Творческая разработка по теме"Коррекционная направленность уроков труда"
методическая разработка по технологии (7 класс) на тему

В творческой разработке раскрывается урок по теме"Нарезание наружной резьбы в ручную" длч обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Комитет Образования и науки Администрации г. Новокузнецка

Коваленко Михаил Филиппович

Творческая разработка

по курсу  «Проблемы воспитания, обучения и развития умственно отсталых школьников» по теме:

 «Коррекционная направленность урока труда»

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №9

Новокузнецк 2009

Пояснительная записка

Урок по теме: «Нарезание наружной резьбы вручную» разработан для учащихся 7 класса на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. с использованием учебника слесарное дело 7-8 кл. и справочного дидактического материала по слесарному делу.

Тема урока « Нарезание наружной резьбы вручную», тема в программе «Нарезание резьбы» и цели урока взаимосвязаны. Цель урока «Формирование у учащихся знаний и умений по нарезанию резьбы вручную» соответствует теме урока.

Цель урока реализовывалась посредством следующих задач:

1. Познакомить учащихся с инструментами и приемами нарезания наружной резьбы вручную.

2. Расширять словарный запас

3. Воспитывать у учащихся самоконтроль.

Данный урок по типу: изучение нового.

В его структуру входили следующие этапы:

I. Организационный момент

II. Теоретическая часть

III. Практическая часть

IV. Итог урока.

Образовательная задача «Познакомить учащихся с инструментами и приемами нарезания наружной резьбы вручную» решалась на II этапе урока в ходе изложения нового материала.

Коррекционная задача урока «Расширить словарный запас» реализовывалась на II этапе урока посредством работы с новыми словарными словами.

Воспитательная задача урока «Воспитывать у учащихся самоконтроль» решалась на III этапе урока в ходе выполнения практической работы и оценки её качества учащимися, путем сравнения с образцом.

На уроке прослеживалась четкость и завершенность каждого этапа. Цели каждого этапа подчинялись общей цели урока. Преемственность на уроке прослеживается в ходе отработки на предыдущем этапе тех знаний и умений, которые потребуются на последующем этапе.

Данное занятие было построено с учетом дидактических принципов: научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, коррекционной направленности обучения.

На уроке были использованы следующие методы обучения: словесный (вводная беседа, рассказ, обобщающая беседа, объяснение), наглядный (использование плакатов, таблицы, демонстрация новых инструментов, словарных слов), практический (выполнение практической работы, работа в тетрадях). Эти методы реализовались  путем применения таких приемов как: вопрос-ответ, чтение и записывание словарных слов, сравнение с образцом, обобщения.

Применяемая на уроке наглядность: плакаты «Элементы резьбы», «Резьбонарезной инструмент», таблица «Диаметры стержней при нарезании резьбы плашками», словарные слова, инструменты – плашка, и плашкодержатель использовались с целью подтверждения и конкретизации словесных сообщений учителя.

В ходе урока осуществилась смена видов деятельности, и тем самым реализовывался охранительный педагогический режим.

Тема: Нарезание наружной резьбы вручную

Цель урока: Формирование у учащихся знаний и умений по нарезанию резьбы вручную.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с инструментами и приемами нарезания наружной резьбы вручную.

2. Расширять словарный запас

3. Воспитывать у учащихся самоконтроль

Тип урока: освоение новых знаний

Наглядные пособия и оборудование: плакаты: «Элементы резьбы», «Резьбонарезной инструмент», словарные слова, таблица «Диаметры стержней при нарезании резьбы плашками»; плашка, плашкодержатель, напильник, гайка.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы урока.

Теоретическая часть.

1. Актуализация опорных знаний

 Вводная беседа

Что понимают под резьбой в технике и каково ее назначение?

Как подразделяется резьба по форме профиля?

Какие бывают резьбы по направлению витков?

Каковы основные элементы резьбы?

Н какие виды делится резьба по назначению?

Где применяется крепежная резьба?

Где применяется специальная резьба?

     2. Изложение нового материала по теме: нарезание наружной резьбы в ручную.

Рассказ учителя

Для нарезания наружной треугольной резьбы используют специальный резьбонарезной инструмент – плашки. Плашки могут быть круглыми, призматическими, раздвижными,  а также резьбонакатными.

Круглая плашка выполняется в виде круглой гайки (см. на плакат). Резьбу плашки пересекают сквозные продольные отверстия. С их помощью на витках резьбы плашки образуются режущие кромки в форме клина и канавки, обеспечивающие резание и одновременный вывод стружки.

С торцевых сторон плашки имеют несколько меньшую высоту профиля резьбы. Эта часть плашки с неполной резьбой носит название заторной части (см. плакат). Часть плашки с полной резьбой называют калибрующей частью (см. плакат). Заборная часть позволяет начинать резание с неглубоких винтовых канавок, а затем переходить к нарезанию их на полную глубину калибрующей частью. Плашкой одного определенного размера можно получить резьбу также одного размера.

Для нарезания резьбы плашкой применяют специальное приспособление – плашкодержатель (см. плакат), который состоит из корпуса, ручек, стопорных винтов. Плашку вставляют в корпус плашкодержателя. Закрепляют плашку стопорными винтами.

Для нарезания наружной треугольной резьбы круглой плашкой вначале определяют диаметр стержня под эту резьбу и подбирают заготовку. Выбор диаметра стержня под резьбу производят по специальным таблицам (см. таблицу). Заготовку закрепляют в тисках так, чтобы выступающая часть стержня была на 20…25 мм больше длинны нарезной части и установлена под прямым углом к губкам тисков. Чтобы заборная часть плашки легче врезалась в металл, на конце заготовки напильником сжимают фаску. Затем готовят рабочий инструмент. Вставляют плашку в плашкодержатель. Располагают ее так, чтобы клеймо было сверху, а углубления располагались против среднего винта. Стержень заготовки смазывают машинным маслом. На конец заготовки горизонтально накладывают плашку клеймом вниз. Нажимая ладонью правой руки на корпус плашкдержателя, левой рукой вращают его за рукоятку по часовой стрелке до полного врезания плашки. Затем берут обеими руками за рукоятки плашкодержателя и, делая один – полтора оборота по часовой стрелке и пол – оборота против часовой стрелки, полностью нарезают резьбу.

Обратным вращением против часовой стрелки сжимают плашкодержатель с плашкой с заготовки. Простейший прием проверки правильности нарезаемой резьбы – это навернуть и снять соответствующую гайку. Если гайка движется по резьбе достаточно свободно и плотно, то резьба нарезана правильно.

3. Работа со словарем – плашка, плашкодержатель, заборная часть, калибрующая часть, фаска.

Практическая работа

(Учащиеся записывают в тетрадь новые словарные слова)

4. Физминутка

III. Практическая часть

1. Организация рабочего места

Рассказ учителя

Для выполнения работы понадобиться: слесарный верстак, тиски, плашка, плашкодержатель, напильник, гайка для контроля резьбы, машинное масло, заготовка (стержень) (Учащиеся подбирают нужные инструменты и материалы).

2. Фронтальный опрос по правилам техники безопасности:

а) Чем нужно очищать инструмент от стружки?

б) Почему нельзя смахивать стружку руками?

в) Почему нельзя проверять качество резьбы пальцами?

г) Для чего надо смазывать инструмент машинным маслом?

3. Практическая работа учащихся.

Задание: Нарезать наружную резьбу на шпильке:

Закрепите заготовку в тисках;

Опишите напильником фаски 2х450С обеих концов шпильки;

Смажьте стержень машинным маслом;

Нарежьте резьбу на длину 30мм с одного конца шпильки;

Проверьте качество резьбы с помощью гайки;

Переустановите заготовку в тисках другим концом;

Нарежьте резьбу на втором конце шпильки, предварительно смазав машинным маслом;

Проконтролируйте качество изготовленного изделия.

4. Текущий инструктаж.

Учащиеся выполняют задание по нарезанию резьбы на шпильке. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения задания.

IV. Итог урока

1. Обобщающая беседа

а) Разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших

б) Возможности применения полученных знаний и умений в быту

2. Выставление оценок.

3. Уборка рабочих мест.

Литература

Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001-Сб.2.- 240с.

Спиридонов, И.Г., Буфетов, Г.П., Копелевич, В.Г. Слесарное дело: учебное пособие для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1985. – 274с.

Патракеев, В.Г. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003,-192.: ил.- (коррекционная педагогика).

Патракеев, В.Г. Справочный дидактический материал по слесарному делу: пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.Г. Патракеев, И.В. Патракеев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-239с.: ил. – (коррекционная педагогика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная направленность уроков технологии. Роль развития мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

Статья освещает направления и принципы коррекционной работы с детьми с ДЦП в школе-интернате, в частности на уроках технологии....

Обмен опытом. Коррекционная направленность уроков в коррекционной школе VIII вида (обучение на дому)

Уроки в специальной коррекционной школе решают одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушениями развития. Изучение различных предметов на...

Статья на тему: «Коррекционная направленность воспитания».

Статья о важности коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, в конечном счете, - их социальной адаптации, трудоустройстве и дальнейшем приспособлении к жизни, в том числе в условия...

Мастер – класс по теме «Коррекционная направленность урока математике

Урок в школе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии должен иметь коррекционную направленность.Коррекционная работа – это исправление или ослабление имеющихся недостатков учащихся и содей...

Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида. Методический материал.

Методические рекомендации. Коррекционная направленность урока в коррекционной школе VIII вида....