Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"
статья

Статья "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности подростков во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc57.5 КБ
Файл prilozhenie.docx82.78 КБ

Предварительный просмотр:

Пак Елена Евгеньевна,

воспитатель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский политехнический центр № 5»

с. Горнозаводска

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Краткая аннотация работы

Обоснование выбора темы, ее актуальность

Проблема. Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми. Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации. 

В современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны.  Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность.  В обозначенных условиях Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания». Эти показатели позволяют оценивать результаты образования выпускника, его сформированных качеств, которые могут пригодиться на рынке труда. Особенностью коммуникативной компетентности является её способность формировать успешную деятельность личности в меняющихся условиях социального окружения.  Для различных сфер профессионального взаимодействия специалистов наличие коммуникативной компетентности является важным качеством.  Поэтому её изучение является одним из главных направлений в современном образовании, так как общество требует наличия высокого уровня коммуникативной культуры у человека.

Цель: выделить и проанализировать особенности развития коммуникативной компетенции у подростков.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению развития компетенции как качества способствующего взаимопониманию в общении;
  2. Охарактеризовать содержание общения как ведущей деятельности в подростковом возрасте;
  3. Выявить методы по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Общение – это условие объединения людей для выполнения совместных действий; главный инструмент обучения и воспитания новых поколений, приобщения людей к цивилизации и культуре; средство эмоциональной поддержки, необходимое условие для счастья и здоровья человека; средство передачи жизненного опыта от одного человека к другому. Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Коммуникативная компетентность – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

В социально-психологическом смысле коммуникация – это процесс передачи информации от отправителя к получателю, процесс общения.

И.Н. Горелов выделяет шесть стадий общения: 1) ориентировка в окружающих условиях; 2) привлечение внимания собеседников; 3) поиск совместимости собеседников по объему общения, по темпам общения, по настроению, по позициям и дистанциям общения; 4) обмен фактами и оценка их, поиск общей точки зрения, приемлемой для обеих сторон темы общения; 5) возникновение проблемной ситуации, конфликта, столкновения мнений; 6) принятие решения.

У педагога-психолога Е.В. Руденского существует другая социально-психологическая характеристика коммуникативной компетенции, которая рассматривается как общение и имеет следующие составляющие: прогнозирование и программирование коммуникативной ситуации; знания и эрудиция; средства общения (вербальные и невербальные); управление коммуникативной ситуацией; коммуникативная культура (общая и национальная); ориентировка на социального партнера; речевая компетенция.

Для развития у подростков коммуникативных навыков и эмоций, готовности к пониманию других людей и их поступков в своей работе я использую следующие методы. При воздействии на интеллектуальную сферу – метод убеждения. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение.

При воздействии на мотивационную сферу – стимулирование, в основе которого лежит формирование у подростков осознанных побуждений их жизнедеятельности.

В волевой сфере основное влияние оказывают методы требования и упражнения. Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека. Следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий и доведение их до автоматизма.

Для организации деятельности и поведения воспитанников в своей работе использую метод воспитывающих ситуаций. Педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для подростка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование навыков физических и психических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение навыкам осознания своего поведения и состояния других людей. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Но коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, подросток часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.

Процессом размышления индивида о происходящем в его собственном сознании является рефлексия.

Вывод: работа над формированием коммуникативной компетенции должна осуществляться в комплексе, в системе уроков и внеурочных занятий. Успешность этой работы зависит от общей организации занятия, от правильного применения методов и приемов, стимулирующих общение обучающихся в процессе работы.

Использование различных приемов коррекционного воздействия позволяет обогатить подростков знаниями и развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в современном мире. Результатами этой работы будут являться: письменные и творческие работы обучающихся на различные темы, размещенные в портфолио; повышение самооценки и показателей психического благополучия (рисуночные тесты); умение выстраивать межличностные отношения; владение различными социальными ролями (наблюдение).

