<<Деятельность воспитателя в контексте идей Национального проекта "Образование">>
статья

Антипова Елена Шагдаровна

Задача воспитателя в контексте идей Национального проекта "Образование" -  создание условий для социально-психологической реабилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации, формирование положительной мотивации учебной деятельности; помощь в учебе; организация активного познавательного досуга: лекции, беседы, презентации, конкурсы, викторины, вовлечение детей в творческие кружки и занятия по интересам.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnost_vospitatelya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Антипова Елена Шагдаровна

                                                                                                                                                   воспитатель

                                                                                                                             СПб ГБУ СОН  ЦСПСиД  

                                                                                                                                  Калининского района

Деятельность воспитателя в контексте идей

Национального проекта «Образование».

   Для формирования гармоничной и социально-устойчивой личности огромное значение имеет семья, основной функцией которой является включение ребенка в огромный противоречивый окружающий мир. Реальность современной действительности такова, что наряду с прогрессом в жизни общества происходят и негативные изменения. Это падение уровня жизни, безработица и финансовая несостоятельность семей - особенно многодетных.  Возросшая алкоголизация и наркотизация населения, агрессия внутри семьи ведет к деградации внутрисемейных отношений, духовно-нравственному кризису. И, конечно, в таких условиях в первую очередь незащищенными оказываются дети. Возникают проблемы с социализацией, эмоциональным благополучием, здоровьем, учебой. Этой категории граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. От 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» государство оказывает различную помощь, а именно детям: возможность посещения полустационарных отделений и временное проживание в социальных гостиницах. Важную роль в адаптации ребенка в новых сложившихся условиях отводится воспитателю. Его задача: услышать его проблемы, понять - что он хочет, его возможности и оказать своевременную педагогическую помощь. Воспитатель должен придерживаться следующих принципов в своей работе: доверие, гуманность, взаимопонимание, единство действий, конфиденциальность, разумная требовательность, гибкость в принятии решений.

   Дети, поступающие в социально-реабилитационные центры в основной  массе имеют недостатки в психическом и физическом развитии, нуждаются в коррекционно-развивающей поддержке. Разновозрастные. Воспитателю необходимо знать и учитывать в своей работе возрастные особенности детей. Кроме формирования необходимых социально-бытовых, коммуникативных навыков он должен помочь ребенку изменить мотивацию учебной деятельности с отрицательной на положительную. Детям с неблагополучных семей не до учебы, они страдают от недостатка внимания родителей, испытывают насилие со стороны взрослых, часто ходят голодные. Им элементарно негде присесть, чтобы приготовить уроки. Поэтому, когда они попадают в социальную гостиницу у многих срабатывает эффект привычки. Удивление, что надо делать уроки, что это контролируется взрослыми и, что они всегда готовы помочь. Они не научены учиться, учеба запущена, очень много пробелов в знаниях, присутствует ощущение беспомощности, нежелание идти в школу.  Начинаем с элементарного – заполнение и ведение дневника, запись домашнего задания, наведения порядка в школьном портфеле. К счастью, многие воспитатели, бывшие школьные педагоги – предметники. Поэтому каждый дополнительно занимается с отстающим ребенком по своему предмету. Когда улучшается качество жизни, устранены источники неблагополучия, когда ребенок сыт, одет, в тепле, в спокойной обстановке и окружен вниманием - меняется его эмоционально-психологическое состояние. Он идет на контакт, готов к сотрудничеству, меняется отношение к учебе. Но, бывает не всегда все гладко. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация приводит к проблемам в общении с одноклассниками, к конфликту с учителями, с детьми в социальной гостинице. Дети, склонные к асоциальному поведению, нарушают дисциплину, саботируют занятия, мешают образовательному процессу. С такими детьми проводим индивидуальные беседы, в помощь подключается педагог-психолог, дефектолог, которые тестируют ребенка и разрабатывают индивидуальный коррекционно- развивающий план работы с ним, помогают при выполнении домашнего задания. Для формирования положительной мотивации учебной деятельности, внутренней потребности у учащихся к получению систематических знаний без принуждения со стороны, а по внутреннему желанию, воспитатель придерживается алгоритма действий:

1. Отдых после школы. Прогулка и игры на свежем воздухе. Дети эмоционально разгружаются.

