ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
статья по технологии по теме
Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология» и технология их реализация в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Янтиковская средняя общеобразовательная школа » Янтиковского района Чувашской республики.
Гипотеза: индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология» будет эффективной, если:
- освоить и применять на занятиях технологию критического мышления обучающихся;
- использовать в работе тестовые задания;
- создать в школе систему индивидуальных занятий по технологии;
- осуществлять гибкое управление процессом самообразования учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_usloviya_individualizacii.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Захарова Светлана Васильевна
Муниципальное образовательное учреждение
«Янтиковская средняя общеобразовательная школа»
Янтиковского района Чувашской республики, Yan_shkola@mail.ru
Анализ школьных программ, учебников по предмету «Технология» и анализ своего многолетнего опыта работы привел меня к мысли, что двигаться вперед при выявлении и развитии способностей у сильных (одаренных) учеников мешает существующее противоречие между необходимостью индивидуальной подготовки школьников и действующей сегодня системой обучения, недостаточно учитывающей индивидуальность ребенка. Мне представилось возможным решить эту проблему, поэтому последние годы я работала с определенной четкой целью – выявить педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология».
Объектом моей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология» и технология их реализация в условиях муниципального общеобразовательного учреждения «Янтиковская средняя общеобразовательная школа » Янтиковского района Чувашской республики.
Гипотеза: индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология» будет эффективной, если:
- освоить и применять на занятиях технологию критического мышления обучающихся;
- использовать в работе тестовые задания;
- создать в школе систему индивидуальных занятий по технологии;
- осуществлять гибкое управление процессом самообразования учеников.
Согласно постановленной цели работы и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по технологии.
2. Разработать технологию создания и осуществления педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология».
3. Определить показатели индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология».
Свою деятельность я строила на основе принципа природосообразности образования, принципа культуросообразности, принципа индивидуально-личностного подхода, принципа ценностно-смысловой направленности образования.
Анализ педагогической литературы позволил разобраться в сущности понятия «индивидуализация». Под индивидуализацией образовательного процесса понимают такую его организацию, при которой осуществляется учет особенностей каждого ученика. В процессе индивидуализации педагог видоизменяет и учебный, и воспитательный процессы, подстраивая их к особенностям ребенка. Таким образом, учитель постоянно адаптирует педагогическое воздействие к конкретному ученику, усиливая многогранность, вариативность системы образования, делая её более гибкой.
В то же время ученик представляется как активная личность, имеющая сложившуюся систему взглядов, активно действующая в современном мире. И сегодня, как никогда раньше, усилилась потребность общества в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора, имеющей собственные воззрения, убеждения.
Таким образом, анализ педагогической литературы позволил мне сформулировать педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология», которые направлены на улучшение качества знаний обучающихся, на повышение их интереса к предмету.
Первое педагогическое условие – это освоение и применение на занятиях технологии развития критического мышления обучающихся. Его сущность состоит в том, что в ходе работы с детьми как на уроках, так и в системе внеурочных занятий неотъемлемой функцией учителя становится подготовка специальных заданий, текстов с определенным содержанием.
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые решения.
Именно эта технология позволяет осуществить интерактивное включение обучающихся в образовательный процесс, не принимать ничего на веру, а обосновывать каждое суждение и решение.
На мой взгляд, для подготовки учащихся к конкурсам и предметным олимпиадам, а также при поступлении в ВУЗы особо значимым является наличие у школьника критического мышления, так как именно оно позволяет ему использовать свои знания для наполнения смыслом ситуации с высоким уровнем неопределенности, нестандартности.
Второе педагогическое условие – это применение информационных технологий на занятиях по технологии.
Информационная поддержка предмета выражается в использовании программного обеспечения по технологии. С 5 класса я начинаю систематически внедрять в процесс обучения ЦОР. И Интернет является хорошим помощником для преподавания уроков технологии и подготовки учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям.
Внедряя новые информационные технологии, ставлю перед собой следующие задачи: научить ребенка самостоятельно находить нужную информацию, обрабатывать ее и грамотно использовать. Я применяю компьютерные технологии на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашних заданий.
При объяснении нового материала использую цветные рисунки и фотографии, видеофрагменты, справочные таблицы, анимацию. Так, например, они позволяют школьникам глубже понять технологию обработки пищевых продуктов и текстильных материалов, планирование доходов и расходов в бюджете семьи, технологию проектной деятельности, технологию выращивания овощных и цветочно-декоративных культур.
