программа по ФГОСТ 5 - 8 класс технология
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме
В материале представлена программа по технологии 5 -8 класс по новым ФГОСТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_po_tekhnologii_5-8_fgos_vosstanovlen.docx | 82.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
Муниципального образования Мостовский район
Рассмотрено Председатель МО _____________________ Ф.И.О «____» __________ 2013 г. | Согласовано Зам. директора по УР ______________ Ф.И.О «____» ________ 2013 г. | Утверждено Директор МБОУ ________________ Ф.И.О, «____»_______ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По технологии
Ступень обучения основное общее, классы 5 - 8
Количество часов 204 часа Уровень базовый
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по направлению «Технология ведения дома», составлена на основе программы по учебному предмету «Технология», подготовленной авторами-составителями А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.-М.: Вентана-Граф, 2012 г. Она основывается на федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитании и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.
Спецификой общеобразовательного учреждения является деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие личности учащихся в процессе социализации.
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» по направлению «Технология ведения дома» в системе основного общего образования являются:
- Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
- Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
- Формирование представлений о технологической культуре производства , развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;
- Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
- Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
- Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей:
- Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельностей:
- Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношение к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
- Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически, ориентированного мировоззрения, социально обоснованных, ценностных ориентаций.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляет им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применять в практической деятельности полученные знания.
Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использование материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Образовательными целями технологической подготовки школьников являются: формирование технической грамотности, технологической культуры, культуры труда, эстетики деловых, межличностных отношений, развитие созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально–трудовой адаптации в обществе.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
- Технологическая культура;
- Культура и эстетика труда;
- получение, обработка, хранение и использование технической информации;
- знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
- декоративно–прикладное творчество, проектно–исследовательская деятельность;
- распространённые технологии современного производства.
В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:
- с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
- функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
- устройство, сборка, управление и обслуживание средств производства( приборов, машин, механизмов);
- элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
- производительностью труда, реализацией продукции;
- информационными технологиями в производстве и сфере услуг.
Овладевают:
- навыками подготовки, организации планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда;
- навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
- навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
- Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
- Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготавливать изделия или получать продукты с использованием основных технологий;
- Умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающихся, его семьи и общества, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих предложений:
- распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
- Возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
- Выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных ,групповых или индивидуальных потребностей;
- Возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения , наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
- Возможность познавательного, интеллектуального, творческого ,духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. Основная форма обучения учебно – практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум материала.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предполагается в конце каждого года обучения. Учитель должен помочь ученикам выбрать проект для творческого проектирования, с учётом возрастных особенностей школьников.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,
КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет « Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной созданной людьми среды техники технологии, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (общеобразовательный) план школы включает 170 учебных часов.
В том числе: 5 и 6 класс – по 68 ч, из расчёта 2 часа в неделю,
7 класс – 34 ч, из расчёта 1 час в неделю.
С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе расширения прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
- формирование представление о социальных и этических аспектах научно-технического процесса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5-8 КЛАССЫ
Направление «Технологии ведения дома»
- Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровье сбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
- В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.
- При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
- При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
- При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
- Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
- В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.
- При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
- Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.
Раздел 1. Кулинария
Тема 1. Санитария и гигиена
- Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
- Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
- Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.
- Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
- Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.
Тема 2. Физиология питания
- Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.
- Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
- Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
- Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.
- Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолепти-ческие и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помошь при пищевых отравлениях.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
- Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.
- Составление меню из малокалорийных продуктов.
Тема 3. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки
- Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
- Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки.
- Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.
- Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания.
- Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.
- Требования к качеству готовых напитков.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Приготовление блюда из яиц.
- Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
- Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Тема 4. Блюда из овощей
- Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов.
- Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.
- Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях.
- Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения.
- Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей.
- Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
- Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.
- Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование). Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.
- Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Определение доброкачественности овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.
- Приготовление салата из сырых овощей.
- Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.
- Приготовление блюда из вареных овощей.
Тема 5. Блюда из молока и кисломолочных продуктов
- Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.
- Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.
- Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
- Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Приготовление молочного супа или молочной каши.
- Приготовление блюда из творога.
- Определение качества молочных блюд лабораторными методами.
Тема 6. Блюда из рыбы и морепродуктов
- Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки.
- Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы и рыбных консервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов.
- Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования.
- Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
- Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Определение свежести рыбы органолептическими и лабораторными методами.
- Определение срока годности рыбных консервов.
- Оттаивание и механическая кулинарная обработка свежемороженой рыбы.
- Механическая кулинарная обработка чешуйчатой рыбы.
- Разделка соленой рыбы.
- Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.
- Определение качества термической обработки рыбных блюд.
