Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"
проект

Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Усинск»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Усинска

Научно-методическая разработка

Зайцева Анна Александровна

учитель математики,

куратор РДШ и школьного самоуправления,

г. Усинск

2017 г.

 

        Настоящее время – это время глобальных общественных, политических, духовных и нравственных перемен в обществе. Сегодня ни одна сфера деятельности человека не осталась без изменений. Одно из требований  современного мира – вовлечение каждого члена общества в процесс его функционирования и развития, т.е. создание  человека с активной гражданской позицией.

        Любое общество, которое когда-либо существовало на земле, характеризуется детоцентризмом, т.е. в любом обществе дети являлись первостепенным объектом для защиты и выживания. Именно в детях будущее любого  общества. Необходимо сформировать у нынешних подростков образ будущего, в котором не будет сегодняшних проблем, а для этого мы должны показать и научить тому, как справляться с этими проблемами, как с ними бороться. Этому можно научить, моделируя небольшие системы, в которых главными и единственными действующими лицами были бы дети и подростки, где они смогли попробовать себя в роли управленца своим будущим, своей жизнью.

        Процесс воспитания должен проводится не только в стенах учебного заведения любого уровня, активное воспитание осуществляется  в первую очередь во вне учебное время. И если не взять под контроль и регулирование именно эту сферу воспитательного процесса, то вся остальная работа будет бессмысленна.

        Самым главным и самым ценным для общества будет тот факт, если к этой работе (проектированию) будет привлечена сама молодежь, если старшие будут следить и помогать своим младшим братьям и сестрам.

        Основное занятие молодежи – учеба, остальное время практически занято, особенно это проявляется в каникулярный период. Отсутствие занятости у детей приводит часто к негативным, а иногда и асоциальным явлениям (формирование асоциальных группировок, наркоманов, алкоголизм и т.д.).  Именно поэтому нами была выбрана организация проектной деятельности учащихся, направленная на организацию свободного времени подростков через участие в социально-значимых мероприятиях.

        Казалось бы, о какой проектной деятельности социальной направленности может идти речь в школьном возрасте. Но именно сейчас, когда у учащихся еще не достаточно сформировалось стереотипное мышление, есть естественная потребность в познавательной деятельности во всех направлениях и проявлениях, интерес к такой  работе необходимо закрепить и акцентировать на этих вопросах  педагогических работников школы.                

        Чем же  может помочь учащемуся участие в проектах? Прежде всего, это те известные и изучаемые аспекты, отмеченные в рамках технологий образования, ведущие к развитию гармонической личности и отвечающие потребностям современного общества:

         принятие самостоятельных решений;

         умение ставить задачи и  задавать вопросы;

         умение работать в команде;

         поиск нестандартных, оригинальных решений;

         способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

         раскрытие индивидуального потенциала.

        В процессе работы над проектом учащимися будут освоены:

          элементы статистики;

         элементы компьютерной графики;

         получение информации  через Интернет;

           исследование путем наблюдения;

         коммуникативные навыки и т.д.

        Проектная деятельность  в школе приводит к положительной динамике сотрудничества между учениками, учителями, родителями, консультантами и другими участниками проекта.

        Но и это еще  не все, что хотелось бы отметить в пользу практики проектной деятельности. Давайте обратимся к толково-словообразовательному словарю Т.Ф.Ефремова.

        ПРОЕКТ – это:

        1. План создания чего-либо, включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.д.

        2. Предварительный текст какого-либо документа, представляемый на обсуждение, утверждение.

        3. Замысел чего-либо.

        Пункты 1 и 3 не требуют особенной стимуляции у  учащихся, они регулярно самостоятельно и с удовольствием используются  в свободное и в учебное время. Проектная работа  в школьной программе позволит структурировать все знания и умения, полученные в результаты занятий по всем предметам, независимо от выбранной темы, направить и грамотно реализовать также 2-й пункт, требующий специальной подготовки.

        Действительно, эффективность обучения и воспитания в существенной степени зависит от того, настолько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой учащихся. Именно на эту цель ориентированы современные образовательные технологии. И именно проектная деятельность является одним из самых эффективных инструментов.

        

        

        

1. ПРОЕКТЫ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

        Проекты в школе – это трудно? Это проблематично, но все-таки возможно. Одна оговорка: на первоначальном  этапе речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно (особенно это касается учащихся начальной школы). Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для учащегося – это будет проект. На сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать, что технология обучения по методу проектов  в воспитательной системе полностью разработана и апробирована. Но тем не менее, такой опыт имеется, в том числе и в нашем учебном заведении. Опыт как удачный, так и неудачный вполне. «Практика проектной деятельности в воспитательной системе школы может рассматриваться как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесное связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности  учащихся, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой учащихся, в процессе основных занятий».* В этой методической разработке мы попробуем привести некоторые возможные подходы и идеи, а дальше – судить учителям, классным воспитателям, в какой мере они готовы этот опыт применить.

        Сначала поговорим о требованиях, а затем – об идеях.

        Требования, в общем самые простые, и главное из них – «исходи от ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию учащегося. Чем меньше учащийся – тем проще проект. Маленькие дети способны  выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой.  Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.  Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, с помощью учителя).

        Педагогическая ценность ученического проекта определяется: возможностью осуществления силами конкретных учащихся или коллектива; содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта; навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом; заинтересованностью ученика в работе «От всего сердца». Обязательно присутствуют  три момента:

        🢖 выбор проекта;

🢖 планирование проекта;

        🢖 критика проекта.

        А теперь задумаемся, что такое исследования для младшего школьника? Это, прежде всего, наблюдения за жизнью. Открытие многих явлений. Явлений, известных взрослым, но неизвестных малышу. Здесь важно не пропустить ни одной активности ребенка, ни одного нового для него навыка, чтобы не зафиксировать на нем детского внимания, чтобы не превратить его в проект с «разработкой плана», обсуждением всех деталей предстоящее работы, с претворением плана  в жизнь, с проверкой результата проекта.

____________________

        * - Савенков А.И. Одаренный  ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001, - С. 158

        

        

        Проект малыша, как правило, начинается с очень простого действия. Вокруг первого шага наматывается клубок исследовательских ситуаций. Какое простое действие? Ну, например, для самых маленьких, еще дошкольников, это может быть следующее. Походи босиком по песочку – по мокрому, по сухому и горячему, потом походи по травке, затем – по камушкам. Сравни свои ощущения, опиши их, расскажи, что ты почувствовал. Это маленькое исследование поверхности Земли. Ты делаешь следующий шаг, еще один, еще … и не заметил, как погрузился в свои микронаблюдения. Одно простое действие в самом начале дает первый поворот колеса исследовательского мышления ребенка. Его наблюдения начинают жить, двигаться, взаимодействовать  друг с другом. Возникают вопросы. Находятся ответы. Он хочет узнать новые подробности и таким образом вовлекается в новые исследования окружающей  жизни.

        Целый пласт проектов-наблюдений для самых маленьких – наблюдения за природой. Сравнение времен года. Проект – «Встречаем зиму». Альтернативный проект – «Встречаем лето». Зима  оценивается по отношению к лету. Лето – нулевая точка отсчета. Никто не говорит «летушко-лето», но говорят «зимушка-зима», а почему? С летом все ясно – «лето красное». Лето – фундамент, на котором все строится. Летом много работы для жителей села. Лето- время отдыха для горожан. Зима -  «стихийное бедствие с интересным  результатом». Холодно – не как летом; нет комаров – не как летом, бело – не как летом. В чем красота зимы? Что русский фольклор говорит о зиме? Какие ассоциации связаны с зимой? Зимние праздники, зимние игры, зимняя еда. Время общения. Разные ощущения зимой и летом. А что для меня лето? А что зима для меня? Как я себя ощущаю зимой и летом? Как люди готовятся к зиме? А к лету?

        Наблюдение за жизнью домашних животных, птиц, за растениями, за делами человека – все это может вылиться в проекты в начальной школе. Тем более, что ведение дневников наблюдений – прием хорошо известный и не новый. Дневник наблюдений – основа проекта.  Правило записывать все проекты в особые тетради, фиксировать ход работы над проектом и конечные результаты работы дает достаточно материалов для упражнений в письме и счете. Правда, это возможно тогда, когда человек уже немножко умеет читать и писать. До этого  момента итогом наблюдений становится устный рассказ или рисунок. Проекты о домашних питомцах получаются очень удачными, снабженными интересными рассказами, наблюдениями и замечательными фотографиями.

        Идея проекта-рассказа достаточно многогранна. Возможны как рассказы как результат творчества и детской фантазии, а также как результат изучения тем школьных предметов. Это устный рассказ (придуманная фантастическая история на заданную (выбранную) тему, рассказ-наблюдение, патриотические рассказы, исторические, географические, природоведческие и другие рассказы), рассказ-песня, музыкальный рассказ, рассказ-картина. Проекты-рассказы дают достаточно материала для упражнения в чтении и прохождении необходимого минимума по истории, природоведению, географии и др. Просмотр фильма тоже может стать основой проекта-рассказа. Здесь самое главное – отношения Добра и Зла, сопереживание. Ребенок всегда идентифицирует себя с Добром. Когда он смотрит на экран, то постоянно ищет и сортирует персонажей на самом простом уровне. Кто тут хороший? А кто плохой? Кто центр Добра? Подсознательно, как следствие естественной человеческой потребности самоидентификации, дети следуют за добрым персонажем, болеют за него, инстинктивное противостоят центру Зла. Вербализованные впечатления в виде устного рассказа-рецензии – достойный детский проект. Этому тоже надо научиться. Смотреть, выделять главное, отличать Добро от Зла, уметь передавать это другим людям.  Такая работа, безусловно, относится к самостоятельной познавательной деятельности ребенка и, несомненно, на уровне младших школьников может считаться проектом.

        Конструктивные проекты, в том числе проекты игр. Сюда относится изготовление материальных предметов преимущественно на уроках труда или во внеклассной работе. Изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода. Ведущей идеей такого проектирования является идея «самообслуживания». Важен момент проектирования игр,  подготовка к ним, изготовление учениками необходимых принадлежностей. Эта группа проектов наиболее понятна учителям в силу конкретности результата.  Объекты труда известны, так как связаны с развитием моторики рук, присущих к данному возрасту. Задача только в том, чтобы придать традиционным заданиями проектную форму исходя из известного алгоритма проектирования, включить элементы обоснования, проработку возможных вариантов изготовления, выбора одного варианта и рефлексии в конце работы.

         Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

        Экскурсионные проекты. Программа обучения в младших классах обычно насыщена разного рода экскурсиями. Этот факт является хорошим поводом превратить экскурсии в серию детских проектов. Прежде всего, создается программа экскурсии. Потом эта схема наполняется конкретным содержанием. Составляется план, благодаря которому даже самый отстающий ученик знает, зачем он идет, что ему надо от экскурсии. Ведь, прежде всего, чем состоится каждая экскурсия-проект, она детально планируется. Перед детьми ставятся конкретные вопросы, ответы на которые они должны получить во время экскурсии. Итоги экскурсии обязательно обсуждаются. Дети рассказывают или пишут свои отзывы, вербализуя свои впечатления, наблюдения, полученные знания.

