Главные вкладки

    Рабочая программа по технологии 5 класс
    рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

    Ботвенкина Оксана Николаевна

    Рабочая программа учебного курса технологии для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по технологии и программы курса технологии для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений автора Д.Д Симоненко (2007 года).

    Программа рассчитана на70 часов, в том числе на контрольные и практические работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc292.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Новоберезовская средняя общеобразовательная школа

    Утверждена приказом
    директором школы
    ____________ /Н.В. Зуйкиной/

    №___ от «__»________ 20___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ТЕХНОЛОГИЯ

    в 5 классе

    Учитель - разработчик: Ботвенкина О.Н.

       

    2012 г.


    Учитель: Ботвенкина О.Н.

                                         

    Предмет: ТЕХНОЛОГИЯ

    Класс: 5

    Программа:

    1. В.Д. Симоненко, Хохлова М.В. Технология: Программы начального и основного общего образования: Сборник – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192с.

    Учебник

    Автор: В.Д. Симоненко

    Название: Технология 5 класс

    Издательство: Вентана-Граф, 2007.  

    Количество часов в неделю:

    • по программе: 70
    • по учебному плану школы: 70
    • контрольные работы: 6
    • практические работы:30


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Статус документа

    Рабочая программа учебного курса технологии для 5 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы основного общего образования по технологии и программы курса технологии для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений автора Д.Д Симоненко (2007 года).

    Программа рассчитана на70 часов, в том числе на контрольные и практические работы.

    Тематическое планирование составлено на основе федерального компонента, государственного стандарта общего образования, примерной комплексной программы по технологии для 5-8 классов основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана 2004 года.

    Планирование рассчитано на 2 часа в неделю, всего 70 часов. Изучение учебного курса в 5 классе заканчивается проектной деятельностью. Контроль осуществляется в виде контрольных работ по разделам программы. Всего 6 контрольных работ.

    Структура документа

    Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

    Общая характеристика учебного предмета

    Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе.

    Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. В основной школе «Технология» изучается с 5-го по 8-ой класс данной ступени обучения.

    Отсутствие технологии в федеральном компоненте по новому Базисному учебному плану в 9-ом классе не позволяет обеспечить преемственность перехода учащихся от основного к профильному, профессиональному обучению, трудовой деятельности и непрерывному самообразованию.

    Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательного учреждения, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основной образовательной программы изучается в рамках Комплексной программы по технологии.

    Независимо от изучаемых технологий, содержанием комплексной программой предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

    • культура и эстетика труда;
    • получение, обработка, хранение и использование информации;
    • основы черчения, графики, дизайна;
    • элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
    • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;
    • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
    • проектная деятельность;
    • история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

    В комплексную программу включены разделы по сельскохозяйственному труду: Растениеводство», «Животноводство», а также базовые разделы по технологиям технического или обслуживающего труда: учащиеся изучают разделы «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Кроме того, программа содержит инвариантные разделы: «Черчение и графика», «Технологии ведения дома». Программой предусмотрены вводный урок и раздел «Проектная деятельность». Этот раздел изучается в конце года, в рамках которого предусмотрено выполнение учебного творческого проекта.

    Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с предметами биология и химия.

    Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу отбирается с учетом следующих положений:

    • распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

    • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

    • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

    • возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

    • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

    Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.  

    Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

    Отличительной особенностью программы является то, что процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение макетирования предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, экологическим и эргономическим требованиям. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

    Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но позволяет каждому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

    Особенности реализации программы в сельской школе.

    В сельской школе традиционно изучаются как технологии промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комбинированные программы, включающие разделы по агротехнологиям, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

    В связи с перераспределением времени между указанными разделами в программе уменьшены объем и сложность практических работ, которые предусмотрены для выполнения в рамках разделов по техническому и обслуживающему труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии.

    Комплексная программа использоваться в сельской школе, имеющей пришкольный участок. Комплексный учебный план составлен с учетом сезонности сельскохозяйственных работ. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Значительная часть проектных работ выполняется во внеурочное время, в том числе во время летней практики.

    Чтобы реализовать обязательный минимум содержания по разделам «Растениеводство» и «Животноводство», необходимо наличие учебно-материальной базы для практической деятельности школьников. Школьный учебно-опытные участок (УОУ), кабинеты биологии и сельского хозяйства являются основной базой для изучения растениеводства. Для изучения животноводства в качестве учебно-материальной базы  используются личные подсобные (ЛПХ) хозяйства родителей учащихся. В школе нет соответствующих условий для изучения животноводства, этот раздел дается ознакомительно, преимущественно в форме экскурсий.

    Цели

    Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
    • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
    • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
    • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
    • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

    Место предмета в базисном учебном плане

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 35 часов. 

    Рабочая программа разработана для обучения школьников с V по VIII класс с учетом использования времени национально-регионального компонента (35 часов в восьмом классе) и компонента образовательного учреждения (70 часов в девятом классе) и рассчитана на 350 часов. Часы, выделяемые из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения, представлены в примерном тематическом плане числом в скобках. В примерной программе выделен резерв свободного учебного времени в объеме 28 учебных часов или 12,5% в федеральном компоненте и 12 часов или 12,5% в национально-региональном компоненте и компоненте образовательного учреждения для учета местных условий реализации программы.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

    Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

    Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

    Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

    Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

    Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

    Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

    Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

    Специальные предметные умения

    В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

    Создание изделий из конструкционных
    и поделочных материалов

    Знать/понимать

    • методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов.

