Главные вкладки

    «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»
    консультация на тему

    Эртуганова Лариса Борисовна

    Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые воздействия окружающего мира могут оказаться для него непосильными. Поэтому мы, взрослые, должны уметь определять границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать воздействия на его психику тех раздражителей, которые могут вызвать у дошкольника срыв нервной деятельности и привести к различным нервным заболеваниям.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема моего выступления: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»

    Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые воздействия окружающего мира могут оказаться для него непосильными. Поэтому мы, взрослые, должны уметь определять границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать воздействия на его психику тех раздражителей, которые могут вызвать у дошкольника срыв нервной деятельности и привести к различным нервным заболеваниям.

     Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников необходимо:

    безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

    - позитивность окружающей детей обстановки (создание доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

    -  равенство в отношениях между взрослым и дошколенком;

    - обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы,

    - гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых "ярлыков", учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;

    - тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками

    - создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого воспитанника и его стремления к самостоятельности;

    - осуществление профессиональной деятельности под девизом "Не навреди!"

    Целью моего проекта является – сохранение и укрепление психического здоровья детей с ТНР.

    Задачи, которые я перед собой поставила:

    1.Разработать оптимальные пути сохранения и укрепления психического здоровья у детей с ОВЗ в условиях логопедической группы.

    2.Способствовать  поддержанию эмоционального благополучия детей в процессе коррекционно-воспитательной  работы , средствами специальных игр и упражнений.

    3.Обеспечить  эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

    4. Обеспечить снятие  напряжения, восстановить работоспособность.

     5.Улучшать  концентрацию внимания, снижать  трудности переключения с одного вида деятельности на другой.  

    6.Укреплять психическое здоровье  детей,  как ведущего фактора, позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.

    7.Предотвратить состояние переутомления, гиподинамии, других дезадаптационных состояний.

    В группе организованы центры эмоционально-развивающей среды:

    1. Центр двигательной активности.

    2. Игровая жилая комнаты.

    3. Логопедический уголок.

    4.Зона отдыха

    5. Театр.

    6.Изодеятельность

    7. Конструирование.

    1. Центр двигательной активности – в нем находится физкультурный уголок с различным спортивным инвентарем, массажерами. Дети самостоятельно используют все это в своих играх.

    2. Игровая жилая комната – это зона сюжетно-ролевых игр. Во время игр происходит общение со сверстниками, в процессе этого общения идет осознание ребенком своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей или антипатий, понимание, способен ли он лидировать, или ему комфортней подчиняться, то есть дети проигрывают жизненный опыт. Все это способствует развитию эмоций.

    3. Логопедический уголок – зона, где подобраны дидактические игры и игры на развитие мелкой моторики – штриховки, обводки, игры с крупами, бусами, декоративными камушками, прищепками, грецкими орехами. Все они служат средством эмоциональной разрядки, снимают двигательную расторможенность, успокаивают, что положительно сказывается на эмоциональное благополучие ребенка.

    4. Зона отдыха – уголок психологической разгрузки. После активной деятельности ребенку иногда хочется побыть одному, отдохнуть от потока информации, просто сменить обстановку, полистать книжку, посидеть в мягком кресле, подумать или помечать о чем-то о своем, то есть возможность побыть одному способствует снятию перенапряжения, каких-либо негативных настроений.

    В работе с детьми я использую разные виды деятельности. Это проблемно-игровые ситуации, где ребенок должен что-то достроить, придумать, дорисовать. Увлеченность игрой, активизация творческого воображения способствуют тому, что у детей улучшается настроение, повышается эмоциональный тонус.

    Следующий вид деятельности с детьми – это артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, которая служит средством эмоциональной разрядки, развивает координацию, улучшает внимание, во время выполнения упражнений в игровой форме у детей возникают положительные эмоции.

    Для эмоционального благополучия детей в группе мы используем арт-терапию, способ творческого самовыражения. Арт-терапию еще называют исцеляющим творчеством.  Сюда входит:

     

    1. Изодеятельность – это сфера, где у детей формируются яркие положительные эмоции в процессе творения.  Через изодеятельность ребенок передает свой внутренний мир. По определению Сеченова – рука – это щупальца мозга, единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии.

    2. Театр( или сказка-терапия) – важный фактор эмоционального благополучия. Через жесты, мимику, интонацию ребенок учится передавать настроение и характер героев, формируется умение выражать те эмоции и чувства, которые в обычной жизни ребенок не всегда может проявить. Следовательно, театр дает возможность самовыражения, что способствует снятию психического напряжения.

    3. Игротерапия – в игре дети спокойно выражают свои чувства, уходит напряжение, ослабевает агрессия, что облегчает взаимоотношения между детьми. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение.

    4. Танцевальные минутки (танцетерапия) – включаем разную музыку ( народную, классическую), детям, конечно же, нравится современная музыка, под которую они с удовольствием танцуют.

    5. Смехотерапия – используем разные игровые приемы: рассмеши царевну-несмияну, придумай смешной эпизод, вспомни смешную историю, которая  с тобой приключилась. Особенно нравится детям рассматривать и обсуждать забавные картинки с животными.

    6. В нашей группе дети активные и громкоговорящие, поэтому в течении дня мы стали устраивать минутки тишины. Детям это понравилось. Сейчас они сами время от времени достают песочные часы, и вся группа на минутку замолкает. Самое забавное это то, как они следят друг за другом,  чтобы никто не нарушал правила. «Нарушителям» устраивается дополнительная минутка тишины.

    7. К арттерапии относится также конструирование. В процессе этой деятельности активизируется творческое мышление, развивается мелкая моторика. А самое главное – конструирование объединяет детей, они учатся договариваться, советоваться друг с другом, снимается тревожность, стабилизируется эмоциональное состояние.

    Для нормализации эмоционального состояния детей в течение всего дня мы используем:

     1.На зарядке -(стретчинг)  - упражнения на растяжку.

    2.Корригирующая гимнастика, гимнастика после сна

    3. Физкультминутки.

    3.Подвижные и спортивные игры.

    ( Обязательно используем хождение по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, колючим валикам, так как происходит стимуляция высокоактивных точек на стопах ног, которая оказывает благотворное влияние на весь организм)

    Используя специальную литературу и интернет ресурсы, я  подготовила  :

    1.Советы взрослым по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья детей.

    2.Картотеку игр :

    -игротерапия общения

    -по психогимнастике

    -по релаксации

    - по зрительной гимнастике

    3.Консультации для родителей и педагогов:

    -"Самомассаж"

    -"Развиваем мелкую моторику"

    - "Что мы должны знать о дыхании"

    -"Секреты волшебницы-релаксации"

    Таким образом:

    Использование  множества приёмов и методов по сохранению и укреплению психического здоровья в практической деятельности  воспитателя  даёт положительные результаты, а именно:

    - оздоравливает  организм в целом;

    - укрепляет  центральную нервную систему;

    - снимает напряжение, повышает работоспособность, эмоциональное благополучие ;

     - улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

    - улучшает  зрение;

    - развивает речевые умения и навыки,  мелкую, общую и артикуляционную моторику;

    - активизирует познавательный интерес;

    - увеличивает уровень социальной адаптации;

    Этот проект мы используем в течении 2х лет. В результате все дети идут в школу  массового контингента.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план по самообразованию Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год

    План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло...

    Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.

    Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей...

    План по самообразованию учителя - логопеда "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня" 2013-2014 г.г.

    План по самообразованию "Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г....

    Родительский педагогический всеобуч «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования»

    Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле...

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

    Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

    Программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

    В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде...

    Освоение технологий эффективной коммуникации как фактор укрепления психического здоровья и развития личности школьников

    Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель...