Статья "Роль социального педагога в проведении индивидуально - профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации"
статья

Возисова Виктория Сергеевна

         Для работы с неблагополучными семьями и детьми, попавшими в тяжелые жизненные ситуации в настоящее время используются различные технологии, методики, формы и т. д., в том числе содействие в трудоустройстве подростков на летний период; организация отдыха и досуга детей (бесплатные путёвки в летние оздоровительные лагеря, вовлечение в кружки, спортивные секции) и т. д.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы социального педагога с обучающимися – это, конечно же, улучшение положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможностей защиты права на достойную жизнь, на здоровье и образование.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

vika_vozisova@mail.ru

89522798308

Возисова Виктория Сергеевна

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 365 Фрунзенского района Санкт-Петербурга имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого (Социальный педагог).

г. Санкт-Петербург, Россия

Роль социального педагога в проведении индивидуально - профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

         Детство самое прекрасное время жизни человека. Добрые, радостные, детские воспоминания греют душу, наполняют взрослую жизнь светом и смыслом. Порой, в трудные минуты, воспоминания из детства дают человеку новые силы, веру в будущее, помогающие преодолеть неудачи, поверить в успех. Судьба каждого человека не предсказуема. Сегодня ты успешен, востребован, а завтра, вследствие каких-то обстоятельств, всеми забыт и покинут. Данных обстоятельств множество: смерть близких людей, потеря работы, развод, вынужденная перемена места жительства. Столкнуться с ними для взрослого человека – это тяжкое бремя, а что же говорить о ребёнке, который также может оказаться в подобных условиях или как сейчас принято говорить - в трудной жизненной ситуации.

       Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературах.

В правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Формирующие общегосударственную технологию работы с данными детьми Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения» и «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений»(1999г.) дают следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.

       Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации учреждён российский благотворительный фонд - Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Фонд создан в соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2008 года «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Председателем Фонда является министр здравоохранения и социального развития. Средства Фонда, поступающие из бюджета РФ и внебюджетных источников, направляются на региональные, муниципальные и некоммерческие программы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства. Фонд также реализует собственные проекты по развитию форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, социальной интеграции детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также институтов и механизмов защиты прав и законных интересов детей.

        Таким образом, можно сказать, что на сегодняшний день поддержка ребёнка заняла доминирующее положение в сложной палитре государственных задач и представлена в виде спроектированной технологии и индивидуальной профилактической работы.

       В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 24 июля 1998 года 3, ст. 1 сформулированы конкретные трудные жизненные ситуации, при которых государство берет на себя обязательства оказать ребёнку необходимую помощь - это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети - инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или даже с помощью семьи.

          Для всех трудных жизненных ситуаций характерно нарушение устойчивости привычного образа жизни и возникновение необходимости изменений. И вот здесь крайне необходима помощь социального педагога, призванного оказывать адресную помощь конкретному ребёнку.

          Такая роль социального педагога не случайна. Институт социальных педагогов формируется преимущественно при общеобразовательных учреждениях. Система образования – единственная из всех структур профилактики, которая охватывает всех детей в возрасте от 7 до 18 лет, осуществляет в отношении них педагогическую работу и функцию педагогического призора, имеет локальное территориальное закрепление, что позволяет осуществлять со всеми детьми на конкретной территории.

           Цель деятельности социального педагога – оказание своевременной и квалифицированной помощи детям и подросткам, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации.

          Наша деятельность направлена на решение двух главных задач: организация конструктивного, результативного сотрудничества, взаимодействия различных социальных институтов и структур общества в решении проблем несовершеннолетних и создание локальных (индивидуальных и с учётом условий микросоциума), максимально возможных для каждого ребёнка условий его успешной социальной адаптации, раскрытия творческого потенциала и успешного жизненного самоопределения.

Исходя из своей, уже тринадцатилетней практики, я действую по следующей, наиболее приемлемой для меня схеме:

  •  главное внимание, в первую очередь, уделяю выявлению детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации и формирую банк данных (здесь инициатива полностью принадлежит мне, как социальному педагогу, но подчас, осуществляю её совместно с классными руководителями, инспектором ОДН УВД, участковым уполномоченным, с представителями органов опеки и попечительства УСЗН, здравоохранения и комиссии по делам несовершеннолетних).
  •  на втором этапе провожу диагностику проблем личностного и социального развития детей и подростков (это крайне необходимо для уточнения социально-психологических особенностей ребёнка и параметров его проблемной ситуации);
  •  третий этап – это разработка индивидуальной программы улучшения жизненной ситуации ребёнка (т. е. по результатам диагностики определяю суть проблемы или совокупности проблем и подбираю психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах);
  • и в заключении – непосредственно реализую индивидуальные программы по улучшению жизненных ситуаций несовершеннолетних (организую взаимодействие между образовательным учреждением, семьёй, её ближайшим окружением, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; формирую и поддерживаю мотивацию у ребёнка и его семьи на преодоление возникших трудностей; оказываю содействие в получении ребёнком необходимых видов помощи и поддержки в решении трудной жизненной ситуации; отслеживая результаты, вношу корректировки в реализацию программы и т. д.)

              Но в практике порой приходится сталкиваться ещё с более сложным положением дел, когда непосредственной причиной трудной жизненной ситуации является неблагополучие семьи.

             В последние годы исследователи феномена семейного неблагополучия отмечают нарастание отчуждения между родителями и детьми вплоть до полного самоустранения родителей от выполнения своих воспитательных функций. И мы на практике отмечаем, что дети действительно, порой оказываются брошенными на произвол судьбы.

          Как мы отмечали ранее, важная характеристика безопасности ребёнка – способность семьи защитить его в кризисной ситуации. И напротив, безопасность ребёнка находится под угрозой, когда способность семьи к его защите оказывается ниже необходимого уровня. В таких случаях, вновь требуется вмешательство социального педагога, чтобы защитить ребёнка.

             Профилактическая работа с неблагополучной семьёй – важная составляющая социального возрождения ребёнка, нормализации процесса его дальнейшего индивидуального и социального развития.

           Организуя профилактическую работу с данными семьями, я останавливаюсь на следующих моментах:

  –  на раннем выявлении неблагополучия семьи и детей;

  –  на положительном отношении к семье и ребёнку, несмотря на всю неблаговидность их состояния, учёте социальных, психологических, функциональных характеристик каждой семьи при выборе средств профилактической работы, т. к. считаю, что нет одинаково неблагополучных семей, у каждой свои проблемы, хотя их проявления могут касаться похожими;

  –  пытаюсь стимулировать и активизировать собственные внутренние ресурсы семьи для изменения образа жизни, перестройки взаимоотношений с детьми, проведение, например, беседы-убеждения о необходимости лечения, которое поможет избавиться или хотя бы ослабить алкогольную зависимость.

            Организация профилактической работы с семьёй основывается также на использовании комплексного подхода к профилактической работе, что означает необходимость объединения усилий всех социальных служб, государственных, региональных и муниципальных учреждений и общественных организаций для содействия семье в разрешении проблем, отягчающих жизнь ребёнка.

         Для работы с неблагополучными семьями в настоящее время используются различные технологии, методики, формы и т. д., в том числе содействие в трудоустройстве подростков на летний период; организация отдыха и досуга детей (бесплатные путёвки в летние оздоровительные лагеря, вовлечение в кружки, спортивные секции) и т. д.

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы – это, конечно же, улучшение положения и качества жизни ребёнка, устранение источников неблагополучия, расширение возможностей защиты права на достойную жизнь, на здоровье и образование.

        Таким образом, несмотря на многообразие трудных жизненных ситуаций, возникающих по разным причинам, в главном они сходны - в них страдают дети. И наша задача способствовать предотвращению этому, а в крайних случаях облегчать положение ребёнка и его семьи. А так как наш профессиональный рост непосредственно зависит от нашей деятельности, то будем её совершенствовать как зону доверия, взаимопониманиявзаимопомощи и взаимоответственности.

        Оказание помощи семье и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, входит в наши должностные обязанности. Но несмотря на это все, мои коллеги социальные педагоги безгранично преданы своему делу - детям, проявляя участие в их судьбе и даже после выхода из стен школы, принимая боль и радость каждого ребёнка, с которым приходилось работать, как свою. В этом и заключается, по-моему, залог успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Индивидуальный план работы с обучающимися, находящимися в "трудной жизненной ситуации"

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2019/2020 учебный год...

Профилактическая работа общеобразовательной организации с обучающимися и их семьями находящимися в трудной жизненной ситуации.

Для успешной работы с детьми “группы риска” и обучающимися, состоящих на ВШУ и других видах учета в нашей школе разработан механизм выявления и сопровождения обучающихся «группы риск...