Список использованной литературы (основной):

  1. Петровская  Л.А.  Компетентность  в  общении:  социально-психологический  тренинг/  Л.А.  Петровская.  М.:  Изд-во  МГУ,  1982.
  2. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256с.
  3. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.: Педагогика, 1978. - 424с.
  4. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Тест «Нарисуй свой характер»

Нужно дорисовать что-нибудь в 12-ти квадратах.
Test
1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе, представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицуфигурку – это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и мирной натуре; гротескная карикатура — признак неуживчивости, замкнутости; солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок — знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми, сознательно строите свою жизнь.

2. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внутреннего квадрата, то вы имеете беспокойный характер и домоседом вас не назовешь. И наоборот, одинокий домик или символ жилища – признак того, что вы тоскуете по домашнему теплу. Если ваш рисунок расположен во внутреннем квадрате и вне его, то, в таком случае, ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.


3. Если у вас получилась стрела, летящая в цель – то есть, в мишень, то у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем иное, не похожее на символы стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый мятежный человек.

 
4. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает много друзей. Если вы провели всего одну линию, то вы скорее всего скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если вы изобразили кирпич, то вы склонны к меланхолии, капризам, чудаковаты.


5. Если вы используете рисунок, изобразив какое-либо замкнутое единство: здание, фонарный столб, шею животного и т. д., то вы ведете гармоничную, здоровую, регулярную половую жизнь. Если вы оставили не заполненным пространство между двумя вертикальными линиями, то это свидетельствует о вашей застенчивости, излишней скромности в вопросах пола, и стыдливости. Вы в общем-то неохотно занимаетесь вопросами пола, по крайней мере, не любите о них говорить. Если две вертикальные черты навели вас на мысль о стволе дерева, то половую жизнь вы отождествляете с браком; если же на дереве вы изобразили плод, то вы очень любите детей.

 
6. Если вы подчиняетесь рисунку, то это означает, что вы обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих, незнакомых людей. Если вы не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании. В ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату, вы очень ревнивы.


7. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посредине волнистой линии, то вы чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то вы мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если вы нарисовали цепочку или какой-либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и лишь изредка допускаете ошибки.


8. То, что вы изобразили в пустом квадрате, обозначает круг ваших интересов. Если вы оставили квадрат пустым, вам, вероятно, скучно жить, и поэтому вам не вредно подыскать себе какое-нибудь хобби. 

9. Если вы подчинились рисунку, дополнив его квадратами или другими геометрическими фигурами, так что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если вы заштриховали квадратик черного цвета и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и непохожая на правильное геометрическое построение, это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы. 


10. Если вы просто замкнули круги, то вы постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления, привитые в детстве. Если вы не замкнули круги, то вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели.Если у вас получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел вас на мысль о ручке чашки, то вы обладаете развитым отцовским или материнским чувством.


11. Если вы воспринимаете рисунок как элемент какой-либо настольной игры, то это указывает на наличие вас в характере духа соревнования, некоторой напористости. Женщины часто дорисовывают приведенную схему до квадрата или изображают какой-либо символ дома. Это обычно говорит о хозяйственности.

12. Расположенные на рисунке точки, обыкновенно, будят у людей фантазию. Если вы использовали эти точки как составную часть картинки (муравьи, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы и т. д.), то это показывает, что у вас соответствующее воображение. Если вы затушевали точки и соединили их в круг, то это указывает на логическое мышление и практический склад ума.

Приложение 2

Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»

1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже (поставь знак «-»):

а)        физическая сила и выносливость

б)       умственная работоспособность

в)       сила воли

г)       выдержка, терпение и упорство

д)       ум, сообразительность

е)       память

ж)       объем знаний

з)       внимание и наблюдательность

и)       критичность и доказательность мышления

к)      умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)

л)       умение планировать работу

м)       умение организовать свой труд (организованность)

н)       умение беречь время

о)       умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

п)       умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

р)       чуткость и отзывчивость к людям

с)       умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других

т)       умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива

у)       умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве

ф)       умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д.

2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т. д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

А теперь каждый из вас пусть попробует составить свой список положительных и отрицательных качеств. Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит на эти списки, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек? Какой список получился больше? Задайте себе вопрос: «Почему?»

Для того чтобы понять человека (в том числе самого себя), необходимо прежде всего понять две вещи — характер и сердце, и только потом смотреть на   внешность.

Если бы вас попросили сравнить себя с каким-нибудь животным, то какое животное вы бы выбрали? Некоторые люди больше похожи на медведей — большие, добродушные, но если они рассердятся, то берегись. Другие напоминают птиц — легких и подвижных. А на какое животное или птицу похожи вы? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку, стоящую на столе.

На листке бумаги запишите три-четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют. Внизу страницы напишите четыре прилагательных, которые дают представление о чертах вашего характера. Не подписывая листок, сверните его и положите в коробку. Педагог будет по очереди вынимать листки и зачитывать то, что на них написано, а вы должны будете угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу вам это не удастся, то можно выслушать мнения других ребят.

Приложение 3

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

СНЕЖНЫЙ КОМ

Цели: Упражнение позволяет познакомиться участникам и запомнить друг друга, способствует сплочению на начальных этапах работы с группой.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас каждый из нас по кругу будет называть свое имя, чтобы представиться остальным (можно расширить задание добавлением какой-нибудь личной информации об участниках, например, что он любит или чем увлекается), каждый следующий участник должен сначала повторить имена (или, соответственно, дополнительную информацию), всех уже говоривших перед ним в той же последовательности, и только потом называет свое имя. Тот, кто начал упражнение, в завершении круга повторяет имена всей группы.  Кто хочет начать?

ЗНАКОМСТВО ПО ПАРАМ

Цели: Это игра направлена на развитие партнерских взаимоотношений, в ней каждый участник может представить группе другого человека. В начале игры каждый может удовлетворить свое любопытство, узнав особенности своего партнера по игре. Затем каждый участник должен запомнить и удержать в памяти основную информацию о партнере, чтобы составить из нее маленькое сообщение группе. В этой игре подчеркивается индивидуальность каждого, никто не остается без внимания, у каждого появляется приятное чувство, что кто-то заботится о нем.  

Инструкция: Пожалуйста, выберите того участника, которого вы хуже всего знаете... найдите место, где вы спокойно можете поговорить друг с другом. Один из вас начинает и проводит пятиминутное интервью. Постарайтесь выяснить, как живет ваш собеседник, какая у него семья, с кем он дружит, какой у него характер... Выслушайте очень внимательно все, что он расскажет о себе. Через пять минут будет подан сигнал того, что время прошло. После этого вы поменяетесь ролями...

После беседы все участники возвращаются в один большой круг, где каждый представляет своего партнера. Для этого, он встает позади него, кладет руки ему на плечи и рассказывает все, что смог запомнить. 

Примечания: в конце каждого рассказа представляемый, дает обратную связь докладчику, достаточно ли корректен был рассказ, и, если хочет – добавляет что-нибудь к сказанному. Эта игра подходит для начала совместной работы, но через сравнительно большие промежутки времени можно повторять эту игру с иным заданием — например, попросив участников выяснить, что нового появилось в жизни его партнера за время, прошедшее с предыдущей беседы.

Анализ упражнения:

  • Понравились ли вам вопросы ваших партнеров?
  • Что вам было приятнее: спрашивать или отвечать?
  • Кто из пары сам выбирал себе партнера, а кто был выбран?
  • О ком из остальных участников вы узнали что-то интересное для себя?

ПАУТИНА

Цели: Эта игра помогает участникам познакомиться друг с другом и занять свое место в группе, поэтому ее хорошо использовать в начале совместной работы. Наряду с этим "Паутина" — возможность прочувствовать сплоченность группы.

Материалы: Клубок ниток.

Инструкция: Упражнение выполняется в кругу. У каждого из участников сейчас есть возможность сообщить свое имя и что-нибудь рассказать о себе. У вас немного времени, чтобы подумать, что вы хотите рассказать о себе...

