Главные вкладки

    Занятия по цветоводству в коррекционной школе
    статья (технология) по теме

    Самофалова Оксана Алексеевна

    Значение уроков цветоводства для воспитания школьников с ограниченными возмодностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_zanyatiya_po_tsvetovodstvu.docx13.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятия по цветоводству и декоративному  цветоводству в коррекционной школе.

    Многие воспитанники коррекционной школы, имеющие глубокое нарушение интеллекта, сложный дефект, испытывают значительные трудности в овладении навыками по предметам «Швейное дело», «Слесарное дело», «Столярное дело». Такие дети обучаются по предмету «Цветоводство и декоративное цветоводство». Данный вид  деятельности  все более распространяется в коррекционных учреждениях образования как особое направление, способствующее не только развитию потенциальных способностей ребенка с нарушениями в развитии, но и формированию у него новой системы нравственных принципов и овладению стратегий гармоничных взаимоотношений с окружающей средой. Этот вид деятельности способствует формированию у учащихся системы научных и практических знаний и умений о мире природы, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде. Его можно отнести и к эколого-биологическому направлению в системе образования, поскольку формирует навыки экологического грамотного взаимодействия с живой природой. Преимущество его в том, что оно находится рядом, сосуществует с учащимися в рамках интерьера школьного здания, школьной территории.

    На занятиях по цветоводству ребенок испытывает чувство удовлетворенности и радости, когда видит итог своего труда. Этому способствует доступный вид предлагаемой деятельности, вполне конкретный осязаемый, социально одобряемый результат, который видят люди и восхищаются им. Все это легко организовать в процессе занятий цветоводством, так как эти занятия органично вплетены в жизнь. Поэтому сам по себе этот вид деятельности уже мотивирован.

    Ухаживая за цветами, дети убеждаются в необходимости ухода , и с каждым  занятием они не только овладевают новыми навыками и знаниями, но и все больше понимают значение своего труда, труд становится более целенаправленным. Необходимость обеспечить жизненные циклы растений сами диктуют и программу.

    Принцип построения программы опирается на целесообразность и органичность. Все виды деятельности распределены таким образом, чтобы они не отрывались от практических нужд, связанных,  во-первых, с объектами, их ассортиментом (комнатные растения в помещениях школы и насаждения в открытом грунте), во-вторых с сезонностью, в-третьих необходимостью обеспечить жизнь и процветание этим объектам. И все это становится дополнительным мотивом к освоению данного ремесла.

    Вся осень до заморозков посвящена сбору семян и природного материала, делению и пересадке многолетников, посадке луковиц, прополке цветников.

    Зимой больший акцент делается на комнатное цветоводство и декоративно-прикладное творчество: изготовление поделок из природного материала.

    Из года в год мы повторяем одно и то же, только на более высоком операционном уровне.  И дети прочно осваивают навыки по уходу за растениями, у них намного легче формируются представления о закономерностях развития растений, о производственной классификации (растения открытого грунта и комнатные, однолетние и многолетние), о морфологии (корень, стебель, лист).

    Реализуя программу, мы используем разные методы и приемы, показываем плакаты, видеофильмы, презентации. Но наибольшую результативность в освоении материала дает все-таки практическая деятельность. И никакая выполняемая учителем наглядность не заменит естественные объекты, и не работает так эффективно, как живой организм.

    Опыт показывает, что большая часть детей осваивает программу хорошо и приобретает необходимые навыки и умения по уходу за растениями. Полученные знания и навыки позволяют выпускникам рассчитывать на трудоустройство в озеленительном хозяйстве рабочими-озеленителями.

    В настоящее время особенно актуальны проблемы бережного отношения человека к природе, творческого использования ее богатств. Охрана природы – одна из основных обязанностей каждого гражданина нашей страны. Поэтому одной из задач педагога является привитие детям навыков культурного поведения в природе, формирование умения охранять и беречь ее богатства, что также можно успешно реализовать на занятиях по цветоводству.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие в 6 классе коррекционной школы 8 вида

    Данное занятие идет по разделу здоровый образ жизни. Тема открытого занятия "ПРИВЫЧКИ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ.".  В проведении занятия использовала одну из форм активного метода обучения - дискус...

    Занятие по конфликтологии в коррекционной школе (YIII вид)

    Разработка занятия по конфликтологии для старших классов коррекционной школы (YIII вид)...

    Музыкальное пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения).

    В материале представлено музыкально-методическое пособие для занятий по логоритмике в коррекционной школе-интернате VIII вида (в том числе для уроков музыки и пения)....

    Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

    Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

    Самоанализ. Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

    Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

    Структура занятия по логоритмике в коррекционной школе

    Логоритмика в коррекционной школе ( VIII вид, II вариант) показала свою эффективность. В статье описаны основные требования, предъявляемые к занятию по логоритмике, представлена его структура, приведе...

    "Хороший ли я друг" внеклассное занятие 6-7 класс коррекционной школы I-II вида.

    Конспект занятия предназначен для воспитателей работающих с детьми с ОВЗ среднего школьного возраста....