Тренинг по профилактики агрессивного поведения
тренажёр (5 класс)

Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу и поприветствуем особым способом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог:- Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой сегодня замечательный день! На улице светит солнце! Давайте создадим в нашем классе солнечное настроение. А чтобы у нас все получилось, повернемся к своему соседу и поприветствуем особым способом.

Упражнение«Слава богу, ты пришел, потому что...»
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.
Необходимые материалы: не требуется.
Описание: Подростки сидят в кругу. Каждый по очереди говорит соседу справа: «Слава богу, ты пришел, потому что...» – и объясняет причину своей радости.

Педагог:- «А теперь, давайте познакомимся!»

Упражнение «Представление по кругу»
Цель: представление членов группы, снятие напряжения и барьеров в общении.
Необходимые материалы: не требуется.
Описание: участники по кругу (по-очереди) называют свое имя с фразы: «Меня зовут …. А тебя?», адресуя свой вопрос сидящему слева. Можно назвать уменьшительное ласкательную форму, ник и т.д. Рекомендуется оформить бейджик.

Педагог::- Замечательно! Мы познакомились. Теперь у нас тоже тепло и солнечно, как на улице. Я уверена, что на нашем занятии вы будете активными участниками, а не пассивными слушателями. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила работы в группе:
• правило «Отключить мобильный телефон»
• правило «Здесь и теперь»
• правило «Говорим от первого лица»
• правило «Безоценочного суждения»
• правило «Не спать»
• правило «Стоп»
• правило «Свободной ноги»
• правило «Регламент»

(Участники называют правила работы в группе, ведущий вывешивает таблички с данными правилами)
Педагог:- Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывок из сказки, а вы угадаете ее название.(Зачитывается отрывок из сказки «Гадкий утенок») - Итак, что же это за сказка? (Ответы учеников) - Конечно, это сказка о гадком утенке. А давайте вспомним, что было дальше.(Ответы учеников) - Вы очень хорошо помните эту сказку. Правильно, утенка стали обижать.(Зачитывается отрывок из сказки «Гадкий утенок») - Ребята, скажите, какие чувства вы испытываете к утенку? Хочется ли вам его защитить от нападок других птиц?(Ответы учеников)- А как вы думаете, почему обижали утенка?(Ответы учеников) - Верно, он был не похож на других птиц этого птичьего двора, а главное - он им не нравился. К сожалению, такое явление бывает и среди людей. И сегодня мы с вами об этом поговорим.
Поговорим? О чем?
О важном и о прочем.
О том, что хорошо.
И хорошо не очень.
О чем-то знаешь ты.
Про что-то мне известно.
Давай поговорим …
Вдруг будет интересно!

II. Работа по теме занятия.
Педагог:- А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Helium».
(После просмотра)- Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? (Ответы учеников)- Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?(Ответы учеников)
- Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, то есть систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими. 

- Обратите внимание на следующее:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга.
-Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны? 
(Ответы учеников)

- Жертвой буллинга при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Или наоборот, дети успешные в учебе, спорте и т.д. Просто они по каким-то причинам не понравились агрессору. Обратите внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает. Существуют различные виды буллинга: прямой и скрытый. Скрытый буллинг подразумевает игнорирование ученика, его бойкот, исключение из отношений, намеренное распускание негативных слухов и т.п. Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физическое насилие - умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др. Психологический буллинг связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания. Отдельно следует отметить кибербуллинг как травлю посредством общения в интернете, мобильной связи.

- Как вы думаете: буллинг можно искоренить или он был, есть и будет? (Ответы учеников)
- Буллинг – это болезнь. Есть болезни, которые поражают не людей, а классы, компании. Это как если человек не моет руки, то рискует подхватить инфекцию и заболеть. Если класс не следит за чистотой отношений, то заболевает насилием. Любую болезнь нужно лечить.

Педагог:- Предлагаю вам оценить ваш личный вклад в болезнь класса под названием «буллинг».

Упражнение «Оценка»
Цель: развитие навыков объективного самооценивания.
Необходимые материалы: карточки с цифрами 1,2,3
Описание: Участники оценивают себя по степени участия в буллинге в классе. Один балл означает «я никогда в этом не участвую», два балла - «иногда присоединяюсь, но потом жалею», три балла – «участвовал и мне это понравилось».
Резюме ведущего:- Как я рада, что никто из вас не считает, что буллинг - это хорошо и правильно. Даже те, кто это делал, потом жалели. Это замечательно, значит, нам будет нетрудно вылечиться.

Педагог-психолог: Каждый человек индивидуален по своей природе и является личностью. У каждого свои вкусы, взгляды на жизнь. У каждого человека особенный характер, он по-разному относится к окружающему миру. Но во всем мире этих различий мы можем отыскать нечто общее, чем мы похожи. И сейчас мы этим займемся.

Упражнение «Чем мы похожи друг на друга»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Необходимые материалы: не требуются
Описание: Каждому участнику предлагается найти что-то общее с другими. Первым выбирает ведущий кого-то из группы, с кем у него есть определенное сходство, тот человек выходит в круг. (Например: мы похожи с Оксаной именами, у нас одинаковый цвет волос, мы в блузках одинакового цвета, мы ходим в одну секцию и т.д.) Затем выбранный участник находим сходство со следующим членом группы, тот тоже выходит в круг. Упражнение выполняется, пока все участники не окажутся в кругу.
Резюме ведущего: Вот видите, у всех можно найти что-то похожее, одинаковое. Мы разные, но можем заниматься одним делом, любить одни блюда, смотреть одни фильмы и т.д. Все наши различия и все сходства объединяют нас в одно целое – общество, а нашу группу объединяет то, что мы учимся в одном классе, ходим в одну школу, в которой происходят разные ситуации.

Педагог-психолог:- Бывает так: вы стоите в очереди в буфет, и вдруг перед вами кто-то влезает! Ситуация жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом можно отбить у такого нахала охоту влезать без очереди. Тем не менее, как же быть? Попробуем разобрать эту ситуацию.

Упражнение«Нахал»
Цель: изучить способы реагирования на конфликтные ситуации.
Необходимые материалы: карточки с инструкциями.
Описание: Из группы выбирается человек – «нахал». Остальные становятся друг за другом в очередь, а водящий должен пройти к прилавку магазина без очереди. Он завязывает разговор с каждым из стоящих в очереди, пытаясь достичь своей цели. При этом все или некоторые из них могут получить определенные инструкции (неизвестные другим участникам) – например, не пропустить «нахала» к прилавку или взять его себе в компаньоны для чего-либо. Желательно, чтобы водящие проиграли сценку несколько раз подряд в разных условиях. После проигрывания сценок педагог-психолог обращает внимание на успешность или неуспешность основного участника, вербальные и невербальные компоненты установления контакта. Участники из «очереди» делятся впечатлениями, что побуждало их идти навстречу просьбе, а что снижало это желание. Педагог-психолог обязательно акцентирует внимание на том, что было удачным.
Резюме ведущего: Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Многие люди негативно относятся к противоречиям и конфликтным ситуациям. Однако конфликты имеют не только отрицательные функции, но и положительные. Можно сказать, что конфликты и согласие представляют собой две стороны одной медали, поэтому общество без конфликтов не может существовать. И чем разнообразней становится мир, тем с большим числом конфликтных ситуаций приходится сталкиваться, поэтому необходимо правильно выбирать стратегию поведения в таких ситуациях.

III. Обобщение.

Дискуссия«Спорные утверждения»
Цель: формирование негативного отношение к школьному насилию.
Необходимые материалы: в трех направлениях прикрепляются три таблички: «ДА», «НЕТ», «Может быть», мячик.
Описание: Группе предлагаются предложения в утвердительной форме, и возможность занять какое-либо место под табличкой в зависимости от своего отношения к утверждению. После того, как все определились с ответом, каждый может высказать свое мнение, объяснить свою позицию. Относительно утверждений есть ряд важных правил, которых нужно придерживаться:

• Кто хочет высказаться, поднимает руку и, когда ведущий бросит тому мячик, то можно аргументировать свою позицию;

• Говорит только один человек - тот, у кого в руках находится мячик;

• Свое высказывание лучше начинать с фраз: «Я считаю…», «Я думаю…», «Мне кажется…».
Утверждения:
1. Я – хороший человек.
2. Любую проблему можно решить, пока человек жив.

3. Всегда ли нужно высказывать человеку мнение о нем?
4. Я считаю, что обратиться за помощью не стыдно.
5. Я всегда говорю правду.

6. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
7. Если я увижу, что над кем-то издеваются, я обязательно вступлюсь, или расскажу тому, кто может помочь.

8. На все вопросы и утверждения, прозвучавшие здесь, я отвечал честно.

Резюме ведущего: Мы услышали много разных мнений. Сколько человек, столько и мнений. Но каждое мнение ценно. Цель этого упражнения – чтобы мы учились слышать точки зрения и аргументы, отличные от наших собственных.

Педагог-психолог:-Сегодня мы с вами разбираемся в сложной теме человеческих отношений. Мы учились слышать и принимать мнения других людей, отличные от наших собственных. Но строить взаимоотношения в коллективе невозможно без доверия. И сейчас мы с вами пройдем тест на доверие.

Упражнение«Тест на доверие»
Цель: выработка доверия участников группы друг к другу.
Необходимые материалы: мягкая игрушка.
Описание: На середину круга кладется какой-либо предмет, например мягкая игрушка. Группе объясняется, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым. Каждый должен встать на определенном расстоянии (расстояние каждый участник определяет самостоятельно) от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущение безопасности и доверия в группе, тем больше будет выбранное расстояние. Педагог-психолог просит участников поэкспериментировать с разными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно. Когда каждый из участников найдет свое место, педагог - психолог предлагает всем оглядеться и оценить сложившуюся ситуацию (кто, как, где стоит, где находится сам участник). Далее каждому предлагается кратко объяснить, что он хотел выразить своим вы бором места. Кроме того, можно комментировать выбранное положение и высказывания других членов группы.
Резюме ведущего: «Доверие в группе -не постоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может заставить другого проникнуться доверием. С одной стороны, доверие завоевывается медленно и в связи с конкретным опытом. С другой - доверие легко разрушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травм. И для этого люди часто прибегают к простому средству: не подпускать слишком близко других людей». Объясните, что вы готовы и впредь продолжать работу по наращиванию доверия группе, предложите всем членам группы присоединиться к вам.

Педагог-психолог:- Я предлагаю нам передохнуть и поиграть в игру «Паровозик».

Игра «Паровозик»
Цель: способствует развитию эмпатии, положительного эмоционального фона, сплочение группы.
Необходимые материалы: мягкая игрушка.
Описание: Игроки встают паровозиком, закрывая руками глаза впереди стоящего игрока. Таким образом, открытыми остаются глаза только у самого последнего игрока, стоящего в паровозике, а свободные руки- только у первого игрока. Перед паровозиком ставится задача -достать определенный предмет, который ведущий помещает в кабинете после того, как играющие закрывают глаза. Последний игрок руками поворачивает своего соседа в нужном направлении, руководит паровозиком. По цепочки эти движения передаются всему паровозику, и он начинает двигаться. Игра продолжается пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

IV. Завершение работы.

Педагог-психолог: Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к одному участнику группы и подарить ему подарочек.

Упражнение«Подарок»
Цель: способствовать развитию самопонимания принимающего обратную связь. 
Необходимые материалы: подарочные конвертики с записочками, ручки.
Описание: Участникам предлагается придумать и написать какое бы хорошее качество он подарил товарищу (чье имя ему досталось). Начать предложение нужно со слов, например: «Я хочу подарить тебе...».

Педагог-психолог:-Подводя итог мне бы хотелось, чтобы все участники поделились тем, что полезного и нужного они почерпнули сегодня на нашем занятии.

Упражнение«С чем я ухожу»
Цель: формулирование личностных итогов занятия.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: Участникам предлагается рассказать о своем впечатлении от занятия одним предложением, начав со слов: «С сегодняшнего занятия я ухожу…»

Педагог-психолог:- Наше занятие подошло к концу, давайте поблагодарим друг друга за активную работу.

Упражнение«Я говорю всем большое спасибо»
Цель: поблагодарить участников за работу в группе.
Необходимые материалы: не требуются.
Описание: ведущий предлагает участникам встать и используя руки как при сурдопереводе поблагодарить всех следующей фразой: « Я говорю всем большое спасибо!».

Заключительное слово:- Я благодарю всех участников в группе за активную работу, за позитивную энергию, которую вы излучаете. Я получила большое удовольствие работать вместе с вами. Наше занятие я хочу закончить словами:
Не обижай людей – придет расплата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика агрессивного поведения у школьников. Причины агрессивного и суицидального поведения подростков. Раннее выявление агрессивного поведения подростков.

В статье рассмотрены вопросы раннего  выявления агрессивного поведения подростков. Представлены причины агрессивного и аутоагрессивного  поведения. Подробно  рассмотрены  факторы, ...

Семинар-тренинг с педагогами: «Агрессивное поведение подростков. Мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками»

Проблема агрессивности одна из самых значительных проблем современной психологии. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокос...

Классный час в форме занятия-тренинга по профилактике агрессивного поведения у подростков

В современном мире нередко можно встретить агрессию и враждебность. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены...