Профилактика агрессивного поведения в школе
статья

Латунина Лариса Викторовна

 В статье   содержится информация  о реализации в ГБОУ СОШ № 119   программы профилактики агрессивного поведения "Добрый взгляд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobryy_vzglyad_statya.doc.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 ДОБРЫЙ ВЗГЛЯД

Латунина Лариса Викторовна, социальный педагог ГБОУ СОШ № 119 Калининского района г. Санкт-Петербург, Россия

  В своей работе социальному педагогу неоднократно приходится сталкиваться  с ситуацией, когда ребёнок оказывается в сложной жизненной ситуации, а его родители и другие близкие  люди  не в состоянии  ему помочь.  Причины  этого могут быть самыми разными – алкоголизм, инфантильность, низкий культурный уровень  или  психическая незрелость родителей, внутрисемейные конфликты между несколькими поколениями и неумение их разрешать,  отсутствие   психологической  и правовой грамотности.

  Неблагополучие в семье, пребывание долгое время в состоянии хронического стресса  часто порождает в ребёнке страх, негативизм, агрессивность по отношению к   взрослым и к сверстникам. Нерешённые внутренние проблемы переносятся на окружающих людей.

  Для того чтобы грамотно помочь ребёнку  решить  стоящие перед ним жизненные задачи, социальный педагог  в первую очередь должен сам обладать навыками социальной компетенции и личным примером показывать возможные пути решения проблем  и  приемлемые способы отстаивания своих интересов.    Одновременно с этим  необходимо развивать в детях такие умения и навыки, благодаря  которым они смогут в дальнейшем сами отстаивать свои права и интересы, чтобы к зрелому возрасту они уже не нуждались в  постоянной  поддержке, но и сами научились быть поддержкой для других.  Тогда мы будем жить в обществе  эмоционально уравновешенных, юридически и психологически грамотных людей, умеющих отстаивать свои права и интересы  без ущерба для других,  обладающими навыками конструктивного общения, способными к социальному взаимодействию.

 Для решения этой задачи в ГБОУ СОШ № 119 разработана и успешно реализуется программа профилактики агрессивного поведения учащихся 5-9 классов «Добрый взгляд». Программа создана на основе анализа социального паспорта школы  и статистики правонарушений, совершённых  учащимися школы за последние 3 года.

 Целью программы является разработка  комплекса мероприятий по профилактике агрессивного поведения, как одного из факторов проявления экстремизма.

Задачи программы:  

-Диагностика и  развитие личностных качеств, снижающих проявления агрессивного поведения.

-Развитие умений и навыков управления аффектом и агрессией

-Обучение подростков навыкам конструктивного общения

-Повышение уровня самооценки подростков, воспитание личностного достоинства и предупреждение аутоагрессии

-снижение эмоционального  напряжения в коллективе

-формирование черт  совершенствующейся, социально-успешной личности, способной справляться с жизненными проблемами.

 Программа  включает в себя:

1.Диагностические тесты на  агрессивность, чувство вины, способы реагирования на  конфликтные ситуации    (1 и 4 этапы – исходная и итоговая диагностика)

2. Цикл из  теоретических  развивающих занятий, реализуемых на тематических классных часах   (2 этап)

3.Обязательное практическое участие  подростков  в школьных и городских социальных проектах, дающих возможность на практике проявить свою доброту и милосердие, реализовать свой творческий потенциал и  проявить лучшие человеческие качества.(3 этап включает в себя  перечень  рекомендуемых школьных мероприятий, районных и городских социальных проектов, реализуемых  в рамках программы )

   Программа  профилактики  агрессивного поведения  учащихся 5-9 классов «Добрый взгляд»  является  универсальной профилактической программой,  реализуемой на классных часах и во внеурочное время.  В  реализации программы задействованы  завуч по воспитательной работе, социальный  педагог, классные руководители, педагог-организатор, педагог- психолог.  Программа может   использоваться как полностью, так и частично, отдельными элементами. На первом этапе   проводится диагностическое тестирование  учащихся  на агрессивность, чувство вины, способы выхода из конфликтных ситуаций. Тестирование проводит психолог ЦППМСП. В  процессе  тестирования  выявляются   учащиеся  «группы риска», которым необходимо дополнительное внимание  классного руководителя, возможно также коррекционные занятия с психологом. Также   выясняется психологический климат в классах и  общее эмоциональное состояние учащихся.  Предлагаются возможности для личностного роста.

2 и 3 этапы программы (теоретический и практический)  реализуются параллельно  в течение  учебного года.

   2 этап  состоит  из 10 развивающих занятий – тренингов, на  некоторых из них используются  электронные образовательные ресурсы, на остальных  - психологические  технологии.   Школьники  развивают умения и навыки, необходимые для конструктивного общения. Например:

 Занятие 1 «Я имею право отказать!» направлено на стабилизацию позитивной самооценки. Каждый человек имеет свои убеждения.  Неправильные, иррациональные или слишком категоричные убеждения  не только не помогают,  но часто осложняют человеку жизнь, вредят здоровью.  Педагог зачитывает примеры таких убеждений: «- все должны быть справедливы ко мне»,  « - я не могу  никогда отказать своим друзьям в просьбе…» и т.д.). Класс обсуждает, в каких случаях они полезны, а в каких вредят человеку, в каких случаях нужно всегда быть принципиальным, а в каких нет. Ребятам предлагается перефразировать убеждения в более мягкую форму (вместо « -Я всегда  должен быть безупречен» -   « - Я должен стараться по возможности хорошо учиться» и т.п).  Проводятся упражнения на развитие ассертивности (уверенного поведения). Задание: произнести  вслух своё убеждение чётко, уверенным тоном, но без агрессии.

Занятие 2 «Психологическое самбо» развивает  умение противостоять манипуляторам, цивилизованно влиять на людей и мотивировать их. Педагог рассказывает о манипуляторах, приводит примеры  манипуляций (поддразнивающие высказывания «на слабо», «случайные» высказывания, подзадоривающие высказывания, преувеличенная демонстрация своей слабости, чтобы побудить  другого  сделать работу за себя и т.д.).  Проводится отработка механизма противодействия манипуляторам. Группа делится на пары - «манипулятор» и  «жертва», затем меняются ролями. Игра «психологическое       самбо». Отработка техник (техника бесконечного уточнения, техника внешнего согласия, техника « испорченной пластинки», техника «английского профессора» и др.

Занятие 3 « Три шага» направлено на развитие навыка построения отношений.          Класс делится на пары. Каждой паре предлагается  конфликтная  ситуация. Обсуждаются варианты ответов и эмоциональное состояние. Отрабатывается технология «Три шага»:    

 1шаг - проговорить своё состояние, переформулировав «ты - обращение» в « я -обращение» (я чувствую…мне…)

2  шаг -  присоединение по ситуации (наверное, ты тоже переживал…?)

3 шаг - конструктивное предложение                                                                                                

 Занятия  проводятся  1 раз в месяц  на классных часах.  Занятия может проводить классный руководитель, социальный педагог, психолог.   Общая задача всех занятий  - развитие навыков конструктивного общения, развитие социальной компетентности учащихся  как  средства защиты их прав и интересов, улучшение  психологического климата в классах  и   профилактика агрессивного поведения.    Занятия не связаны  друг с другом и могут проводиться в любом порядке.  Возможно,  также изменять тематику занятий и предлагать   другие темы, отвечающие общей задаче.

   3 этап включает в себя перечень  рекомендуемых  городских и школьных социальных проектов и внеклассных мероприятий, дающих возможность на практике проявить свою доброту и милосердие,  позволяющих реализовать свой творческий потенциал и проявить лучшие человеческие качества.  Классный руководитель выбирает  из этого перечня 1 или несколько проектов,  в которых класс будет участвовать. В  конце  учебного года подводятся итоги.

