Главные вкладки

    Деловая игра «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»
    план-конспект на тему

    Добряк Людмила Алексеевна

    Деловая игра

    «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл delovaya_igra_dobryak_l.a._2.docx35.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Деловая игра

    «Создание условий для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания обучающихся»

    Социальный педагог МБОУ «Школа-лицей  3» им. А.С. Макаренко

    Л.А. Добряк

    МО социальных педагогов города Симферополя, 25.08.2016 года

    Цель: рассмотрение системы взаимодействия «семьи и школы» с позиции психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей.
    Задачи:
    * познакомиться с классификацией форм и методов работы с семьей ученика;
    * рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;

    *создать благоприятные условия для образования и развития детей; показать педагогам разнообразие форм работы с родителями.

    *наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;
    * использовать полученные теоретические знания на практике.

    Категория участников: социальные педагоги школ города.
    Форма проведения: деловая игра

    Продолжительность работы: 50 минут.
    Методы работы:
    - метод работы в группах;
    - метод проекта;
    - метод групповой дискуссии.
    Продолжительность работы: 50 минут.
    Методы работы:
    - метод работы в группах;
    - метод проекта;
    - метод групповой дискуссии.
    Принципы работы:
    - принцип активности;
    - принцип партнерского общения;
    - принцип концентрации присутствия;
    - принцип обратной связи.
    Используемый материал:
    - чистые листы ватмана;

            - ватман — 2 листа;

            - бланки «Критерии эффективности работы» — по количеству микрогрупп;

            - маркеры или фломастеры;
    - мультимедийный проектор, презентация.

    Структура мероприятия:
    1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
    2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
    3. Практическая часть – деловая игра (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
    4. Подведение итогов, рефлексия.


    Игра проводится для классных руководителей, педагогов с целью использования разнообразных форм работы с родителями

    Содержание игры

    Ожидаемый результат

    1. Вступительное слово ведущего о проблемах в работе с родителями

    2. Разбивка педагогов по микрогруппам

    3. Заполнение первого бланка. Предлагается вспомнить все формы работы с родителями из своей практики. Заполняя второй столбик таблицы, ответить на вопрос: зачем нужна эта форма?

    Что в результате? Как отследить результат?

    4. Обобщение. Происходит при заполнении этого же бланка на большом листе. Микрогруппы презентуют свою работу. Начинает та микрогруппа, у которой больше форм.

    5. Упражнение «Интервью».
    Время работы: 5 минут.
    Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессиональной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.

    6. Упражнение «Обмен мнениями».
    Время работы: 7 минут.
    Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями учеников. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске (флип-чарте) фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем.

    7. Подведение итогов. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы социального педагога, классного руководителя с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности социально-психологической службы, классных руководителей
      

    1. Погружение в тему

    2. Снятие тревожности педагога

    3. Обращение к прошлому опыту педагогов. Происходит осознание ими необходимости этой работы

    4. Элемент оценивания и соревновательности

    5. Осознание своей работы с родителями

    6. Присвоение нового опыта

    7. Получение обратной связи

    Ход игры.

    Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
    Упражнение «Ассоциации».
    Время работы:
    3 минуты.
    Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например:  «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.).

    II.Теоретическая часть.
    Время работы: 5 минут.

    Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания.

    «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.

    Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. /Эбнер-Эшенбах/.

    Многие родители  боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются с ситуацией собственной педагогической неуспешности. И наша задача состоит в том, чтобы у родителей и детей были общие добрые воспоминания о школе, о совместных праздниках и буднях. Родители – это прежде всего наши партнеры в деле воспитания детей.

    Любому человеку приятно общаться и взаимодействовать с теми людьми, которые находятся с ним на равных позициях, когда предмет разговора интересен и актуален для него. Поэтому необходимо организовать такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать, где родители могут брать на себя активные роли, открыто высказывать своё мнение, задавать интересующие вопросы. Например, получить возможность побывать в роли ассистентов, помощников, экспертов, консультантов, организаторов мероприятия и др.

    Гарантом эффективности работы с родителями являются:

    • установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками;
    • доброжелательное отношение к ребенку и родителям;
    • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
    • системный характер работы с родителями.

    Содержание работы школы с родителями состоит в следующих направлениях взаимодействия:

    • повышение психолого-педагогических знаний родителей (родительские клубы; родительские университеты; конференции);
    • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (мастер-классы, открытые уроки; дни творчества детей и их родителей; внеклассные мероприятия);
    • участие родителей в управлении школой (участие родителей в работе совета школы; участие родителей в работе родительского комитета и комитета общественного контроля).

