Главные вкладки

    Материалы для проведения читательской конференции по рассказу В. Железникова "Чудак из 6Б" в 5(6) классе
    методическая разработка по теме

    Предлагаю вопросы для обсуждения содержания книги В. Железникова "Чудак из 6Б" на читательской конференции с учащимися 5-6 классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Вопросы для проведения читательской конференции (дискуссии) по рассказу В.К. Железникова «Чудак из 6 Б»

       

    Характер   человека   складывается  благодаря добросовестному  исполнению самых первых обязанностей.                                     С. Смайлс

    Биография писателя. Краткий обзор творчества. В. Железников родился в 1925 году. Писать книги начал в 35 лет. Первая его книга "Разноцветная история" вышла в 1960 году. Для учащихся 5-7 классов писатель написал 6 книг: "Хорошим людям - доброе утро"; "Чудак из 6б"; "Путешественник с багажом"; "Каждый мечтает о собаке";"Белые пароходы";"Чучело".

    Герои книг - мальчишки и девчонки из жизни. Писатель показал мир детства, сложные взаимоотношения подростков. Не всегда эти взаимоотношения построены правильно, иногда ребята могут быть и страшно жестокими. Герои Железникова проходят непростой жизненный путь: они ошибаются, разочаровываются, учатся узнавать людей, разбираться в людях, становятся умнее, мужественнее.

    После чтения повести В.К. Железникова «Чудак из 6 Б» поделитесь своими впечатлениями о ней (ответьте на следующие вопросы):

    1. Найдите ключевое слово в названии повести.

    2. Дайте его толкование.

    3. Кого же в повести называют чудаком?

    4.  Кто дал такую характеристику нашему герою?

    Боря Збандуто - герой рассказа - действительно чудак, но он прекрасный человек, у него доброе, чуткое, отзывчивое сердце.

    5. В чем же заключается чудачество героя? Как относятся к чудаку другие герои? Какой же он, с точки зрения взрослых? Каким видят Бориса Збандуто взрослые?

    6. Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?

    7. Что Борис думает о себе? (на основании текста)

    8. Как вы думаете, в чем проявляется чудачество Бори?

    9. Как складываются отношения у Бориса и Насти? Какие черты характера Бориса раскрываются в их отношениях?

    10. В отношении с Настей Боря оказался очень благородным. Он выручил Настю в тот момент, когда ее предал Сашка. Борю увидел ее глаза, “горькие, униженные, жалкие”, и он сразу бросился на выручку: солгал, что это он подарил ей цветы. Дайте оценку поступку Бориса.

    11. Что Вам показалось странным во взаимоотношениях Бориса и его друга Сашки?

    12. Кого из друзей Вы хотели бы видеть своим другом? Почему?

    13. Какие чудные приключения Бориса с первоклашками Вам особенно запомнились? Почему?

    14. Вспомните, кого Боря в конце повести назвал чудаком? Какие чувства он вкладывает в это слово?

    15. Что и как изменило жизнь Бориса в конце повести?

    16. Когда Боря почувствовал себя счастливым?

    А свой класс Вы считаете дружным? В Вашем классе «все за одного»? А что этому препятствует?

    17. В чем заключается чудачество героя?

    18.  Как герои повести относятся к Боре?

    19. Какие нравственные качества помогает воспитать книга?

     

    Примерные ответы на вопросы по книге В. Железникова «Чудак из 6Б»

    1. Чудак.

    2. По словарю С.И. Ожегова: чудак – странный, чудной человек.

    3. Главного героя Бориса Збандуто.

    4.  Старшая вожатая Нина.

    Боря Збандуто - герой рассказа - действительно чудак, но он прекрасный человек, у него доброе, чуткое, отзывчивое сердце.

    5. Тетя Оля, папа, мама, директор школы, Полина Харионтьевна Веселова.

    Мнения взрослых о Борисе разделились. Большая часть из них видит в Боре плохое. Так папа называет сына балбесом за то, что он значение слова “индивидуальность” понимает шиворот-навыворот, огорчается, когда Борис не выполняет его поручения и тратит все деньги для подарка маме. Мама расстраивается: ее сын плохо учится и вообще все делает не так. Директор школы возмущается: ”Где вы нашли такого шалопая?” ( У Бориса в этот момент было 5 двоек.)