При закреплении знаний для быстрого повторения наиболее значимых вопросов применяю рисунки, схемы, анимации через мультимедиа-проектор. Особо удобно и для учителя, и для ученика использование компьютера для контроля знаний. Учащимся предлагаю задания: ответить на вопросы теста, расшифровать обозначения на рисунке и т.д. Для таких заданий я подготовила дидактический материал по технологии и использую этот материал при работе. Программы для работы с тестовыми заданиями способны сразу проанализировать ответы ученика, отметив и подсчитав соотношение правильных и неправильных вариантов. Получается очень интересно, удобно и быстро.
Для школьников, которые интересуются технологией, предлагаю занимательную форму подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации.
Использование информационных технологий обеспечивает возможность проведения компьютерных практикумов - занятий, в ходе которых ученики с помощью персонального компьютера решают учебные задачи по определенной теме курса, выполняют практическую или лабораторную работу. Наиболее эффективны компьютерные практикумы, ориентированные на групповую (2-3 человека) работу учащихся. При этом необходимо спланировать занятия так, чтобы школьники использовали персональный компьютер как одно из средств учебного труда наряду с учебниками, рабочей тетрадью, инструментами. Каждый ученик должен знать свою учебную задачу, способ ее решения и иметь возможность с помощью компьютера проконтролировать успешность ее выполнения. Компьютерные практикумы позволяют создать на уроке атмосферу сотрудничества, заинтересованности в учебе.
Таким образом, использование информационных технологий и персонального компьютера, безусловно, повышает интерес учащихся к предмету, стремление к самостоятельности, создает благоприятные условия для раскрытия их склонностей и способностей.
Третье педагогическое условие – использование в работе тестовых заданий. Необходимость применения тестов обусловлена прежде всего тем, что задания районных олимпиад, теоретического тура республиканских олимпиад по технологии составлены в форме тестов, причем различного вида. Вот поэтому использую эту форму в качестве промежуточного контроля знаний учащихся на уроках, а так же в системе индивидуальных занятий с одаренными школьниками. Применение тестов требует от каждого ученика умения справляться с заданиями в тестовой форме.
Четвертое педагогическое условие – это создание в школе системы индивидуальных занятий по предмету «Технология». На мой взгляд, это одно из самых важных условий для работы по углубленному и расширенному изучению материала заинтересованными обучающимися. Именно на этих занятиях происходит практическая отработка теоретических знаний в процессе наблюдений и экспериментов, совершенствуются навыки работы с дополнительной научной литературой, компьютерными программами, практической деятельности, а также школьники приобретают навыки выполнения научно-исследовательских проектов. По моему глубокому убеждению, именно такие занятия способствуют более ранней профилизации образовательного процесса, осознанному выбору школьниками будущей профессии.
Пятое педагогическое условие – это осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников. Ученик, даже самый одаренный, без организационного начала со стороны учителя, по моему мнению, не сможет добиться высоких результатов в конкурсах, олимпиадах, конференциях не раскроет свою собственную природу и на самом уроке. Для того чтобы это произошло, для развития его активности и самостоятельности необходимо учителю создавать личностно-ориентированную образовательную среду, в которой будет создаваться субъектная позиция обучающегося. В создании такой среды я и вижу главную цель гибкого управления процессом самообразования школьников.
2. Описание технологии создания и осуществления педагогических
условий индивидуализации образовательного процесса по технологии
В ходе изучения эффективности педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по технологии мною была разработана технология реализации этих условий.
Проектирование технологии обеспечивалось решением ряда конкретных задач: установление цели технологии и её отдельных этапов; вычленение содержания технологических этапов в действиях учителя и учеников; характеристика возможного корректирования результатов внедрения технологии и её отдельных этапов. Реальный результат каждого последующего этапа зависит от результата предыдущего. Таким образом, все компоненты образуют динамическую систему.
В качестве цели технологии я определила реализацию педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология». На основе гипотетической модели педагогических условий спроектировала основной процесс технологи, состоящий из последовательно внедряемых этапов.
Первый этап разработанной технологии – аналитический. На этом этапе мною проводились анализ программ, учебников по технологии, по которым я работаю (учебно-методические комплекты авторских коллективов под руководством В.Д. Симоненко, 5-8 классы), заданий районного, республиканского этапов олимпиад по технологии. Деятельность на аналитическом этапе включала также диагностику интересов учащихся 5 классов, так как, по моему мнению, именно с этого периода необходимо отбирать детей, интересующихся предметом, для дальнейшей систематической работы по выстраиванию индивидуальной образовательной траектории ребенка.