Ведущий крепко зажимает свободный конец нити в руке, представляется сам и кидает любому участнику, сидящему, напротив. Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины. После завершения круга нужно будет снова распустить паутину. Для этого каждый участник должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к ведущему.

Анализ упражнения:

  • Все ли высказались в ходе игры?
  • Как вы чувствуете себя сейчас?
  • Трудно ли вам было запоминать имена?
  • Кто в группе вызывает у вас любопытство?

ИМЯ И ДВИЖЕНИЕ

Цели: Эта игра помогает участникам в начале знакомства запомнить имена друг друга и дает им возможность представить себя группе необычным и оригинальным способом, задействовав свое тело.

Инструкция: Встаньте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя и при этом делать какое-нибудь движение руками, ногами, всем телом. Вся группа хором говорит имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. После этого следующий участник произносит свое имя фамилию и делает свое собственное, уже другое, движение. И снова мы все вместе становимся эхом. Мы хором говорим его имя и повторяем его движение.

Игру начинает ведущий.

Анализ упражнения:

  • Чьи имена было легко запомнить?
  • Чьи имена забывались?
  • Чьи движения запомнились?
  • Знаете ли вы, что означают ваше имя или фамилия?

СТУЛ СПРАВА

Цели: Эту игру удобно использовать после перерыва или дискуссии для физического разогрева, снятия психологического напряжения.  Кроме того, происходит знакомство, сплочение группы, эмоциональная разрядка.

Инструкция: Все сидят на стульях в кругу, водящий в центре, один стул пустой. Задача водящего - занять стул. Тот из игроков, для кого пустой стул находится под правой рукой, должен хлопнуть по нему и назвать имя любого из участников игры до того, как водящий на него сядет. Если он не успевает – тогда сам становится водящим, а если успел - названный игрок садится на этот стул и задача нового игрока, от которого вновь освободившийся стул стал справа успеть сделать то же самое. С самого начала необходимо договориться как обращаться во время игры к участникам с одинаковыми именами.  

УПРАЖНЕНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИЯ В ГРУППЕ

КОРАБЛЬ СРЕДИ СКАЛ

Цели: Игра дает возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доверие к партнеру.

Материалы: Повязка на глаза.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг. Все, кто образует круг, будут берегом. Они должны взять друг друга за руки. В середине круга находится море. Но это опасное море, поскольку в нем есть несколько скалистых утесов. Эти "утесы" будут сделаны из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой капитаном корабля. "Кораблю" мы завяжем глаза, и капитан будет управлять им с помощью одних только слов. При этом он должен будет так управлять кораблем, чтобы тот не налетел ни на один утес. Любой из вас может сейчас стать кораблем и встать на любое место внутри круга, которое становится гаванью. Тот, кто стал кораблем, должен выбрать себе капитана, который будет управлять им в пути между скалами. После этого мы завяжем "кораблю" глаза.

Любой из образующих "берег", может стать гаванью, четверо из круга могут стать скалами. Скалы выходят в круг вместе со своими стульями и, устраивают на маршруте следования корабля такие скалы, через которые кораблю будет достаточно сложно добраться до гавани.

"Скалы" остаются сидеть на своих стульях внутри круга, капитан должен вести "корабль" очень осторожно, говоря ему, куда плыть. Когда "корабль" подойдет к конечной точке своего маршрута, "гавань" должна сказать об этом "кораблю". 

Примечания: Каждый раз стоит отправлять в плавание не больше двух-трех кораблей. Группа сама может установить подходящий для себя уровень сложности. Иногда имеет смысл дать возможность "кораблю" и "капитану" сообща определить, сколько "скал" они хотели бы преодолеть.

Анализ упражнения:

  • Что вы чувствовали, когда были "кораблем"?
  • Чувствовали ли вы себя достаточно безопасно со своим капитаном?
  • Что в следующий раз вашему капитану стоит делать по-другому?
  • Что было самым трудным для вас как капитана?
  • Как часто ваш "корабль" налетал на "скалы"?
  • Были ли "скалы" честным препятствием?
  • Что вы чувствовали, когда были "скалой", а "корабль" проходил совсем рядом с вами?

