Притчи и их роль в воспитании детей
учебно-методический материал

Антипова Елена Шагдаровна

Притчи- краткие нравоучительные, назидательные рассказы или стихи помогают детям постичь суть нраственных ценностей, этических норм,  человеческих пороков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pritchi_i_ih_rol_v_vospitaniya_detey.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Притчи и их роль в воспитания детей.

   Духовно-нравственное воспитание человека - актуальнейшая проблема общества. В.А. Сухомлинский отмечал: « Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

   Я работаю в реабилитационном центре с детьми со сложной судьбой: неполные семьи, родители наркозависимые или алкоголики, физическое насилие со стороны родных, опекуны и отсутствие взаимопонимания, бродяжничество.  И, как правило, такие дети оказываются запущенными  педагогически, социально и поведенчески дезориентированными. Сложно представить как ими будут восприниматься долгие и нудные наставления о том, как правильно себя вести, что можно, а чего категорически нельзя делать и какие могут возникнуть у них в будущем проблемы. Поэтому, когда я  собираюсь поговорить  с ребятами по душам,  я читаю в начале нашей беседы притчи.

   Притча – это краткое прозаическое, реже стихотворное произведение - нравоучительное (назидательное) в иносказательной (аллегорической) форме, заключающее в себе нравственное поучение (премудрость).

   Есть сказкотерапия, а эту форму можно назвать притчетерапией.  В ненавязчивой, содержательной форме  преподносятся мудрые истины. Дети всегда внимательно слушают их и после чтения с увлечением начинают обсуждать, рассуждать, высказывать свои мысли, спорить, отстаивать свою точку зрения. Они  учатся думать сердцем, притча подталкивает их  к самостоятельному поиску истины, духовному погружению в мир главных вопросов человеческого бытия.  

Вот некоторые притчи, которые я использую в работе:

                          Притча о Доброте и Сострадании.

«Ничего такого, что было бы неправдой».

   Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».
Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.
К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:
— Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому. Он улыбнулся и ушёл.
Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

Вопросы:

1. Почему человек поменял надпись?

2. В чем разница между первой и второй надписью?

3. Какую бы надпись написали вы? Объясните.

 Притча о Верности, Бескорыстии,  Подлости и Трусости

Шел человек. Был долог его путь,
Да и тяжел - все ямы, буераки.
На камень придорожный отдохнуть
Присел. Вдруг истощалая собака,
Откуда ни возьмись, хвостом метя,
Дорожной пыли облако взметнула
И ластится к ногам, ну как дитя.
Но человек устал был, отмахнулся.
Не разделил он пищу с ней. Едва
Доел, прибрал остатки и в дорогу,
Не став лохматую с собою звать.
Однако та, не отставая, в ногу
За ним бежит. Отгонит человек,
Остановившись, наглую попутку.
Она замрет на миг, и снова в бег,
Не выпустив из глаз ни на минутку.
Темнеет небо. Ночь спешит накрыть.
Огней селения не видно. Деревами
Подернут горизонт. Лишь солнца нить
Едва видна у них над головами.
Вот порвана она. Взошла луна.
И в отдаленьи, то справа, а то слева
Победный волчий вой - охоты знак.
Не скрыться путнику. Он замер. Что же делать?
Но тут собака, оголив свои клыки,
Ощерившись в оскале леденящем,
Меж ним и стай вклинилась, в штыки
Сородичей приняв. И вой стоящий
От неожиданной заминки приумолк.
Толкнула мордой под колено. Мол, иди.
Ты - человек, а я - почти что волк.
Я разберусь. Не прерывай пути.
Опешил человек, но припустил
Быстрее к дому прочь и без оглядки.
Собака, ринулась к волкам что было сил,
И завязалась на дороге схватка.
Под рев и рык, спеша скорей уйти,
Увидел путник цель - огни поселка.
Всего-то сто шагов - конец пути.
А в доме есть огонь и есть двустволка.
Не увязался бы за ним коварный зверь.
Но страх напрасен. Стойкая дворняга
Их не пропустит. Вот уже и дверь.
Рывок один - последние два шага.
В дом заскочил, дверь запер на замок,
Разжег огонь в печи. Однако на подмогу
Не кинулся. В кровать скорее лег
И похвалы свои направил к Богу.
Собака билась из последних сил,
Держала оборону как боец.
Но ослабела. Серый прокусил
Ей горло в схватке. Встретила конец
Достойно. И в тускнеющих глазах
Мелькнул на миг блаженный огонек.
Завыли волки, и досада в голосах
Ей подсказала - путник уж далек.
Так жизнь отдав за труса и скупца,
Не стоящего и ее шерстинки,
Она ушла достойно, и лицо,
Точнее морду, не утратив в поединке.
И долго выли волки в ее честь,
А путник глубже кутался от воя.
Как жаль, что бескорыстье в мире есть
Порой для тех, кто менее достоин.

К чему рассказ я завела, друзья?
К тому, что не за долг и за награды,
А от того, что 'иначе нельзя,
Всегда быть своей чести верным надо.

                                                               Н. А.Скорнякова

Вопросы:

  1. Почему собака не бросила человека в трудную минуту?
  2. Какого человека она спасла?
  3. Почему волки выли в ее честь?
  4. Как бы вы назвали эту притчу?

                         

 Притча о дружбе

«Стая волков и 3 друга».

 Старый Вожак решил назначить себе преемника. Он подошел к самому смелому и сильному Волку и сказал: — Я старею, поэтому назначаю тебя Новым Вожаком стаи. Но ты должен доказать, что достоин. Поэтому возьми лучших Волков, сходи на охоту и добудь еды на всю стаю. — Хорошо, — сказал Новый Вожак и ушел с 6 волками на охоту. И день его не было. И вечер его не было. И когда наступила ночь, стая увидела 7 волков, гордо несущих добытую еду. Все были цели и невредимы. — Расскажи мне, как все было, — попросил Старый Вожак. — О, это было легко. Мы искали добычу, а потом увидели 10 охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, разорвали в клочья, а добычу взяли себе. — Молодец. Завтра пойдешь еще раз. На следующий день 6 волков и Новый Вожак опять пошли на охоту. И день их не было. И вечер. И ночь. И утро. И вот лишь на днем на горизонте показался 1 истощенный волк. Это был Новый Вожак — весь в крови, с изодранной шерстью, хромой и еле живой. — Что случилось? — спросил Старый Вожак. — Мы зашли далеко в лес и долго искали добычу и увидели троих охотников, идущих с охоты с добычей. Мы напали на них, но они оказались сильнее нас. Они убили всех моих воинов,  я кое-как смог спастись. — Но как же так?! — удивился Старый Вожак, — Вчера вы с легкостью победили 10 охотников, а сегодня не смогли справиться с тремя?!?! — Да, но вчера это была просто группа из 10 охотников, а сегодня это были 3 лучших друга!

Вопросы:

  1. Почему волкам удалось отобрать добычу у 10 охотников?
  2. Как могли противостоять волкам 3 друга?
  3. Всегда ли имеет значение численное преимущество? Приведите примеры из литературы, кинофильмов, жизни.

Притча о Сдержанности и Самообладании.

«Гвозди»

   Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

   В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

   Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

Вопросы:

  1. Что такое самообладание?
  2. Как влияет оно на отношения человека с окружающими людьми?
  3. Как воспитать в себе сдержанность?
  4. Вы можете себя назвать сдержанным человеком? Почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Доклад на областных этнографических чтениях в ГУК БГМНК "Народная педагогика: традиции, опыт, прблемы"...

Загадка и ее роль в воспитании детей группы продленного дня

Эффективность работы групп продленного дня во многом зависит от отношения ребенка к школе, от его желания посещать группу. Хорошее настроение – залог физического и нравственного здоровья ребенка, его ...

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и  значит, и историю мира».   Особая  роль...

Семейные традиции их роль в воспитании детей

Данный материал представляет собой выступление на педагогическом всеобуче...

Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"

На родительском собрании  применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...