Статья "Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания".
статья

Статья "Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся, направленных на качество обучения и воспитания.

Развитие коммуникативных навыков у подростков с легкой интеллектуальной недостаточностью является одной из важнейших задач. Одним из основных навыков современной личности выступают коммуникативные навыки. Владение коммуникативными навыками на высоком уровне дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Формирование коммуникативных компетенций у подростков проходит с применением инновационных технологий. В своей работе я использовала графический функции персонального компьютера для повышения наглядности преподаваемого материала, арт – технологии, игровые технологии, групповые технологии (прием перегруппировки, мозговой штурм).

Формирование наглядного представления материала способствует подготовки обучающихся к жизни, требующей самостоятельного поиска, анализа, организации и передачи информации, а также планировании своей деятельности. С этой целью мною посредством персонального компьютера и периферийных устройств были наглядно представлены рисунки, тесты, графики, схемы, видео и фотоматериал, что позволило сочетать и комбинировать визуальную и вербальную информацию, управлять ее потоком более эффективно.

Арт – технологии позволяют создавать благоприятные условия для развития коммуникабельности замкнутых подростков, обеспечивают эффективное эмоциональное реагирование подростков с агрессивным поведением, благоприятно влияют на осознание им собственных переживаний, на развитие произвольной деятельности и способности к саморегуляции поведения, на формирование позитивной «Я - концепции», уверенности в себе за счёт социального признания ценности продукта, созданного обучающимся. Мною были использованы такие упражнения как «Нарисуй свое настроение» «Групповой коллаж», «Рука» «Портрет друга».

Игровые технологии способствуют формированию навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации, формирование благоприятного психологического климата в группе и атмосферы доверия, воспитание качеств, необходимых для укрепления межличностных отношений в группе, в обществе, отражение своего внутреннего состояния через проигрываемые роли. Используемые упражнения «Интервью», «Теремок», «Встреча» и т.д.

Групповые технологии способствуют формированию благоприятного психологического климата в группе, осознание каждым участником своей роли, функций в группе, формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу, формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации, обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи.

Перед началом обучающего курса с обучающимися проводятся ряд диагностик, которые помогут обнаружить коммуникативные способности и уровень общительности представителей данной группы. По завершению занятий проводится повторная диагностика, для сравнения. К данным диагностическим методикам относятся:

1. Диагностика коммуникативных умений Л. Михельсона, перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха.

Диаграмма. Уровень развития коммуникативных компетенций до и после обучающего курса:

Вывод. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой на современном этапе развития социальных отношений. В результате проведённого обучающего курса у участников группы повысились показатели коммуникативной компетентности. Использование инновационных технологий в развитии коммуникативных компетенций обучающихся является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. 364 с.
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики М.: Издательский центр «Академия», 2000. 170 с.
  3. Петровская Л.А. Общение – компетентность – тренинг. М.: Смысл, 2007. 686 с.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение М.: Владос, 1995. 398 с.
  5. Бодалев А.А. Психологическое общение. М.: «Институт практической психологии», 1996. 150 с.
  6. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М.: МГУ, 1997. 446 с.
  7. Зотова И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества. Актуальные социально – психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века. Кисловодск: Промо, 2006. 109 с.
  8. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий. Голубева. Волгоград.: Учитель, 2009. 206 с.
  9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции  новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 34-42
  10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах Минск.: Тетра Системс, 2000. 432 с.
  11. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.: ЛГУ, 1972. 128 с.
  12. Микляева А.В. Я – подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии (9 класс). СПб.: Речь, 2003. 118 с.
  13. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Михайлова В. А, 2000. 350 с.

Приложение 1

Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха)

Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Инструкция: Мы просим Вас внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения в ней. Это должно быть наиболее характерное для Вас поведение, то, что Вы действительно делаете в таких случаях, а не то, что, по-вашему, следовало бы делать.

