Статья "Особенности взаимодействия в подростковом возрасте".
статья

Статья "Особенности взаимодействия в подростковом возрасте".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности взаимодействия в подростковом возрасте.

Пак Елена Евгеньевна

E-mail:Elena_Pak_31@mail.ru

т.: 8 (924-287-05-86)

ГБПОУ СПЦ № 5 с. Горнозаводск, воспитатель

«Всякая ценность имеет цену. Единственное,

что бесценно - это человеческое общение»

 (Антуан-де-Сент-Экзюпери).

Актуальность. Изучение специфики и особенностей взаимоотношений подростков очень важна в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Взаимоотношение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с взаимоотношением школьников. Первостепенное значение приобретает взаимоотношение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием, самоопределением.

Таким образом, можно отметить, что подростковый возраст - это возраст проб и ошибок, а также, возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое «Я», определить границы своих возможностей, подтвердить свое назначение в этом мире находит выражение именно в ситуациях проб, ошибок и экспериментов. В это время складываются и формируются устойчивые нормы поведения, черты характера и способы эмоционального проявления переживаний, реакций на эти переживания, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, социальную и личную зрелость.

Сегодня в мире технологий, в мире возможностей, остро встает вопрос о позитивном самоопределении подростков, выбора ими ценностных ориентиров, построения своей собственной жизни, обретения ими внутренней целостности и адекватной позиции в обществе.

Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление – подростковые период развития, был Я.А. Коменский. Чешский педагог-гуманист, писатель Ян Амос Коменский писал о подростках как о молодых людях, «вышедших из детства, но все еще не достигших полного роста, рассудительности и развития сил».

С помощью конкретных знаний можно  разрешать сложные проблемы и  конфликты, которые возникают с  детьми подросткового возраста. Углубленное  изучение данной темы необходимо для  того, чтобы получать новые знания и находить нетрадиционные способы решения различных ситуаций между  подростками и сверстниками. Ведь неудовлетворённость уровнем сформированности коммуникативных компетенций у обучающихся остаётся. Чаще всего называют следующие причины:

1. Подростки в последнее время часто прибегают к общению в сети, заменяют им реальное взаимодействие со сверстниками. Общаясь «онлайн» они, порой, забывают о правилах, стараются сократить и упростить свою речь. Теряют свою индивидуальность и уникальность. Не могут выразить свои эмоции в общении. Часто юноши употребляют ненормативную лексику, забывают об уважении собеседника и правилах этикета.

2. Повсеместно наблюдается снижение интереса к чтению, что приводит к общей безграмотности. Чтение положительно влияет на культуру речи школьников. Они перестают употреблять в речи ряд языковых оборотов, эпитетов, парафраз. Все это так же негативно влияет на уровень коммуникативной компетентности.

3. Низкий уровень общения в семье. Эта проблема так же актуальна и влияет на общение подростков. Современные родители вынуждены много времени проводить на работе или же занимаясь своими делами, не обращая внимания на важный аспект - общение с ребенком.

4. В учебном процессе очень плотно закрепилась методика тестирования в качестве проверки знаний. Предлагая выбрать школьнику уже готовый вариант ответа, мы лишаем его возможности поразмыслить, выдвинуть свою точку зрения и озвучить ее.

5. Существует ряд психологических причин, влияющих на снижение уровня общения. Это наличие личностных барьеров, низкий уровень эмоциональной регуляции, психофизические нарушения, темперамент, застенчивость, наличие стереотипов и многое другое.

Формирование коммуникативной компетенции студентов является одним из важных направлений деятельности воспитательной работы.

Отмечается общее снижение культуры общения и поведения подрастающего поколения: агрессивное общение с взрослыми и сверстниками, ненормативная лексика, несоблюдение правил этикета, неумение слушать собеседника, отсутствие терпимости в отношениях с окружающими и т. д.    С одной стороны, подростки не владеют навыками общения, не знают, как взаимодействовать в той или иной ситуации. С другой стороны, зачастую, они просто не утруждают себя выбором способов компетентного общения.

Степень изученности темы. В современном образовательном пространстве особую значимость приобретают социально-психологические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны. Этим вопросом занимались такие ведущие исследователи, как Б.Г.  Ананьев, A.A.  Бодалев, И.А.  Зимняя, A.B.  Мудрик, В.Н.  Мясищев, C.Л.  Рубинштейн, В.А.  Сластенин и др.  Важнейшей качественной характеристикой, позволяющей развивающейся личности реализовать свои потребности в социальном принятии, признании, уважении и определяющей успешность процесса социализации выступает коммуникативная компетентность. В обозначенных условиях Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010 г.)  регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания».  Эти показатели позволяют оценивать результаты образования выпускника, его сформированных качеств, которые могут пригодиться на рынке труда.  Особенностью коммуникативной компетентности является её способность формирования успешной деятельности личности в меняющихся условиях социального окружения.  Для различных сфер профессионального взаимодействия специалистов наличие коммуникативной компетентности является важным качеством.  Поэтому, её изучение является одним из главных направлений в современном образовании, так как общество требует наличия высокого уровня коммуникативной культуры у человека.

Цель: коррекция и развитие коммуникативных компетенций подростка посредством воздействия на личностную сферу через познание себя, познание других и приобретение навыков работы над собой.

Задачи:

  1. Изучение и обобщение теоретических материалов.
  2. Анализ собственной педагогической деятельности.
  3. Выявление методов по изучению развития коммуникативных способностей у детей подросткового возраста.

Общение – это условие объединения людей для выполнения совместных действий; главный инструмент обучения и воспитания новых поколений, приобщения людей к цивилизации и культуре; средство эмоциональной поддержки, необходимое условие для счастья и здоровья человека; средство передачи жизненного опыта от одного человека к другому.

Для подростка характерны две сферы общения: общение с взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова.

Если в первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики.

Для подростков отношения с товарищами приобретают особую важность. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Друзья, товарищи – это та естественная среда, которая жизненно необходима подростку. Среди товарищей он находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, он делает сам себя, воспитывает в себе нужные качества.

У товарищей подросток находит: необходимую ему оценку качеств, оценку своих знаний и умений, оценку своих способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание, отклик на все свои душевные радости и невзгоды, которые взрослым так часто кажутся незначительными.

Роль общения со сверстниками в жизни подростка, безусловно, очень велика. Но в то же время оно само, его формы и содержание, его характер и способы определяются теми отношениями, которые складываются у подростка со взрослыми. Подросток стремится поступать и выглядеть как взрослый, он хочет иметь его права и возможности. В конечном итоге развития подростка – всегда равнение на взрослого. Но последнее может проявляться не непосредственно, а через подражание сверстникам, в чём-то уже более взрослым. Но друзья подростка – это не только взрослые, но и сверстники, товарищи, одноклассники.

Одна из основных проблем подросткового возраста – проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок.

Вступая в мир взрослых, подростки начинают больше взаимодействовать с социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, информацией, разговаривать с продавцами, пассажирами, воспитателями, общаться с родителями, друзьями, выстраивать отношения в коллективе сверстников. Все это требует хороших коммуникативных навыков. В то же время, в отношениях воспитанников часто можно наблюдать грубость, бестактность, отсутствие сочувствия и взаимопонимания. Воспитанники проявляют равнодушие и эмоциональную отгороженность по отношению друг к другу.

Подростковый возраст является критическим в становлении личности, не составляет исключения и феномен эмпатии как психологического личностного образования: достигнув явно выраженного уровня в подростковом периоде, она стимулирует социальное поведение в дальнейшей жизни.

Как объект психолого-педагогической работы подростки нуждаются в помощи - социальной адаптации, создании условий для социализации. Усвоение социального опыта, готовность к его обогащению формируется через включение подростков в реальные отношения между собой, в семье, со взрослыми, в микрогруппах и более крупных объединениях. Одновременно подростки являются и субъектами социальной работы, что предполагает реализацию возможностей решения ребенком своих социальных проблем.

Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, весьма характерными становятся негативизм, дисгармоничность в строении личности, смещение установившейся системы интересов и направленностей ребенка. С другой стороны, подростковый возраст отличается множеством позитивных факторов: возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся межличностные отношения, расширяется сфера его деятельности и т.д. Важно, что этот период характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, с которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. В этом возрасте особое положение начинает занимать общение, сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски компании, конфликты, выяснения отношений и пр.), являющееся качественным толчком начала становления личности.

Новообразованием подросткового возраста является «чувство взрослости» как особая форма самосознания. По Д.Б. Эльконину, «чувство взрослости» есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность. Чувство взрослости не зависит напрямую от полового созревания и проявляется в стремлении к самостоятельности, желании оградить важные стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию.

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Эта основная социальная потребность возникает и ясно проявляется уже на самых ранних этапах человеческой жизни. В систему общения подростка входит ансамбль из двух основных социально-психологических подсистем: подсистема «взрослый-подросток» (родители, педагоги), к которой «пристраивается» подсистема «подросток – ровесник» (братья и сестры, сверстники, одноклассники, группа общения).

В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и в частности развитие его потребностей и мотивов, способов межличностной коммуникации.

Для достижения цели в своей работе использую:

  •  Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).

Общение в ходе дискуссии побуждает подростков искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются в процессе группового обсуждения. Пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения. 

Сократическая (эвристическая) беседа позволяет подросткам развивать и оценивать особенности своей логики, размышлять о предмете разговора и разбираться в нем; предлагать и создавать свои идеи, возникающие спонтанно или на основании услышанного на занятиях; помогает приходить к решению через собственную аргументацию; настраивает на точность, ясность и релевантность своих высказываний.

  • Моделирование ситуаций в ролевых играх.

Ролевая игра выступает одним из эффективных методов развития социальных навыков человека. Ее сущность заключается в том, что участники временно принимают определенную социальную роль и демонстрируют поведенческие модели, которые, как они считают, соответствуют ей.

С помощью ролевых игр сформировываются новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия; расширяется гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников общения; подростки обучаются моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.); снижается острота проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями; создаются условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.

  •  Психогимнастика.

В ходе психогимнастики дети развивают способность произвольной (подвластной сознательным усилиям) регуляции возникновения и смены различных мышечных и эмоциональных ощущений. В процессе занятий дети учатся: фиксировать внимание на проявлениях эмоций; воспроизводить эмоции, фиксируя мышечные ощущения; анализировать, описывать свои ощущения при проявлении эмоций; повторно воспроизводить эмоции, контролируя ощущения.

Выполнение психогимнастических упражнений приводит к формированию положительного образа тела, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, гармонизации психики и развитию творческих способностей у подростков.

- Обучающие игры и развивающие упражнения направлены на достижение более адекватной адаптации и социализации. Они помогут снять психологическое напряжение у подростка, научится правильно выражать свои чувства и эмоции, доносить до окружающих свою точку зрения.

Общая структура занятий:

  1. Приветствие (ритуал вхождения в занятие); объявление темы, небольшой экскурс в теорию темы;
  2. Основное содержание: упражнения, ориентированное на развитие коммуникативных навыков:

а) личностное саморазвитие;

б) на коммуникативные навыки;

в) получение домашнего задания;

  1. Прощание, психогимнастика по тематике занятия, дача домашнего задания и ритуал выхода.

После каждого упражнения – рефлексия:

  • Что чувствовали…
  • Какие мысли возникали…
  • Были ли сложности…
  • Что помогало,
  • Что мешало…
  • Что намерены делать с тем, что узнали, чему научились.

Результаты: Вся воспитательная система образовательного учреждения направлена на формирование модели выпускника по уровню сформированности ключевых компетенций связанных с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира владеющего знаниями, умениями и навыками общения (коммуникативная компетентность); знаниями, умениями и навыками социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого, погашение конфликтов; основами мобильности, социальной активности, конкурентоспособности, умение адаптирования в социуме.

Ожидаемыми результатами является развитие коммуникативных навыков, индивидуальных личностных качеств подростка, гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки, положительная динамика поведенческих проявлений, снятие уровня тревожности и эмоционального напряжения.

Данные показатели воспитательной работы не возможно отобразить цифровыми критериями, воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания образовательного учреждения. На разных обучающихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Выводы: Таким образом, только наша совместная работа всех отделов образовательного учреждения (теоритического, производственного, воспитательного, психолого-педагогической службы) способна поставлять на рынок труда высококлассных специалистов-профессионалов. Доказательством того служат многочисленные победы моих обучающихся в региональных чемпионатах профессионального мастерства «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) Сахалинской области, которые не останавливаются на достигнутом и продолжают свое обучение в учреждениях ВПО или трудятся на благо родного региона.

Рекомендации. Весь объем моей накопленной на сегодняшний день работы может быть использован социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, классными руководителям, воспитателями, педагогами-организаторами, кураторами учебных групп образовательных учреждений и рассчитана на обучающихся от 15 до 20 лет.

Область практического применения: внеклассная работа, досуговая деятельность, дополнительное образование.

Литература

  1. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / [под ред. А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия]. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1956. –520 с.
  2. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций / В.П. Зинченко. – Самара: Самарский дом печати. – 1998. – 296 с.
  3. Кондаурова, О.П. Тренинг общения с сотрудниками МОБ: дис. канд. психол. наук / О.П. Кондаурова. – М. 2001. – 398 с.
  4. Сластёнин, В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М.: Школьная пресса, 2004. - с. 329-330 с.
  5. Фельдштейн, Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / [под ред. Д.И. Фельдштейна]; издание 2-е, дополненное. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  6. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М.: Флинта, 1999. – 220 с.
  7. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/ Д.Б. Эльконин //Психология подростка – Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. – М.: РПА, 1997. – 526 с.
  8. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 14-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители подростков – возникновение трудностей во взаимодействиях с детьми,  сложности в отношениях, связанные с непослушанием ...

Рекомендации педагога-психолога по взаимодействию учителей технологии (труда) с учащимися подросткового возраста

Рекомендации учителям технологии по взаимоотношению с учащимися подроскового возраста, с учетом их психофизиологических особенностей, а также с учетом повышенной техники безопасности на данных уроках....

Пример проведения родительского клуба «Берег детства» на тему: «Особенности взаимодействия с подрастающими детьми. Трудности подросткового возраста»

   Актуальность выбранной темы родительского клуба: нами были приглашены родители, которые по особенностям контакта с детьми могут быть охарактеризованы как «контакт ограничивающие»; ...

Лекция для родителей "Особенности взаимодействия в подростковом возрасте"

Лекция для родителей "ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ"...

Нравственно-психологические особенности подросткового возраста. Взаимоотношения юношей и девушек в подростковом возрасте. Особенности проведения реабилитационной работы.

Материал для выступления на методическом объединении воспитателей социально-реабилитационного центра. Может быть полезен учителям-предметникам, классным руководителям, социальным педагогам и даже роди...