        Целью каждой экскурсии-проекта является поиск ответа всего на один вопрос (для каждого проекта свой). Поиск предполагает анализ лишь какого-то одного  исследуемого явления (одного простого действия), будь то стрижка овец, выращивание цветов, выпечка хлеба и т.д. В нашем понимании это, строго говоря, проектом не является, но, безусловно, содержит такой важный элемент проектной деятельности как исследование путем наблюдения. В результате возможно возникновение идей, могущих составить предмет другого проекта. Единичность (единственность) объекта экскурсии обеспечивает возможности детального, а  следовательно,  более глубокого рассмотрения. Если бы объектов было бы больше, то «эффект»  от исследования-наблюдения был бы, очевидно, меньше.

        Приступая к проектированию с младшими школьниками следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации и работе, неудачному результату, незаконченному проекту и отвращению к участию в каких-либо проектах в дальнейшем. Следовательно, выполнять исследование надо «на одном дыхании» из-за отсутствия у младших школьников способности долговременно  и целенаправленно работать в одном направлении. Из этого вытекает еще одно условие, которое должно быть соблюдено при организации проектной деятельности младших школьников: максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе. «Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие».* Для решения этой задачи в школе может быть специально создан «Центр интеллект» (как, например,  в нашей  Усинской школе), где собирается и хранится все, что может пригодиться для выполнения детских проектов и исследовательской работы: справочная литература, схемы, рисунки, видеокассеты, проекты и т.д. Ценность этого  для начинающих исследователей очень высока.

_________________________

        * Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – С 159, 164

П. МОЛОДЕЖНАЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЕМАЯ ИНИЦИАТИВА

  1. Понятийная часть

Степень неопределенности в формулировке «Работа с молодежью» очень высока. В ней указана только направленность, но не выделен способ. Как работать с молодежью, если эта работа проводится не для «бодрого» рапорта, а для получения реальных результатов по гармонизации жизни молодого поколения?

Для эффективной работы с молодежью требуется наладить устойчивый и действенный механизм по развитию молодежной социально значимой инициативы. Необходимо не навязывать что-то извне, а именно подхватывать здоровые молодежные инициативы, актуальные для общества. Но для того, чтобы наладить данный механизм «подхватывания» нужно понять: что же такое по сути «молодежная социально значимая инициатива»?

Ответ на этот вопрос включает в себя последовательный ряд ответов на следующие вопросы:

  Что такое «инициатива» вообще?        

  Что такое «социально значимое дело»?

 Каково место молодежи в социуме?

  Что такое «молодежная инициатива»?

 Что такое «молодежная социально значимая инициатива»?

Данная серия вопросов и определяет структуру нашего повествования.

1. Итак, что же такое «инициатива» как такова? Термин «инициатива» происходит от английского слова, которое имеет следующие  трактовки: существительное – первый шаг, почин, инициатива; прилагательное – начальный, инициативный (в политике «initiative» - право законодательной инициативы). Если же мы возьмем «ядро» термина «initiative», а именно «initiate», то оно определяется так: 1) положить начало, 2) посвящать (в тайну), 3) вводить (в общество) Англо-русский словарь\ Сост. В.К.Мюллер; ОГИЗ, Государственное издание иностранных и национальных словарей. – М., 1944

Таким образом, инициатива связывается с первым шагом, почином. Но данное значение не исчерпывает всего того, что заложено в рассматриваемом термине. Попытаемся разобраться в том, что осталось как бы «кадром», раскрыв психологическую и социально-ориентированную стороны содержания данного термина.

Что является предпосылкой инициативы? Очевидно, что основой для проявления инициативы может служить жизнедеятельность и социальное бытие человека. В наиболее общем плане жизнедеятельность человека включает в себя цикл процессов от возникновения какой-либо потребности до ее удовлетворения.

Если в процессе удовлетворения потребности возникает затруднение, то человек ищет способы и средства для его преодоления. Если таковых не находится, то потребность остается неудовлетворенной. Когда у человека для преодоления предпосылка для социальных контактов, а затем при согласовании способов взаимодействия с другим человеком и предпосылки социальной жизни. На этом пути у человека формируются социальные потребности, которые являются вторичными по отношению к жизнедеятельностным. Процесс освоения человеком общественных норм и приобретения им социальных потребностей является социализацией человека.

Социальное существование человека начинается с реализации согласованных норм сосуществования с другими людьми. Причем для социального бытия человека выступает вторичным: является ли норма, учитывающая другого, выработанной и согласованной им самим, или она была передана ему от представителя социума (и, следовательно, является продуктом предшествующих согласований других людей). согласований других людей). Социальный аспект цивилизованной жизни человека протекает как бы в двух (как минимум) взаимоувязанных  логиках: человек для социума для человека. Нарушение «здорового» баланса между этими логиками приводит либо к эгоцентрической, потребительской позиции человека по отношению к другим, либо к подавлению индивидуальности человека и превращению его «винтик» социума.

Теперь, когда кратко охарактеризовали два типа существования человека, заострим вопрос: возможно ли проявление инициативы в индивидуальной жизнедеятельности или она возможна только в социальной жизни человека? Другими словами, проявлял ли инициативу Робинзон Крузо (из знаменитого романа  Даниэля Дефо) или вся его изобретательность в борьбе за выживание должна быть названа как-то иначе? Вспомним, отмеченное выше значение термина «initiate»: посвящать (в тайну), вводить (в общество). Очевидным является вывод о межиндивидуальном характере этих значений. Посвящать (в тайну) может кто-то кого-то, вводить (в общество) может кто-то кого-то в какое-то общество. Основываясь на наличии данных значений, введем версию о социальном характере термина «инициатива». Тогда ответ на вопрос, проявлял ли инициативу Робинзон Крузо, будет только отрицательным. Инициатива человека возможна лишь по отношению к другим людям.

Но не всякое действие по отношению к другим можно назвать инициативой. Доопределим внутренний характер действия. Поскольку в основе каждого действия есть свой мотив, пусть даже не осознанный, будем считать инициативой такое действие, которое направлено на удовлетворение не только (и не столько) своих потребностей, но и потребностей других людей. Если потребности других людей (группы, общества и т.д.) не затрагиваются, но такие действия не представляют интерес для других и, следовательно, не могут быть отнесены к инициативе, а только к обслуживанию собственной жизнедеятельности человека. При этом масштаб  инициативы  может быть различным. От самого мелкого, например инициатива помощи другому человеку в удовлетворении его потребности, до самого крупного, если есть направленность удовлетворения потребностей общества в целом. Таким образом, мы скрепили значение слова  «инициатива» с направленностью на удовлетворение каких либо потребностей людей.

Есть еще один  контекст в инициативе – это мотивационный аспект.  В основе мотивационно обеспеченного действия могут лежать самые различные потребности: потребность в самореализации, в общении, в реализации лидерского потенциала и т.п. Например, для человека с лидерскими потребностями мотивом могут быть действия, направленные на утверждение своего лидерского статуса в конкретной группе людей. Причем форма мотивационной активности может быть самой разнообразной: от демонстрации силы до тонких ценностно ориентированных проявлений, направленных на групповое сплочение вокруг значимого дела. Мотивационная активность, не подкрепленная глубиной потребностью, как правило, ситуативна, непродолжительна и легко сменяется в соответствии с поверхностной динамикой потребностных состояний. С этим, в частности, связано наличие огромного количества нереализованных, брошенных инициатив. Но как бы ни была прочна или непродолжительна инициативная активность, трудно представить себе инициативу по принуждению извне!

Остановимся на еще одном аспекте понятия инициативы – «первый шаг, почин, начальный» и т.п. Здесь подчеркивается инновационный характер инициативы, то есть инициативное действие должно быть новым, не имеющим аналога, должно осуществляться впервые или хотя бы содержать новую комбинацию ранее известных составляющих. Если заострять внимание на этом аспекте значения рассматриваемого термина, то его бытовое понимание («взял инициативу на себя») уже не сможет вписаться в эти узкие рамки.

Может ли инициатива иметь негативный для социума характер? Конечно, может. Так инициатива, направленная на удовлетворение потребностей определенной группы, может ущемлять интересы других людей. Например, инициатива по организации дискотеки «на воздухе» реализует интересы определенной молодежи, но может громкой музыкой помешать отдыху людей, живущих в близстоящих домах. Резюме: не всякая инициатива хороша! В связи с этим созидательная инициатива должна быть вписана  в цивилизованные рамки общественной жизни, должна быть социальна значимой.

2. Что такое социальная значимость? Жизнь общества  можно расслоить на следующие параллельно протекающие процессы:

 функционирование;

 развитие;

  и восстановление элементов функционирования,

которые по каким-то причинам выходят из строя (например, из-за стихийных бедствий). Социально значимое дело – дело, связанное с вкладом в одну из этих трех обозначенных линий жизни общества. Итак, приоритетность социально-значимых дел выстраивается в соответствии с иерархией проблем, существующих в обществе. Чем острее и глубже проблема для общества, тем выше актуальность и социальная значимость дела, направленного на решение этой проблемы. Тогда, социально значимая инициатива – самостоятельная мотивационная активность одного или нескольких членов социума, направленная на решение какой-либо существующей проблемы общества.

3. Молодежь – часть общества.  Попытка охарактеризовать молодежь количественными возрастными критериями сталкивается с серьезными затруднениями. С какого возраста начинается молодость? С 14, 15, 16…  лет? Ответить на эти вопросы невозможно однозначно, поскольку сами  вопросы поставлены неправильно. Молодость определяется не количеством лет, а качественным состоянием души человека (см. работы И.Кона «В поисках себя» и «Психология ранней юности»). Человек в процессе жизни проходит несколько качественных уровней, имеющих жесткие критерии их определения: детство, отрочество, молодость, зрелость и старость. Молодость – наиболее сложный период вхождения человека в социальный и профессиональный мир. Вхождение в социум на этапе отрочества контролируется и опекается взрослыми, так что человек лишен еще самостоятельной позиции, он как бы растворяется в социальных нормах. Вхождение в социальный и профессиональный мир молодого человека усложняется необходимостью как принятия самостоятельных решений, так и ответственности за них. Но для того, чтобы адекватно вписаться в социум, необходима адаптация человека к нормативным рамкам социума (и профессиональной сферы) с сохранением своей индивидуальности. Подобную адаптацию с сохранением и будем считать наиболее существенной характеристикой молодости.  Проблемность совмещения установок по «преобразованию» внешнего мира под себя и «изменению» себя под  этот внешний мир и создает предпосылки к внутреннему драматизму человека в молодые годы.

Весьма существенной характеристикой молодости следует считать и избыток энергии при отсутствии «житейской мудрости», помогающей определить конструктивное русло для проявления этой энергии. Данное обстоятельство является энергетической предпосылкой активного отношения представителей молодежи к окружающему миру. Таким образом, мы видим, что молодежь – наиболее прогрессивно настроенная часть общества, которая «изнутри» заинтересована в преобразованиях внешнего мира», а  «извне» вынуждена подстраиваться, адаптироваться к существующим порядкам.

4.  Перейдем к определению понятия «молодежная инициатива».  При определении данного понятия возникает две версии его трактовки:

первая версия:  молодежная инициатива – любая инициатива, исходящая от представителей молодежи. (Инициатива чья? Молодежи).