  1. Кто-либо говорит Вам: "Мне кажется, что Вы замечательный человек". Вы обычно в подобных ситуациях
    а) Говорите: "Нет, что Вы! Я таким не являюсь"
    б) Говорите с улыбкой: "Спасибо, я действительно человек выдающийся"
    в) Говорите: "Спасибо"
    г) Ничего не говорите и при этом краснеете.
    д) Говорите: "Да, я думаю, что отличаюсь от других и в лучшую сторону".
  2. Кто-либо совершает действие или поступок, которые, по Вашему мнению, являются замечательными. В таких случаях Вы обычно
    а) Поступаете так, как если бы это действие не было столь замечательным, и при этом говорите: "Нормально!"
    б) Говорите: "Это было отлично, но я видел результаты получше"
    в) Ничего не говорите.
    г) Говорите: "Я могу сделать гораздо лучше"
    д) Говорите: "Это действительно замечательно!"
  3. Вы занимаетесь делом, которое Вам нравится, и думаете, что оно у Вас получается очень хорошо. Кто-либо говорит: "Мне это не нравится!" Обычно в таких случаях Вы
    а) Говорите: "Вы - болван!"
    б) Говорите: "Я все же думаю, что это заслуживает хорошей оценки"
    в) Говорите: "Вы правы", хотя на самом деле не согласны с этим.
    г) Говорите: "Я думаю, что это выдающийся уровень. Что Вы в этом понимаете"
    д) Чувствуете себя обиженным и ничего не говорите в ответ.
  4. Вы забыли взять с собой какой-то предмет, а думали, что принесли его, и кто-то говорит Вам: "Вы такой растяпа! Вы забыли бы и свою голову, если бы она не была прикреплена к плечам". Обычно Вы в ответ
    а) Говорите: "Во всяком случае, я толковее Вас. Кроме того, что Вы в этом понимаете!"
    б) Говорите: "Да, Вы правы. Иногда я веду себя как растяпа"
    в) Говорите: "Если кто-либо растяпа, то это Вы"
    г) Говорите: "У всех людей есть недостатки. Я не заслуживаю такой оценки только за то, что забыл что-то"
    д) Ничего не говорите или вообще игнорируете это заявление.
  5. Кто-либо, с кем Вы договорились встретиться, опоздал на 30 минут, и это Вас расстроило, причем человек этот не дает никаких объяснений своему опозданию. В ответ Вы обычно
    а) Говорите: "Я расстроен тем, что Вы заставили меня столько ожидать"
    б) Говорите: "Я все думал, когда же Вы придете"
    в) Говорите: "Это был последний раз, когда я заставил себя ожидать Вас"
    г) Ничего не говорите этому человеку.
    д) Говорите: "Вы же обещали! Как Вы смели так опаздывать!"
  6. Вам нужно, чтобы кто-либо сделал для Вас одну вещь. Обычно в таких случаях Вы
    а) Никого ни о чем не просите.
    б) Говорите: "Вы должны сделать это для меня"
    в) Говорите: "Не могли бы Вы сделать для меня одну вещь?", после этого объясняете суть дела.
    г) Слегка намекаете, что Вам нужна услуга этого человека.
    д) Говорите: "Я очень хочу, чтобы Вы сделали это для меня".
  7. Вы знаете, что кто-то чувствует себя расстроенным. Обычно в таких ситуациях Вы
    а) Говорите: "Вы выглядите расстроенным. Не могу ли я помочь?"
    б) Находясь рядом с этим человеком, не заводите разговора о его состоянии.
    в) Говорите: "У Вас какая-то неприятность?"
    г) Ничего не говорите и оставляете этого человека наедине с собой.
    д) Смеясь говорите: "Вы просто как большой ребенок!"
  8. Вы чувствуете себя расстроенным, а кто-либо говорит: "Вы выглядите расстроенным". Обычно в таких ситуациях Вы
    а) Отрицательно качаете головой или никак не реагируете.
    б) Говорите: "Это не Ваше дело!"
    в) Говорите: "Да, я немного расстроен. Спасибо за участие"
    г) Говорите: "Пустяки"
    д) Говорите: "Я расстроен, оставьте меня одного".
  9. Кто-либо порицает Вас за ошибку, совершенную другими. В таких случаях Вы обычно
    а) Говорите: "Вы с ума сошли!"
    б) Говорите: "Это не моя вина. Эту ошибку совершил кто-то другой"
    в) Говорите: "Я не думаю, что это моя вина"
    г) Говорите: "Оставьте меня в покое, Вы не знаете, что Вы говорите"
    д) Принимаете свою вину или не говорите ничего.
  10. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, но Вы не знаете, почему это должно быть сделано. Обычно в таких случаях Вы
    а) Говорите: "Это не имеет никакого смысла, я не хочу это делать"
    б) Выполняете просьбу и ничего не говорите.
    в) Говорите: "Это глупость; я не собираюсь этого делать"
    г) Прежде чем выполнить просьбу, говорите: "Объясните, пожалуйста, почему это должно быть сделано"
    д) Говорите: "Если Вы этого хотите...", после чего выполняете просьбу.
  11. Кто-то говорит Вам, что по его мнению, то, что Вы сделали, великолепно. В таких случаях Вы обычно
    а) Говорите: "Да, я обычно это делаю лучше, чем большинство других людей"
    б) Говорите: "Нет, это не было столь здорово"
    в) Говорите: "Правильно, я действительно это делаю лучше всех"
    г) Говорите: "Спасибо".
    д) Игнорируете услышанное и ничего не отвечаете.
  12. Кто-либо был очень любезен с Вами. Обычно в таких случаях Вы
    а) Говорите: "Вы действительно были очень любезны по отношению ко мне"
    б) Действуете так, будто этот человек не был столь любезен к Вам, и говорите: "Да, спасибо"
    в) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня вполне нормально, но я заслуживаю большего.
    г) Игнорируете этот факт и ничего не говорите.
    д) Говорите: "Вы вели себя в отношении меня недостаточно хорошо".
  13. Вы разговариваете с приятелем очень громко, и кто-либо говорит Вам: "Извините, но Вы ведете себя слишком шумно". В таких случаях Вы обычно
    а) Немедленно прекращаете беседу.
    б) Говорите: "Если Вам это не нравится, проваливайте отсюда"
    в) Говорите: "Извините, я буду говорить тише", после чего ведется беседа приглушенным голосом.
    г) Говорите: "Извините" и прекращаете беседу.
    д) Говорите: "Все в порядке" и продолжаете громко разговаривать.
  14. Вы стоите в очереди, и кто-либо становится впереди Вас. Обычно в таких случаях Вы