Опыт работы   ГБОУ СОШ № 119  показал,  что  наиболее значимым звеном  для достижения ожидаемых результатов реализации программы  стало  участие школы в городском  социальном   культурном образовательном проекте «Огонёк добра». «Огонёк добра» стартовал в  Санкт-Петербурге осенью 2012 года.  В проект включились   11  классных руководителей  нашей школы  вместе со своими классами. Участие в проекте стало одним  из самых ярких и интересных событий в жизни школы. Задачи проекта «Огонёк добра»  полностью  соответствуют задачам программы  и дают возможность  детям реализовать свой потенциал на городском уровне. Проект знакомит детей с видами и формами благотворительности, чтобы они с детства понимали, что такое милосердие, сострадание, кому и как надо помогать. Будучи вовлечён в общественную деятельность, ребёнок понимает, что от него, от его участия, помощи зависит очень многое, формируется сознание, он развивается духовно и реализует себя активнее.  В проекте 4  направления

Помощь старшему поколению (пенсионерам и ветеранам)        

Помощь больным детям, детям из детских домов

Помощь в чистоте и поддержке экологии города

Помощь животным

Участие в проекте  начинается с посещения  мюзикла «Брысь» поставленному  по  пьесе    Валерия Зимина. Ребята знакомятся  с мудрым и добрым котом Филофеем, который   на примерах  жизни  брошенных хозяевами кошек в театрализованной форме доносит до детских сердец  важные истины о том, что все живые существа,  имеют право  на любовь и милосердие. Филофей  отстаивает интересы несправедливо обиженных животных и вершит суд над   их обидчиками. Справедливость должна  восторжествовать,  а бездушие и предательство  порицается. После  посещения спектакля  ребята  получают письма от имени  кота Филофея,  в  которых он  предлагает им  совершать реальные добрые дела. Так в игровой форме ребята   учатся делам милосердия.  Они изготавливают открытки и поделки для одиноких бабушек и дедушек из дома престарелых, участвуют в совместных мероприятиях с детьми-инвалидами, шьют варежку для Деда Мороза.  Вместе с родителями собирают подарки для своих сверстников из детских домов Ленинградской области, делают им бумажных ангелочков к Рождеству, посещают  приют «Верность», оказывают помощь живущим там собакам,  и многое другое. В конце учебного года  в мае проходит Праздник добра и радости. Кот Филофей награждает всех участников проекта и ребят и педагогов. Все получают грамоты и подарки. В награждении участвуют представители администрации отдела образования. Ребята видят значимость  своих дел. Статьи и фотографии мероприятий  были опубликованы в журнале «Собачий остров»  а также на сайте http://vk.com/ogonekdobra

В конце учебного года проводится итоговая диагностика. Она включает в себя психологическое тестирование и наблюдение классных руководителей.

Мониторинг  результативности  реализации программы

  • -Улучшение психологического климата в классах, создание  атмосферы психологической безопасности,  повышение степени удовлетворённости  подростков  образовательным процессом.
  • уменьшение случаев проявления агрессии и применения физической силы как аргумента в споре  
  • Уменьшение случаев травматизма  среди подростков
  • -Изменение стратегии поведения в конфликтных ситуациях (опросник Кеннета-Томаса)

Программа  «Добрый взгляд» была представлена   на районном и городском конкурсах инновационных продуктов «Петербургская школа 2020» в номинации «Образование». Ознакомиться с программой можно на сайте ГБОУ СОШ №119:  http://119school.ru/

        

Список использованных источников и литературы:

  1. .Гришина Н.В. Психология конфликта  2-изд. СПб Питер-2008г.

2. Агрессия у детей и подростков: Учебное издание / под  ред. Н. М. Платоновой. СПб. Речь .2006.  

3.. Фурманов И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб. Речь. 2007

4..Фомиченко А.С. Причины проявления агрессии в детском возрасте /Культурно-историческая психология/  - №2- 2010г.-стр.83-87


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения

В статье описывается агрессивное поведение и способы его преодоления....

Педагогическая диагностика, коррекция и профилактика агрессивного поведения у детей и подростков

Почти в каждом классе втречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять......

Занятие по профилактике агрессивного поведения "Дорогою добра"

    Данное занятие помогает педагогу    лучше узнать детей и раскрыть их  внутренний потенциал, развивает  нравственные качества подростков,  способствует сни...

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»

Внеклассное занятие по профилактике буллинга и агрессивного поведения в школе «Дорога добра»...