    Взаимодействие с семьёй является одним из важнейших направлений в деятельности любого образовательного учреждения системы школьного образования. Конечная воспитательная цель родителей - воспитать ребенка так, чтобы он был счастлив и благополучен в жизни, педагоги образовательного учреждения, выстраивая индивидуальный образовательный маршрут ребенка, ставят перед собой такую же цель.

    Существуют две формы взаимодействия с родителями: групповая и индивидуальная. Конечной целью обеих форм работы является поддержание общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего непротиворечивость педагогических действий взрослых (родителей и учителей), так как именно согласованность является важнейшим условием эффективности работы.


    2. Разбивка педагогов по микрогруппам 15 минут

    Предлагается вспомнить все формы работы с родителями из своей практики, из практики классного руководителя.  Заполняя второй столбик таблицы, ответить на вопрос: зачем нужна эта форма?

    Что в результате? Как отследить результат?

    Обобщение. Происходит при заполнении этого же бланка на большом листе. Микрогруппы презентуют свою работу. Начинает та микрогруппа, у которой больше форм. Остальные микрогруппы дополняют.

    Упражнение «Интервью».
    Время работы: 5 минут.
    Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессиональной деятельности?».

    Упражнение «Уважение». 5 минут

    В педагогической литературе много внимания уделяется таким понятиям как любовь к детям и принятие. Реже идёт разговор об уважении.

    Можно использовать на родительском собрании. Вопрос к педагогам и родителям: как и по каким признакам вы понимаете, что вас уважают? (фразы, действия: запишите для себя и добавьте хотя бы несколько слов в течение следующего дня)  Например, я понимаю, что меня уважают, когда прислушиваются к моему мнению.

    Как я проявляю уважение к своему ребёнку?( стучу в дверь комнаты, спрашиваю его мнение, считаюсь с его желанием и самочувствием, не оскорбляю личное достоинство, не употребляю   выражения, которые могут оскорбить ребёнка: не ной, не маленький, не важно, переживёшь…).

    За что я уважаю своего ребёнка?  

    Спросить ребёнка - как ты понимаешь Уважение? Как чувствуешь, что тебя уважают? Что я тебя уважаю? Как хотел бы,  чтобы  я проявляла уважение к тебе?

    Многие взрослые не знают ответы на эти вопросы. Это следствие системы, в которой не было уважения личных границ и интересов, но у нас есть шанс начать уважать и слышать друг друга. Останавливаться, когда другой говорит – стоп, хватит! Уходить без обид, когда другой просит просто побыть в одиночестве. Уважать решения, с которыми мы не согласны.

    Детству следует оказывать величайшее уважение /Ювенал/

    Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают /Блез Паскаль/

    Упражнение «Обмен мнениями».
    Время работы: 7 минут.
    Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями учеников. После этого присутствующие делятся своими мнениями.

    Подведение итогов. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы социального педагога, классного руководителя с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности социально-психологической службы, классных руководителей.
    Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи - как со стороны общества, так и со стороны педагогов. Следовательно, основной общественный институт, который сегодня может помочь родителям – это школа. И, наоборот, без помощи родителей, без их активного участия в школьной жизни ребенка его воспитание и образование будет затруднено, а иногда и невозможно.

    Приложения.

    Образец заполнения бланка «Критерии эффективности работы»

    Формы работы с родителями

    Критерии эффективности

    1. Живой разговор (беседа)

    2. Телефонный звонок

    3. Опросники, анкеты

    4. Посещение занятий

    5. Родительские собрания

    6. Организация помощи детям из льготных категорий

    7. Досуговые мероприятия

    8. Совместное творчество

    9.Индивидуальные консультации

    10. Посещение детей на дому

    11. Благодарственные письма

    12. Родительский мастер-класс

    13. СМИ

    14. Гостиные, лектории

    15. Информационный стенд

    16. Совместные занятия

    17. КТД

    1. Запрос, заказ, знакомство

    2. Передача информации, контроль

    3. Заказ, мониторинг

    4. Информация об образовательном процессе, о ребенке

    5. Решение организационных вопросов, планирование деятельности

    6. Материальная поддержка, PR

    7. Эмоциональный контакт ребенка, родителя и педагога, формирование культуры досуга, инициатива родителей

