СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ТМНР В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья (5 класс)
Межведомственный опыт работы специалистов создания условий по социальной адаптации детей, имующих интеллектуальные нарушения и тяжелые множественные нарушения развития.Создание благоприятного климата с учетом личностных особенностей детей и индивидуальным подходом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ТМНР
В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
На сегодняшний день по данным всемирной организации здоровья с интеллектуальными нарушениями дети составляют более 3% от общей детской популяции. Дети, поступившие впервые имеют при себе собственный багаж факторов, с которыми специалисты сталкиваются в работе. Несколько из них относят факторы бытового характера (информация из личного дела, от куда прибыл ребенок, в каких условиях проживал к чему ребенок привык, без чего не может), семейный фактор включает в себя социальный статус ребенка: сирота, оставшийся без попечения родителей или вовсе определен в учреждение по трех стороннему соглашению. В каждом учреждение имеется медицинский персонал, занимающийся фактором здоровья и поведением ребенка не только вновь прибывшего, но и тех, кто проживает (особенности индивидуального маршрута,
медицинские показания, биологические факторы). Уровень информирования педагогов узкими специалистами является вспомогательным рычагом в помощи по адаптации ребенка. Так как дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны, для дальнейшей жизни.
С какими проблемами может столкнуться ребенок, находясь в учреждении интернатного типа?
У детей данной категории могут возникать особые проблемы и вызовы по мимо установления эмоционального контакта, коммуникации и социального развития. Некоторые из них включают:
- Отсутствие поддержки и заботы: Дети, помещенные по трехстороннему соглашению, и та категория воспитанников, которые также являются сиротами, могут испытывать большие затруднения в получении необходимой поддержки и заботы. Они могут испытывать отсутствие эмоциональной связи с родителями и отсутствие стабильной и надежной семейной среды. Это может повлиять на их эмоциональное и психологическое благополучие.
- Отсутствие доступа к специализированному образованию: Дети с интеллектуальными нарушениями и ТМНР, нуждаются в специализированном образовании и подходах, а также в соответствующих специалистах и ресурсах. Однако может быть затруднено получение доступа к таким услугам и возможностям из-за ограниченных ресурсов и недостатка в системе поддержки.
- Социализация и адаптация: важный фактор, вхождение в социум, при котором данная категория детей может испытывать трудности с социальной адаптацией и социализацией. Причинами могут выступать ограниченные навыки коммуникации, ограниченные социальные навыки и трудности в установлении и поддержании отношений с другими людьми. Для детей ТМНР эти трудности могут быть еще более серьезными, так как они могут испытывать отчуждение и чувство одиночества без семьи и поддержки.
- Медицинские проблемы: у детей с ТМНР есть и медицинские проблемы, связанные с их состоянием. Это могут быть физические или
психические проблемы, требующие постоянной медицинской помощи и ухода. Для детей, особенно для тех, которые не имеют доступа к адекватной медицинской помощи, эти проблемы могут быть еще более сложными и ограничивающими.
- Перегрузка системы опеки: в ряде стран система опеки над детьми с интеллектуальными нарушениями может быть перегружена и неспособной предоставить должную заботу и поддержку всем детям. Недостаток ресурсов, отсутствие подготовки и обучения сотрудников, отсутствие подходящих программ и услуг - все это может привести к недостаточному и неадекватному уходу для этих детей. Это может ухудшить их ситуацию и усложнить их жизнь. Благоприятный исход для детей имеющие тяжелые множественные нарушения, предполагает снижение риска социальной адаптации, при совместном взаимодействии (воспитателей, психологов, дефектологов,
логопедов и др. специалистов) с учетом индивидуального подхода.
В случае несогласованности комплексного подхода, дети с интеллектуальной недостаточностью и личными особенностями развития неспособны самостоятельно занимать себя чем-то конструктивным. Отсутствие комплексного подхода приведет к сенсорной депривации. В свою очередь это приведет к тому, что ребенок будет пытаться получить необходимые чувствительные впечатления раскачиваясь, расхаживая кругами, вытаскивать из шкафов, разрывать бумагу.
С трудностями социальной адаптации дети ТМНР будут сталкиваться, но с подходящей поддержкой и помощью они могут развивать социальные навыки и успешно взаимодействовать с окружающими.
Для обеспечения условий по социальной адаптации вновь прибывших детей с разным социальным статусом имеющие интеллектуальные нарушения принято включать следующий комплекс мероприятий.
- Проведение оценки потребностей и возможностей каждого ребенка. Для этого можно использовать психолого-педагогическую диагностику, анкетирование, анализ имеющейся информации о ребенке. В качестве методов
используются, метод наблюдения, биографический метод, беседа. Изучается индивидуальный стиль познавательной деятельности, особенности моторного развития и эмоционального состояния.
- Создание индивидуализированной программы социальной адаптации для каждого ребенка, учитывающей его умственные способности и социальный статус. Программа должна содержать разнообразные мероприятия, направленные на развитие социальных навыков и умений.
- Организация групповых занятий по социальной адаптации, включающих игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, эмоциональный контроль и другие аспекты социализации.
- Проведение индивидуальных занятий социальным педагогом для работы с ребенком над конкретными трудностями. Это могут быть занятия по развитию речи, восприятию социальных норм и правил, управлению эмоциями и т.д.
- Организация взаимодействия с родителями и семьей ребенка, проведение консультаций и тренингов, направленных на поддержку родителей в процессе социальной адаптации своего ребенка.
- Создание условий для интеграции вновь прибывших детей с разным социальным статусом и умственной отсталостью в общество. Это может включать организацию совместных мероприятий с другими детьми, волонтерскую деятельность, посещение спортивных и художественных секций, проведение выездных экскурсий и т.д.
- Обеспечение поддержки и содействия работы специалистов разных профилей (педагогов, психологов, социальных работников и др.) для комплексного подхода к социальной адаптации ребенка.
- Регулярное проведение мониторинга и оценки эффективности мероприятий, а также корректировка программы адаптации в зависимости от потребностей и прогресса каждого ребенка.
Такой комплекс мероприятий позволит создать условия для успешной социальной адаптации как вновь прибывших детей, так и ранее проживающих с разным социальным статусом и особенностями развития в учреждении интернатного типа. Важно помнить, что каждый ребенок является уникальной личностью, и необходимо индивидуально подходить к его потребностям и способностям. Для социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта полезно включать несколько видов адаптации, которые могут быть полезны. Одни из нескольких видов представлены ниже:
- Социально-поведенческая адаптация: развитие и улучшение навыков общения, эмоционального взаимодействия, самоконтроля и самоуправления, а также адекватного поведения в различных ситуациях.
- Образовательная адаптация: получение специализированного образования, адаптированного к уровню интеллектуального развития отдельного человека.
- Трудовая адаптация: освоение определенной профессии или навыков, позволяющих находить работу и успешно функционировать на рынке труда.
- Социально-бытовая адаптация: развитие самообслуживания, самостоятельности в выполнении бытовых задач и умений осуществлять простые действия в повседневной жизни. В качестве критериев выделяю игру, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание. Использование наглядных средств.
- Социально-реабилитационная адаптация: оказание социально- психологической поддержки, реабилитационных программ и мероприятий, направленных на повышение качества жизни детей с нарушенным интеллектом и их интеграцию в общество. Важно отметить, что социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями является многогранным и индивидуальным процессом, который может включать в себя комбинацию различных видов адаптации в зависимости
от потребностей и возможностей конкретного ребенка.
Следующим шагом в работе по социальной адаптации может включать следующий алгоритм: 1. Определение индивидуальных потребностей и
способностей ребенка: проведение тестов и оценок для определения уровня его развития, а также выявление конкретных областей, в которых требуется адаптация. Знакомство с учреждением, с педагогами, детьми (создаем доброжелательный эмоциональный контакт)
2. Создание индивидуальной программы адаптации: на основе полученных данных разработка плана работы, который будет учитывать специфические потребности ребенка, нацеленный на его поэтапное развитие.
- Постановка конкретных целей: разбивка общих целей программы на маленькие, более достижимые и измеримые цели, чтобы ребенок мог осознавать свой прогресс.
- Индивидуальные занятия: проведение регулярных занятий с ребенком, на которых будут прорабатываться конкретные навыки и умения в соответствии с его программой адаптации. Занятия могут быть интегрированы в образовательный процесс или проводиться в специализированных учреждениях.
- Индивидуальные и групповые терапии: организация сессий терапии, которые помогут ребенку преодолевать эмоциональные и психологические трудности.