    Уметь

    • обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

    Создание изделий из текстильных
    и поделочных материалов

    Знать/понимать

    • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

    Уметь

    • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

    Черчение и графика

    Знать/понимать

    • технологические понятия: графическая документации, технологическая карта, чертеж, эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация.

    Уметь

    • выбирать способы графического отображения объекта или процесса; выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки; составлять учебные технологические карты; соблюдать требования к оформлению эскизов и чертежей.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    Технологии ведения дома

    Знать/понимать

    • характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.

    Уметь

    • планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.

    Результаты обучения

    Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать  - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся.

    Ожидаемые результаты обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для  создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;  умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.


    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Вводный урок (1ч.)

    Теоретические сведения. Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

    Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

    Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 5 класса (универсальная линия), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

    Растениеводство (18ч.)

    Основы аграрной технологии (осенние работы) (9 ч)

    Теоретические сведения. Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство. Понятие «аграрные технологии». Понятие «сельскохозяйственные культуры». Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая. Способы учета урожая. Понятие «система обработки почвы». Обработка почвы под овощные растения: основная, предпосевная и послепосевная (междурядная).

    Практические работы. Экскурсия на пришкольный участок. Изучение сельскохозяйственных растений в осенний период. Уборка и учет урожая лука репчатого. Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.

    Варианты объектов труда. Сельскохозяйственные растения. Урожай лука репчатого. Пришкольный участок.

    Основы аграрной технологии (весенние работы) (9ч.)

    Теоретические сведения. Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений, их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями. Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры, «чистый пар». Сроки и способы посева семян зеленных культур. Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней. Правила безопасной работы при опрыскивании растений. Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур. Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.

    Практические работы. Посадка рассады белокочанной капусты в открытый грунт. Прополка и прореживание всходов овощных растений. Подкормка ранней белокочанной и цветной капусты. Опрыскивание культурных растений для защиты их от вредителей и болезней.

    Варианты объектов труда. Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.

    Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (26)

    Создание изделий из древесины и древесных материалов (14ч.)

    Теоретические сведения. Древесина, пиломатериалы и древесные материалы.

    Последовательность работ по созданию изделий. Графическое изображение последовательности превращения заготовки в деталь. Сборочная единица. Технологический процесс. Операция. Переход. Установ. Технологическая карта. Разметка плоских деталей. Инструменты для разметки. Приемы разметки линий, окружностей. Разметка по шаблону. Виды пиления и пил. Конструкции зубьев пил для поперечного и продольного пиления древесины. Приемы пиления. Правила безопасной работы.

    Назначение операции строгания. Струги и их назначение (шерхебель, рубанок, фуганок). Ножи. Режущая кромка. Крепление и строгание заготовок на верстаке. Приемы и безопасность строгания.

    Виды отверстий и их назначение. Виды сверл. Устройство сверл. Устройство и назначение коловорота и дрели. Правильность установки сверла. Разметка отверстий. Приемы сверления коловоротом и дрелью с соблюдением правил безопасного труда.

    Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Правила безопасного труда. Виды клеев и их назначение. Подготовка склеиваемых поверхностей. Приемы и режимы склеивания. Правила безопасной работы.

    Зачистка изделий напильником и шлифовальной колодкой. Понятия «машина» и «механизм». Винтовой механизм зажима верстака. Назначение. Устройство. Принцип работы. Кинематическая схема. Виды типовых деталей, их связи (соединения) и условные графические изображения. Типовые соединения деталей.

    Практические работы. Изучение устройства и назначения столярного верстака и отработка приемов крепления заготовок из досок, брусков, фанеры, ДСП.

    Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов. Выбор материалов для творческого проекта.

    Ознакомление с заготовками, деталями, сборочными единицами.

    Ознакомление с графическим изображением последовательности превращения заготовки в деталь. Чтение простейшей технологической карты.

    Разметка плоских деталей по размерам с помощью линейки, угольника, рейсмуса, циркуля, шаблона. Разработка и разметка изделия, выбранного в качестве творческого проекта.

    Распиливание заготовок при изготовлении изделий из древесины. Выпиливание заготовок деталей по разметке. Пиление в стусле и с упором. Выпиливание деталей проектного изделия.

    Ознакомление со стругами. Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком. Крепление заготовок. Строгание заготовок, приемы и контроль качества. Строгание заготовок проектного изделия.

    Сверление отверстий в заготовках из древесины. Изучение устройства сверл. Закрепление сверла в коловороте и дрели. Разметка отверстий. Крепление заготовок и их сверление. Сверление деталей проектного изделия.

    Соединение деревянных деталей гвоздями, шурупами, склеиванием. Подготовка рабочего места, инструментов и приспособлений. Соединение деталей в проектном изделии.

