Урок мужества и патриотизма в школе
методическая разработка (8 класс)
Данная тема выбрана с учетом возраста учащихся и актуализацией проблемы патриотического воспитания
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества и патриотизма, посвященный
Дню юного героя-антифашиста
Актуальность. Данная тема выбрана с учетом возраста учащихся и актуализацией проблемы патриотического воспитания
Аудитория мероприятия: ориентировано мероприятие на возраст учащихся 10-17 лет; 5-9 класс.
Цель:
- Активизировать интерес к истории Великой Отечественной войны
- Способствовать формированию представлений о мужестве, стойкости и героизме мальчишек и девчонок, вставших на защиту страны.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с именами детей героев войны.
- Сформировать представление о подвигах детей в годы ВОВ.
- Развитие творческих способностей.
Форма проведения: живая газета
Оборудование:
2. Портреты детей героев-антифашистов.
3. Выставка книг, рассказывающих о детях, сражавшихся в годы ВОВ
4. Интерактивная доска.
Ход урока
Учитель: Сегодня, мы проводим урок мужества и патриотизма, посвященный Дню юного героя-антифашиста. День памяти мальчиков и девочек, погибших за свою Родину, свободу и независимость. Коротка жизнь юных героев, но велика сила их примера. Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и войны, совершаются акты терроризма. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети, ваши ровесники.
Ведущий 1. Мы обращаемся сегодня к людям доброй воли во всех странах мира – прислушайтесь к голосу разума, поднимитесь в защиту мира и детства.
Ведущий 2. Сегодня мы вспоминаем всех юных героев, погибших в гражданскую войну, Великую Отечественную; погибших в наше время в Чеченскую войну и от рук террористов в Беслане, Каспийске, Москве, Волгодонске, в Южной Осетии, Луганской и Донецкой областях.
Ведущий 1. Вспомним сегодня всех тех, кого обожгло пламя войны на нашей земле и за ее пределами, кто остался вечно молодым, кто остался жить в песнях, стихах и в нашей памяти.
Ведущий 2. Вспомним сегодня юных героев и склоним головы в знак глубокого уважения и сердечной благодарности.
Ведущий 2. 22 июня 1941 года наша страна вступила в смертельную схватку с коварным, жестоким и беспощадным врагом. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Она стала тяжелейшим испытанием для нашей Родины. Гитлеровцы планировали истребить славянские народы – русских, украинцев, белорусов. На защиту своей Родины рядом со взрослыми встали тысячи юных в пионерских галстуках – наши ровесники.
Ведущий 1. И были они мальчишками и девчонками со своими светлыми мечтами и веселыми, озорными затеями.
Ведущий 2. Война легла тяжелым бременем на детей. Она лишила их счастливого детства.
Ведущий 2. В те годы дети быстро взрослели, уже в 10 – 14 лет они считали себя частицей большого народа и старались ни в чем не уступать взрослым. Тысячи ребят сражались в отрядах партизан, помогали подрывать эшелоны врага, устраивать засады. Вместе со взрослыми подростки ходили в разведку…
Ведущий 1. Мы знаем имена этих героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?
Ведущий 2. Около 27 млн. людей потеряла наша страна в той войне, и среди них юные, наши ровесники. За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн. мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
(Выступление ребят с портретами)
Живая газета
Ученик 1.- Лёня Голиков воевал в партизанском отряде. В десять лет Леня в боях с оккупантами уничтожил семьдесят восемь немецких солдат и офицеров, подорвал девять автомашин с боеприпасами. Он участвовал в двадцати семи боевых операциях, взрыве двух железнодорожных и двенадцати шоссейных мостов. 15 августа 42 года юный партизан взорвал легковую машину с важным немецким генералом. Погиб Голиков зимой 43 года. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик 2.- Марат Казей. В 13 лет ушёл к партизанам и стал разведчиком. Он пробирался во вражеские гарнизоны, запоминал расположение немецких постов, штабов. Его сведения помогали партизанам наносить врагу большие потери. Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 44 года он попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда осталась одна граната, он подпустил врагов поближе к себе и выдернул чеку. Посмертно стал Героем Советского Союза
Ученик 3.- Валя Котик – Герой Советского Союза, 14 лет. Когда фашисты оккупировали г.Шепитовку Хмельницкой области, мальчик со своими друзьями решил бороться с врагом. Был связным и разведчиком подпольной организации. Затем ушел к партизанам вместе с мамой и братом. Участвовал в боях против фашистов. Был дважды ранен. Убит в бою при освобождении г.Изяславль. награжден орденом Отечественной войны 2 степени, и ему присвоено звание Героя Советского Союза
Ученик 4.- Зина Портнова. Стала разведчицей в партизанском отряде. Она отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Во время очередного задания Зину выдал предатель. Её схватили, пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Её казнили. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик 5.- Аркадий Каманин. Самый молодой из лётчиков. С 14 лет управлял боевым самолетом. Однажды пролетая вдоль линии фронта, Аркадий увидел на нейтральной полосе дымящийся штурмовик. Под огнём противника он посадил самолёт, перетащил из горящего самолёта раненного лётчика и фотокамеру с ценными разведданными и доставил их в часть. За участие в боях с врагом награждён орденом. Ученик 6.- Лара Михеенко была партизанкой - разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени. |
Ученик 7.- Володя Дубинин,о нем рассказывали легенды : как водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях ; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага ; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах … Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о его гибели, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени. |
Ученик 8.- Таня Савичева жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной. Таню вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 года.
Учитель: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная Война. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех воин на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
Когда началась война, на защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Плечом к плечу вместе со взрослыми на фронте, в партизанских отрядах, в оккупации героически сражались дети. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, в колхозах.
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов … Разве что смерть была разной. Кому - то выпадала прилюдная казнь, кому - то выстрел в затылок в глухом подвале.
Учитель: Давайте ещё раз ответим на вопрос: «Почему 8 февраля стало Днём юного героя-антифашиста?
Ученик1.- 8 февраля 1962 года в Париже во время демонстрации трудящихся против войны в Алжире был убит юный патриот Даниэль Фери. Каждое утро Даниэль продавал газету коммунистов. Это было его боевое задание. В газетах сообщалось, что враги снова стреляют из-за угла, что фашисты наглеют. И вот 8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Началась демонстрация. Рабочие - французы вышли на большую демонстрацию против войны в Алжире. Они несли лозунги и транспаранты: «Мир Алжиру!». «Нет войне!». В первых рядах демонстрантов шел Даниэль. Мальчик не слышал предательских выстрелов. Он упал на мостовую, сраженный фашистской пулей. Так погиб Даниэль Фери.
Ученик 2.- Ровно через год - 8 февраля 1963 года от пыток в иракской тюрьме погиб 15-летний Фадыл Джамал, не выдавший пришедшей к власти в Ираке фашистской диктатуре, где скрываются его родители.
Учитель: Поэтому день 8 февраля стал традиционным днем памяти юных героев - ваших сверстников, борцов за мир, свободу, дружбу на Земле.
В современном мире почти четверть миллиарда детей страдают от нищеты, голода, болезней. Миллионы детей лишены возможности посещать школу. Нельзя быть спокойным, пока в мире творятся зло и насилие, пока миллионы юных граждан планеты обездолены, лишены детства. В борьбе за светлое будущее юного поколения, за Землю без войн вместе с взрослыми участвуют дети.
В 1989 году Комитетом защиты мира была утверждена Медаль Четырех Девочек, которая вручается борцам за счастье детей. Имя одной из этих девочек Садако Сасаки
Ученик 3.- Садако Сасаки — японская девочка, жившая в городе Хиросима. Росла сильным, здоровым и активным ребенком. 6 августа 1945 года, во время атомной бомбардировки Хиросимы она находилась дома, всего в полутора километрах от эпицентра взрыва. В ноябре 1954 у неё проявились первые признаки лучевой болезни, и в феврале 1955 года она была помещена в госпиталь с диагнозом лейкемия.
От своего лучшего друга она узнала о легенде, согласно которой человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.
25 октября 1955 года она умерла. Она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
Смерть Садако стала шоком для её друзей и одноклассников, которые также пережили атомную бомбардировку. Они стали думать об установке памятника ей и всем, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди собирали деньги со всей Японии. Этот памятник – статуя Садако, держащая в руках журавля – поставлен в Парке Мира в Хиросиме. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире».
Ведущий 1: Дети и взрослые разных стран мира до сих пор присылают и приносят к подножию ее памятника все новые и новые фигурки. Маленькая мужественная девочка стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.
Ведущий 2:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Склоним головы перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран в фашистских застенках. Почтим и память всех погибших минутой молчания!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Учитель: Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека-гражданина, патриота.
Мы рассказали лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.
В городе Курске работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. За сорок лет сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан.
Учитель: Занятие, посвященное героям - антифашистам подошло к концу. Мы надеемся, что эти имена останутся в вашей памяти навсегда. Чтите тех, кто умер за наше счастье, пролил кровь за ясное небо над головой. Помните, никогда не забывайте, какой ценой досталась нам победа.
Ведущий 1:
Если спросить у любого народа
Нужен ли мир ему и свобода
Oui - французы ответят,
Si - итальянцы заметят,
Немцы прибавят - ja.
Русские вставят - да.
Это значит на всех языках,
Что дело мира - в надежных руках!
Учитель: - Я предлагаю каждому смастерить своего бумажного журавлика и подарить своим родным как символ мира на планете Земля (Дети делают оригами) под песню "Пусть всегда будет небо".
Использованная литература:
- В разработке использованы отрывки из стихов Вертинского А., Гамзатова Р., Геттуева М., Ошанина Л., Разумовского Ю., Рождественского Р., Твардовского А., Эренбурга И., Балина А., Вайцмана М., Асадова Э., Акинфовой Е., Щипачева С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Урок мужества. Герои - выпускники нашей школы"
Презентация к классному часу "Урок мужества. Герои - выпускники нашей школы"...

Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества"
Урок мужества. "Патриотизм и верность воинскому долгу — основные качества защитника Отечества" Цель урока: определить основные качества и обязанности военнослужащего как защитника Отечества.Задач...

«Сценарий Урока мужества, посвященный памяти выпускнику школы – А. Мироненко, воина - интернационалиста»
Урок мужества проводится в виде митинга около мемориальной доски и литературно-музыкальной композиции в актовом зале....

Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню освобождению города Бахчисарая и Дню памяти Вити Белоусова
Сценарий проведения торжественной линейки (мероприятия) на тему "Урок мужества и патриотизма, посвященный Дню освобождению города Бахчисарая и Дню памяти Вити Белоусова"...

Сценарий «Урок мужества и патриотизма, посвящённый дню юного героя-антифашиста»
Формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому...

Урок Мужества и патриотизма «Равнение на подвиг»
В целях воспитания чувства любви к истории страны, гордости за героическое прошлое людей, живых и живущих среди нас, их доблести и мужеству, готовности к защите Родины, стало традицией проведение таки...