- Вовлечение семьи (будущие опекуны): участие родителей в процессе адаптации ребенка, предоставление им необходимой информации и навыков, чтобы они могли поддерживать его развитие и работать с ним в повседневной жизни.
- Мониторинг и оценка прогресса: регулярное отслеживание и оценка прогресса ребенка в соответствии с его индивидуальной программой адаптации. Это поможет определить эффективность подходов и внести необходимые коррективы в работу.
- Систематическое обновление программы: внесение изменений и корректировок в программу адаптации ребенка с течением времени на основе его прогресса и изменения потребностей.
Не мало важную роль играет климат в условиях проживания детей в учреждении интернатного типа. Вот несколько ключевых моментов создаваемые специалистами работающими детьми имеющие интеллектуальные нарушения:
- Ненасильственная интеграция: создание ситуаций, где ребенок должен чувствовать себя включенным в группу и принятым со всеми своими особенностями. Все члены группы и педагоги проявляют терпимость, понимание и уважение к его индивидуальным потребностям.
- Поддержка социализации: Групповые активности, совместные задания и игры, помогающие ребенку развивать навыки социализации и взаимодействия с другими детьми. Взрослые контролируют атмосферу, способствующую дружбе и сотрудничеству в группе.
- Индивидуальный подход: Педагоги используют адаптированные учебные материалы, методы и подходы к обучению под индивидуальные потребности ребенка. Это может включать использование визуальных помощников, установление четких правил и регулирование ожиданий.
- Поддержка и поощрение: Ребенок получает поддержку и похвалу за каждое достижение, даже самое маленькое. Позитивное подтверждение и поощрение необходимо для снижения стресса и повышение уверенности ребенка.
- Сотрудничество с родителями: родители, (будущие опекуны) играют важную роль в адаптации ребенка в группе. Педагоги поддерживают, направляют, взаимодействуют с родителями, обмениваться сообщениями, проводит совместные консультации.
В целом, климат для адаптации умственно отсталого ребенка должен быть поддерживающим, продуктивным и вдохновляющим, чтобы ребенок чувствовал себя безопасно, принятым и готовым к обучению.
По мнению многих исследователей, для детей, изолированных своими дефектами (биологическими особенностями), именно через освоение навыков самообслуживания, начинается взаимодействие с окружающим миром. Улучшая навыки игры и социального взаимодействия по принципам постепенности, регулярности, систематичности улучшает социальную адаптацию к учреждению интернатного типа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дементьева Н. Ф. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах-интернатах: Метод. рекомендации для работников органов и учреждений социального обслуживания. 1986. - 43 с.;
- Веденина М. Ю. Адаптация методов поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков у детей с аутизмом: диссертация ... кандидата психологических наук: - Москва, 2000. - 176 с.
- Банков С. О. Влияние социально-психологических факторов на профессиональную реабилитацию подростков с умственной отсталостью: Тез. Докладов межд. конф. «Семья в новых социально-экономических условиях. Н. Новгород. 1997. – С. 17-27.
- Статистика Всемирной организации здравоохранения о количестве детей с умственной отсталостью в России [Электронный ресурс]. URL: []
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...

Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения
Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности...

Доклад "Актуальные проблемы адаптации детей с нарушениями интеллекта в современных социальных условиях"
Проблема адаптации детей приобрела общественную значимость. Поэтому приоритетным в работе является как собственно трудовая, так и профессиональная подготовка воспитанников к выполнению доступных...

Математическая задача с предметно-практическим содержанием как средство социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта.
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка их к самостоятельной жизни, к ...

Научно -исследовательская работа по коррекции на тему: "Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушением зрения"
Научно - исследовательская работа посвящена изучению одного из средств социальной адаптации - сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, так как в настоящее время большое в...

Педагогическое сопровождение социальной адаптации детей с нарушением слуха в условиях специального образовательного учреждения
Презентация к дипломной работе по специальности "Организация сурдокоммуникации"...

Разумная организация внеурочной деятельности, как средство социальной адаптации учащихся с нарушенным интеллектом.
Актуальность и значимость проблемы социальной адаптации учащихся с интеллектуальными нарушениями,задачи. виды и формы организации внеурочной деятельности в коррекционной школе....