    Изучение устройства и принципа работы винтового механизма зажима верстака. Изучение зубчатого механизма дрели.

    Придание окончательной формы проектному изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Защита творческого проекта.

    Варианты объектов труда. Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы пиломатериалов и древесных материалов. Графическая документация. Образцы разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеенных изделий, зачистки поверхности, лакирования изделий.

    Создание изделий из металлов и пластмасс (12ч.)

    Теоретические сведения. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

    Правила безопасного выполнения работ. Организация рабочего места. Слесарный верстак и тиски. Их устройство и назначение. Тонкие металлические листы, жесть и проволока. Их получение и применение. Графические изображения металлических изделий из листов и проволоки (эскиз, технический рисунок, чертеж). Развертка объемного изделия. Правила изображения. Проектирование и конструирование изделий. Макетирование. Последовательность изготовления изделия. Технологическая карта.

    Правка металлических листов и проволоки. Процесс правки в условиях мастерских и на производстве. Приемы ручной правки. Правила безопасного труда.

    Приемы разметки деталей из металлических листов и проволоки. Инструменты и приспособления для разметки. Резание жести и проволоки. Виды, устройство и применение слесарных ножниц. Приемы работ ножницами. Правила безопасного труда.

    Инструменты и приемы для резания проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Инструменты для зачистки.

    Процесс гибки металлических заготовок из листов и проволоки. Инструменты и приспособления для гибки. Приемы гибки. Гибка на оправках. Понятие о гибочных приспособлениях и штампах.

    Операции пробивания и сверления отверстий в тонких металлических листах. Применяемые инструменты и приспособления. Приемы выполнения отверстий. Правила безопасного труда.

    Соединение жести фальцевым швом. Примеры изделий с фальцевым швом. Последовательность выполнения фальцевого шва.

    Заклепочные соединения. Виды заклепок. Подбор длины заклепки. Последовательность выполнения заклепочного соединения и применяемые инструменты. Правила безопасного труда.

    Устройство и назначение сверлильного станка как технологической машины. Способы передачи движений. Движения резания и подачи. Их регулирование. Установка сверла в патрон. Приемы сверления. Правила безопасной работы на станке.

    Практические работы. Выбор изделия в качестве творческого учебного проекта из банка проектов. Изучение устройства и назначения слесарного верстака и тисков. Отработка приемов крепления тонких металлических листов и проволоки в тисках. Ознакомление со свойствами тонких металлических

    листов и проволоки.

    Графическое изображение металлических изделий из листов и проволоки. Вычерчивание развертки. Измерение и простановка размеров. Разработка конструкций (эскизов) изделия из жести и проволоки и выбор лучшего варианта, его графическое изображение с простановкой размеров. Изготовление из бумаги макета изделия.

    Составление простейшей технологической карты на изготовление изделия. Изображение и планирование последовательности создания изделия, выбранного в качестве творческого проекта.

    Правка заготовок из тонких металлических листов и проволоки. Выбор способа правки. Проверка качества правки. Разметка деталей из металлических листов и проволоки. Разметка по чертежу и по шаблону. Расчет длины заготовки. Правка и разметка деталей изделия. Вырезание заготовок из жести и проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Вырезание и зачистка деталей изделия (выбранного в качестве творческого проекта). Гибка заготовок из жести и проволоки в тисках и на оправке. Гибка и получение объемных изделий из жести. Разметка и гибка деталей изделия. Выполнение операций пробивания и сверления отверстий в жести. Изготовление изделий из жести с креплением деталей

    болтами и винтами. Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок. Разметка деталей. Выполнение фальцевого шва. Выполнение заклепочного соединения с соблюдением технологической

    последовательности. Изучение устройства сверлильного станка. Крепление сверла в патроне. Выполнение операций сверления (под контролем учителя).

    Варианты объектов труда. Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки, гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Образцы отделки готовых изделий.

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16ч.)

    Швейные материалы (2ч)

    Теоретические сведения. Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Полотняное переплетение нитей в ткани. Определение лицевой стороны ткани. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.

    Практические работы. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Определение долевой нити в ткани. Определение лицевой стороны тканей. Выбор материалов для проектного изделия.

    Варианты объектов труда. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

    Изготовление выкроек и раскрой (2ч)

    Теоретические сведения. Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Правила снятия мерок для изготовления выкройки швейного изделия. Изготовление выкройки швейного изделия копированием готовой выкройки, с помощью уменьшенного чертежа. Изготовление выкройки фартука с помощью чертежа. Способы моделирования фартука. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Понятие «декатирование». Способы раскладки выкроек на ткани в зависимости от модели, ширины ткани, вида рисунка. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя.

    Практические работы. Упражнения на копирование готовых выкроек, изготовление выкройки по уменьшенному чертежу, изготовление выкройки с помощью чертежа. Снятие мерок для изготовления выкройки проектного изделия. Изготовление выкройки проектного швейного изделия одним из известных способов. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.

    Варианты объектов труда. Чертежи и выкройки швейных изделий, которые можно обработать с помощью стачного шва

    и шва вподгибку (фартук, юбка, шорты, бермуды, лиф, купальник, платок, косынка, сумка-торба и др.) Ткань для проектного изделия.

    Пошив изделия (4ч)

    Теоретические сведения. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек. Приемы выполнения стежков. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.

    Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Ручные операции: перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывание детали; заметывание детали; сметывание детали. Условное обозначение операций. Способы контроля качества.

    Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Устройство бытовой швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Закрепление машинной строчки. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Регулирующие механизмы: регулятор длины стежка, клавиша шитья назад.

    Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Машинные операции: обметывание деталей, застрачивание шва, стачивание деталей. Условное обозначение операций. Способы контроля качества.

    Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Состав деятельности по выполнению операций влажно-тепловой обработки: приутюжить шов, разутюжить деталь, заутюжить шов. Условное обозначение операций. Способы контроля качества.

    Типовая последовательность изготовления швейных изделий без проведения примерки на примере базовых изделий. Окончательная обработка изделия. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.

    Критерии оценки изделия. Способы сопоставления с моделью по критериям. Выявление дефектов. Пути их устранения.

    Практические работы. Выполнение образцов: переноса линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывания срезов; сметывания, заметывания. Выполнение ручных работ на проектном изделии.

    Заправка швейной машины нитками; выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепок в начале и в конце строчки.

    Выполнение образцов машинного обметывания, стачивания, застрачивания. Выполнение машинных работ на проектном изделии.

    Выполнение влажно-тепловой обработки образцов и проектного изделия.

    Составление индивидуального плана изготовления проектного изделия. Изготовление проектного изделия по составленному плану. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.

    Варианты объектов труда. Образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия, которые можно обработать с помощью стачного шва и шва вподгибку (фартук, юбка, шорты, бермуды, лиф, купальник, платок, косынка, сумка-торба и др.).

    Декоративно-прикладное творчество (8 ч)

    Теоретические сведения. Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России. Промыслы, распространенные в регионе проживания. История вышивки. Вышивка в костюме и быте различных народов России. Материалы и инструменты, применяемые для

    вышивания. Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка. Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги. Заправка ткани в пяльцы. Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки. Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых, крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий. Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

    Практические работы. Выдвижение идей для выполнения творческого задания. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия или выбор модели из банка идей. Освоение приемов вышивки. Изготовление рисунков для вышивки вручную и/или с помощью ПЭВМ. Выполнение образцов вышивальных швов. Изготовление декоративных изделий.

    Варианты объектов труда. Образцы вышивки. Декоративные изделия с вышивкой: прихватки, подкладки под горячее, салфетки или игольницы.

    Черчение и графика (2ч.)

    Теоретические сведения. Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения чертежа. Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных

    работ.

    Практические работы. Изучение графической документации. Выполнение эскиза, чертежа и технического рисунка детали или изделия.

    Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи и технические рисунки.

    Технологии ведения дома (4ч.)

    Уход за одеждой и обувью (2ч)

    Теоретические сведения. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды из натуральных тканей. Ремонт одежды. Применение бытовой техники для ухода за одеждой.

    Практические работы. Выбор вида ухода за проектным изделием. Ремонт одежды.

    Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей. Образцы ремонта одежды.        

    Интерьер жилых помещении (2ч)

    Теоретические сведения. Понятие «интерьер». Оборудование кухни. Планировка кухни. Функциональные зоны кухни. Создание интерьера кухни. Санитарно-гигиенические работы на кухне. Кухонная утварь и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, бытовой техники, газовых плит, при работе с горячей жидкостью. Применение бытовой техники для мытья посуды и уборки помещений. Правила безопасного пользования бытовой техникой.

    Практические работы. Планировка кухни. Ознакомление

    с устройством и принципом действия электробытовых приборов. Подбор бытовой техники для кухни с учетом потребностей семьи. Генеральная уборка кухни.

    Варианты объектов труда. Школьный кабинет кулинарии. Кухонные посуда и инвентарь. Бытовая техника. План кухни.

    Проектная деятельность (4ч)

    Теоретические сведения. Понятие учебного творческого проекта по технологии. Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных или поделочных материалов. Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический,

    аналитический, их содержание. Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

    Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Изготовление проектного изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия. Презентация творческого проекта.

    Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: приспособление для съема яблок; подставка под горячее; подсвечник; обнова к лету и др.


    Тематическое планирование

    5 класс

    Тема

    Практические работы

    Варианты объектов труда.

    Дата

    Вводный урок (1ч.)

    1

    Технология как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Организация теоретической и практической частей урока.

    Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 5 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.

    Учебник «Технология» для 5 класса (универсальная линия), библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.

    Растениеводство (18ч.)

    Основы аграрной технологии (осенние работы) (9 ч) 

    2

    Основные задачи сельскохозяйственного производства.

    Практическая работа №1

    Экскурсия на пришкольный участок. Сельскохозяйственные растения в осенний период.

    Практическая работа №2

    Технология уборки лука репчатого.




    Практическая работа №3

    Определение механического состава почвы на пришкольном участке.

    Практическая работа №4

    Подготовка участка к осенней основной обработке почвы под огурцы и томаты.

    Сельскохозяйственные растения. Урожай лука репчатого. Пришкольный участок.

    3

    Отрасли сельского хозяйства: растениеводство и животноводство.

    4

    Понятие «аграрные технологии».

    5

    Понятие «сельскохозяйственные культуры».

    6

    Многообразие сельскохозяйственных растений и продолжительность их жизни.

    7

    Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, способ посадки, уборка урожая.

    8

    Способы учета урожая.

    9

    Понятие «система обработки почвы».

    10

    Обработка почвы под овощные растения: основная, предпосевная и послепосевная (междурядная).

    Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (26)

    Создание изделий из древесины и древесных материалов (14ч.)

    11

    Древесина, пиломатериалы и древесные материалы.

    Последовательность работ по созданию изделий. Графическое изображение последовательности превращения заготовки в деталь.

    Практическая работа №5

    Определение пород древесины, пиломатериалов и древесных материалов.

    Практическая работа №6

    Оборудование рабочего места и обработка приёмов крепления заготовок на верстаке.

    Практическая работа №7

    Чтение графического изображения изделия


    Практическая работа №8

    Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами и клеем.

    Практическая работа №9

    Выпиливание лобзиком, выжигание, зачистка и лакирование изделий из древесины.

    Столярный верстак. Образцы древесины различных пород. Образцы пиломатериалов и древесных материалов. Графическая документация. Образцы разметки, распиливания, строгания заготовок. Образцы сверления отверстий в заготовках. Образцы соединения деталей гвоздями, шурупами, склеенных изделий, зачистки поверхности, лакирования изделий.

    12

    Сборочная единица. Технологический процесс. Операция. Переход. Установ.

    13

    Технологическая карта. Разметка плоских деталей. Инструменты для разметки. Приемы разметки линий, окружностей. Разметка по шаблону.

    14

    Виды пиления и пил. Конструкции зубьев пил для поперечного и продольного пиления древесины.

    Приемы пиления. Правила безопасной работы.

    15

    Назначение операции строгания. Струги и их назначение (шерхебель, рубанок, фуганок).

    16

    Ножи. Режущая кромка. Крепление и строгание заготовок на верстаке.

    17

    Приемы и безопасность строгания.

    Виды отверстий и их назначение.

    18

    Виды сверл. Устройство сверл. Устройство и назначение коловорота и дрели.

    19

    Правильность установки сверла. Разметка отверстий. Приемы сверления коловоротом и дрелью с соблюдением правил безопасного труда.

    20

    Соединение деталей из древесины гвоздями, шурупами, склеиванием. Правила безопасного труда.

    21

    Виды клеев и их назначение. Подготовка склеиваемых поверхностей. Приемы и режимы склеивания. Правила безопасной работы.

    22

    Зачистка изделий напильником и шлифовальной колодкой. Понятия «машина» и «механизм».

    23

    Винтовой механизм зажима верстака. Назначение. Устройство. Принцип работы. Кинематическая схема.

    24

    Виды типовых деталей, их связи (соединения) и условные графические изображения. Типовые соединения деталей.

    Создание изделий из металлов и пластмасс (12ч.) 

    25

    Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.

    Правила безопасного выполнения работ. Организация рабочего места. Слесарный верстак и тиски. Их устройство и назначение. Тонкие металлические листы, жесть и проволока. Их получение и применение.

    Практическая работа №10

    Свойства тонких металлических листов и проволоки





    Практическая работа №11

    Резание металлического листа и проволоки





    Практическая работа №12

    Изучение устройства сверлильного станка

    Слесарный верстак и тиски. Образцы правки, разметки, резания, зачистки, гибки заготовок из тонколистового металла и проволоки, пробивания и сверления отверстий. Сверлильный станок. Образцы соединения деталей из тонколистового металла и проволоки фальцевым швом и с помощью заклепок. Образцы отделки готовых изделий.

    26

    Графические изображения металлических изделий из листов и проволоки (эскиз, технический рисунок, чертеж).

    27

    Развертка объемного изделия. Правила изображения. Проектирование и конструирование изделий. Макетирование. Последовательность изготовления изделия. Технологическая карта.

    28

    Правка металлических листов и проволоки. Процесс правки в условиях мастерских и на производстве. Приемы ручной правки. Правила безопасного труда.

    29

    Приемы разметки деталей из металлических листов и проволоки. Инструменты и приспособления для разметки. Резание жести и проволоки. Виды, устройство и применение слесарных ножниц. Приемы работ ножницами. Правила безопасного труда.

    30

    Инструменты и приемы для резания проволоки. Зачистка изделий из жести и проволоки. Инструменты для зачистки.

    31

    Процесс гибки металлических заготовок из листов и проволоки. Инструменты и приспособления для гибки. Приемы гибки. Гибка на оправках. Понятие о гибочных приспособлениях и штампах.

    32

    Операции пробивания и сверления отверстий в тонких металлических листах. Применяемые инструменты и приспособления.

    33

    Приемы выполнения отверстий. Правила безопасного труда.

    Соединение жести фальцевым швом. Примеры изделий с фальцевым швом. Последовательность выполнения фальцевого шва.

    34

    Заклепочные соединения. Виды заклепок. Подбор длины заклепки. Последовательность выполнения заклепочного соединения и применяемые инструменты. Правила безопасного труда.