2. Выполнение домашнего задания в одно и то же время.

3. Создание ситуации успеха. Поощрение и похвала отличившихся ребят по отметкам, по поведению в школе, по состоянию дневника, учебников и учебных принадлежностей и т.д.

4.Консультативная помощь со стороны воспитателя при подготовке домашнего задания. Реальная оценка возможностей ребенка. Адекватные требования. Дозированная нагрузка детей.

5. Обучение с компьютерной поддержкой. Взаимопомощь детей.

6. Обсуждение вопросов волнующих детей. Возможность высказать свою точку зрения.

7. Проведение познавательных бесед, презентаций, конкурсов и викторин с целью активизации познавательных интересов, расширения кругозора воспитанников.

8. Обязательная проверка готовности школьного портфеля и формы к школе.

В задачах национального проекта РФ «Образование» есть такие строки «обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология». Понятно, что этот предмет изучается и преподается в школе. Но мы, воспитатели, в условиях социальной гостиницы стараемся проводить занятия позволяющие детям приобрести навыки ведения домашнего хозяйства. Например, это приготовление несложных блюд, выпечки, декоративной нарезки из овощей (карвинг), приобретение навыков ухода за одеждой –пришивание пуговиц, простая штопка, стирка малогабаритных вещей, уход за декоративными растениями и т.д. В рамках ранней профориентации детей воспитатели проводят беседы, презентации и открытые занятия с приглашением представителей различных профессий, организуют экскурсии: в пожарную часть своего района, автомастерские, пекарни и т.д. Детям это очень познавательно и интересно. Не секрет, что наш контингент детей из рабочих семей и планируют связать свою будущую работу с рабочей профессией. Для повышения уровня компьютерной грамотности и знакомства детей с цифровыми технологиями воспитатели проводят с детьми занятия в компьютерном классе. В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой связанной с COVID -19 и вынужденным дистанционным обучением, дети познакомились и работали в новых для них программах ZOOM, MOODL. Многие дети не имеют дома компьютеров, принтеров, не умеют ими пользоваться. Здесь предоставляется такая возможность.

   В рамках национального проекта «Экология» воспитатели водят детей на экскурсии и походы по экологическим тропам Ленинградской области, учат детей правильно вести себя на природе; не шуметь, не сорить, беречь лес и его обитателей.

   Для поддержания здоровья и формирования здорового образа жизни дети с воспитателями посещают занятия с фитнес-тренерами в спортивных клубах, где они получают консультации по спортивным тренажерам, по различным упражнениям для поддержания осанки и укрепления различных групп мышц.

  Для выявления способных и одаренных детей, воспитатели вместе с ребятами принимают участие в различных конкурсах городского и всероссийского масштабов. Осознание причастности к бурной и кипучей жизни в стране дает ребенку уверенность в завтрашнем дне, формирует и закаляет характер, волю, стремление к достижению цели.

  Задача воспитателя в контексте идей Национального проекта «Образование» постоянное самообразование, изучение и обобщение эффективных форм и методов работы с трудными детьми, попавшим в тяжелые жизненные ситуации, оказание им своевременной и квалифицированной помощи, с целью скорейшей социализации и корректировки поведения, формирование таких качеств как самостоятельность, уверенность настойчивость и упорство, инициативность, выдержка и самообладание, которые так необходимы и для учебы, и для определения своего места в жизни.

Литература

 1. Паспорт.национального проекта «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные идеи национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности. От того, как будет устроена система отношений шко...

Статья: "Работа старшего воспитателя в контексте требований ФГОС"

Данная работа посвящена вопросам организации методической службы в условиях школы-интерната в свете современных требований к качеству образования....

ПРИКАЗ Об итогах контроля работы воспитателей «Оценка деятельности воспитателей по муниципальной инновационной площадке»

Об итогах контроляработы воспитателей«Оценка деятельности воспитателейпо муниципальной инновационной площадке»...