вторая версия: молодежная  инициатива – инициатива, направленная на решение молодежных проблем, при этом инициатором не обязательно выступает молодежь. (Инициатива кому поможет? Молодежи).

Ограничимся пониманием «молодежной инициативы» в рамках первой версии, поскольку объект направленности инициативы (вторая версия), как правило, указывается иначе: «инициатива по…», «инициатива, направленная на…» и т.п. (то есть в молодежной инициативе инициатор всегда молодежь).

5. Должна ли  молодежная социально значимая инициатива решать  проблемы всего социума или она должна быть направлена на решение молодежных вопросов? А какие же молодежные проблемы наиболее значимы для социума? В первом приближении, это проблемы молодежи, неразрешимость которых негативно отражается на существовании других социальных групп. Это приводит к дестабилизации жизни общества в целом. Это и молодежная преступность, и наркомания, и хулиганство и многое другое  непосредственно мешающее нормальной жизни представителей социума.  Как решать эти проблемы? ЭТО другой вопрос. Но кому, как не самой молодежи, «изнутри» понимающей внутренние конфликты «отступившейся» части молодежи. Ведь именно эти внутренние конфликты и порождают асоциальные молодежные феномены, являются их истинной причиной. И устранять нужно именно причины, а не следствия. Естественно, в решении молодежных проблем должны принимать участие и представители старшего поколения, но только путем подхватывания и поддержания конструктивных инициатив, исходящих от молодежи. Если инициатив недостаточно, то необходимо их стимулировать.

Таким образом, молодежная социально значимая инициатива – это мотивационная активность, исходящая от представителей молодежи и выражающая в действиях, направленных на снятие острых молодежных проблем, в решении которых заинтересовано общество.

  1. Практическая часть

  1. Составление проекта

Перед тем, как объяснить другим сущность вашего проекта, то есть что, как и зачем вы собираетесь делать, попробуйте разобраться в этом сами.  

Большую помощь в этом может  оказать написание логической таблицы для составления проекта, позволяющей встроить четкую концепцию проекта, определить критерии и методы оценки его компонентов, выявить внешние факторы, влияющие на его выполнение.

Такую таблицу пишут для улучшения собственного понимания проекта, она помогает составить окончательный проектный документ (заявку) и успешнее выполнить задуманное.

В этой главе мы приведем список вопросов, на которые надо ответить в такой таблице, и гипотетический пример заполненной логической  таблицы.

Первая графа таблицы характеризует суть и взаимосвязь основных частей проекта. Вторая – содержит объективные свидетельства обоснованности и качества проработки соответствующих компонентов проекта, критерии и методы оценки их выполнения. В третьей графе перечисляются внешние условия и (факторы, предпосылки, допущения), которые находятся вне контроля со стороны руководства проекта и от которых зависит его выполнение. Для успешного осуществления проекта эти факторы должны быть выявлены, определены и оценены. Правильно составленный проект не должен включать нереальных предпосылок.

Пример логической таблицы для составления проекта:

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

(показатели, обоснования)

Внешние условия

(факторы, предпосылки, допущения)

Постановка проблем:

1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?

2.  Почему решение данной проблемы – приоритетная задача?

Какие источники инфор-мации помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема  существует и ее важно решить?

Цель:

1. Какова цель, на достижение которой направлена деятельность в рамках проекта? Как она связана  с решением поставленной проблемы?

2. Кто выиграет в результате продвижения к цели? Как действия, предусмотренные проектом, изменят существующую ситуацию?

1. Каковы средства проверки правильности движения к цели?

2.  Каким образом проверяющие организации\лица смогут убедиться, что проект вносит ожидаемый вклад в продвижении к цели?

3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих измерять степень продвижения к цели?

Задачи. Ожидаемые результаты:

1. Какой конкретный эффект должен быть достигнут во время выполнения проекта? Какого конкретно улучше-ния или изменения следует ожидать в окружающей среде, положении данной группы населения и т.д.?

2. Как решение поставленных задач приблизит ситуацию к достижению заявленных целей?

3. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для решения поставленных задач?

1. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что проект выполнил поставленные задачи?

2. Каковы конкретные количественные методы оценки результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?

3. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?

1. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:

- решение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;

- достижение запланированных результатов приводило бы к решению задач.

Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта):

Какие мероприятия необходимо осуществить исполнителям проекта для получения указанных  в проекте результатов?

Почему выбраны именно эти методы?

Применение указанных в проекте методов (проведение мероприятий) гарантировало бы получение ожидаемых результатов.

Ресурсы:

1. Какие ресурсы (кадры, товары, услуги) необходимы для проведения меро-приятий, намеченных в проекте?

2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничаю-щие и поддерживающие организации, фонды и т.д.)?

1. На основании чего планируются уровень зарплаты, стоимость оборудования и расходов на транспорт, другие услуги?

2. Какие показатели позволяют оценить эффективность исполь-зования средств.

1. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов).

2. Каковы возможные препятствия в каждом из этих «переходов».

Пример заполненной логической таблицы:

        Заполненная логическая таблица для проекта «Каждому двору – свою дубраву» (таблица заполнена не с максимальной подробностью).

Компоненты проекта

Объективные свидетельства

Внешние условия

Постановка проблемы.

Количество зеленых насаждений в г. Тула в последние годы резко сокращается. Активно развивается транспортная сеть, растет число машин, в связи с чем воздух становится все более загрязненным. Среди подростков все больше развивается потребитель-ское отношение к своему городу: неблагоустроенные дворы совершенно не способствуют росту ответственности, «чувства хозяина».

По данным Городского комитета по экологии, за последние 5 лет было вырублено более 5000 деревьев. Большая часть из них – тополя, достигшие своего предельного возраста жизни. За этот же период посажено менее тысячи деревьев. По данным Городского комитета по здравоохранению, количество заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, выросло за  последние три года на 20%. По данным Городского комитета по делам молодежи, одной из основных причин роста подростковой преступности  является резкое уменьшение в последнее время различных секций и т.п., которые вовлекли подростков в активную деятельность, требующую высокой степени ответственности.

Цель.

Показатели достижения цели

Предпосылки достижения цели при выполнении задач

Благоустройство Тулы, в частности озеленении 5 дворов  двух районах города. В результате проведения проекта возрастет количество зеленых насаждений, а также будет отработана модель вовлечения подростков в работы по благоустройству города. Отработанную методику можно будет использовать в дальнейшем

Основной показатель успешности проекта – наличие растущих молодых дубов в задействованных в проекте дворах. По нашим оценкам, успешным проект можно считать в случае, если приживутся не менее 90% посаженных деревьев. В рамках проекта будет вестись учет  числа подростков, принявших участие в работе, а также затраченного ими времени. Важным показателем успешности проекта также может стать интерес властей к тому, чтобы использовать результаты нашей работы в будущем при благоустрой-стве города.

К моменту окончания посадок деревьев городские и районные власти не начинают никаких проектов по реконструкции выбранных дворов (строительство, прове-дение ремонтов теплотрасс и т.п.). Жители выбранных дворов и подростки понимают важность постоянного ухода за вновь посаженными деревьями.

Задачи. Ожидаемые результаты:

Показатели выполнения задач:

Условия, необходимые для выполнения задач:

Проведение подготовительной работы с жителями выбранных районов, а также с местными властями.

Проведение осенних и весенних посадок дубов.

Проведение ряда образовательно-информационных мероприятий, направленных на поддержание выращенных деревьев.

Издание пособия по посадке дубов в городе.

Готовность жителей в районных управ поддерживать наш проект и принять в нем посильное участие.

Приживаемость не менее 90% от общего количества посаженных деревьев.

Публикации списки победителей конкурсов, наличие во дворах именных табличек, фотографий, а также видеосъемка работ по проекту. Образец изданного пособия будет предоставлен. О качестве пособия можно будет судить по рецензиям специалистов и по готовности городских властей пользоваться им при организации городских программ.

Городские власти, а также жители не возражают против проведения работ по проекту. Городские власти не принимают решения о быстрой засадке дворов быстрорастущими тополями.

Методы (мероприятия):

Обоснование выбора методов:

Условия, необходимые для выполнения мероприятий при наличии ресурсов:

Проведение собраний с жителями и руководством районов, а также распространение листовок о проекте среди жителей.

Закупка посадочного материала в лесхозах.

Обучение подростков правилам посадки дубов и ухода за ними.

Проведение конкурса на звание «Хранитель дуба».

С помощью листовок мы сможем оповестить всех жителей о проведении в их дворах нашего проекта, а

 на собрании сможем обсудить детали проекта с самыми активными жителями. Предварительное исследо-вание показало, что нашим требованиям наиболее соответствует Березовс-кий лесхоз: низкие цены, квалифицированный пер-сонал, возможность проводить обучающие семинары. С помощью семинаров мы сможем не только увеличить качество проводимых в рамках проекта работ, но и добиться большей ответственности от участников проекта.

Конкурс позволит ввести в проект элементы соревнования. Благодаря этому участие подростков будет более активным.

При наличии ресурсов намеченные мероприятия не смогут быть проведены в следующих случаях:

 непредвиденные погодные условия, например, сильные заморозки, которые могут привести к гибели саженцев;

 смена руководства лесхоза, что может привести к отказу этой организации от участия в проекте.

Ресурсы:

Обоснование статей бюджета (примеры):

Руководитель проекта, 2 ассистента, ответственных за работы, и 5 ассистентов, ответственных за дворы, специалист-ботаник, люди для работ по посадке дубов.

 Помещение для офиса.

 Посадочный материал. Лопаты, перчатки и другие инструменты для посадки деревьев, автотранспорт.

 Расходы на подготовку и тиражирование листовок и книжек.

Источники:

 Помещение для офиса и компьютерная техника будут предоставлены организацией-заявителем.

 Транспортное обслуживание берет на себя лесхоз.

 Основные работы по посадке будут проводиться подростками на безвозмездной основе.

 Остальные расходы мы планируем оплатить из средств гранта Фонда Питера Блада.

Назначение ассистен-тов, ответственных за районы и дворы, позволяет более эффективно работать с населением, особенно учитывая, что сотрудники проекта сами живут в указанных районах.

  • Листовки необходимы для информирования жителей города о проводимом проекте и для их вовлечения в проект. Тиражирование будет производиться в «Типографии малых тиражей», что экономически выгоднее, чем размножение их на копировальном аппарате или в крупной типографии.

Взаимодействие частей проекта (схема для лириков):

Взаимодействие частей проекта (схема для физиков):

        Нисходящие стрелки показывают логическую последовательность формулирования частей проекта, восходящие – последовательность его осуществления:

  1. Принципы написания проекта

 ЗАЯВКА.

Заявка может быть изложена всего лишь на одной странице (если таковы требования) или занимать 10 страниц и более. Она может быть написана в виде письма или более формального документа. Достаточно часто организаторы конкурсов проектов любого уровня указывают желательное число страниц и последовательность изложения, подробно описывают оценки каждого раздела проекта. Кроме того заявки могут содержать особые бланки: например, бланк титульного листа с указанием названия проекта, фамилий исполнителей, запрашиваемой суммы, числа людей, вовлеченных в проект и т.д.

После написания заявки перечитайте ее вновь, поверяя, насколько точно она соответствует требованиям организатора конкурса проектов. Учтите, что ни одна заявка не может удовлетворять всем критериям сразу. Старайтесь, однако, максимально точно соблюдать те из них, которые упомянуты потенциальным источником финансирования в информационных материалах.

  ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

Титульный лист содержит название учреждения – автора проекта, название конкурса и название проекта.

 КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.

Краткая аннотация, или ясное и краткое описание сути заявки. Занимает полстраницы, максим одну страницу. Включает по одному-два предложения, отвечающие на вопросы: кто будет выполнять проект, сроки реализации проекта,  почему и кому нужен этот проект, что получится в результате, как проект будет выполняться, сколько потребуется денег?

 ВВЕДЕНИЕ.

Введение содержит сведения об организации-заявителе. В нем объясняется, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители\исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации) наилучшим образом выполнят задачи проекта.

 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как эта проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя.

 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цели и задачи дают представление о планируемых итогах выполнения проекта. Цель – во имя чего предпринимается проект. Целью любого проекта всегда является решение обозначенной проблемы. Задачи – что необходимо предпринять, чтобы достичь цели. Решение задач должно приводить к достижению цели. В идеале задачи должны поддаваться количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут.

 МЕТОДЫ.

Указываются мероприятия, которые необходимо провести для решения поставленных задач. Проводятся схемы организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены. Проведение всех необходимых мероприятий должно проводить к решению задач.

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Перечисляются результаты (в идеале поддающиеся количественной оценке), которые планируется получить в процессе выполнения проекта. По сути, ожидаемые результаты – это решенные задачи.

 ОЦЕНКА И ОТЧЕТНОСТЬ.

Из этого раздела должно быть ясно, как вы предполагаете определить в конце, достиг ли проект цели, и как в будете контролировать процесс выполнения проекта, в какой форме вы отчитаетесь о проделанной работе и затраченных средствах.

 ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ.

Раздел объясняет, каким образом и за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта, убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта найдутся ресурсы для дальнейшего поддержания данной инициативы. Этот раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

 БЮДЖЕТ.

Содержит подробное перечисление всех необходимых для проекта ресурсов и их стоимость. Бюджет отвечает на вопросы: какова полная стоимость проекта, сколько денег потребуется от грантодателя, откуда будут взяты остальные ресурсы?

 ПОЯСНЕНИЯ К БЮДЖЕТУ.

Содержат обоснование расходов, заложенных в бюджет.

 ПРИЛОЖЕНИЯ.

Включают дополнительные материалы, поясняющие содержание проекта.

  1. Проектная деятельность в системе воспитательной работы

 (из опыта школы)

        «Обычная школа с необычным уклоном» - так можно сказать о нашей школе, которая является общеобразовательной школой с общеэстетическим отделением. Педагогический коллектив находится в поиске. Мы стараемся определить возможности и условия использования системного подходов в обучении и воспитании учащихся. Наши усилия направлены на построение в школе гуманистической системы воспитания. Поэтому для нас воспитательная система  – это, прежде всего взаимосвязь:

        -  взаимосвязь основных субъектов воспитательного процесса – педагогов, учащихся и родителей;

        - взаимосвязь всех компонентов (целевого, содержательного,   организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

        - взаимосвязь учебной деятельности и внеурочной работы;

        - взаимосвязь учебного заведения и  учреждений дополнительного образования города;

        - взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего нашей школы, города, Республики и страны в целом.

        Устанавливая эти и другие взаимосвязи, мы пытаемся, во-первых, чтобы все структуры  (руководители МО классных воспитателей, кураторы министерств, родительский всеобуч, хотелось бы – попечительский совет, актив школы во главе с директором, социальная, психологическая и логопедическая служба и т.д.) школьной жизни эффективно содействовали развитию личности учащегося; и, во-вторых, в процессе создания воспитательной системы сформировалось «лицо» нашей  школы.

        Целью нашей ВС является желание дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности  и способности.         Поэтому в 2005\06 уч.г.  педагогическим коллективом нашей школы  взят курс на моделирование и построение системы Школы самовыражения.

        А для того, чтобы образ школы самовыражения не стал лишь красивой фразой мы стараемся детально разработать механизм функционирования воспитательной системы школы.

        Системный взгляд на процесс воспитания позволил нам условно выделить три слоя воспитательного взаимодействия с личностью ребенка.

        Первая ступень -  это система педагогического обеспечения индивидуальной траектории развития учащегося.

        Вторая ступень - это воспитательное пространство групп по интересам, класса, параллели классов,  где должно проходить наибольшее количество актов педагогического взаимодействия

Третья ступень - это воспитательная система всей школы, в рамках которой педагогический коллектив стремится упорядочить влияние всех структур на процесс развития  учащихся.

        Таким образом, в нашей школе одновременно ведется работа и по построению воспитательной системы школы и по формированию системы поддержки индивидуального развития каждого  учащегося.

        Создавая общешкольную систему воспитания, мы стремимся к тому, чтобы воспитательное пространство стало пространством самовыражения личности ребенка и педагога. Педагогам предоставляется реальная возможность для самовыражения в профессиональной сфере посредством организации и участия в преподавательской и  воспитательной деятельности. Учащимся создаются условия для самовыражения в познавательной, эстетической, управленческой (через школьное самоуправление), коммуникативной, игровой деятельности, занятиях физической культуры и спортом, через проектную деятельность,  как в учебное,  так и внеучебное время.