    35

    Устройство и назначение сверлильного станка как технологической машины.

    36

    Способы передачи движений. Движения резания и подачи. Их регулирование. Установка сверла в патрон. Приемы сверления. Правила безопасной работы на станке.

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (16ч.)

    Швейные материалы (2ч)

    37

    Виды растительных волокон. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. Производство ткани.

    Практическая работа №13

    Выбор модели швейного изделия.

    Практическая работа №14

    Определение направления долевой нити в ткани


    Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей.

    38

    Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити в ткани. Полотняное переплетение нитей в ткани. Определение лицевой стороны ткани. Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств.



    Изготовление выкроек и раскрой (2ч)

    Практическая работа №15

    Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

    38

    Понятия «снятие мерок», «конструктивные линии», «моделирование». Правила снятия мерок для изготовления выкройки швейного изделия.

    Понятия «раскрой», «выкраивание». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою.



    Практическая работа №15

    Определение лицевой и изнаночной стороны ткани.

    Практическая работа №16

    Определение вида ткани. Выбор ткани для изделия.

    Чертежи и выкройки швейных изделий, которые можно обработать с помощью стачного шва и шва вподгибку (фартук, юбка, шорты, бермуды, лиф, купальник, платок, косынка, сумка-торба и др.) Ткань для проектного изделия.

    39

    Понятие «декатирование». Способы раскладки выкроек на ткани в зависимости от модели, ширины ткани, вида рисунка. Экономические требования. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки и раскроя.



    Пошив изделия (4ч)

    Практическая работа №17

    Снятие мерок и изготовление выкроек.

    40

    Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места.

    Правильная посадка. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка» и «шов». Виды ручных стежков и строчек.

    Практическая работа №17

    Снятие мерок и изготовление выкроек.

    Практическая работа №18

    Выкраивание деталей для образцов


    Практическая работа №19

    Изготовление образцов ручных швов.



    Образцы выполнения ручных и машинных операций. Швейные изделия, которые можно обработать с помощью стачного шва и шва вподгибку (фартук, юбка, шорты, бермуды, лиф, купальник, платок, косынка, сумка-торба и др.).

    41

    Приемы выполнения стежков. Способы контроля качества. Классификация ручных стежков.

    Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Ручные операции: перенос линий выкройки на детали кроя копировальным колесиком, прямыми стежками, с помощью булавок; обметывание детали; заметывание детали; сметывание детали. Условное обозначение операций. Способы контроля качества.

    42

    Правила безопасного труда при выполнении машинных работ. Организация рабочего места. Правильная посадка. Устройство бытовой швейной машины.

    43

    Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Закрепление машинной строчки. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Регулирующие механизмы: регулятор длины стежка, клавиша шитья назад.

    Декоративно-прикладное творчество (8 ч)

    Практическая работа №20

    Работа на швейной машине


    44

    Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Народные промыслы России.

    Практическая работа №20

    Работа на швейной машине


    Практическая работа №21

    Изготовление образцов машинных швов

    Практическая работа №22

    Проведение влажно-тепловых работ


    Практическая работа №23

    Выполнение образцов вышивальных швов

    Образцы вышивки. Декоративные изделия с вышивкой: прихватки, подкладки под горячее, салфетки или игольницы.

    45

    Промыслы, распространенные в регионе проживания. История вышивки.

    46

    Вышивка в костюме и быте различных народов России. Материалы и инструменты, применяемые для вышивания.

    47

    Правила безопасного труда. Организация рабочего места. Увеличение и уменьшение рисунка.

    48

    Подготовка ткани к работе. Перевод рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

    49

    Заправка ткани в пяльцы.

    Подготовка ниток мулине к работе. Закрепление рабочей нитки.

    50

    Технология выполнения ручных прямых, петельных, петлеобразных, косых, крестообразных стежков и швов на их основе. Окончательная обработка вышитых изделий.

    51

    Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий.

    Черчение и графика (2ч.)

    52

    Способы графического изображения изделия. Понятия «эскиз», «чертеж», «технический рисунок». Виды чертежей. Материалы, инструменты, приспособления для построения  чертежа.

    Изучение графической документации. Выполнение эскиза, чертежа и технического рисунка детали или изделия.

    Эскизы, чертежи и технические рисунки.

    53

    Масштаб. Организация рабочего места и правила безопасного выполнения чертежных работ.

    Технологии ведения дома (4ч.)

    Уход за одеждой и обувью (2ч)

    54

    Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды из натуральных тканей.

    Практическая работа №24

    Планировка кухни.



            

    Практическая работа №25

    Уход за одеждой.

    Ярлыки от одежды из хлопчатобумажных и льняных тканей. Образцы ремонта одежды.        

    55

     Ремонт одежды. Применение бытовой техники для ухода за одеждой.

    Интерьер жилых помещении (2ч)

    56

    Понятие «интерьер». Оборудование кухни. Планировка кухни. Функциональные зоны кухни. Создание интерьера кухни. Санитарно-гигиенические работы на кухне. Кухонная утварь и уход за ней.

    Планировка кухни. Ознакомление

    с устройством и принципом действия электробытовых приборов. Подбор бытовой техники для кухни с учетом потребностей семьи. Генеральная уборка кухни.

    Школьный кабинет кулинарии. Кухонные посуда и инвентарь. Бытовая техника. План кухни.

    57

    Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, бытовой техники, газовых плит, при работе с горячей жидкостью. Применение бытовой техники для мытья посуды и уборки помещений. Правила безопасного пользования бытовой техникой.


    Растениеводство (18ч)

    Основы аграрной технологии (весенние работы) (9ч.)

    58

    Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений, их применение.

    Практическая работа №26

    Подготовка семян огурцов, тыквы, кабачков к посеву




    Практическая работа №27

    Прополка и прореживание всходов овощных растений


    Практическая работа №28

    Подкормка ранней и цветной капусты

    Практическая работа №29

    Технология применения настоев и отваров для защиты растений от вредителей и болезней

    Практическая работа №30

    Посев семян календулы, бархатцев на пришкольном участке.

    Рассада белокочанной и цветной капусты. Всходы овощных растений.

    59

    Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы.

    60

    Правила безопасной работы с удобрениями.

    61

    Понятия «однолетние зеленные культуры», «предшествующие культуры, «чистый пар».

    62

    Сроки и способы посева семян зеленных культур.

    63

    Агротехнические, химические и биологические меры защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней.

    64

    Правила безопасной работы при опрыскивании растений.

    65

    Разработка учебных проектов по выращиванию сельскохозяйственных, цветочно-декоративных культур.

    66

    Профессии, связанные с технологиями выращивания культурных растений.

    Проектная деятельность (4ч)

    67

    Понятие учебного творческого проекта по технологии.

    Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Подбор материалов, инструментов и приспособлений, технологии выполнения. Выбор формы, цвета, размера изделия. Изготовление проектного изделия. Контроль процесса и качества изготовления изделия. Презентация творческого проекта.

    Творческие проекты, например: приспособление для съема яблок; подставка под горячее; подсвечник; обнова к лету и др.

    68

    Проектирование и изготовление личностно или общественно значимых изделий с использованием конструкционных, текстильных или поделочных материалов.

    69

    Этапы проектной деятельности: поисковый, технологический, аналитический, их содержание.

    70

    Анализ изделий из банка объектов для творческих проектов. Требования к готовому изделию.


    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
    ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

    Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

    В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

    Знать/ понимать

    • основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

    Уметь

    • рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства.

            


    Список литературы

    1. Андреева Р. П. Энциклопедия моды. — СПб., 2004.

    2. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5 класс: Пособие для учителей и учащихся. — М., 2004.

    3. Афиногечов Ю.Г., Приспособления для школьных мастерских и УПК (с альбомом чертежей). — М., 2000.

    4. Балдано И.Ц. Мода. ХХ век: Энциклопедия. — М., 2002.

    5. Бер джес Л. 50 узоров для вышивания крестиком. — Ярославль, 2002.

    б. Бешенков А.К. Раздаточные материалы по технологии (технический труд). 5—8 классы. — М., 2003.

    7. Бешечков А.К. Технология (технический труд). Технические и проектные задания для учащихся. 5—9 классы: Пособие для учителя. — М., 2004.

    8. Бешечков А.К., Казакевич В.М. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских технического труда. — М., 2002.

    9. Будур Н.В. Вышивка по канве и бисером (конец ХУIII — начало ХХ в.)—М., 2001.

    10. Бытовая техника в кулинарии / Сост. Н.К. Кисель, М.С. Некрасова. — Минск; Ростов н/Д, 1998.

    11. Гальчерин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. — М., 1999.

    12. Грицак Е.Н., Ткач МИ. История вещей от древности до наших дней. — М., 2003.

    13. Гусева Е.Н. Вышивальщица. Ручная и машинная вышивка. — Ростов н/д, 2001.

    14. детская поваренная книга: Энциклопедия для детей  /Авт.-сост. В.В. Иванова. — М., 2000.

    15. диагностика достижений учащихся по образовательной области «Технология» / Под ред. П.А. Петрякова. — Великий Новгород, 2001.

    16. Дидактика технологического образования: Книга для учителя  /Под ред. П.Р. Атугова. — М., 1997.

    17. Дубровин И.И. Все об обычном кофе. — М., 2000.

    18. Дубровин И.И. Все об обычном чае. — М., 1999.

    19. Дубровкн И.И. Все об обычных яйцах. — М., 1999.

    20. Еременко ТИ. Вышивка. Техники. Приемы. Изделия. — М., 2001.

    21. Еременко ТИ. Кружок вязания крючком. — М., 1984.

    22. Ермова В.В., Ермилова д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. — М., 2000.

    23. Жуковска.я В.И. и др. Учимся готовить экономно и вкусно.—М., 1993.

    24. Журавлева И.д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. — М., 2003.

    25. Изысканная вышивка гладью. М., 2006.

    26. Интерьер современной квартиры  /Сост. Р.Н. Башкевич, ТИ. Звездина, В.Е. Мельников, В.Б. Бурский. — 1998.

