Главные вкладки

    Классный час "Ответственность в жизни человека"
    классный час (8 класс)

    Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.

    Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otvetstvennost_v_zhizni_cheloveka.docx20.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час в 8-х  классах

    на тему «Ответственность в жизни человека»

    Цель: воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки как основы нравственного поведения.

    Задачи:

    • раскрыть понятие «ответственность»;
    • сформировать понимание того, что делает человека ответственным и безответственным;
    • способствовать развитию у учащихся мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.

    Содержательный компонент классного часа

    I. Вступительная часть.

    II. Основное содержание:

    1. Разминка «Заповедь ответственного человека».

    2. Ситуационное задание «Как поступить?»

    3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца».

    III. Заключительная часть.

    Рефлексия: «Всё в наших руках!»

    Ход классного часа

    I. Вступительная часть

    Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.

    Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

    Педагог просит учеников разделиться на три группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «Разум», «Министерство последствий», «Совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у ребят уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

    II. Основное содержание

    1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

    Педагог предлагает ученикам продолжить определение.

    Ответственность – это …

    (Ученики сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.)

    Далее педагог говорит, что ошибки, возникающие из-за безответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном.

    Предлагается ученикам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать «Заповедь ответственного человека».

    1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова?(легкомыслие)

    2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)

    3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

    4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

    5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет?(глупость).

    При этом педагог и ученики обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

    В результате ребята вместе с учителем сформировали «Заповедь ответственного человека».

    Ответственный человек не должен быть:

    • легкомысленным;
    • болтливым;
    • жадным;
    • непослушным;
    • глупым.

    Ответственный человек должен быть:

    • честным;
    • обязательным;
    • исполнительным;
    • надёжным;
    • совестливым;
    • с хорошо развитым чувством долга.

    Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

    Далее ученики по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.

    2. Ситуационное задание «Как поступить?»

    Педагог предлагает в группах решить ситуационное задание. Ученики получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).

    Задание «Как поступить?»

    Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.

    Вопрос педагога: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.

    Ученики работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Они задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации, учитель совместно с детьми делает вывод.

    Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.

    3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца»

    Бабочка и мудрец

    Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

    – А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

    Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

    – Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

    Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

    Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

    – Всё в твоих руках.

    Прежде чем прозвучит ответ Мастераученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

    Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

    III. Заключительная часть

    Рефлексия «Всё в наших руках!»

    Подведение итогов классного часа классный руководитель начинает словами:

    – А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются «пазлами» символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.

    (Для презентации:

    Мы в ответе за ................., которым дали жизнь. (детей)

    Мы в ответе за .................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)

    Мы в ответе за .................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

    Мы в ответе за ......................, которых привязали к себе. (друзей и любимых)

    Мы в ответе за ..............., которой занимаемся. (работу)

    Мы в ответе за всё, что .................................... (происходит вокруг нас)

    Мы .............. своей жизни. (авторы)

    Педагог: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Методика проведения классного часа на тему: "Здоровый образ жизни - человек, на которого нужно равняться"".

    Данная методическая разработка представляет собой методику организации и проведения классного часа "Здоровый образ жизни- человек на которого нужно равняться". Может быть использована в качестве...

    Классный час "Влияние окружающей среды на качество жизни человека"

    Классный час для 7-9 классов в форме беседы с элементами работы в группах о влиянии окружающей среды на качесвто жизни, о том, как мы можем улучшить качество нашей жизни....

    КЛАССНЫЙ ЧАС "ПРАВИЛА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:НУЖНЫ ЛИ ОНИ?"

    Сформировать у обучающихся потребность соблюдать нормы поведения....

    Классный час в 6классе на тему: «Нужны ли правила в жизни человека?»

    Тема данного классного часа выбрана с целью дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений и  развивать способность соотносить собственные чувства с чувствами окружающих люде...

    Классный час "Положительные эмоции и их значение в жизни человека"

    Классный час «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», проводится в форме нформационных сообщений с элементами беседы и ролевого тренинга. Цель классного часа показать роль эмоций в общен...