    8. Сплочение, взаимопонимание

    9. Помощь в решении проблем ребенка и родителя

    10. Информация о семейных ценностях, формах воспитания, более тесный контакт

    11. Поощрение, стимуляция родительской инициативы

    12. Поддержка родительского авторитета, заинтересованность, поддержка, сотрудничество

    13. Презентация в социуме

    14. Просвещение родителей, обсуждение и решение проблем, сплочение родительского коллектива

    15. Информирование о деятельности в кружке, о достижениях детей

    16. Заинтересованность, выработка единой позиции родителей и педагога во взаимодействии с ребенком, передача опыта, принятие детей и родителей

    17. Сплочение детско-родительского сообщества, улучшение взаимопонимания

    Приложение 2

    Памятка педагогу по проведению родительского собрания

    Семь обязательных правил

    Уважайте

    Помогайте

    Объясняйте

    Благодарите

    Доверяйте

    Учитесь

    Спрашивайте

    Приложение 3

    Упражнение «Уважение». Можно использовать на родительском собрании. Вопрос к педагогам и родителям: как и по каким признакам вы понимаете, что вас уважают? (фразы, действия: запишите для себя и добавьте хотя бы несколько слов в течение следующего дня)  Например, я понимаю, что меня уважают, когда прислушиваются к моему мнению. Как я проявляю уважение к своему ребёнку?( стучу в дверь комнаты, спрашиваю его мнение, считаюсь с его желанием и самочувствием).

    За что я уважаю своего ребёнка?  

    Как часто я демонстрирую уважение к ребёнку (соблюдение личных границ, не оскорбление личного достоинства:  не ной, не маленький, не важно, переживёшь…).

    Спросить ребёнка - как ты понимаешь Уважение? Как чувствуешь, что тебя уважают? Что я тебя уважаю? Как хотел бы,  чтобы  я проявляла уважение к тебе?

    Многие взрослые не знают ответы на эти вопросы. Это следствие системы, в которой не было уважения личных границ и интересов, но у нас есть шанс начать уважать и слышать друг друга. Останавливаться, когда другой говорит – стоп, хватит! Уходить без обид, когда другой просит просто побыть в одиночестве. Уважать решения, с которыми мы не согласны.

    Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся: 

    • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
    • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
    • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
    • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
    • Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
    • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
    • Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
    • Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
    • Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.( Принцип сэндвича)
    • Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.                                     Результат работы классного руководителя по взаимодействию семьи и школы проявляется в различных аспектах:

    - в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;

    - в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;

    - в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;

    - в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;

    - в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

    Приложение 4

    Примерная наиболее актуальная  тематика для организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях.

    I. Приоритет семьи в воспитании ребенка

    1. Семья и ее роль в воспитании детей
    Воспитательный потенциал семьи.
    Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
    Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях.
    Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
    Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства.
    Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
    Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
    Диалог в семейном общении.
    Принципы творческой педагогики в семье.
    2. Уклад жизни в семье
    Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
    Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
    Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
    Место традиций в современном семейном укладе.
    Этика и эстетика семейного быта.
    Возможности воспитания трудом в современной семье.
    Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
    Искусство создания детского праздника.
    Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
    О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
    Традиция семейного чтения.

    II. Семья и школа - партнеры в воспитании ребенка

    Школа как открытая социально-педагогическая система.
    Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
    Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
    Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
    Модель работы социального педагога с семьей.
    Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

    III. Здоровый ребенок - здоровое общество.

    Понятия физического, психического и духовного здоровья: их взаимосвязь.
    Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
    Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
    Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
    Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

    IV. Особенности детской и подростковой психологии

    Что такое личность? Иерархическое строение личности.
    Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
    О развитии самосознания у детей и подростков.
    Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
    Психология потребностей: разумные потребности и псевдопотребности.
    Нравственный облик и поведение человека.
    Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
    Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
    Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

    V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей.        

    • Права и обязанности родителей.                                                                        Правовая и экономическая защита личности ребенка.
      Проблема воспитания правовой культуры у детей.                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

    Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

    Моделирование процесса взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся

    Моделирование является одним из эффективных методов научного познания.При разработке модели взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании учащихся нами  вычленены содержательный аспект,...

    Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

    Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение  многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологию, направленны...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Статья для участия в педагогических чтениях в 2015 году на тему Взаимодействие школы и семьи в реализации гражданско-патриотического воспитания обучающихся в рамках работы секции №4 "Система допо...

    Статья "Взаимодействие школы и семьи в воспитании личности сельского школьника в современных условиях"

    В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую час...

    Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании обучающихся

            Семью как фактор воспитания характеризует ее  среда – первая культурная ниша, включающая в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, событийно...

    Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

    Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....