    27. Как шить красиво / Пер. О. Максименко. — М., 2000.

    28. Код Жаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. — М., 2005.

    29. Кожина О.А. Технология: Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских обслуживающего труда. — М., 2003.

    30. Косс М. Искусство вышивки. — М., 1997.

    31. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. — М., 1998.

    32. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. — М., 2004.

    33. Крылова Л.П. Ремонт и обновление одежды. — М., 1993.

    34. Кудрявцев Т.А. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М., 1991.

    35. Кулинария для всех / А.Т. Морозов и др. — М., 1988.

    36. Кулинарный словарь / Авт.-сост. Л.И. Зданович. — М., 2001.

    37. Н.Н. Интерьер квартиры: Справочное пособие по проектированию и декорированию. — М., 1999.

    38. Лебедева Л.И., Иванова Е.В. Метод проектов в продуктивном обучении 7/ Школьные технологии. — 2002.

    39. Лоуренс М., Ишон Я. Оригинальные идеи декора для вашего дома. — М., 2001.

    40. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М., 2000.

    41. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка крестом. — М., 2001.

    42. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. — Мозырь, 2000.

    43. Методика преподавания технологии / Под ред. В.д. Симоненко. — М., 2005.

    44. Мештян Р. Декоративная отделка квартиры. — М., 1989.

    45. Мир профессий: Человек — художественный образ. — М., 1987.

    46. Могильный Н.П., Ковалев В.М. Этюды о питании. Скатерть-самобранка. — М., 1991.

    47. Моисеенко Ю.Е. и др. Волшебный стежок. — М., 2000.

    48. Морозов А.Т. Сладкие блюда. — М., 1981.

    49. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье (Основы лоскутного шитья и традиции народного текстильного лоскута): Методическое пособие для учителя. — М., 2003.

    50. Народные художественные промыслы России: Каталог-альбом. — 2-е изд. — М., 2000.

    51. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М., 2000.

    52. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко.—М., 2000.

    53. Панина ТС., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения! Под ред. Т.С. Паниной. — М., 2006.

    54. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учит. и студ. пед. вузов. — М.,2005.

    55. Пирс Х. Объемная вышивка / Пер. с англ. — М., 2003.

    56. Пичугина ГБ. Основы ведения крестьянского хозяйства. Ученические проекты в школе. 5—11 классы.: Методическое пособие. — М., 2004.

    57. Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. — М., 2004.

    58. Салаты, холодные закуски / Сост. Л.И. Моисеева. — М., 2000.

    59. Сборник нормативно-методических материалов по технологии / Авт.-сост. А.В. Марченко, И.А. Сасова, М.И. Гуревич. — М.: Вентана-Граф, 2002.

    60. Смирнов В.А., Ефимов Б.А., Кульков О.В. Материаловедение для отделочных строительных работ. — М., 2004.

    61. Соломон З.Г Волокна из нефти и газа. — М., 1981.

    62. Справочник по трудовому обучению: Пособие для учащихся.5—7 классы. / Под ред. И.А. Карабанова. — М., 1992.

    63. Старостина Л.А., добросовестная Р.В. Рыбные блюда. — М., 1983.

    64. Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева. — М., 2005.

    65. Тапер Г Искусство сервировки. — М., 1996.

    66. Терешкович ТА. Модная вышивка. — М., 2003.

    67. Тереккович ТА. Словарь моды. — Минск, 2000.

    68. Технология: Сборник творческих проектов учащихся / Авт.-сост. В.д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2006.

    69. Труханова А. Т Технология женской и детской легкой одежды. — М., 2000.

    70. Украшения для блюд и напитков / Сост. К.В. Силаева. — СП6., 2001.

    71. Уолтон С. Цветовое оформление интерьера. — М., 2001.

    72. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы 7/ Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. — М., 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по технологии ( направление:" Технологии ведения дома ") для 5 класса с учётом требований ФГОС.

    Примерная пояснительная записка  к программе по технологии (направление: "Технологии ведения дома") для 5 класса с учётом требований ФГОС....

    Рабочая программа по технологии. Обслуживающий труд 5 класс по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской

    Рабочая программа по учебникам «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. Маркутской составлена на основе фундаментального ядра содержания предмета «Технология» в рамках на...

    Рабочая программа по Технологии (индустриальные технологии + сельскохозяйственные технологии) для учащихся 5 класса, ФГОС

    Рабочая программа по учебному предмету «Технология»  разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотрен...

    ПРОГРАММА мастер – класса для учителей технологии (технического труда) Красносельского района Санкт-Петербурга по теме: «Подготовка к урокам технологии в соответствии со ФГОС. Составление технологических карт по рабочим программам по технологии»

    Программа мастер-класса для учителей технологии по составлению разделов рабочих программ и технологических карт уроков в соответствии со ФГОС. Цель мастер-класса:  повышение профессионального уро...

    Рабочая Программа по технологии 5-8 классы (для неделимых классов) на основе программы Технология 5-8(9) Синица, Самородский

    Материал включает в себя нормативную базу документов, на основе которых составлена РП, роль учебного предмета Технология, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания предмета Технол...