    а) Негромко комментируете это, ни к кому не обращаясь, например: "Некоторые люди ведут себя очень нервно"
    б) Говорите: "Становитесь в хвост очереди!"
    в) Ничего не говорите этому типу.
    г) Говорите громко: "Выйди из очереди, ты, нахал!"
    д) Говорите: "Я занял очередь раньше Вас. Пожалуйста, станьте в конец очереди".
  15. Кто-либо делает что-нибудь такое, что Вам не нравится и вызывает у Вас сильное раздражение. Обычно в таких случаях Вы
    а) Выкрикиваете: "Вы болван, я ненавижу Вас!"
    б) Говорите: "Я сердит на Вас. Мне не нравится то, что Вы делаете"
    в) Действуете так, чтобы повредить этому делу, но ничего этому типу не говорите.
    г) Говорите: "Я рассержен. Вы мне не нравитесь"
    д) Игнорируете это событие и ничего не говорите этому типу.
  16. Кто-либо имеет что-нибудь такое, чем Вы хотели бы пользоваться. Обычно в таких случаях Вы
    а) Говорите этому человеку, чтобы он дал Вам эту вещь.
    б) Воздерживаетесь от всяких просьб.
    в) Отбираете эту вещь.
    г) Говорите этому человеку, что Вы хотели бы пользоваться данным предметом, и затем просите его у него.
    д) Рассуждаете об этом предмете, но не просите его для пользования.
  17. Кто-либо спрашивает, может ли он получить у Вас определенный предмет для временного пользования, но так как это новый предмет, Вам не хочется его одалживать. В таких случаях Вы обычно
    а) Говорите: "Нет, я только что достал его и не хочу с ним расставаться; может быть когда-нибудь потом"
    б) Говорите: "Вообще-то я не хотел бы его давать, но Вы можете попользоваться им"
    в) Говорите: "Нет, приобретайте свой!"
    г) Одалживаете этот предмет вопреки своему нежеланию.
    д) Говорите: "Вы с ума сошли!"
  18. Какие-то люде ведут беседу о хобби, которое нравится и Вам, и Вы хотели бы присоединиться к разговору. В таких случаях Вы обычно
    а) Не говорите ничего.
    б) Прерываете беседу и сразу же начинаете рассказывать о своих успехах в этом хобби.
    в) Подходите поближе к группе и при удобном случае вступаете в разговор.
    г) Подходите поближе и ожидаете, когда собеседники обратят на Вас внимание.
    д) Прерываете беседу и тотчас начинаете говорить о том, как сильно Вам нравится это хобби.
  19. Вы занимаетесь своим хобби, а кто-либо спрашивает: "Что Вы делаете?" Обычно Вы
    а) Говорите: "О, это пустяк". Или: "Да ничего особенного"
    б) Говорите: "Не мешайте, разве Вы не видите, что я занят?"
    в) Продолжаете молча работать.
    г) Говорите: "Это совсем Вас не касается"
    д) Прекращаете работу и объясняете, что именно Вы делаете.
  20. Вы видите споткнувшегося и падающего человека. В таких случаях Вы
    а) Рассмеявшись, говорите: "Почему Вы не смотрите под ноги?"
    б) Говорите: "У Вас все в порядке? Может быть я что-либо могу для Вас сделать?"
    в) Спрашиваете: "Что случилось?"
    г) Говорите: "Это все колдобины в тротуаре"
    д) Никак не реагируете на это событие.
  21. Вы стукнулись головой о полку и набили шишку. Кто-либо говорит: "С Вами все в порядке?" Обычно Вы
    а) Говорите: "Я прекрасно себя чувствую. Оставьте меня в покое!"
    б) Ничего не говорите, игнорируя этого человека.
    в) Говорите: "Почему Вы не занимаетесь своим делом?"
    г) Говорите: "Нет, я ушиб свою голову, спасибо за внимание ко мне"
    д) Говорите: "Пустяки, у меня все будет о'кей".
  22. Вы допустили ошибку, но вина за нее возложена но кого-либо другого. Обычно в таких случаях Вы
    а) Не говорите ничего.
    б) Говорите: "Это их ошибка!"
    в) Говорите: "Эту ошибку допустил Я"
    г) Говорите: "Я не думаю, что это сделал этот человек"
    д) Говорите: "Это их горькая доля".
  23. Вы чувствуете себя оскорбленным словами, сказанными кем-либо в Ваш адрес. В таких случаях Вы обычно
    а) Уходите прочь от этого человека, не сказав ему, что он расстроил Вас.
    б) Заявляете этому человеку, чтобы он не смел больше этого делать.
    в) Ничего не говорите этому человеку, хотя чувствуете себя обиженным.
    г) В свою очередь оскорбляете этого человека, называя его по имени.
    д) Заявляете этому человеку, что Вам не нравится то, что он сказал, и что он не должен этого делать снова.
  24. Кто-либо часто перебивает, когда Вы говорите. Обычно в таких случаях Вы
    а) Говорите: "Извините, но я хотел бы закончить то, о чем рассказывал"
    б) Говорите: "Так не делают. Могу я продолжить свой рассказ?"
    в) Прерываете этого человека, возобновляя свой рассказ.
    г) Ничего не говорите, позволяя другому человеку продолжать свою речь.
    д) Говорите: "Замолчите! Вы меня перебили!"
  25. Кто-либо просит Вас сделать что-либо, что помешало бы Вам осуществить свои планы. В этих условиях Вы обычно
    а) Говорите: "Я действительно имел другие планы, но я сделаю то, что Вы хотите.
    б) Говорите: "Ни в коем случае! Поищите кого-нибудь еще"
    в) Говорите: "Хорошо, я сделаю то, что Вы хотите"
    г) Говорите: "Отойдите, оставьте меня в покое"
    д) Говорите: "Я уже приступил к осуществлению других планов. Может быть, когда-нибудь потом".
  26. Вы видите кого-либо, с кем хотели бы встретиться и познакомиться. В этой ситуации Вы обычно
    а) Радостно окликаете этого человека и идете ему навстречу.
    б) Подходите к этому человеку, представляетесь и начинаете с ним разговор.
    в) Подходите к этому человеку и ждете, когда он заговорит с Вами.
    г) Подходите к этому человеку и начинаете рассказывать о крупных делах, совершенных Вами.
    д) Ничего не говорите этому человеку.
  27. Кто-либо, кого Вы раньше не встречали, останавливается и окликает Вас возгласом "Привет!" В таких случаях Вы обычно
    а) Говорите: "Что Вам угодно?"
    б) Не говорите ничего
    в) Говорите: "Оставьте меня в покое"
    г) Произносите в ответ "Привет!", представляетесь и просите этого человека представиться в свою очередь.
    д) Киваете головой, произносите "Привет!" и проходите мимо.

