Методические рекомендации по организации беседы о профилактике девиантного поведения со старшеклассниками и их родителями
методическая разработка на тему

Дамбаева Зоригма Лубсановна

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор,

преследует определенную цель.

 Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения, является воспитательной и превращает речь или разговор в воспитательную беседу. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является профилактика проявлений молодежного экстремизма.

Решение этой проблемы невозможно в рамках одной беседы, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе профилактики молодежного экстремизма.

Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор  в законченное воспитательное мероприятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_provedeniya_besedy.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации беседы о профилактике девиантного поведения

 со старшеклассниками и их родителями

Любой человек, выступая с речью перед слушателями или начиная разговор,

преследует определенную цель.

 Цель, связанная с изменением собеседников, их индивидуально-личностных качеств, жизненной позиции, поведения, является воспитательной и превращает речь или разговор в воспитательную беседу. Одной из возможных целей воспитания в современных условиях является профилактика проявлений молодежного экстремизма.

Решение этой проблемы невозможно в рамках одной беседы, но технологически грамотно организованная беседа является важным элементом в системе профилактики молодежного экстремизма.

Воспитательная беседа как способ решения педагогической задачи в процессе общения имеет четко определенную структуру и включает ряд обязательных этапов, превращающих просто разговор  в законченное воспитательное мероприятие.

Этап 1 

«Приглашение к разговору» направлен на обеспечение мотивации и включение в разговор. Для этого объявляется тема беседы, осуществляется настрой на беседу, определяется цель, излагается план проведения беседы. При необходимости излагаются правила поведения.

Беседа невозможна, если Ваши собеседники не готовы слушать и разговаривать.

Вызвать человека на разговор порой получается за один миг, а иногда приходится прилагать массу усилий («я с кем разговариваю?», «интересно, а меня кто-то слушает?», «перестань дуться, давай поговорим»). Предлагаемая цель и тема разговора должна быть интересна и важна всем участникам беседы. На данном этапе определяется и фиксируется характер отношений в процессе разговора.

Ведущий выбирает тон разговора, определяет свое место по отношению к воспитанникам. «Я хочу поговорить»- эта фраза свидетельствует о его желании оказать воздействие в процессе разговора. «Давайте поговорим» – есть показатель направленности усилий воспитателя на организацию взаимодействия со слушателями. «Мне бы хотелось от вас услышать», «готовы ли вы со мной поделиться и рассказать»- эти фразы свидетельствуют о готовности выслушать собеседников.

Этап 2. 

«Точка зрения»- направлен на выявление позиции  участников беседы по заданной теме. Не зная взгляды участников беседы, невозможно определить предмет обсуждения. Для этого формулируются соответствующие вопросы, создается механизм высказываний и способ фиксации этих высказываний. В конце этапа анализируются высказывания, тем самым, создаются условия для перехода на следующий этап.  Ведущий в рамках данного этапа может зачитать заранее поступившие вопросы, отметив, что на каждый из них в ходе беседы будут даны ответы.

Этап 3. 

«Информационное сообщение» включает в себя изложение аргументов и новых фактов. Существуют различные варианты данного изложения:  

  • Рассказы педагога, гостей, учащихся.
  • Кино, видео.
  • Организация дискуссии.
  • Чтение.
  • Групповое выступление.

Это основной и обычно самый продолжительный этап беседы. Основное его назначение организация коммуникации (информационного обмена). Главным воспитательным средством на этом этапе является слово, поэтому воспитатель тщательно подбирает слова. Один и тот же факт можно преподнести в различном словесном оформлении, что окажет различное влияние на воспитанников.

Этап 4. 

«Понимание» - направлен на анализ того, что услышали и поняли участники беседы. Для этого с помощью специально подобранных вопросов организуется общее обсуждение темы и содержания беседы.