ПОДОЙДИ ПОБЛИЖЕ

Цели: Игра, в которую играют парами, дает возможность попробовать общаться без слов, одними звуками. Выключение речи и зрения позволяет прочувствовать новые аспекты общения, укрепляет уверенность в себе и способность доверять другим людям. Партнеры учатся быть внимательными друг к другу в процессе взаимодействия.

Инструкция: Сядьте, образуя большой круг. Вы можете по двое выходить в середину круга и вставать на расстоянии примерно четырех метров друг от друга. Потом вам надо будет закрыть глаза и по очереди издавать какие-нибудь негромкие и не слишком протяжные звуки. Когда один из вас будет издавать звук, другому надо будет идти на этот звук до тех пор, пока он его слышит. Когда кто-то почувствует, что другой подошел к нему слишком близко, пусть он скажет: "Стоп!". В этот момент оба открывают глаза, а все остальные смотрят, как они подходят друг к другу и на каком расстоянии друг от друга они останавливаются. Возможность поиграть дается нескольким парам.

Анализ упражнения:

  • Как вы себя чувствовали с закрытыми глазами?
  • Было ли вам трудно подходить к партнеру, ничего не видя?
  • Кто первым сказал: "Стоп!"?
  • Насколько близко вы позволили партнеру подойти к тебе?

ВСЕ МЫ ЧЕМ-ТО ПОХОЖИ

Цели: Игра вовлекает участников в интенсивный процесс обмена информацией о себе, сближает и дает переживание общности.

Материалы: Бумага и карандаш — каждому участнику.

Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: "У каждого из нас есть сестра...", "У каждого из нас есть телефон...", "Любимый цвет каждого из нас синий...", "Мы все очень любим макароны...", "Мы все не выносим, когда кто-нибудь сплетничает", "Летом мы все любим ездить на море..." и так далее. У вас есть пятнадцать минут. Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:

  • Узнали ли вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников группы?
  • Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех участников группы?
  • Есть ли что-нибудь такое, что отличает вас от всех остальных участников группы?
  • Как вы работали в своей команде?
  • Нравится ли вам быть похожим на других или вы предпочитаете от всех

отличаться?

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО

Цели: Участники получают опыт преодоления барьеров в общении, возможность осознания собственных затруднений и ограничений в коммуникативной сфере.

Инструкция: Участники хаотично передвигаются по помещению, ведущий предлагает им, молча знакомиться друг с другом, сначала руками с закрытыми глазами, потом только глазами, потом спинами и т.д. на усмотрение ведущего.

Примечания: Упражнение не подходит для начальных этапов работы с группой, удачно использовать на этапе сближения участников друг с другом.

Анализ упражнения:

  • Как вы чувствовали себя во время упражнения?
  • С какими трудностями вам пришлось столкнуться?
  • Перекликается ли полученный опыт с вашей повседневной жизнью?

УПРАЖНЕНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ ОБРАЩЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ ПЕРЕЖИВАНИЯМ И ЦЕННОСТЯМ, РЕФЛЕКСИЮ И ОСОЗНАВАНИЕ ЧУВСТВ

КРУГ ЧУВСТВ

Цели: Пополнение и активизация словарного запаса, описывающего эмоциональные состояния, концентрация внимания, повышение тонуса.

Материалы: Небольшой мягкий предмет (мячик, игрушка)

Инструкция: Группа стоит по кругу. Ведущий, называя любое чувство, бросает мяч любому участнику, тот называет другое чувство и бросает мяч следующему. Названия чувств не должны повторяться. 

Примечания: Другой вариант упражнения - перекидывая мяч, можно называть своё актуальное состояние или предполагаемые чувства того, кому его бросаешь.

СКАЖИ СТОП

Цели: Осознавание собственных физических и психологических границ.