    Но для тети Оли Борис не так безнадежен. Она просто считает его неисправимым хвастуном. А вот соседка Полина Харионтьевна, которой Борис помог в трудную минуту, называет его “замечательным мальчиком”. Итак, в начале повести, со слов взрослых, Боря балбес, шалопай, “валяет дурака”, неисправимый хвастун, замечательный мальчик.

    6.  Боря – добрый весельчак, его поступки кажутся странными взрослым только потому, что они не знают их истинных причин.

    7. Борис – жизнерадостный человек. Его главный девиз: “Не поддаваться!” Он хочет быть самим собой, не походить на других, поэтому плохо учится (ведь все учатся хорошо!), не собирает марки (их собирают все!), он выдумщик (здорово сочиняет про магазин, которого не существует, пишет записку от имени старушки и т.д.).

    9. Однажды Борис встретился с Настей Монаховой и сразу влюбился. Он хотел, чтобы чувства были взаимными, поэтому стал совершать странные для него самого поступки, например, неожиданно согласился стать вожатым в 1 “А”. В отношении с Настей Боря оказался очень благородным. Он выручил Настю в тот момент, когда ее предал Сашка. Борю увидел ее глаза, “горькие, униженные, жалкие”, и он сразу бросился на выручку: солгал, что это он подарил ей цветы.

    10. Борис – прекрасный чудак, он добрый и умеет любить, не стыдится своих чувств. Это очень трудно: не скрывать от всех свою тайну.

    11. Боря с Сашкой дружат уже давно, не скрывают друг от друга ничего. Боря лучше Сашки. Сашка – эгоист, а Боря нет. Боря даже жалеет своего друга, когда тот испытывает чувство ревности, пытается облегчить его страдания. Но Сашка этого не замечет. Странным в их дружбе кажется, какие разные люди оказались вместе. Боря – добрый, честный, всегда готов уступить, даже когда ему самому плохо.

    13. Какие чудные приключения Бориса с первоклашками Вам особенно запомнились? Почему?

    Вся повесть – это и есть приключения Бори с первоклашками. Особенно запомнилось, как Боря помогал Наташке. Он стал для нее настоящим старшим братом.

    Наташка тоже его удивила тем, что никогда не врет, она даже контрольную не списала, и одна получила двойку. Боре потом даже стыдно стало, что он иногда врет.

    Еще запомнилось, как Боря устроил первоклашкам тренировку по закаливанию нервной системы.

    Боря научил первоклашек помогать друг другу (Генке и Генкиной маме убрать снег), отвел их в бассейн, пригласил в цирк и в конце концов потратил на них часть денег, которые оставил ему папа. Еще можно вспомнить и про крашение юбки, и про разбитую коллекционную чашку. Во всех этих историях Боря - необыкновенный выдумщик. Он всегда хотел, чтобы детям было интересно, но не всегда все заканчивалось благополучно. Но ведь это жизнь, а, значит, нельзя все просчитать, всегда будут ошибки. Главное, что первоклашки раскрыли в Боре все его лучшие черты. Он добрый, справедливый, умеет признавать свои ошибки.

    14. Боря назвал “распрекрасным чудаком” доктора, который сделал операцию Наташке. В этих словах – чувство благодарности человеку, который сделал хорошее дело и не гордится этим, а даже шутит и успокаивает людей.

    15. Жизнь Бори изменили первоклашки. Он стал не просто балбесничать, а оказался занятым серьезным делом. Надо было научить детишек хорошему, а это значит, что ты сам должен быть таким. Боря стал счастливым человеком, он увидел плоды своего труда. Читают последнюю страницу.

    16. Боря стал счастлив, когда понял, что научил детей самому главному: быть “одним за всех и все за одного”

    17. Чудачество героя заключается в его желании быть не таким, как все, но при этом оставаться очень добрым, чутким, внимательным человеком, не скрывающим свои истинные чувства.

    18.  Все герои произведения любят Борю, каждый по-своему, верят в него, умеют прощать его шалости.

    19. Доброта, чувство ответственности за свои поступки.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

    Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

    Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

    Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

    Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

    Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

    Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

    Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»

    Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и от...

    Читательская конференция по рассказу В. Белова «Мальчики».«Детям своим расскажем о них…»

    Отцы и дети… Время по-разному расставляет акценты в этой привычной для нас формуле. В эпоху великих испытаний от внутренних связей, ее составляющих, порой зависит человеческие судьбы. Великая О...

    Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

    Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...