Для проверки понимания важно обеспечить обратную связь с участниками беседы. Специалисты по коммуникации выделяют следующие способы установки обратной связи:

  • Расспрашивание.
  • Перефразирование или вербализация.
  • Отражение чувств.
  • Резюмирование.

Важным элементом этого этапа являются вопросы, которые могут задавать участники беседы. Вопросы побуждают к размышлению. С помощью вопросов обеспечивается включение учащихся в контекст беседы. Выделяют открытые, закрытые и наводящие вопросы.

Этап 5. 

«Обобщение» обеспечивает логическое завершение беседы. Очень важную роль играет финальная точка – момент перехода от разговора к осмыслению и оценке его результатов общения. Завершение беседы может быть внешним, формальным: время, отведенное для разговора, закончилось. Об этом может сообщить специальный сигнал: высыпавший песок песочных часов, звонок заведенного будильника часов, сообщение «хранителя времени». Возможен внутренний смысловой финал: цель разговора достигнута, больше говорить не о чем. Об этом может свидетельствовать возникшая пауза. «Разговор о состоявшемся разговоре» начинается с рефлексии воспитанников: что осталось в памяти, о чем задумался, какие сделал выводы. В зависимости от вида и тематики беседы возможна самооценка воспитанниками своих высказываний и оценка высказываний других воспитанников. Воспитатель, внимательно выслушав воспитанников,  оценивает  их выступления, делает необходимые выводы, повторяет основные мысли, прозвучавшие в ходе беседы.

Этап 6.

 «Послесловие» - позволяет поразмышлять о будущем. Казалось бы, беседа завершена и в ней поставлена финальная точка, но жизнь продолжается, и воспитатель позволяет себе поразмышлять о «завтрашнем» поведении воспитанников  в  соответствии с темой и выводами беседы. Для этого обозначаются основные ситуации поведения, называются варианты решения, из которых необходимо совершить выбор оптимального для данной ситуации. Выражается вера в полезность прошедшей беседы и успешность поведения воспитанников в будущем.

Существуют различные виды проведения беседы, которые различаются по стратегии, которую выбирает организатор беседы. Можно выделить три важных класса бесед:

  • Беседы – выступления, в ходе которых ведущий оказывает воздействие на других участников с помощью излагаемой информации. К такому виду бесед можно отнести: лекцию, информационное сообщение, доклад, рассказ и т.д.
  • Беседы-разговоры, в ходе которых все участники обмениваются информацией по определенной проблеме. К такому виду бесед можно отнести: круглый стол, совещание, дискуссию, обмен мнениями и т.д.
  • Беседы-выслушивания, в ходе которых организатор, создает условия для выступления других участников беседы. К такому виду бесед можно отнести: рассказы на заданную тему, откровения, изложение точки зрения и т.д.

Более подробно остановимся на методике проведения беседы-выступления перед родителями или учащимися по проблемам профилактики молодежного экстремизма. Можно  выделить следующие варианты организации выступления:

  • Выступление – убеждение (предъявление требований). Основная причина проведения такой беседы заключается в необходимости повлиять на поведение участников беседы, организовать (упорядочить) его, сформировать потребность в выполнении предъявляемых требований.
  • Выступление – увлечение (ориентация на определенные жизненные ценности). Основная причина проведения такой беседы заключается в необходимости изменить ценностные приоритеты участников беседы, увлечь иным образом жизни
  • Выступление - информационное сообщение. Основная причина проведения такой беседы заключается в необходимости проинформировать участников беседы о способах решения конкретной жизненной проблемы.
  • Выступление – коррекция точки зрения. Основная причина проведения такой беседы заключается в необходимости изменить сложившиеся взгляды на мир участников беседы в процессе спора.

Рассмотрим логику проведения каждого варианта беседы – выступления.  

1. Выступление – убеждение (предъявление требований)  строится как демонстрация правильного  (не нарушающего нормы) поведения, убеждения в необходимости соблюдать нормы и правила, изложение последствий нарушения закона.  Ведущий выступает в роли человека, обеспечивающего соблюдение порядка(это соответствует статусу работников прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как действия, направленные на разрушение существующего порядка, по причине недовольства этим порядком.

Для учащихся можно провести беседы-убеждения следующей тематики:

  • «Проявление агрессии и экстремизма, правонарушения: возможные последствия»
  • « Российское законодательство о правопорядке»
  • «Законные способы выражения недовольства»
  •  «Противоправность экстремистских действий»

Для выступления на родительских собраниях рекомендуется следующая тематика бесед-убеждений:

  • Спасти ребенка от беды
  • Защита ребенка от участия в экстремистских действиях
  • Активная родительская позиция в борьбе с молодежным правонарушениями
  • Профилактика правонарушений и экстремизма в семье
  • Воспитание законопослушания.

В процессе подготовки беседы следует обратить внимание на подбор примеров из реальной жизни. Причина проведения такой беседы очень прозрачна. Воспитанники ведут себя не так как положено: не соблюдают нормы, правила, законы, традиции.

Возмущенный воспитатель убеждает их в том, как следует действовать, а что нельзя делать и по каким причинам. Идеальный пример беседы-убеждения описан в стихотворении В. В. Маяковского «Что такое хорошо? что такое плохо?». Мудрый отец - воспитатель убеждает несмышленого сына-воспитанника жизненными примерами, давая им положительную или отрицательную оценку. Особо хотелось бы обратить внимание на два момента. Беседа начинается с того, что «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха». К сожалению, воспитатели часто забывают дождаться детского вопроса. А убеждать того, кто не хочет, чтобы его убедили, очень сложно. Заканчивается беседа тем,  что «решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду плохо». Обратите внимание: решила кроха, а как часто мы доводим свое убеждение до положительного детского решения ?  Увы, в реальной жизни наши дети чаще решают поступать наперекор нашим убеждениям. При этом ссылаться на сложность убеждения современного ребенка бессмысленно. Ведь умудряются же многие люди, отнюдь не педагоги по образованию и профессии, убедить наших детей в чем угодно. Основная воспитательная цель беседы-убеждения: формирование убеждений в необходимости осуществления жизнедеятельности по определенным нормам, правилам, законам.

Этап 1. «Приглашение к разговору» - включает в себя:

  • Четкое изложение причин проведения беседы (рост проявлений экстремизма среди молодежи, изменения законодательства в данном направлении)
  • Объяснение необходимости беседы на данную тему с этой категорией слушателей (без родительского участия невозможно остановить волну молодежного экстремизма )
  • Обоснование тематики беседы ( увлечение экстремизмом и незнание законов в этом направлении может довести до беды)

Этап 2. «Точка зрения» - направлен на выяснение отношения воспитанников к закону, правилу, норме через опрос, анкетирование, свободное высказывание мнений. Для этого воспитатель может выбрать определенное высказывание, пословицу, поговорку, цитату из документа. Возможно прямое отношение: «Как ты относишься к экстремизму?». А возможно выяснение отношения к поведению нарушителей.  Нежелание воспитанников отвечать на вопросы показатель отсутствия контакта и уважения. А нежелание воспитателя задавать вопросы показатель неуверенности, а вдруг дети не ответят или скажут не то. Увы, но не уверенный в себе человек не способен убедить других.  Можно начинать с простого поднятия рук: «Поднимите руки те, кто знает  как по современному российскому законодательству  наказываются проявления экстремизма». Письменное анкетирование в ходе самой беседы не продуктивно, лучше огласить обработанные результаты анкетирования проведенного накануне. В одиночку убедить целый класс требуется особое мастерство, поэтому на этом этапе важно показать самым сомневающимся, что у Вас есть единомышленники среди слушателей.

Этап 3. «Информационное сообщение» - направлен на оказание словесного воздействия на воспитанников. Положительные и отрицательные примеры, занимательные истории из жизни, неизвестные воспитанникам факты. Структурирование сообщения помогает его пониманию и усвоению: семь аргументов в защиту сменной обуви или всего три довода в пользу ежедневного чтения. Воспитанники быстро устают только слушать, поэтому продуктивно сочетать информацию с заданиями. К примеру, воспитанникам предлагается изготовить памятку «Правил хорошего тона», фиксируя прозвучавшие в выступлении  воспитателя правила.

Этап 4. «Понимание» направлен на выявление изменений в сознании воспитанников под воздействием пламенной речи воспитателя. Для этого воспитатель предлагает заранее подготовленные вопросы или ситуации, действуя в которых нужно найти правильный выбор. Возможно проведение небольшой письменной работы, в которой излагается логика поведения. Для активизации воспитанников может быть организована работа в парах, в процессе которой воспитанники выясняют друг у друга, что они усвоили в процессе выступления воспитателя.

Этап 5. «Обобщение» - позволяет  подвести  итоги беседы. Прежде всего, воспитатель оценивает поведение воспитанников в процессе беседы, хвалит внимательно слушающих, и не нарушавших поведение, делает замечание тем, кто, по его мнению, был не достаточно внимателен. Затем оцениваются результаты, продемонстрированные воспитанниками на этапе понимания. При этом воспитатель еще раз обращает внимание воспитанников на те моменты, на которые они не обратили внимание.  Воспитанникам предлагается пообещать: не нарушать норму.

Этап 6. «Послесловие» - содержит призыв вести себя как положено. Воспитатель показывает свою уверенность в том, что дальнейшем учащиеся будут действовать в соответствии с предложенными нормами и правилами. При этом воспитатель показывает, какие последствия ожидают тех,  кто будет вести себя правильно (будут хвалить, не будет проблем и т.п.) и  тех, кто не пожелает вести себя так, как надо (наказание, замечание со стороны окружающих, вечные проблемы в жизни и т.д.).

Успешность проведения выступления-убеждения обеспечивается даром воспитателя убеждать, красноречием, уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников и грамотной аргументацией.

2. «Выступление – увлечение» строится на основе рассмотрения экстремизма как особой жизненной философии, особого образа жизни, привлекательного для молодежи и связанного с насильственными действиями по отношению к существующему образу жизни государства (политический экстремизм), к конкретной группе людей (национальный экстремизм) или конкретным объектам мира(вандализм). Проявление экстремизма происходит на эмоционально-чувственном уровне (люблю-ненавижу). Разумные объяснения и доводы не способны изменить позицию человека, которому «нравится и хочется». Возникает необходимость в выступлении, способном повлиять на эмоции и чувства слушателей. В качестве основной задачи такого выступления становится отторжение участников беседы от увлечения экстремизмом, ориентация на другие жизненные ценности.  В качестве синонимов названия такого выступления могут быть: внушение (внушаем отвращение к экстремизму и экстремистам, правонарушениям и правонарушителям), призыв (призываем задуматься и изменить образ жизни), потрясение (показать всю неприглядность таких действий, заставить слушателей испытать эмоциональное потрясение и сформировать негативное отношение к агрессивной  литературе и публицистике) такое выступление называют пламенной речью, заставившей слушателей  изменить свое поведение.  В религии существует еще одно название подобного выступления: проповедь. Оратор, для достижения цели,  превращает свое выступление в маленький спектакль. К сожалению, не любое яркое выступление способствует изменению жизненных взглядов, зато всегда остаются в памяти.

Тема выступления - увлечения обычно задается ярким лозунгом – призывом, например:

  • Экстремизм-порождение зла.
  • Ненависть разрушает мир.
  • Шаг на встречу друг другу.
  • Путь к взаимопониманию.
  • Насилие порождает насилие.

Выступление  - увлечение на родительских собраниях может быть осуществлено по следующим темам:

  • Спасем детей от экстремизма.
  • От невинного увлечения к большой беде.
  • Как преодолеть ненависть.
  • В пространстве любви не рождаются  агрессоры.
  • Не будем искать врагов.

Одно из важных требований к оратору заключается в наличие у него веры в свои силы и возможности оказать эмоциональное воздействие. Этому способствует наличие артистических способностей, гипнотическое воздействие на слушателей,  владение психотехниками словесного воздействия на людей. Оратору всегда следует помнить, что он не лектор, излагающий аргументы и факты, а пропагандист,  перетаскивающий на свою сторону сомневающихся и враждебно настроенных слушателей.

Важным  становится не только смысл слов, а интонация, эмоции и чувства с какими эти слова произносятся. Подобное выступление невозможно читать, его необходимо  произносить, глядя в глаза слушателям,  используя при этом максимально яркие образные слова и выражения, избегая непонятных научных терминов.

Этап 1. «Приглашение к разговору» -  ориентирован на создание атмосферы, обеспечивающей определенный  эмоциональный настрой. Беседа может начаться с прослушивания музыки, просмотра видео фрагмента, чтения стихов, показа театральной сцены. Очень важно поведение воспитателя, который с помощью особых взглядов, мимики и жеста пытается «загипнотизировать» воспитанников, подчинить их своей воле. Желательно, чтобы подобное подчинение происходило с определенной степенью согласия и не вызывало у детей иронии или желания оказать сопротивление. Логичнее всего, показать людей, ведущих обычную человеческую жизнь, проявление их любви друг к другу, а затем сообщить, что эти люди оказались жертвами экстремизма и проявления ненависти. Очень важно создать образ, что экстремисты убивают и проявляют насильственные действия по отношению к нормальным людям, в которых им почему - то видится враг. Основная идея заключается в показе любви в человеческом мире, на которую покушается ненависть экстремистов. Можно предложить слушателям на минуту задуматься о том, почему страдают невинные люди, и показать в ходе этой минуты фотографии невинных жертв экстремистов. Обращение к слушателям строится на основе уважения к ним и как призыв понять и преодолеть существующую беду.

Этап 2. «Точка зрения» - обеспечивает включение учащихся в разговор. Для этого им предлагается ответить на предложенные вопросы воспитателя. Например, завершить начатые воспитателем предложения. Возможен разбор конкретных ситуаций: «Что мы сделаем, если увидим…». В завершении этапа воспитатель эмоционально оценивает отношение воспитанников к теме и содержанию беседы. Кроме этого,  воспитатель предлагает воспитанникам выполнить определенные задания по теме беседы. К примеру,  нарисовать, сочинить сказку, придумать девиз, подобрать четверостишие и т.д.

Этап 3. «Информационное сообщение» - содержит в себе основное воздействие на воспитанников. Для этого обеспечивается эмоциональное влияние предлагаемого сообщения на воспитанников. Это возможно, с помощью эмоциональной речи воспитателя, чтения стихов и прослушивания музыки, просмотра короткого, но эмоционально яркого видеофрагмента. Основной упор делается на внушение определенного отношения: это прекрасно, это надо ценить, так следует действовать и наоборот, это ужасно, так ведут себя только не культурные люди, это запрещено и действовать так нельзя. Самое сложное на этом этапе это найти «золотую середину» между разговором об основных жизненных ценностях и  разбором реальных жизненных ситуаций.

Этап 4. «Понимание» - направлен на проявление и фиксацию эмоциональной оценки воспитанниками услышанного и увиденного. Это возможно как через некое творческое задание: придумай и запиши свой жизненный девиз поведения в данной ситуации, сочини четверостишие, в котором отражается твое отношение и т.п. Для закрепления понимания воспитатель использует приемы хоровой декламации, эмоциональной похвалы, выражение чувств.  

Этап 5. «Обобщение» - направлен на оценку поведения воспитанника в процессе беседы. Происходит выражение благодарности со стороны воспитателя наиболее активным участникам беседы.