На данном технологическом этапе были подобраны показатели индивидуализации образовательного процесса по биологии, по которым в дальнейшем я оценивала результативность своей работы.
Второй этап технологии реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология» – подготовительный. На этом этапе я осуществляла отбор и структурирование содержания учебного материала (продумывала методы и формы проведения уроков и внеурочных занятий); подбирала необходимую литературу и изучала технологию критического мышления, опробовав её на уроках; приобрела компьютер, занявшись самообразованием, изучила основные направления использования информационных технологий, прошла курсы «Intel-обучение для будущего», научившись создавать презентации.
Кроме этого, на втором этапе совместно с обучающимися была начата работа по отбору дополнительной литературы по предмету «Технология», которую можно использовать и учителю при подготовке занятий, и ученику: были составлены тематические картотеки литературы кабинета технологии, которые в ходе дальнейшей работы постоянно пополняются усилиями учеников - членов школьного научного ученического общества.
Подготовка учебной материальной базы для занятий осуществлялась при поддержке со стороны администрации школы: приобретены современная машина-оверлок, компьютер, проектор, экран и др.
Для дальнейшей реализации одного из педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по технологии на втором технологическом этапе я подготовила тестовые задания по различным темам 8-11 классов, так как именно с этого возрастного периода обучающиеся активно начинают пробовать свои силы на олимпиадах.
Третий этап технологии – организационный. На нем осуществлялась непосредственная реализация педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология».
Я проводила максимальное количество уроков с применением технологии критического мышления, информационных технологий, а также с использованием заданий тестового типа.
С целью создания в школе системы индивидуальных занятий по технологии ежегодно не менее 4 часов в неделю я проводила занятия по технологии после основных уроков, что позволило развить индивидуальные способности каждого заинтересованного ребенка, выявленного путем анкетирования на предыдущем этапе.
В связи с необходимостью гибкого управления процессом самообразования учеников, как реализация пятого педагогического условия, я способствовала созданию условий, которые опосредованно и непосредственно влияли бы на ребенка и формировали его субъектную позицию, повышали роль его самообразования. Прежде всего это поднятие и поддержка высокого авторитета в ученическом коллективе одаренного ученика, реальный учет выбранного ребенком темпа и объема усвоения материала, психологическая поддержка при переходе к выполнению заданий более высокого уровня сложности и при проведении исследования, комфортность при проведении внеклассных занятий вплоть до изменения интерьера кабинета.
Четвертый этап технологии – контрольно-оценочный – включал в себя анализ индивидуализации образовательного процесса по технологии по заранее отобранным показателям.
Пятый технологический этап – регулировочный. На нем оценивались результаты работы по реализации разработанной технологии, анализировались причины положительных и отрицательных изменений, планировались дальнейшие действия по устранению негативных признаков и корректировалось содержание технологических этапов (табл. 1).
Таблица 1
Технология реализации педагогических условий индивидуализации
образовательного процесса по технологии
Этап | Содержание взаимодействия | Результат | |
деятельность учителя | деятельность ученика | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Аналитический | Анализ программ, учебников по технологии, заданий олимпиад, диагностика интересов учащихся 5 классов; показателей индивидуализации образовательного процесса по биологии | Участие в анкетировании по выявлению интересов | Выбор оптимального объема материала для занятий; определение интереса учеников к технологии; определение показателей результативности технологии |
2. Подготовительный | Отбор и структурирование содержания материала; освоение технологии критического мышления, информационных технологий; отбор дополнительной литературы по технологии для учителя и учеников; подготовка учебной материальной базы для занятий; подготовка тестовых заданий | Составление тематических карточек литературы кабинета технологии | Адаптация содержания учебного материала, методов и форм работы к возможностям и интересам обучающихся; календарно-тематическое планирование индивидуальных занятий по технологии; система тестовых заданий по курсу технологии |
3. Организационный | Использование технологии критического мышления на занятиях, применение информационных технологий; применение тестовых заданий; проведение индивидуальных занятий; гибкое регулирование процесса самообразования школьников | Включение в деятельность по индивидуализации образовательного процесса; использование информационных технологий; посещение индивидуальных занятий по технологии; участие в олимпиадах, в конкурсах, конференциях различного уровня; осуществление самообразования по технологии | Развитие у школьников способности мыслить творчески, отстаивать свои позиции; накопление педагогического опыта по рассматриваемой проблеме |
4. Контрольно-оценочный | Оценка результатов применения технологии по отобранным показателям; контроль процесса индивидуализации образования по технологии; изучение динамики результатов | Выполнение контрольно-оценочных заданий | Наличие у обучающихся положительной динамики результатов использования педагогических условий индивидуализации образовательного процесса |
5. Регулировочный | Анализ причин положительных и отрицательных изменений; коррекция действий на основе полученных данных | Включение в деятельность по корректировке результатов | Устранение причин появления негативных изменений; скорректированное содержание технологических этапов |
- Влияние результативности технологии на учебные достижения и внеурочную деятельность обучающихся
Для проверки результативности технологии по реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по технологии были определены следующие показатели:
1) качество знаний учащихся;
2) участие обучающихся в предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах;
3) интерес школьников к технологии.
Проверка разработанной технологии показала, что на протяжении последних лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
Общая успеваемость, т.е. количество школьников с положительными отметками по итогам года («3», «4», «5»), стабильна и составляет 100 %, таким образом, учеников, имеющих отметку «2», по предмету «Технология» нет. Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5», по итогам учебного года за последние 3 года возросло с 97% до 98%
Таким образом, разработанная мною технология реализации педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология» дала положительные результаты по такому показателю, как качество знаний учащихся. Применяемая технология позволила ученикам с. Янтиково побеждать на республиканском уровне, что, по моему мнению, доказывает результативность моей работы (три призовых места на республиканских олимпиадах по технологии за последние 5 лет, восемь призовых мест на научно-практических конференциях и много призеров различных конкурсов).
Изучение мотивов учебной деятельности показало, что среди подростков (5, 6, 7 класс) преобладают такие мотивы, как интерес к содержанию материала, ожидание нового, возможность что-либо делать своими руками (изготовление швейных изделий и поделок из различных материалов, приготовление блюд, оформление цветников), нестандартные приемы при проведении занятий, личностные качества самого учителя, психологическая поддержка педагога во время занятий. А среди старшеклассников такой мотив, как стремление к успеху, что обусловлено дальнейшим выбором профессии и поступлением в высшие учебные заведения.
Таким образом, предложенная технология позволила повысить интерес школьников к изучению предмета «Технология».
Теперь, можно сделать следующие выводы:
1. Выявлены и обоснованы педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология»:
- освоение и применение на занятиях технологии развития критического мышления обучающихся,
- применение информационных технологий,
- использование в работе тестовых заданий,
- создание в школе системы индивидуальных занятий по предмету «Технология»,
- осуществление гибкого управления процессом самообразования школьников.
2. Технология создания и осуществления педагогических условий индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология» содержит 5 взаимосвязанных этапов:
- аналитический,
- подготовительный,
- организационный,
- контрольно-оценочный,
- регулировочный.
3. Определены показатели индивидуализации образовательного процесса по предмету «Технология»:
- качество знаний учащихся,
- участие обучающихся в предметных олимпиадах и конкурсах,
- интерес школьников к предмету «Технология».
4. Разработанная технология позволяет повысить качество знаний, увеличить количество призеров и победителей конкурсов и олимпиад различного уровня, повысить результативность участия в республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах, создать положительную устойчивую мотивацию к предмету «Технология».
5. Работу по индивидуализации обучения необходимо начинать с 5 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные и информационные технологии в преподавании предмета "Технология" по ФГОC.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Подготовка учащихся ОУ к осознанному выбору предмета «Технология» в качестве предмета для государственной итоговой аттестации».Проекты в образовательной области "Технология".
Выбор проекта в качестве ГИА в 9 классах. Творческое проектирование. Критерии оценки проектов. Методы контроля. Защита проектов....
Методический семинар. Опыт педагогической деятельности Особенности преподавания предмета "Технологии" в условиях апробации внедрения ФГОС
Описание опыта работы на методическом семинаре (презентация)...
Роль и место проектной деятельности в образовательной области предмета «Технология»
Современная педагогическая технология — это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий к д...
Использование современных образовательных технологий в преподавании предмета "Технология. Технический труд".
Предлагается вниманию статья "Использование современных образовательных технологий" в преподавании предмета Технология. Технический труд, в которой автор делится своим опытом по подготовке, ...
Современные педагогические информационные технологии в преподавании предмета «Технология»
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информацио...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...