Данный тест представляет собой разновидность теста достижений, то есть построен по типу задачи, у которой есть правильный ответ. В тесте предполагается некоторый эталонный вариант поведения, который соответствует компетентному, уверенному, партнерскому стилю. Степень приближения к эталону можно определить по числу правильных ответов. Неправильные ответы подразделяются на неправильные "снизу" (зависимые) и неправильные "сверху" (агрессивные). Опросник содержит описание 27 коммуникативных ситуаций. К каждой ситуации предлагается 5 возможных вариантов поведения. Надо выбрать один, присущий именно ему способ поведения в данной ситуации. Нельзя выбирать два или более вариантов или приписывать вариант, не указанный в опроснике. Авторами предлагается ключ, с помощью которого можно определить, к какому типу реагирования относится выбранный вариант ответа: уверенному, зависимому или агрессивному. В итоге предлагается подсчитать число правильных и неправильных ответов в процентном отношении к общему числу выбранных ответов.

Все вопросы разделены авторами на 5 типов коммуникативных ситуаций:
- ситуации, в которых требуется реакция на положительные высказывания партнера (вопросы 1, 2, 11, 12)
- ситуации, в которых подросток (старшеклассник) должен реагировать на отрицательные высказывания (вопросы 3, 4, 5, 15, 23, 24)
- ситуации, в которых к подростку (старшекласснику) обращаются с просьбой (вопросы 6, 10, 14, 16, 17, 25)
- ситуации беседы (13, 18, 19, 26, 27)
- ситуации, в которых требуется проявление эмпатии (понимание чувств и состояний другого человека (вопросы 7, 8, 9, 20, 21, 22).

