, С.И. Голода, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева, Т.А. Куликовой, В.М. Медкова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Харчева. Изучением неблагополучной семьи занимаются психологи: Г.Г. Бочкарева, А.И. Захаров, Ю.В. Корчагина; социологи: И.Ф. Дементьева, П.Д. Павленок; педагоги: Г.А. Карпова, Т.И Шульга; социальные педагоги: Г.Г. Зайдуллина. Сущность, содержание и структура социально-педагогической деятельности представлена в работах В.Г. Бочаровой, Ю.В. Васильковой, Н.Ф. Масловой, Ю.Н. Галагузовой, В.А. Никитина и др.

Выделив достаточно большое количество ученых и их труды по исследованию проблем неблагополучных семей, имеется проблема и востребованность в технологиях и методиках разрешения данного феномена.

Объект исследования: неблагополучная семья.

Предмет исследования: содержание коррекционной работы с неблагополучной семьей.

Цель исследования: проанализировать особенности и содержание коррекционной работы с неблагополучной семьей.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «неблагополучные семьи».
  2. Дать характеристику неблагополучных семей.
  3. Выделить особенности коррекционной работы с неблагополучными семьями.

Методы исследования: анализ научной литературы и источников по проблеме исследования, сравнение и сопоставление, обобщение, классификация и систематизация полученных результатов и выводов; беседа, изучение и анализ документации, анкетирование.

Неблагополучные семьи, понятие и их характеристика

Современной общество характеризуется нестабильностью экономического строя, политической разобщённостью, и имеющимися проблемами в жизни людей: жилищными, экономическими, социально-педагогическими, социально-психологическими, социально-правовыми. Так, жизни семьи не редко проходят разнообразные проблемы, но не все  могут полноценно справиться с ними.

В.Г. Бочарова в своем исследовании выделяет понятие «социальное благополучие» – «социальное благополучие складывается из национальной системы программ, ресурсов, служб, помогающих людям удовлетворять социальные, экономические, образовательные, здравоохранительные и другие нужды» [6].

Так можно увидеть из чего складывается социальное благополучие, характеризуя идеальное пространство для полноценного развития семейных отношений и развития каждого члена семьи.

Учителя, психологи, социальные педагоги, социальные работники, воспитатели  каждый день сталкиваются с тем, что трудности ребят, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, связаны с их жизнью в семье, т.е. то, что происходит в семье, напрямую влияет на становление малыша, его поведение, обучение.

В настоящее время довольно остро стоит вопрос разработки хорошей и психологически обоснованной стратегии поддержки, направленной на работу с семьей в целом и на малыша, воспитывающегося в ней, с учетом особенностей его домашней обстановки. Более тяжелыми вариантами подбора форм для работы считаются неблагополучные семьи, в коих обитают малыши различного возраста. Работа с неблагополучными семьями бывает практически всегда сложной, т.к. они не всегда осознают свое неблагополучие, или же не хотят принимать помощь. [4, 78]

Сложности неблагополучной семьи могут выступать в форме правовых, медицинских, психологических, педагогических проблем в семье. В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому их называют сложными или проблемными семьями.

В настоящее время социальное сиротство, когда дети становятся сиротами при живых родителях, довольно распространено. Резкое увеличение количества детей-сирот, в том числе и социальных, в связи с усугублением экономического кризиса приводит к тому, что появляется все больше интернатов для детей-сирот, детских домов; растет число неблагополучных семей, где родители, доведенные до отчаяния, пытаются найти для себя выход в приобщении к алкоголю, срывают свою злость на беззащитных детях, демонстрируют асоциальные формы поведения (бродяжничество, попрошайничество, воровство и т. д.). Вступив на такой путь, семья деградирует в человеческом и социальном планах, обрекая на такое же скудное существование всех членов семьи и детей особенно.

Неблагополучная семья — это не только семья, материальная которой далека от нормальной, но и семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. [11, 144]

Следует также выделить особое понятие неблагополучной семьи. Это семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение со стороны родителей, голод, т.е. неблагополучие. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д.

Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.), физическое (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.), социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ребенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т. д.). Опыт работы специалистов, работающих в учреждениях социально-педагогической поддержки (приютах, детских домах, школах-интернатах, социальных гостиницах, центрах реабилитации и т.д.), показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.

Дезадаптированная семья является одним из видов неблагополучной семьи. Большое количество отклонений в поведении детей и подростков — безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ, побеги из дома и т. д. — имеют в основе, один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в семье. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия человека со средой, которое характеризуется невозможностью осуществить в конкретных социальных условиях позитивную социальную роль, соответствующую его возможностям. [6,  176]

Таким образом, неблагополучные семьи - это семьи с невысоким общественным статусом, имеющих проблему в какой одной из сфер жизнедеятельности или же нескольких в одно и тоже время, а так же не справляющиеся с возложенными на их функциями, их адаптивные возможности значимо снижены, процесс домашнего воспитания малыша проходит с большими проблемами, медленно, мало результативно. Под неблагополучной мы понимаем семью, в которой нарушена конструкция, размыты внутренние грани, обесцениваются или же игнорируются главные домашние функции, есть очевидные или же сокрытые недостатки воспитания, вследствие чего нарушается психический климат в ней, и бывают замечены «трудные дети». С учетом доминирующих моментов, оказывающих плохое воздействие на становление личности малыша, неблагополучные семьи можно поделить на 2 группы. Первую группу входят семьи с очевидной (открытой) формой неблагополучия – например, именуемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, безнравственно – преступные и семьи с дефектом воспитательных ресурсов (в частности - неполные). Вторую группу предполагают респектабельные семьи, тип жизни коих не вызывает беспокойства и пререканий со стороны. Но ценностные установки и поведение в данной семье расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, и влияют  на нравственный вид воспитывающихся в этих семьях детей. Особой особенностью данных семей считается то, что отношения их членов внешне видятся как благополучные, но в отношении их детей приводят не неприемлемым формам поведения.

Современное общество пытается ограничивать рамки семьи родителями и детьми. В такой семье вся жизнь подчинена прихотям детей, ребенок, ощущая чрезмерную заботливость и нежность родителей, пытается вырваться из замкнутой и душной атмосферы, его тянет на улицу. Родители не знают, как дальше строить свои отношения с детьми, а связь с другими родственниками ослаблена. Для того, чтобы не замыкать своих детей в узких рамках общения, необходимо поддерживать, укреплять отношения с родственниками. Ребенка должны воспитывать не только отец и мать, нельзя изолировать его от жизни.

Вследствие этого значение воспитания детей в семье, причем полноценной, не только в материальном плане, но и психологическом, имеет большое значение для воспитания в ней детей. [9, 47]

Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.         

Первоочередной задачей в воспитательно-образовательном процессе школы является раннее выявление неблагополучных семей.

Далее после выявления идет работа по корректированию, оздоровлению детско-родительских отношений, а это:

  • изучение семьи,
  • установление причин семейного неблагополучия,
  • определение типа неблагополучной семьи, выбор форм и методов работы,
  • наблюдение за семьей:

Здесь важным является организация длительного био-психо-социального сопровождения детей и их семей. Большую роль в этом играют заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, специалист по социальной работе. [8, 64]

Оптимальная среда для полноценного развития ребенка – это родная семья. Лишение семьи всегда становится для ребенка травмой. Это означает, что основные усилия направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем.

Биологическая функция семьи проявляется в необходимости заботиться о здоровье ребенка. Педагогическая и социальная функции семьи проявляется в развитии двух главных навыков: уметь повиноваться самим и заставлять слушаться других. В семье происходит формирование основ будущей семейной жизни ребенка, воспитание у детей хороших привычек : доводить начатое дело до конца, убирать за собой и т.д . Важную роль играет семья в искоренении плохих привычек, их профилактике. При этом рекомендуется создать для ребенка такую деятельность, которая могла бы заменить плохую привычку. В семье закладываются основы личности ребенка: мотивация достижения успехов или мотивация избегания неудач, качества характера , творческие начала .

Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультативность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка. [3, 85]

Система раннего выявления домашнего неблагополучия считается наиболее главной в системе профилактической работы с семьей, в целях защиты прав детей. Ранняя профилактическая работа и общественная помощь определенной семье, дает больше шансов у малыша остаться с ответственными родителями и дальнейшего формирования как полноценной личности. Выявление неблагополучных семей и проведение профилактической работы на ранних стадиях домашнего неблагополучия, которое и считается одной из ключевых оснований, влияющих на положение и преступлений подростков, влияющих на безнадзорность ребят – ключевая задача в работе социального педагога, социального работника. Алкоголизм, уклонение от воспитания собственных ребят, безнравственное поведение, враждебность становятся образом жизни неблагополучных семей. 

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением моментов общественного риска. Например, в школе каждый год в начале учебного года составляется социально-педагогическая карта детей. Выявляется социально-бытовые обстоятельства проживания семей, состав семьи, образование родителей, их возраст и специальность. Эти данные дают возможность спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями социальным педагогом ведется работа, чаще всего используя следующие формы, такие как надзор, разговор, анкетирование, психическая и общественная диагностика, посещение семей с целью выявления домашнего неблагополучия.

Задача социального педагога в работе с неблагополучной семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий, предоставление льгот, социальной помощи.

Социальный педагог кроме педагогических проблем, работая с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель - мобилизовать внутренние силы неблагополучной семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. [3, 90].

Кроме того, социально-педагогическая деятельность осуществляется на трех уровнях: диагностическом, профилактическом и реабилитационном.

Любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне. Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком. [6, 83].

После проведения диагностики можно приступать к осуществлению всех видов социально педагогической работы с неблагополучной семьей.

На данном направлении осуществляется реализация разработанных мероприятий согласно составленному плану. Выбор форм и методов работы на данном направлении зависит от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. Можно выделить следующие формы работы с родителями из неблагополучных семей:

  1. Консультирование – процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.
  2. Социально-психологический тренинг – метод активного обучения и психологического воздействия, осуществляемый в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленный на развитие коммуникационных умений и навыков. [12, 85]

Профилактический уровень социально-педагогической деятельности с семьей реализуется в пропаганде ненасильственного воспитания, в повышении педагогической культуры родителей. Эффективность профилактической деятельности напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Психологическая помощь семье включает социально-психологическую поддержку и коррекцию. Психологическая поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса. Поддержку семьям, испытывающим различные виды стресса, социальный работник может осуществить, если у него есть дополнительное психологическое образование, кроме того, эту работу могут выполнять психологи, психотерапевты [7, 163].

Коррекция межличностных отношений происходит тогда, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. Это запугивание, оскорбление, унижение чести и достоинства, нарушение доверия. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания .

Задача социального педагога – способствовать созданию в семье ощущения безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Специфика коррекционной работы с неблагополучной семьей социального педагога

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально - педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями - путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

При определении характера отношений между родителями и детьми выделяются характерные отношения в семьях:

Отношение родителей к детям:

1) Грубость родителей. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности единства требований к ребенку со стороны взрослых членов семьи, неверное применение наказания и поощрения, жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание.

2) Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3) Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4) Конфликты семье.

5) Хорошие взаимоотношения.

Неадекватное отношение родителей к подростку обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт и как следствие - отклоняющее поведение ребенка. Уровень развития личности подростка зависит и от создания условий родителями. Негативные взаимоотношения между взрослыми и подростком формируются при неблагоприятном климате в семье, и подросток, протестуя против таких отношений, может до конца не осознавая свои поступки, идет на крайние меры, иногда в виде девиантного поведения.

В школе коррекционная и социально – педагогическая работа с неблагополучными семьями является спланированной. В плане работы социального педагога на год отражена деятельность с неблагополучными семьями.

Рекомендации специалистам по коррекционной работе с неблагополучной семьей

Неблагополучная семья - это семья, в которой условия проживания детей далеки от нормальных, которая утратила всякую веру и желания в самоисцеление и продолжает деградировать.