Инструкция: Группе предлагают разбиться на пары. Пары встают друг напротив друга в два ряда. Участники по очереди приближаются друг к другу, ориентируясь на свои внутренние ощущения. Тот, к кому подходят должен сказать «Стоп», когда, на его взгляд, партнер подойдет слишком близко.

Примечания: Упражнение хорошо подходит для введения темы «психологических границ».

ЧЕЛОВЕЧКИ-ЧУВСТВА

Цели: Внимание к собственным чувствам и переживаниям, установление связи между чувствами и их проявлениями в теле, упражнение помогает участникам ощутить свои чувства как свою собственность.

Материалы: Листы бумаги А4, цветные фломастеры в достаточном количестве, спокойная музыка.

Инструкция: Участникам раздают листы бумаги и просят нарисовать контуры человека (схематично). После этого, все расходятся по помещению так, чтобы сидеть отдельно друг от друга. Под медитативную музыку участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить, когда они испытывали то или иное чувство, свои ощущения в теле в это время, а затем отразить эти ощущения в рисунке на контуре человека (используя разные цвета). Упражнение выполняется молча.

Примечания: Перечень чувств, к которым обращаются участники, каждый раз составляется с учетом специфики и динамики группы. Важно, чтобы в нем присутствовали чувства разной силы и направленности. Завершается упражнение погружением в ресурсное чувство: уверенности в себе, радости, влюбленности и т.п.

Анализ упражнения:

  • Какие чувства было легко узнавать и изображать, а какие сложно?
  • Есть ли места на ваших рисунках, где пересекаются несколько чувств?
  • Какие чувства приятно было испытывать?
  • Какие чувства были для вас привычными?

ЦЕННОСТИ

Цели: Возможность осознать и почувствовать важность построения собственной иерархии ценностей, упражнение способствует возникновению глубоких переживаний у участников.

Инструкция: Участникам раздается по пять-шесть маленьких листочков, на каждом из которых предлагается написать то, что для них ценно в этой жизни. Затем листочки ранжируются и раскладываются таким образом, чтобы самое ценное оказалось в самом низу. После этого, ведущий предлагает участникам закрыть глаза и представить себе, что та ценность, которая написана на первой бумажке (лежит сверху), по каким-то необъяснимым причинам исчезла из их жизни. Ведущий предлагает смять и отложить бумажку и осознать, как им теперь без этого живется, что наполняет жизнь смыслом, если этой ценности больше нет. Так происходит со всеми ценностями по порядку: каждый раз участникам предлагается обратить внимание на свое внутреннее состояние после потери ценности. Затем ведущий объявляет, что произошло чудо, и участникам можно выбрать одну из смятых бумажек и вернуть любую из своих ценностей, и так шесть раз – в обратном порядке. После этого, участникам предлагается посмотреть, сохранился ли прежний порядок ранжирования и дается возможность добавить другие ценности.

Примечания: Упражнение выполняется под медитативную музыку, большое значение имеют интонации и голос ведущего, произносимый текст должен быть простым и гладким. Обстановка во время проведения упражнения должна быть безопасной - не должно быть лишних звуков, никто не должен входить в помещение, участники не должны мешать друг другу. Прежде чем выполнять это упражнение с группой, ведущему необходимо сделать это упражнение самому, чтобы оценить его глубину и сложность. В обсуждении нужно быть готовым к возникновению экзистенциальных тем, например, темы смерти - своей или близких.

Анализ упражнения:

  • Что вы чувствовали во время упражнения?
  • Как вы чувствуете себя сейчас?
  • Какие ценности оказались для вас наиболее значимыми?
  • Как поменялся порядок ваших ценностей и почему?

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Цели: в упражнении воображение участников направляется на то, чтобы актуализировать желания и надежды, относящиеся к их будущей жизни. У большинства людей есть те или иные планы, мысли или мечты о будущем. Нередко это как бы отдельные кусочки мозаики. Игра подталкивает к тому, чтобы сложить эти кусочки в более или менее связную картину. Образы будущего — это важнейший источник вдохновения и мотивации, необходимый для того, чтобы обрести позитивное направление своего развития.

Материалы: Бумага и карандаш каждому участнику.

