Игровые технологии в практике работы воспитателя.
статья

Антипова Елена Шагдаровна

Игра - это зона воспитания и самовоспитания ребенка. Задача воспитателя: использовать игру как эффективный метод коррекции поведения детей. Ребенок раскрывается в играх, преодолевает робость, стеснительность. Она укрепляет эмоционально и физически, заставляет фантазировать, проектировать, соблюдать нормы и правила нравственного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Антипова Елена Шагдаровна

                                                                                                                                                   воспитатель

                                                                                                                             СПб ГБУ СОН  ЦСПСиД  

                                                                                                                                  Калининского района

Игровые технологии в практике работы воспитателя

Многие детские игры — подражание серьезной деятельности взрослых.

 Януш Корчак

   В социально-реабилитационных центрах оказывается комплексная помощь детям из семей оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Поступающие сюда дети чаще всего с проявлениями социальной запущенности, с неразвитыми социально-коммуникативными качествами, незрелостью эмоционально-волевой сферы, с низкой способностью к социальной рефлексии, с трудностями в овладении социальными ролями. Неуспешность в учебно-познавательной деятельности как результат недостаточно сформированных функций произвольного внимания, памяти, низкого уровня интеллектуальной активности, плохо развитой произвольной регуляции поведения. У детей неполные, а порой искажённые представления об окружающей действительности, их опыт крайне беден, познавательные психические процессы развиты ниже возрастной нормы. Такие дети закомплексованы, плохо идут на контакт. Задача воспитателя помочь ребенку сформировать коммуникативные навыки и повысить самооценку. Игры и игровые упражнения являются одним из наиболее эффективных методов коррекции поведения у детей. Игры должны проходить в комфортной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. 

Игры вызывают неожиданные ситуации, а это и есть оздоровительный эффект. Ребенок раскрывается в играх и стремится реализовать свои комплексы, стремится быть самим собой. То, что увлекает, заставляет размышлять, - запоминается, доставляет чувство удовольствия. Игра помогает ребенку преодолеть робость, стеснительность, скованность. Ценность игры еще в том, что в ней проявляется способность к самовоспитанию. Ребенок намеренно ведет себя так, как того требует роль. Следует помнить, что игра не предназначена для исправления недостатков ребенка. Главная опора должна быть на положительные качества, снятие чувства вины и отрицательных эмоций, вызвавших отклонения. В таких играх не должно быть проигравших. При отклоняющемся поведении положительное влияние игры состоит еще в том, что она заставляет соблюдать нормы и правила нравственного поведения. Нарушение этих правил отмечают сами дети, участвующие в игре, и выражают осуждение нарушителю. Игра тренирует эмоциональные реакции, способствует выработке сдерживающих механизмов при бурных эмоциональных реакциях.

   Игра — важнейшая часть жизни ребенка. Д. Б. Эльконин в книге «Психология игровой деятельности» определяет игру как деятельность «исторически возникшей и социально обусловленной на познание окружающей действительности». Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. 

Игра необходима ребенку для подготовки к будущей жизни и является средством его естественного самовоспитания. Ребенок живет в игре, фантазирует, проектирует свою будущую жизнь, выбирает себе профессию. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для тренировки своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности адекватной, то есть соответствующей его внутреннему состоянию. Игра — это зона воспитания и самовоспитания. В ней дети проявляют максимум способностей, несмотря на то, что часто игровая ситуация вымышленная, чувства и переживания детей в игре реальные. В игре раскрываются характеры детей и обнаруживаются их хорошие и плохие черты. Ребята ощущают это, и часто именно игра является переломным моментом в поведении ребенка в жизни. Поэтому создание игровых ситуаций в ребячьем коллективе делает его крепче, сплоченнее. Известный педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Виды педагогических игр разнообразны и различаются:
1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентированные и т.д.;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры справилами устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссерские и т.д.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов:

- предметные,

- сюжетные,

 - ролевые,

- деловые,

- имитационные

 - игры-драматизации. 


  Организация воспитательного процесса в форме различных педагогических игр - суть игровой технологии. Это последовательная деятельность воспитателя по:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществление самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение воспитателя и детей.
Ее значение:
-  развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

 - развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

 - формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- формирование социальных навыков и социализации

- обеспечение эмоциональной разрядки

   Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей ( дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно:
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.


Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.


   Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. Чтобы работать с детьми, развивать их кругозор, воспитатель должен не только знать игровые педагогические технологии, но и иметь определенные личные качества, такие как: доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор.  

Информационные источники: 

1.                  Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

2.                  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3.                  Воспитание детей в игре. Под ред. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983.

4.                  Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: — 1966. — № 6.

5.                  Гельфан Е. М., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию. — М.: Педагогика, 1971.

6.                  Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

7.                 Никитин Б. П. Развивающие игры. — 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985.

8.                 https://works.doklad.ru/view/idjpVWPhrxg/all.html

9.                 https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33274

10.               file:///C:/Users/User/Downloads/igra-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti-rebyonka.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в практику учителя

СОвременные педагогические технологии...

Игровые технологии в практике работы социального педагога.

Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок  в социально-педагогическую деятельность....

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Игровые технологии в практике работы социального педагога...

Игровые технологии в практике работы преподавателя колледжа

Понятие «игровые технологии» включает в себя обширную группу методов и приемов, которые способствуют организации педагогического процесса в форме различных игр. При помощи игровых приемов ...

Здоровьезберегающие технологии в практике работы воспитателя Центра содействия семейному воспитанию.

Основные методы, задачи, цели и этапы здоровьесберегающих технологий....

Игровые технологии в практике работы воспитателя «Центр социальной помощи семье и детям».

Важное место в работе воспитателя Центра социальной помощи семье и детям  уделяется формированию гармонично развитой личности подростка. Применение игровых технологий приносит важные и существенн...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя школы-интерната спортивного типа"

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоро...