Программы
методическая разработка по технологии по теме
Даны программы кружка, элективного курса и конкурсной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Оричевский дом творчества детей и молодежи
УТВЕРЖДАЮ
ПРОГРАММА
кружка «Рукоделие»
Руководитель
Старкова Н. И. –
учитель технологии
МОУ Зенгинской сош
п. Оричи, 2007 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа реализовывается в МОУ Зенгинской средней общеобразовательной школе, имеет художественно – эстетическую и трудовую направленность. Участниками являются мальчики и девочки с 1 по 10 класс, желающие развить свои творческие способности.
В кружок принимаются все желающие дети в пределах наполняемости группы.
Программа актуальна, т.к. реализуя ее, мы можем приобщить детей к творчеству, в большем объеме дать практические и политехнические знания, развить интерес к обработке различных материалов, предлагая для изготовления несложные, но необходимые в жизни вещи. Это очень важно в условиях малокомплектной школы, где у учителя не всегда достаточно времени на эту кропотливую работу.
Из- за недостатка времени на уроке (в сельской школе большой объем часов отводится на сельскохозяйственный труд) невозможно качественно выполнить проектные работы. Проектирование и оформление проектной документации можно осуществлять в рамках работы кружка.
Необходимо, чтобы дети сдружились, чтобы их коллективная деятельность была радостной. При выполнении коллективных работ дети приобретут навыки работы в коллективе, умения распределять поручения и отвечать за качество их выполнения, научатся работать в группе по достижению поставленных целей.
ПРОГРАММА
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: закрепить практические трудовые навыки, полученные на уроках технологии, развивая самосознание и побуждая к творчеству и самостоятельности.
СТРУКТУРА ОБЪЕДИНЕНИЯ:
1 год обучения 4 часа в неделю в год 128 часов 15 человек
2 год обучения 2 часа в неделю в год 68 часов 12 человек
ЗАДАЧИ :
Обучающие
- познакомить с видами рукоделия: лоскутной техникой, вышивкой,
вязанием крючком и спицами, изготовлением мягкой игрушки;
- учить правильно подбирать цветовые сочетания при изготовлении различных вещей;
- закреплять умение проектировать изделия из различных материалов;
- учить безопасным приемам труда;
Воспитательные
- духовное развитие личности;
- повышение нравственного и эстетического уровня воспитанности детей;
- воспитание бережного отношения к материалам, экономного использования их;
- привитие технологической культуры, умения правильно оформлять проектную документацию.
Развивающие
- выявлять и развивать индивидуальные способности детей;
- развивать творчество, смекалку, инициативу, самодеятельность и общественную активность детей;
- привлекать к творческому процессу родителей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Тема | Количество часов в год |
Теория | Практика | Всего |
2. Гармония цвета 3. Изонить.
7. Подведение итогов, оформление выставки ИТОГО | 2 1 1 1 1 2 2 1 1 1 13 | - 1 15 11 11 12 22 21 21 1 115 | 2 2 16 12 12 14 24 22 22 2 128 |
Вводное занятие. Знакомство с планом кружка, инструменты и материалы, техника безопасности на занятиях. Выборы старосты.
Гармония цвета. Понятие об основных и дополнительных цветах, теплых и холодных, хроматических и ахроматических. Характеристика цвета по тону, яркости, насыщенности. Контрастное и гармоническое цветовые сочетания. Выбор цветового решения для изготовления различных поделок.
Изонить. История изонити. Техника выполнения изонити: заполнение угла, окружности, полукруга. Способы удлинения нити. Применение изонити для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров. Проектирование изделий в технике «Изонить».
Вышивка. Из истории вышивки. Подбор инструментов и материалов для работы. Простейшие виды вышивки. Изготовление салфеток с элементами вышивки. Проектирование изделий, украшенных вышивкой.
Учимся шить. Из истории шитья. Ручные швы: соединительные, закрепляющие, отделочные. Машинные швы. Работа на швейной машине. Выполнение несложных изделий из ткани (салфетки, игольницы)
Аппликация на ткани. Способы перевода рисунка на ткань. Изготовление деталей аппликации. Способы закрепления деталей аппликации на ткани.
Обработка готового изделия.
Лоскутная мозайка. Из истории лоскутной техники. Эскизы узоров. Подбор цветового решения. Изготовление лекал. Раскрой. Сборка фрагментов и изделия в целом. Проектирование изделий в лоскутной технике.
Мягкая игрушка. Подбор материалов и подготовка его к работе. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой деталей. Сшивание деталей. Сборка изделия и его оформление.
Вязание крючком. История вязания. Инструменты и материалы для вязания крючком, их подбор. Основные приемы вязания крючком. Условные обозначения. Изделия из цепочки. Нетканый гобелен. Цветы. Проектирование вязаных крючком изделий.
Подведение итогов, оформление выставки. Отмечаем положительные и отрицательные стороны в работе кружка. Оцениваем качество изделий. Оформляем выставку, отбираем работы на районную итоговую выставку.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
Тема | Количество часов в год |
Теория | Практика | Всего |
2. Понятие о композиции. Цвет. Цветовые сочетания 3. Машиноведение.
| 1 1 1 1 1 1 1 1 | - 1 7 9 9 9 9 2 | 1 2 8 10 10 10 10 3 64 |
Вводное занятие Знакомство с планом работы кружка. Инструменты и материалы. Техника безопасности при работе. «Старым вещам – новую жизнь» беседа об использовании трикотажного полотна старых вещей для изготовления новых.
Понятие о композиции. Цвет. Цветовые сочетания. Подбор цветовых сочетаний. Практическая работа с цветовым кругом.
Машиноведение. Подготовка швейной машины к работе. Выполнение машинных швов. Работа на оверлоке. Техника безопасности при работе на электрических машинах.
«Теплые носочки для мамы и дочки» Изготовление выкройки следков и носочков. Раскрой старого трикотажного полотна. Сметывание и стачивание деталей кроя с учетом растяжения трикотажа. Оформление готового изделия.
«Шапка, шарфик, варежки для больших и маленьких» Изготовление выкроек шапки, шарфика, варежек. Подбор цветового решения. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой. Сметывание и стачивание деталей кроя с учетом растяжения трикотажа. Оформление готового изделия.
«Положу под ушко мягкую подушку» Изготовление подушек – игрушек.
Изготовление выкройки. Подбор цветового решения. Раскладка выкроек на ткани. Раскрой. Сметывание и стачивание деталей кроя с учетом растяжения трикотажа. Оформление готового изделия.
«Коврик для прихожей яркий и пригожий» Способы изготовления ковриков: различные виды лоскутной техники.
- Выставка работ Правила написания ярлыков. Оформление работ на выставке.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать
- инструменты и материалы, необходимые для различных видов рукоделия;
- технологию выполнения изонити, аппликации на ткани, вышивки, изделия в лоскутной технике, вязания простейших изделий, изготовления мягкой игрушки;
- безопасные приемы работы с различными инструментами;
- способы экономного расходования материалов.
- этапы проектирования
уметь
- выполнять ручные швы, использовать их при необходимости;
- выполнять основные приемы вязания крючком;
- использовать знания различных техник для выполнения изделий и их украшения;
- работать в группе;
- оформлять проектную документацию.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать
- свойства трикотажного полотна
- использование старых трикотажных вещей для переделок
уметь
- конструировать, изготовлять выкройки
- стачивать трикотажное полотно
- оформлять различными способами готовые вещи.
Формы проверки: сохранность контингента кружка, свидетельствующий об интересе детей к занятиям в кружке; выставка изделий, выполненных учащимися.
Материалы и оборудование:
- Картон, бархатная бумага, нитки мулине, нитки швейные, п/ш, «ирис», лоскутки ткани, вата, ватин, поролон, старые трикотажные вещи, иголки, крючки, ножницы и др.
- Машины швейные, краеобметочная машина, утюг, гладильная доска.
ЛИТЕРАТУРА
- Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков. М.: Просвещение, 1983.- 176 с.
- Нагибина М. И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов: Кн. Для учителя по внеклассной работе. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
- Терешкович Т. А. Рукодельница. - Минск: Полымя, 1993.
- С. И. Мелехина, Л. Н. Серебренников Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников: уч.- метод. пособие. – Киров: КИПК и ПРО, 2006
Предварительный просмотр:
Утверждено
Директор школы Н. Е. Целищев
МОУ Зенгинская средняя общеобразовательная школа
Программа
практико - ориентированного
курса по выбору
Русская национальная кухня
Руководитель
учитель технологии
Старкова Н. И
Зенгино - 2005 г.
Пояснительная записка.
Одним из ведущих разделов программы образовательной области «Технология» является «Кулинария», которая включает в себя обучение навыкам приготовления пищи наиболее простыми способами – варкой и жарением. Характер приготовления блюд русской кухни во многом обусловлен особенностями русской печи. Блюда, приготовленные в ней, отличаются неповторимым вкусом. Особенностями русской печи обусловлены такие черты нашей кухни, как приготовление блюд в горшках и чугунках, жарение рыбы и птицы крупными кусками, обилие тушеных и запеченных блюд, широкий ассортимент выпечных изделий.
Хлебосольство с глубокой древности стало характерной чертой нашего национального характера. Н. М. Карамзин писал: «Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях и доныне обыкновенное во всех славянских: так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков. Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением…»
Перечень русских национальных обрядов и традиций застолья очень велик. Богат и разнообразен набор блюд для этих застолий.
В программе обучения кулинарии не отводится отдельных часов на изучение русской национальной кухни, интерес же учащихся к ней велик.
Актуальность данного курса в том, что он поможет учащимся освоить приготовление блюд национальной кухни.
Цель деятельности: Развитие личности учащихся, приобщение к национальным традициям и обычаям.
Курс направлен на развитие познавательного интереса, углубление и расширение знаний как по предмету технология, так и по другим предметам (химия, биология)
Продолжительность курса: 9 часов
Режим проведения – традиционный.
Форма проведения – проектная деятельность, учебное исследование, практика.
В результате работы учащиеся должны знать:
- влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно – гигиенические требования к помещению кухни, столовой, к обработке пищевых продуктов;
должны уметь:
- выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребности организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, соблюдать правила хранения полуфабрикатов и готовых блюд;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов, приготовления блюд национальной кухни по готовым рецептам; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформлении приготовленных блюд.
Учебно – тематический план
Темы | Количество учебных часов |
теория | практика |
Вводное занятие «Кулинария на Руси» Квас и блюда на основе кваса Кисели (овсяный, молочный, ягодный) Супы (Щи, борщи, рассольники) Пироги
| 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 |
Итого: 9 часов
Программа
Вводное занятие. Понятие русской национальной кухни. История зарождения кулинарии на Руси. Особенности и традиции русской национальной кухни
Квас и блюда на основе кваса. Квас как национальный напиток. Приготовление кваса. Блюда на основе кваса. Окрошка сборная.
Кисели. Технология приготовления овсяного, молочного и ягодного киселей.
Супы. Технология приготовления зеленых щей.
Пироги. Способы приготовления теста (опарный, безопарный, быстрое). Начинки для пирогов и пирожков. Технология приготовления выпечки из быстрого теста
Темы проектов, предлагаемых учащимся во время прохождения курса:
- Традиционные блюда русской национальной кухни на именины.
- Традиционные блюда русской национальной кухни на свадьбу.
- Традиционные блюда русской национальной кухни на поминание.
Литература
- Ковалев Н. И., Усов В. В. Рассказы о тайнах домашней кухни: Справ. Изд. М.: Химия, 1993.
- Образцовая кухня. Составитель П. Ф. Симоненко.1991. Издательство «Голос». Репринт 1892 года. Москва.Мусская и. А. Домоводство,- Ижевск: ДОК, Урал-Би-Си, 1991.
- Домашняя кухня 92. Межинцентр. Журнал «Питание и общество»
- Мелехина С. И. Проектная деятельность учащихся 8-9 классов на уроках технологии: учебно – методическое пособие.- Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2003.
- Журналы «Хлебосол», «Скатерть - самобранка», «Селяночка» и др.
Предварительный просмотр:
Конкурсная развлекательная программа
"Домашние потешки!"
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья, гости званные да желанные! Вы присутствуете на игровой развлекательной программе "Домашние потешки!", в которой будут соревноваться 3 команды :
Представление команд.
Ведущий: А судить их выступление будет компетентное жюри в составе :
Представление жюри.
Ведущий: Итак, мы начинаем! Вот и первое испытание. По традиции доброй русской, сначала гостя в баньку водили, потом кормили и поили. И мы не будем отступать от этой традиции.
1 конкурс. "Баня"
Задания:
1. С помощью пантомимы изобразить "парилку", вместо жара да пара будет звучать весёлая музыка.
2. "Намылился" - конкурс мыльных пузырей: у кого самый большой, у кого дольше продержится.
Ведущий: Ну а после славной баньки приглашаем к самовару! Издавна на Руси любили чай и умели его искусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус, но и бодрящий тонизирующий напиток.
2 конкурс. "Чай из трав"
Задание: Приготовить травяной чай, рассказать о его целебных свойствах, представить жюри.
Ведущий:
Нашим девушкам заданье есть одно:
Показать должны они своё здесь мастерство.
Из клубочка надо узелки связать,
Быстро, аккуратно и время не терять.
3 конкурс. "Умелицы"
Задание: За 2 минуты набрать на спицы как можно больше петель (узлов). У кого больше?
Ведущий: С незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм. Замужние женщины надевали платки поверх головных уборов, девушки - непосредственно на голову. Носили платок и мужчины, повязывая им шею. Платки могут дополнить деловой костюм, украсить вечернее платье, согреть в холодный день. Это не только головной убор. Из одного, двух или нескольких платков можно сделать юбку, блузку или даже костюм.
Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,
Мы продолжим занимательный наш путь.
Надо в руки вам платочки сейчас взять
И скорее форму им придать.
4 конкурс. "Модельер"
Задание: Из платков, наши юные мастерицы, проявив фантазию и смекалку должны создать оригинальные костюмы.
Ведущий:
Ну-ка, девушки, скорее
Самобранку расстелите
И в тот час же чудо-блюдо
Вы жюри преподнесите.
5 конкурс. "Кулинарные способности"
Задание: Команды демонстрируют приготовленные блюда. Блюда и рецепты к ним красочно оформленные преподносят жюри. Жюри оценивает вкусовые качества и оформление.
Ведущий:
Следующий конкурс
Разрешите нам начать!
Капитаны отвечают,
Остальных прошу молчать.
Кто кулинарный термин
Без ошибки вслух произнесёт,
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.
6 конкурс. "Азбука кулинарии"
Задание:
1. Капитаны по очереди отвечают на вопросы:
- Ошпаривать названные в рецепте продукты кипятком или паром. (Бланшировать)
- Подсушенные и подрумяненные ломтики хлеба. (Гренки)
- Обжаривать продукты, погружая в жир наполовину или на одну треть. (Жарить во фритюре)
- Напиток из смеси фруктовых или ягодных отваров, соков и сахара. (Морс)
- Сладкое десертное блюдо, приготовленное из охлаждённой и взбитой в пену фруктовой массы. (Мусс)
- Обвалять в сухарях или муке. (Панировать)
- Верхний слой апельсиновой или лимонной кожуры. (Цедра)
- Резать узкими длинными полосками, соломкой, пластиками. (Шинковать)
- Смесь взбитого яйца, муки и жидкости (воды, молока, сметаны), разведённых до сметанообразного состояния. (Кляр)
2. Капитаны с завязанными глазами должны по запаху определить блюдо.
Ведущий: Да, друзья! Кухня - своего рода лаборатория. Особое чувство дома, домовитости создает его хозяйка. Женщина создает уют, несет радость, доброту, умение, которое даже самую скромную хижину может превратить в счастливый, светлый дом.
Ведущий:
Неприятности домашние
Подстерегают часто нас.
Вот посмотрите, как сейчас
Команды справятся у нас.
7 конкурс. "Что делать если :"
Задание: Предлагаются ситуации из которых девушки должны найти правильный выход, если
- посадили пятно на платье;
- пересолили мясо;
- сожгли новую блузку.
Ведущий:
Веселей берись за дело,
Так, чтоб всё вокруг запело.
Пусть никто не усидит,
Всех нас пляска подбодрит.
8 конкурс. "Затейницы"
Задание: Девушки показывают музыкальный номер любого жанра.
Ведущий:
Поспела новая игра -
Нелёгкое заданье.
Коромысло в руки взять пора
И проявить старанье.
9 конкурс. "Эстафета"
Задание: Участники берут в руки ложки (коромысла) и переносят в них воду наполняя стакан. Побеждает та команда в стакане у которой окажется больше воды за 2 минуты.
Ведущий:
Ну-ка, девчёнки, милые,
Благодарите вы гостей!
В щёки их вы расцелуйте,
Мы посмотрим, кто быстрей.
10 конкурс. "Поцелуй"
Задание: За определённое время (1 минута) собрать как можно больше поцелуев.
Ведущий:
Мы проверяли вас на славу.
И победители по праву
Похвал достойны. И награды
Командам здесь вручить мы рады.
Слово жюри. Вручение наград.
Ведущий:
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья,
Обеспечивший успех.
Скажем к слову, без усмешки:
Вывод есть у нас один,
Что домашние потешки
Заменяют витамин.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим вам: "До свиданья -
До счастливых новых встреч!"
Литература.
- Журнал "Затейник".
- "Календарь школьника".
- "Калейдоскоп школьных дел", Псков, 1998 г.
- "Школа и производство", 2002 г. №1, 2.
- "Последний звонок".
- Э.Ю. Глушкова, "Уроки вышивания", 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Комментарии
Методическая работа
Может быть полезно учителям технологии
Для начинающих учителей технологии
Для начинающих учителей технологии