Инструкция: Кто из вас время от времени думает о том, как будет выглядеть его жизнь лет через десять или двадцать? Разумеется, никто не может точно сказать, что будет происходить в его дальнейшей жизни. Однако время от времени бывает полезно помечтать о будущем, ибо иногда мечты сбываются.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов...

Представьте себе, что вы находитесь в чужом городе и идете по какой-то маленькой улочке. Справа и слева от вас стоят красивые старинные дома. Ты открываешь тяжелую дубовую дверь, и за ней тебя встречает дружелюбного вида седой старик. Он приглашает тебя следовать за ним. В его кабинете бросаются в глаза стеллажи со старинными книгами. На столе лежит колода карт и чудесный светящийся хрустальный шар. Вы засыпаете. Перед вами возникают образы вашей будущей жизни. Возможно, вы видите, как и кем вы работаете, видите людей, которые работают вместе с вами... Возможно, вы видите свой будущий дом и людей, вместе с которыми живете... Потратьте некоторое время на то, чтобы подробно рассмотреть отдельные образы своего сна. Когда вы досмотрите сон до конца и проснетесь, поблагодарите старика за то, что увидели здесь. Возможно, вы хотите ему что-то сказать на прощание, возможно, он сам что-то говорит вам. Старик провожает вас до двери. Вы снова идете по маленькой улочке и возвращаетесь сюда. Немного потянитесь, глубоко вздохните и откройте глаза.

Возьмите лист бумаги и запишите все, что видели и слышали во время своего сна. Места, которые остались неясными, можете дополнить тем, что сейчас придет в голову. Сверху напишите заголовок для своих заметок.

После этого участники могут разделиться на пары и прочитать друг другу свои записи.

Анализ упражнения:

  • Как вы чувствовали себя во время упражнения?
  • Удалось ли вам представить ясную картину своего будущего?
  • Что больше всего нравится в ваших записях?
  • Что вам больше всего понравилось в историях других?

ОШИБКА ОШИБКЕ РОЗНЬ

Цели: Это упражнение помогает участникам научиться самостоятельно определять, в каких областях ошибки неизбежны и даже полезны, а также воздерживаться от определенного рода ошибок, несущих негативные последствия, как для самих людей, так и для окружающих.

Материалы: Бумага и карандаш каждому участнику.

Инструкция: Знаете ли вы историю о безумце, который ночью ползал около уличного фонаря? "Почему ты ползаешь здесь на четвереньках?" спросил его милиционер. "Я потерял в саду свой кошелек, и теперь я его ищу", ответил человек. Милиционер удивился: "Если ты потерял свой кошелек в саду, зачем же ты ищешь его под этим уличным фонарем?" Человек ответил: "Потому что здесь светлее".

Все мы временами совершаем ошибки. Приходит ли вам в голову какой-нибудь пример вашего не слишком умного поступка или поведения? А можете ли вы представить себе какую-нибудь глупость, которую бы вы когда-нибудь с удовольствием сделали, если бы набрались достаточно смелости? И есть ли что-нибудь глупое, что вы охотно перестали бы делать, если были бы для этого достаточно решительны? Возьмите листок бумаги и запишите приходящие вам в голову ответы на эти вопросы.

Примечания: Результаты упражнения обсуждаются в группах по несколько человек.

 Анализ упражнения:

  • Какая из сделанных вами к настоящему времени ошибок самая «глупая»?
  • Есть ли ошибки, которых вы смогли избежать?
  • Есть ли ошибки, которые вы хоть раз хотели бы совершить?
  • Можно ли научиться воздерживаться от ошибок на чужом опыте?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внеурочная деятельность - средство развития личности обучающихся в свете ФГОС"

«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою вол...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

     При профильном обучении биологии большое значение приобретают практикумы как наиболее эффективная форма экспериментальной деятельности. Традиционно практикум определяется ка...

Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности

Виртуальня экскурсия по парку  имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...

Развитие личности ребенка во внеурочной деятельности по математике

С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производства, которые связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-техни...