Чтобы работать с неблагополучной семьей, убедительно вести с ними диалог, необходимо знать типы и проблемы семей, на основе которых классифицируются неблагополучные семьи, какая это семья конфликтная или аморальная семья, педагогически несостоятельная или асоциальная семья. Необходимо помнить о том, что любой тип семейной дезорганизации приводит к возникновению психотравмирующих ситуаций для ребенка и формирует личностные и поведенческие отклонения у детей. В работе социального педагога важно определить тип семейного неблагополучия, выяснить характер отрицательных свойств семьи, установить причинно-следственные связи между конкретными нарушениями в семье и нарушениями поведения ребенка. Это можно сделать с помощью метода наблюдения, посещение семьи на дому, сбор информации о семье путем взаимодействия с детской поликлиникой, участковыми уполномоченными, создание единой базы данных о семьях, заполнения социально­го паспорта семьи. Так же педагог должен планировать работу с семьей на основе индивидуального подхода, возможно вместе с членами семьи. Здесь необходимо установить контакт с членами семьи, пробудить к себе доверие, определить пути вывода семьи из сложной ситуации, кого полезно привлечь к разрешению семейных проблем, каким может быть «вмешательство» в семью, кто и каким образом может помочь семье в первоочередном порядке, выявить собственные ресурсы семьи, стимулировать к самопомощи. План должен иметь четкую перспективу, включать краткосрочные и долгосрочные задачи. Большое значение имеют краткосрочные задачи, позволяющие демонстрировать способность семьи к достижению положительных результатов. Реализовать намеченный план можно с помощью привлечения специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно. Возможны такие варианты помощи семье как:

- помощь в решении медико-социальных проблем членов семьи, например побуждение родителей к лечению от алкоголизма, наркомании, соматических заболеваний и содействие в его организации, оздоровление детей;

- содействие родителям в восстановлении социального статуса, трудоустройство, помощь в профессиональном самоопределении, укрепление родительского статуса;

- правовая поддержка, предоставление информации о правах и льготах, помощь в их получении;

- содействие в создании более благоприятных условий для жизни и развития детей, помещение в социально-реабилитационный центр, различные виды материально-бытовой помощи и т.д.;

- психологическое оздоровление семьи, коррекция внутрисемейных отношений, преодоление проблем членов семьи в общении.

После проделанной работы, социальный педагог должен провести анализ этой работы, восстановился контакт в семье с её окружающими или нет, снизилось ли употребление алкоголя в семье, улучшилась посещаемость ребенка в школе или нет, разрешены ли другие специфические проблемы.

Эффективность работы с семьей зависит от использования социальным педагогом возможностей окружающего социума, различных государственных и общественных структур, направленных на поддержку семьи и ребенка.

Ввиду того, что данное направление деятельности социального педагога является необходимым, предлагается в рамках школы проводить следующие мероприятия:

1. Проводить информационно-профилактическую работу;

2. Организовывать походы в кинотеатр, театр;

3. Организовать экскурсии по кружкам, секциям города;

4. Создание в школе микрогрупп специалистов, занимающихся привлечением родителей к работе с неблагополучными семьями;

5. Оказание помощи неблагополучным семьям специалистами района и школы;

6. Вовлечение родителей во внеурочную деятельность.

Основным направлением работы социального педагога с неблагополучной семьей является комплексный подход, т.к. помощь, направленная лишь на один фрагмент не решает проблемы, а ведёт к ее сдвигу в другую сторону.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, семья является наиболее важной общностью в жизни ребенка. Неблагополучие семьи сказывается на развитии ребенка и его успешное функционирование в его собственной жизни.

Нежелание или невозможность выполнения своих функций неблагополучной семьей наносит огромный урон обществу. Исходя из этого, необходимо максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния неблагополучной семьи на воспитание, чтобы предотвратить развитие девиантного поведения ребенка. Ребенок, выросший в неполноценной семье, с недостаточным вниманием к себе со стороны родителей превращается в социально дезадаптированную личность. Именно поэтому оказание высокопрофессиональной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям в последние годы приобретает все большую и большую актуальность в педагогике, социологии, социальной педагогики и психологии.

Без сомнения семья представляет собой сложный социальный институт, характеризующийся непростой структурой, разнообразием типов и форм, прошедшим вместе с обществом много этапов в своем становлении и существовании. Важным аспектом курсовой работы является изучение неблагополучной семьи. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94 с.
  2. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога. [Текст] // Журнал «Социальный педагог», 2009, № 4. С. 57.
  3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. [Текст] М. 2011. С. 123.
  4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст]. – М.: Владос-Пресс, 2011. С. 69.
  5. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие для вузов [Текст] / М. А. Галагузова [и др.]; Москва: Владос, 2006.— 416 c.: ил. — (Учебное пособие для вузов).— Библиогр.: с. 411.
  6. Глэддинг, С. Г. Психологическое консультирование [Текст].4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 736 с.
  7. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида [Текст] / Я.И. Гилинский // Человек и общество.- Вып.9.- 2012.- С.67
  8. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними [Текст] / Т Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6. С. 98.
  9. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. [Текст] / Н.Ф. Дивицына - Ростов на Дону.: Бином, 2011. - 274с.
  10. Иванцова, А.О работе с проблемными семьями [Текст] // Воспитание школьников – 2010 - №10 – с. 18.
  11. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения [Текст]: Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2011. - 160 с.
  12. Крайнева, Л.А. Методологические подходы к проблеме гендерного исследования девиантного поведения [Текст] /Л.А.Крайнева //Сборник научных трудов Ростовского государственного педагогического университета. – Ростов, 2003. - № 1. – с. 78-86.
  13. Касаткина, Н.А. формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. [Текст]  – Волгоград, 2011. 121с.
  14. Мудрик, А. В. Социальная педагогика: учебник для вузов [Текст] / А. В. Мудрик.— 7-е изд., испр. и доп. — Москва: Академия, 2009.— 224 c.
  15. Макаренкова И.В.. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы) [Текст] / И.В. Макаренкова, А.В. Мисько - М.:АРГУС, 2004- 267с.
  16. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка [Текст]  (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М.: МГУ, 2013. - 195с.
  17. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях [Текст] / Л.М. Митина // Вопросы психологии. 2010. - №4. - С. 36
  18. Новикова, Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях [Текст] / Ю. А. Новикова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 804-806.
  19. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних [Текст]: Учеб. пособие/ И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. -288 с.
  20. Очарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Мысль 2013. - 268с.
  21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования [Текст] / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
  22. Рожков, М. И. Воспитание трудного ребёнка. Дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. М. И. Рожков.— Москва: Владос, 2006.— 239 c.
  23. Райгородский, Д.Я. Психология семьи [Текст]. (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М». 2012. - 752 с.
  24. Смирнова, Е. О.. Структура и динамика родительского отношения [Текст] / Е.О. Смирнова Е. О // Вопросы психологии.- 2010. - № 3. - С. 67.
  25. Султанова, Т.А. Работа с неблагополучными семьями [Текст]. Методическое пособие – Уфа, 2012. 211с.
  26. Целуйко, В.М. Понятие и типы неблагополучных семей [Текст] / Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. -С. 75.
  27. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей [Текст] / В.М. Целуйко.— Москва: Владос, 2006.— 287 c.
  28. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Социальная работа»: [Текст] / Т. И. Шульга.— Москва: Дрофа, 2011.— 254 c.
  29. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]. М.: Академический проект, 2008. С. 85.
  30. Эйдемиллер Э.Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер И.В. Добряков, И.Н. Никольская. - СПб.: Питер, 2003 - 275с.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Анкета

1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?

2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?

3. С кем вы чаще советуетесь — с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение?

4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?

5. Часто ли родители вас наказывают?

6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?

7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?

8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?

9. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?

10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?

11. Кто является главой в вашей семье — мать или отец?

12. Смеются ли родители над кем-нибудь из ваших учителей?

13. Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?

14. Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружеские отношения между родителями?

15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?

16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?

17. Считают ли вас родители капризным ребенком?

18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?

19. С кем из родителей вы больше общаетесь?

20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?

21. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?

22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?

23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?

24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

 Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...