Обработка и анализ результатов:

Отметьте, какой способ общения Вы выбрали (зависимый, компетентный, агрессивный) в каждой предложенной ситуации в соответствии с ключом. Проанализируйте результаты: какие умения у Вас сформированы, какой тип поведения преобладает?

Блоки умений:

  1. Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника - вопросы 1, 2, 11, 12.
  2. Реагирование на справедливую критику - вопросы 4, 13.
  3. Реагирование на несправедливую критику - вопросы 3, 9.
  4. Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника - вопросы 5, 14, 15, 23, 24.
  5. Умение обратиться к сверстнику с просьбой - вопросы 6, 16.
  6. Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать "нет" - вопросы 10, 17, 25.
  7. Умение самому оказать сочувствие, поддержку - вопросы 7, 20.
  8. Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников - вопросы 8, 21.
  9. Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность - вопросы 18, 26.
  10. Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт - вопросы 19, 27.

КЛЮЧИ

Зависимые

Компетентные

Агрессивные

1

АГ

БВ

Д

2

АВ

Д

БГ

3

ВД

Б

АГ

4

БД

Г

АВ

5

Г

АБ

ВД

6

АГ

ВД

Б

7

БГ

АВ

Д

8

АГ

В

БД

9

Д

БВ

АГ

10

БД

Г

АВ

11

БД

Г

АВ

12

БГ

А

ВД

13

АГ

В

БД

14

АВ

Д

БГ

15

ВД

Б

АГ

16

БД

Г

АВ

17

Г

АБ

ДВ

18

АГ

В

БД

19

АВ

Д

БГ

20

ГД

БВ

А

21

Б

ГД

АВ

22

А

ВГ

БД

23

АВ

Д

БГ

24

Г

АБ

ВД

25

В

АД

БГ

26

ВД

АБ

Г

27

БД

АГ

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через применение личностно-ориентированного подхода к обучению на занятиях по иностранному языку"

Для современной жизни, при убыстрении социальных ритмов и нарастании объёма информации, интенсификации социальных и профессиональных контактов между отдельными людьми, социальными группами и профессио...

Развитие коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно – диалоговой деятельности (опыт работы)

Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативных компетенций обучающихся определяется тем, что в процессе их использования  в образовате...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся...

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку для развития коммуникативной компетенции обучающихся (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")

Применение видеоматериалов при обучении иностранному языку  для развития коммуникативной компетенции обучающихся  (разработка заданий к видео по теме "British cuisine")...

Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку

Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...