Специфика работы социального педагога с неблагополучными семьями
статья на тему

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы социального педагога с неблагополучными семьями.

Шарынина Алла Николаевна

Социальный  педагог ГБОУ СОШ № 17 Василеостровского района

Санкт – Петербурга, г. Санкт – Петербург, Россия

Семья выступает как первый воспитательный институт, в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность.

Особенности социального статуса конкретной семьи определяют ее воспитательные возможности и характер детско-родительских отношений.

Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д.  Для ребёнка наиболее естественной средой является его собственная семья. Понятие «Семья» подразумевает наличие не только родителей и детей, о и других родственников. В семье ребёнок получает:

  • Стабильность, т.е. наличие предсказуемого, заботливого,  внимательного окружения, где он чувствует себя в безопасности;
  • Непрерывность общения и родственные связи, т.е. собственные корни;
  • Умение общаться, т.е. взаимодействия детей с родителями, братьями и сестрами, умение делиться с окружающими, что помогает им воспитать в себе способность принимать и оказывать поддержку;
  • Законный статус, обеспечивающий защиту и чувство принадлежности к группе.

Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка.

Неблагополучная семья – это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. (Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005).

Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:

  • Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
  • Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
  • Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
  • Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.

Остро обозначилась проблема социального сиротства и защиты детей от жестокости и насилия в семье, от безответственного  отношения деморализованных родителей к здоровью и воспитанию детей. Такие семьи относятся к группе социального риска, их характеризуют следующие неблагоприятные факторы:

а) социально – экономические;

б) медико  – социальные;

в) социально – психологические (семьи с деструктивными эмоционально – конфликтными отношениями супругов, родителей и детей,  низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями; педагогической несостоятельностью родителей или их низким образовательным уровнем);

г) проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной среды), алкоголизм и наркомания.

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении детей, однако указывает на большую степень вероятности этих отклонений, возрастающей по мере углубления факторов риска.

На сегодняшний день встречаются такие категории несовершеннолетних, оставшиеся без попечения, которым требуются учреждения с особыми условиями реабилитации:

  • Наркоманы;
  • Подростки 14 лет и старше, у которых в основе их трудной жизненной ситуации прослеживается затяжной психологический конфликт в семье;
  • Психические больные;

Девочки старше 12 лет, занимающиеся проституцией или имеющие длительный опыт активной сексуальной жизни.

 В работе с конфликтной семьей ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту. Важно выявить основные причины конфликтности, среди которых:

  • личностные особенности родителей (высокий уровень невротизации, психические расстройства, алкоголизация, крайний эгоцентризм, озлобленность, себялюбие, властность при низком уровне интеллекта);
  • кризис супружеских отношений, ситуация развода, вызывающая повышенное напряжение в отношениях с ребенком;
  • резкое падение уровня жизни семьи, депрофессионализация родителей, утрата работы, вызывающие стрессовые состояния, обострение отношений между супругами.

 Социозащитные государственные учреждения оказывают помощь семье и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основными формами социальной помощи являются:

  • Круглосуточный стационар;
  • Дневной стационар – с целью профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
  • Семейные воспитательные группы;
  • Социальный патронаж (особенно актуальный для выпускников детских домов).

Учреждения предоставляют нуждающимся несовершеннолетним следующие виды услуг:

  • Выявляют, анализируют и устраняют, по возможности, причины, обусловившие кризисную ситуацию;
  • Оказываю первую доврачебную помощь и санитарную обработку;
  • Предоставляют временное проживание;
  • Разрабатывают и реализуют программы социальной реабилитации;
  • Осуществляют весь комплекс мероприятий по дальнейшему оптимальному жизнеустройству несовершеннолетних совместно с органами опеки и попечительства.

Особую роль в решении данной проблемы играет школьный социальный педагог.

Школьный социальный педагог использует педагогическую  модель в работе с родителями.  Данная модель исходит из предположения о дефиците у родителей знаний и умений по воспитанию детей. Эта модель носит профилактический характер, особенно в ней нуждаются дисфункциональные семьи, так как она направлена на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и укрепление воспитательного потенциала семьи. В этих целях используют следующие формы работы с проблемной семьей в рамках педагогической модели:

  • Психолого-педагогические консультации на темы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
  • Педагогические практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями предполагает несколько этапов:

  • установление контакта с членами семьи;
  • выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;
  • определение плана вывода семьи из тяжелой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны школы, других служб, стимулирование родителей к самопомощи;
  • реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
  • патронирование семьи, если оно необходимо.

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучными семьями.

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка условий, выводов.

4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.

5. Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций.

6. Изучение личностных особенностей членов семьи.

7. Составление карты семьи.

8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными  организациями

(образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр  социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты  несовершеннолетних, комиссия и т. д.).

9. Составление программы работы с неблагополучной семьей.

10. Текущие и контрольные посещения семьи.

11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Социальный педагог рассказывает об особенностях развития ребенка,  дает педагогические советы по воспитанию детей, консультирует по вопросам семейного законодательства,  защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с отстраненностью родителей от процесса воспитания детей.

Социальный педагог, действуя в интересах ребенка, оказывает необходимую помощь и поддержку семье: устанавливает  контакты  с семьей, выявляет  проблемы и трудности  семьи,  оказывает  посреднические  услуги  в установлении связей с другими специалистами (психологами, медицинскими работниками, представителями правоохранительных органов и органов опеки и попечительства и др.).

Список использованных источников и литературы:

  1. Борисов В.А. Детская беспризорность: проблемы, поиск, решения. – СПб. 2001
  2. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. – Москва 2000.
  3. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

 Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...