Этап 6. «Послесловие» - направлен на демонстрацию желаемого поведения и отношения к жизни со стороны воспитанника. Возможен просмотр видеофрагментов с изображением желаемого поведения. В самом конце,  воспитатель высказывает свои пожелания к воспитанникам в соответствии с тематикой беседы.

Успешность проведения выступления-увлечения обеспечивается даром внушения воспитателя,  уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, владение навыками эмоционально-чувственного воздействия и грамотной аргументацией.

 3. Выступление - информационное сообщение представляет собой изложение путей и способов решения проблемы экстремизма в молодежной среде на основе анализа и понимания сущности этой проблемы. Достаточно часто такое выступление носит название лекции. Лектор выступает в роли специалиста, хорошо знающего и глубоко изучившего данную проблему, что позволяет ему давать слушателям полезные совету по ее решению  (таким специалистом вполне может быть работник прокуратуры). Проявление экстремизма рассматривается как определенная социальная проблема, связанная  с наличием определенной группы людей, пытающихся изменить жизнь, совершая насильственные противоправные действия.  Основная сложность заключается в том, что понятные цели экстремисты (жить лучше) пытаются решить противоправными действиями.

Тема выступления - информационного сообщения, увлечения обычно определяется проблемой, анализу которой будет посвящено выступление. Выступление – информационное сообщение для учащихся по проблемам молодежного экстремизма может быть организовано по следующим темам:

  • Возможно ли преодолеть агрессию и экстремизм?
  • Способны ли проявления агрессии изменить мир в лучшую сторону.
  • Причины агрессивных  действий, правонарушений и их преодоление.
  • Борьба с проявлениями молодежного  экстремизма в Санкт- Петербурге.

«Выступление  - увлечение» на родительских собраниях может быть осуществлено по следующим темам:

  • Как защитить ребенка от увлечения агрессии.
  • Как разговаривать с детьми на темы экстремизма и правонарушений.
  • Как разобраться в жизненных интересах ребенка.
  • Как помочь ребенку в выборе законных способ достижения цели.

Девиз подобной беседы: «Объяснить, как правильно действовать». Не какие законы надо соблюдать, а именно логика действия. Воспитатель осуществляет  информационное воздействие  на воспитанников с точки выбора способа достижения цели: «Если ты хочешь достичь конкретной цели, это лучше  всего делать следующим образом». Причина проведения беседы заключается в наличии проблем, возникающих у воспитанников в процессе самостоятельной деятельности.  Воспитательная цель беседы заключается в формировании компетентности воспитанников, информировании  о конкретном способе решения проблемы и основных ее составляющих.  

Этап 1. «Приглашение к разговору» - направлен на предъявление проблемы, решению которой  будет посвящена беседа.  При этом воспитатель может начать с наблюдения: «Понаблюдав, затем как вы пытаетесь нормально общаться друг с другом, а вместо этого лишь ссоритесь, я решил объяснить, как правильно находить общий язык». На данном этапе воспитатель ставит и обосновывает цель, аргументируя ее в доступной для воспитанников форме. Обращаясь к сознанию учащихся, важно заинтересовать содержанием беседы. Объясняется необходимость беседы и полезность информации, которая будет изложена в ходе беседы. В целом, педагог стремится сделать данный  этап максимально коротким и переходит к следующему этапу,  как только видит готовность учащихся к осознанному восприятию информации.

Этап 2. «Точка зрения»  -  позволяет уточнить, нуждаются ли воспитанники в объяснении. Может быть, они знают, как действовать, но не хотят? Воспитатель с помощью грамотно и доступно сформулированных вопросов, которые требуют односложных ответов, определяет уровень информированности учащихся по теме беседы. Вопросы задаются по степени их усложнения. Воспитатель дает возможность ответить на эти вопросы наиболее подготовленным, по его мнению, детям.   Это позволяет экономить время,  т.к.  учащиеся проще усваивают информацию, излагаемую грамотно и доступно. Отметив наиболее удачные ответы и поблагодарив за них учащихся, воспитатель отмечает степень информированности учащихся и выражает свое отношение к ней («я рад, что вы так много знаете», «меня огорчает, что вы так мало знаете» и т.д.).

Этап 3. «Информационное сообщение» - направлен на изложение логики решения конкретной проблемы. Воспитатель излагает необходимую информацию, которую может подкрепить просмотром видеофрагментов, показом демонстрационных материалов, выступлением заранее подготовленных учащихся или приглашенных гостей. Наиболее сложные термины могут записываться на доске. При необходимости воспитатель предлагает записать учащимся в свои тетради опорные слова, даты, выражения, этапы деятельности. Желательно изложение максимально широкого спектра способов решения проблемы. Возможно хоровое повторение наиболее важной информации. Продолжительность данного этапа зависит от объема информации и возможности ее освоения.

Этап 4. «Понимание» - направлен на проверку степени освоения информации.  Воспитатель предлагает ответить на вопросы  по прослушанной информации. Одним из возможных вариантов проведения этого этапа может быть организация индивидуального соревнования на лучшего знатока информации по теме беседы. Особое внимание уделяется воспитанникам, которые, по мнению воспитателя, не услышали и не усвоили необходимую информацию. Для них может быть подготовлено индивидуальное задание.

Этап 5. «Обобщение» - направлен на анализ готовности воспитанников к решению жизненной  проблемы, которой посвящена беседа. Воспитатель выражает свое отношение к поведению учащихся во время беседы и оценивает качество освоения содержания беседы. Лучшие учащиеся, по мнению воспитателя, могут быть отмечены как похвалой воспитателя, так и определенным призом – сувениром. При необходимости воспитатель дает негативную оценку поведения отдельных воспитанников.

Этап 6. «Послесловие» - позволяет изложить последствия, которые ожидают воспитанников в случае  использования (не использования) изложенной информации: «надеюсь, что теперь каждый из вас знает как вести себя, чтобы не услышать замечания от окружающих и не стать жертвой агрессивных людей, экстремистов.

Успешность проведения обеспечивается интеллектом воспитателя, компетентностью в содержании беседы,  уверенностью в себе, знанием психологических особенностей воспитанников, грамотной аргументацией.

Возможные риски связаны с изложением лишней для ушей слушателей информации, способной породить ненужный интерес к действиям экстремистов.

4. «Выступление – коррекция»  точки зрения представляет собой способ коррекции жизненных устремлений слушателей в ходе выслушивания их точек зрения. Проявление экстремизма и правонарушение рассматривается как заблуждение человека в процессе самоопределения, связанное с желанием самореализации в процессе поиска и борьбы с врагами. Каждый человек в силу своих индивидуально-личностных особенностей по своему приходит к экстремизму и по-своему его воспринимает. Понять и повлиять на взгляды такого человека проще всего в ходе индивидуальной беседы. Существует необходимость в организации индивидуального консультирования по данной проблеме. В ходе массовой беседы на основе использования социологических данных ведущий беседу анализирует наиболее распространенные точки зрения на проблему молодежного экстремизма, на темы, связанные с идеями неформальных молодёжных объединений. В ходе беседы рассматриваются возможные варианты поведения и их последствия.

Выбор названия обусловлен воздействием  на индивидуальность воспитанника посредством преобразования его жизненных взглядов, выраженных в наличии собственного мнения по определенной жизненной проблеме. Воспитательная задача беседы заключается в коррекции индивидуального миропонимания. Даже при большом педагогическом мастерстве и желании невозможно всех воспитанников привести к одной точке. Зато можно заставить задуматься,  соотнести свое мнение с мнением других, искать аргументы в защиту своей позиции. Очень часто в подобных беседах используются приемы манипуляции. Организатор выступления не навязывает общего мнения, а помогает становлению индивидуального мнения, но критически осмысленного.

Тема выступления - коррекции точки зрения обычно задается как ситуация, требующая самостоятельного выбора действий. Выступление – коррекция точки зрения для учащихся по проблемам молодежного экстремизма может быть организовано по следующим темам:

  • Негативные последствия увлечения экстремизмом.
  • Сказать агрессии: нет.
  • Экстремизм: иллюзии или реальность.
  • Мое отношение к правопорядку

«Выступление  - коррекция» точки зрения на родительских собраниях может быть осуществлено по следующим темам:

  • Мое отношение к увлечению ребенка молодежными экстремистскими движениями и молодёжными неформальными объединениями.
  • Выбор способа воздействия на ребенка, склонного к  крайним агрессивным и экстремистским действиям.

Этап 1. «Приглашение к разговору» - направлен на  формирование желания воспитанников высказаться по определенной теме. Это достаточно сложная задача, решаемая в процессе всестороннего представления  темы беседы. В этом может помочь проведенное накануне анкетирование. Воспитатель  объявляет тему беседы, формулирует проблему, по которой существуют различные точки зрения.

Этап 2. «Точка зрения» - направлен на высказывание воспитанниками своей точки зрения. Самый простой вариант, когда  воспитанники по кругу высказывают свою точку зрения на данную проблему. В ситуации, когда в дискуссии принимает участие большое количество участников, возникает необходимость в их группировании.

Этап 3. «Информационное сообщение» - направлен на  организацию столкновения мнений. Задача воспитателя заключается в том, чтобы выстроить определенным образом высказывания воспитанников и их оценку. Для этого могут быть использованы различные игровые приемы и способы организации групповой работы. Воспитатель,  предоставляя слово для выступления воспитанникам задавая  вопросы  на уточнение и понимание, заставляет воспитанников задуматься.  Воспитанники приводят аргументы в защиту своей точки зрения,  пользуясь различной литературой и различными ссылками на мнение авторитетных людей.

Этап 4. «Понимание» - направлен на структурирование высказанных мнений. Воспитатель анализирует и раскрывает сложившуюся ситуацию: «В процессе спора возникло три принципиально разных точки зрения. Приверженцев первой точки зрения оказалось пятеро. Но нам  удалось  найти в позиции несколько слабых мест. К примеру:…» От четкости структурирования зависит продуктивность беседы, ведь чем больше мы проясним позиции, тем сильнее сможем оказать влияние на воспитанников. В ходе выступления воспитатель тактично может похвалить или покритиковать взгляды конкретного воспитанника.

Этап 5. «Обобщение» -  направлен на выяснение изменений во взглядах воспитанников. Воспитатель предоставляет возможность воспитанникам высказать свои мысли по поводу спора. Это можно сделать с помощью методики незаконченного предложения: «Я остался при своем мнении и считаю…», «Меня заставил задуматься следующий вопрос…».

Этап 6. «Послесловие» - направлен на использование воспитанниками высказанных взглядов в реальной жизни с учетом возможных последствий. Воспитатель позволяет себе дать ряд советов, что желательно изменить в своих речах и поступках.

Успешность проведения обеспечивается аналитическими способностями воспитателя,  умением понять и выслушать любое мнение, знанием психологических особенностей воспитанников, мастерством ведения спора.

Возможные риски связаны с неумением слушателей излагать свою точку зрения в культурной форме. Выбор типа выступления зависит от поставленной цели, особенностей слушателей и возможностей выступающего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Девиантное поведение проявляется в реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни....

Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...

Методические рекомендации классному руководителю по работе с родителями по профилактике девиантного поведения детей с ОВЗ

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабили...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методические рекомендации в рамках работы по профилактике суицидального поведения среди подростков

Окружающая среда человека играет фундаментальную роль в развитии его личности. Особое место, при этом занимают малые группы, в которых школьник взаимодействует с другими. Это школьный класс, неформаль...