С 2000 года в школе существует ученическое самоуправление в форме «государства СВАНД». Данная форма как никакая другая позволяет каждому ребенку найти себя, повысить свою самооценку и стать успешным. В школе разработан целый блок положений по воспитательной работе о деятельности школьного государства «СВАНД» (самые веселые активные находчивые дети). В государстве «СВАНД» введена денежная единица «свандейка», которую получают ребята за активное участие в мероприятиях, олимпиадах, конкурсах, трудовых делах и т.д. По количеству «свандеек» подводятся итоги ежемесячных конкурсов  «Ученик - лидер», «Класс - лидер». В 2006 году в школе открылся «СВАНД - магазин», где за собранные «свандейки» за год, для класса можно приобрести телевизоры, магнитофоны, принтеры, сканеры, а также для себя приобрести канцелярские товары. Мониторинг результативности работы за прошедший год показал, что 94% учащихся считают, что в школе эффективно работает ученическое самоуправление. В 2005/2006  учебном году школа приняла участие в республиканском, а затем во всероссийском конкурсе систем ученического самоуправления, где заняли третье место,  делегация школы выступила на второй всероссийской конференции представила презентацию  ученического самоуправления в школе и получила предложение наработанный материал опубликовать во втором  сборнике «Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели».  В школе  сформировался целый блок мероприятий и праздников, ставших для школы традиционными. Проведение проектных недель, где подводятся итоги творческого сотрудничества учителей и учащихся  в форме интеллектуальных игр, шоу, вечеров, выставок, смотр талантов. Коллективные творческие дела, такие как «День самоуправления», «Неделя семьи», «День Святого Валентина», «Великолепная семерка», «Вахта памяти», «Праздник школы», социальное проектирование в рамках муниципальных конкурсов (грантового, «Я – гражданин России», «Класс года» и т.д.)  делают жизнь в школе живой, интересной и радостной для учащихся.  

Участвуя в муниципальных проектных конкурсах, мы не забываем и о школьном уровне. Так в 2006 г. в школе  был объявлен конкурс проектов «Нет курению в школе», в котором приняли участие почти все классы школы (5-11 кл.). Защиту проектов пришлось организовать в течение нескольких дней, определив победителей в различных возрастных категориях.

        Для   организации проектной деятельности учащихся и учителей в школе действуют:

        центр исследовательской деятельности учащихся;

        

         малая Академия школьных наук;

         постоянно действующие семинары:

         проектная деятельность на уроке;

         социальное проектирование;

         научная деятельность учеников и учителей;

         проектное обучение (для учителей);

        проектное воспитание (для классных воспитателей)

         современные образовательные технологии и методики и т.д.

        На сегодня в школе кроме  государственных программ по изучению школьных дисциплин введены программы по дополнительному образованию,  программа «Одаренные дети»,  «Здоровье» и «Патриотическое воспитание учащихся школы», «Школьное самоуправление» и т.д.

Система работы школы  по  военно-патриотическому и гражданскому  воспитанию признана одной из лучших в городе, поэтому на базе школы в 2006 году был открыт межгородской центр «Патриот» и школа является опорной площадкой по данному направлению работы. Именно поэтому большая часть наших  социальных проектов относится к патриотическому направлению

С 2001 г. учащиеся  нашей школы принимают самое активное участие во всех предлагаемых муниципальных и республиканских конкурсах  социальных проектов:

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

П.н.

Наименование проекта

Год

Уровень

Результат

1.

«Молодежный клуб «Аvis

2001

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

2-е место

2.

«Атом»

2003

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

2-е место

3.

«Кошкин дом»

2004 г

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

Благодарственное письмо за участие

республиканский уровень

2-е место

4.

«Дом без одиночества

 2005 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

2-е место

5.

«Солдаты усинских школ»

2006 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

Благодарственное письмо за участие

6.

муниципальный конкурс грантовых проектов

1-е место

и грант в размере

 63 000 руб.

7.

«Мы вместе»

2007 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

Благодарственное письмо за участие

8.

«Сквер памяти»

2008 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

2-е место

9.

2009 г.

республиканский уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

1-е место

10.

2010 г.

всероссийский

Вошел в буклет

«100 лучших проектов России»

11.

  «Школьная ярмарка»

2012 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

2-е место

12.

«Время добрых дел»

2013 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

3-е место

13.

«Памятные места Усинска»

2014 г.

муниципальный уровень в рамках акции  «Я – гражданин России»

3-е место

2015 г.

3-е место

14.

2016 г.

Благодарственное письмо за участие

15.

«Школа -5ФМ»

2018 г.

Благодарственное письмо за участие

.

 

У. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Журнал «Завуч» начальной школы», № 6, 2007 г.

2. «Проектирование социально значимых дел», Сыктывкар, 2001 г.

3. «Составление проекта» - материалы с Интернет-сайта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

Эссе "Проектная деятельность в средней школе"

Эссе содержит краткий теоретический материал по теме:"Проектная деятельность в средней школе", а также практические рекомендации по выполнению различного типа проектов в рамках учебного процесса в сре...

Роль результатов проектно -исследовательской деятельности учащихся средней школа при создании проекта сетевой мультимедийной библиотеки "Эко -школа"

В данной статье авторами рассматривается проектно-исследовательская деятельность как неотъемлемая часть образования учащихся школы, которая организуется для развития творческого потенциала детей, форм...

Семинар "Построение проектной деятельности в средней общеобразовательной школе"

Презентация семинара "Построение проектной деятельности в средней общеобразовательной школе" на примере нескольких исследовательских работ, проведённых в школе №152 г. Санкт-Петербурга. Мате...

Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте" для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, 2020 г.

Статья "Семиотические и культурологические идеи в художественном тексте для межрегионального научно-методического семинара для преподавателей вузов, учителей средних общеобразовательных школ, асп...