Тема 7. Блюда из птицы
- Виды сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества .птицы.
- Технология приготовления блюд из сельскохозяйственной птицы. Посуда и оборудование для тепловой кулинарной обработки птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.
Примерная тема практической работы
- Приготовление блюда из сельскохозяйственной птицы.
- Определение качества термической обработки блюд из птицы.
Тема 8. Блюда из мяса
- Значение и место мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества мяса. Условия и сроки хранения мяса и мясных полуфабрикатов.
- Оборудование и инвентарь, применяемые для механической и тепловой кулинарной обработки мяса. Технология приготовления мясных блюд.
- Принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам. Требования к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд к столу.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Определение качества мяса органолептическими методами.
- Определение качества мяса лабораторными методами.
- Приготовление мясных блюд (по выбору).
- Определение качества термической обработки мясных блюд.
Тема 9. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
- Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.
- Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.
- Способы варки макаронных изделий.
- Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
- Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши. Приготовление гарнира из макаронных изделий.
Тема 10. Заправочные супы
- Значение супов в рационе питания. Технология приготовления мясных бульонов, используемых для приготовления заправочных супов. Способы очистки бульона.
- Технология приготовления заправочных супов. Значение соотношения воды и остальных продуктов в супах. Оформление готового супа зеленью петрушки, укропа, зеленого лука. Оценка качества супа и подача его к столу.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Расчет количества мяса и других продуктов для приготовления супа на 6—8 человек.
- Приготовление заправочного супа.
Тема 11. Изделия из теста
- Виды теста. Просеивание муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами.
- Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.
- Технология приготовления пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий.
- Тесторезки, ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности.
- Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструмент для раскатки и разделки теста.
- Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Приготовление вареников с начинкой.
- Выпечка блинов.
- Выпечка кондитерских изделий из пресного слоеного теста.
- Выпечка изделий из песочного теста.
Тема 12. Сервировка стола. Этикет
- Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.
- Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта.
- Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжительность
- визита.
- Приглашения и поздравительные открытки.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Оформление стола к празднику. Организация фуршета.
Тема 13. Приготовление обеда в походных условиях
- Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных условиях.
- Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер пожарной безопасности. Экологические мероприятия. Индикаторы загрязнения окружающей среды.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Расчет количества и состава продуктов для похода.
- Контроль качества воды из природных источников.
- Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов
Тема 1. Свойства текстильных материалов
- Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон.
- Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях.
- Механические, физические, технологические, эксплуатационные свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Изучение свойств нитей основы и утка.
- Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.
- Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
- Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.
Тема 2. Элементы машиноведения
- Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобме-точных и вышивальных машин с программным управлением.
- Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
- Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
- Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани.
- Челночное устройство универсальной швейной машины. Порядок его разборки и сборки. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.
- Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.
- Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Намотка нитки на шпульку.
- Заправка верхней и нижней нитей.
- Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.
- Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
- Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
- Устранение неполадок в работе швейной машины.
- Чистка и смазка швейной машины.
Тема 3. Конструирование швейных изделий
- Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды.
- Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека.
- Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Выполнение эскизов национальных костюмов.
- Эскизная разработка модели спортивной одежды на основе чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом на основе цветовых контрастов.
- Снятие мерок и запись результатов измерений.
- Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам
Тема 4. Моделирование швейных изделий
- Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.
- Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Художественное оформление народной одежды. Связь художественного оформления современной одежды с традициями народного костюма. Определение количества ткани на изделие.
- Выбор модели изделия из журнала мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журналов. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.
- Поиск в Интернете современных моделей швейных изделий, построение выкроек, раскладка выкроек на ткани и расчет количества ткани на изделие с применением компьютерных программ.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Моделирование изделия.
- Расчет количества ткани на изделие.
- Копирование выкройки из журнала мод, проверка и коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.
- Подготовка выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.
Тема 5. Технология изготовления швейных изделий
- Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.
- Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.
- Правила выполнения следующих технологических операций:
- обработка деталей кроя;
- обработка застежек, карманов, поясов, бретелей, проймы и горловины;
- обметывание швов ручным и машинным способами;
- обработка вытачек с учетом их расположения на деталях изделия;
- обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;
- обработка низа швейного изделия ручным и машинным способами.
- Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.
- Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.
- Подшивание низа изделия потайными подшивочными
- стежками.
- Отработка техники выполнения соединительных, краевых и отделочных швов на лоскутках ткани.
- Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.
- Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
- Обработка деталей кроя.
- Скалывание и сметывание деталей кроя.
- Проведение примерки, исправление дефектов.
- Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
- Влажно-тепловая обработка изделия.
- Определение качества готового изделия.
Раздел 3. Художественные ремесла
Тема 1. Декоративно-прикладное искусство
- Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.
- Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.
- Экскурсия в музей.
Тема 2. Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства
- Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.
- Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.
- Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
- Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
- Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.
- Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.
- Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.
Тема 3. Лоскутное шитье
- Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
- Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).
- Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.
Тема 4. Роспись ткани
- История появления техники «узелковый батик». Материалы, красители и инструменты, используемые для выполнения узелкового батика. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Зависимость рисунка от способа завязывания, силы закручивания, толщины ткани, температуры красящего раствора и времени окрашивания. Особенности построения композиции в узелковом батике.
- Художественные особенности свободной росписи тканей. Колористическое построение композиции. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани.
- Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Изготовление логотипов для спортивной одежды.
Примерная тема лабораторно-практической работы Оформление изделий в технике «узелковый батик».
Тема 5. Вязание крючком
- Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.
Примерная тема практической работы
- Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.
Тема 6. Вязание на спицах
- Ассортимент изделий, связанных на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.
Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ
- Вязание образцов и изделий на спицах.
- Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.
Раздел 4. Оформление интерьера
Тема 1. Интерьер кухни, столовой
- Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
- Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.
- Декоративное оформление кухни изделиями собственного
- изготовления.
Примерная тема лабораторно-практической работы
- Выполнение эскиза интерьера кухни, детского уголка.
- Тема 2. Интерьер жилого дома
- Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры.
- Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и т. д. Систематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного труда в интерьере. Сближение форм материальной культуры в современном искусстве.
- Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.
- Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.
Примерная тема лабораторно-практической работы
- Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.
Тема 3. Комнатные растения в интерьере
- Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений в интерьере.
- Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство.
- Эстетические требования к составлению букета. Символическое значение цветов.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Эскиз интерьера с комнатными растениями.
- Эскиз приусадебного участка с декоративными растениями.
Раздел 5. Электротехника
Тема 1. Бытовые электроприборы
- Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
- Бытовая электропроводка. Электроустановочные изделия. Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению. Пути экономии электрической энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
- Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием.
- Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры.
Раздел 6. Современное производство и профессиональное
самоопределение
Тема 1. Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера
- Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Приоритетные направления развития техники и технологий. Влияние техники и новых технологий на виды и содержание труда. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
- Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Виды учреждений профессионального образования.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Экскурсия на предприятие легкой промышленности.
- Поиск информации о возможностях и путях получения профессионального образования и трудоустройства.
- Ознакомление по справочнику с массовыми профессиями.
Раздел 7. Технологии творческой и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность
- Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.
Примерные темы лабораторно-практических и практических работ
- Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
- Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
- Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
- Оформление интерьера декоративными растениями.
- Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).
- Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
- Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
- Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.
- Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.
- Проекты социальной направленности.
Тематическое планирование
Разделы и темы программы | Количество часов по классам | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
Вводный урок | 2 | 2 | 1 | 1 |
Технологии домашнего хозяйства (11ч) | 2 | 3 | 2 | 4 |
1.Интерьер кухни, столовой | 2 | - | - | - |
2. Интерьер жилого дома | - | 1 | - | - |
3. Комнатные растения дома | - | 2 | - | - |
4.Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере | - | - | 1 | - |
5. Гигиена жилища | - | - | 1 | - |
6. Экология жилища | - | - | - | 2 |
7. Водоснабжение и канализация в доме | - | - | - | 2 |
Электротехника (14 ч) | 2 | - | 1 | 11 |
Бытовые электроприборы | 2 | - | 1 | 6 |
Электромонтажные и сборочные технологии | - | - | - | 3 |
3. Электротехнические устройства с элементами автоматики | - | - | - | 2 |
Разделы и темы программы | Количество часов по классам | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
Кулинария (33ч) | 14 | 14 | 5 | - |
Санитария и гигиена на кухне | 1 | - | - | - |
Физиология питания | 1 | - | - | - |
Блюда из яиц, бутерброды и горячие напитки | 4 | - | - | - |
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий | 2 | - | - | - |
Блюда из овощей и фруктов | 4 | - | - | - |
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку | 2 | - | - | - |
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря | - | 4 | - | - |
Блюда из мяса | - | 4 | - | - |
Блюда из птицы | - | 2 | - | - |
Заправочные супы | - | 2 | - | - |
Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду | - | 2 | - | - |
Блюда из молока и кисломолочных продуктов | - | - | 1 | - |
Изделия из жидкого теста | - | - | 1 | - |
Виды теста и выпечки | - | - | 1 | - |
Сладости, десерты, напитки | - | - | 1 | - |
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет | - | - | 1 | - |
Создание изделий из текстильных материалов (52 ч) | 22 | 22 | 8 | - |
Свойства текстильных материалов | 4 | 2 | 1 | - |
Конструирование швейных изделий | 4 | 4 | 1 | - |
Моделирование швейных изделий | - | 2 | 1 | - |
Элементы машиноведения | 4 | 2 | 1 | - |
Технология изготовления швейных изделий | 10 | 12 | 4 | - |
Художественные ремесла (24 ч) | 8 | 8 | 8 | - |
Декоративно-прикладное искусство | 1 | - | - | - |
Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства | 3 | - | - | - |
Лоскутное шитье | 4 | - | - | - |
Вязание крючком | - | 4 | - | - |
Вязание спицами | - | 4 | - | - |
Ручная роспись ткани | - | - | 2 | - |
Вышивание | - | - | 6 | - |
Семейная экономика (6 ч) | - | - | - | 6 |
1. Бюджет семьи | - | - | - | 6 |
Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч) | - | - | - | 4 |
Сферы производства и разделение труда | - | - | - | 2 |
Профессиональное образование и профессиональная карьера | - | - | - | 2 |
Технологии творческой и опытнической деятельности (60 ч) | 18 | 18 | 9 | 7 |
Исследовательская и созидательная деятельность | 18 | 18 | 9 | 7 |
ВСЕГО: 204 часа | 68 | 68 | 34 | 34 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование модуля | Состав и предназначение оборудования | Количество | |
педагога | учащегося | |||
1 | Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога | 1.Персональный компьютер 2. Проектор мультимедийный, экспозиционный экран | 1 ед. 1 ед. | |
2 | Программно-методическое обеспечение | 1. Примерные программы основного общего образования 2. Рабочие программы по курсу 3. Календарно-тематическое планирование | 1 ед. 1 ед. 1 ед. | |
3 | Учебно-методическое обеспечение | 1.Учебник для 5 класса 2. Учебник для 6 класса 3. Учебник для 7 класса 4. Учебник для 8 класса | 1 ед. 1 ед. 1 ед. 1 ед. | 1 комплект на класс 1 комплект на класс 1 комплект на класс 1 комплект на класс |
4 | Наглядные пособия | 1. Электронные образовательные ресурсы | ||
5 | Специализированное оборудование | 1.Швейная машина 2. Утюг 3. Утюжильная доска 4. Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ 5.Манекен 6.Оверлог | 1 ед. | 6 шт 1 шт 1 шт 1 шт. 1 шт. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
- В сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретённых школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
- В приобретённом опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- В формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
- В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии призвано обеспечить:
- Становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нём; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
- Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
- Формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
- Приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыт познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.
Электротехника
Выпускник научится:
• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;
• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.
Технологии ведения дома
Кулинария
Выпускник научится:
• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;
• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;
• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;
• выполнять художественную отделку швейных изделий;
• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;
• определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
Выпускник получит возможность научиться:
• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
Современное производство и профессиональное самоопределение
Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.
Выпускник получит возможность научиться:
• планировать профессиональную карьеру;
• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;
• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;
• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы.
М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897.
- Примерные программы по учебным предметам Технология 5-9 классы: проект. –
2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 – 96 с. – «Стандарты второго поколения»
- Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192с.: ил.
- Поурочное планирование. Технология. В.Д. Симоненко
- Журналы «Школа и производство»
- Учебник «Технология» 5 – 8 классы под редакцией В.Д. Симоненко
Дополнительная литература
- «Энциклопедия шитья и рукоделия». Научное издательство, Москва 1998г.
- «Лоскуты», «ЭКСМ ПРЕСС», 1999г.
- «Дружные спицы», «ЭКСМ ПРЕСС», 1998г.
- «Любимые игрушки» «ЭКСМО Москва» 2007г.
- «Вяжем пледы», «Мир книги», 2006г
- «Школа вязания», Москва ЭКСМО, 2004г.
- «Этикет для девочек», Москва «Премьера», 1999г.
- «Основы кулинарии», Москва «Просвещение», 1993г.
- «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва «Просвещение», 1991г.
- «Забавные поделки», Москва «Просвещение», 1992г.
- «Вышивка. Первые шаги», Москва «ЭКСМО», 1997г.
- «Цветы и фрукты круглый год», Москва «Арт-Родник», 2007г.
- «Украшение из шелковых лент», Москва «Мир книги», 2007г.
- «вышивка лентами», Москва «Ниола-Пресс», 2008г.
- «Фантазии из шелковых лент», Москва «КОНТЕНТ», 2006г.
- Журналы по вязанию, вышивки крестом.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей МБОУ СОШ № 7 от ___________ 20__ года № 1 __________ М.В. Боднар
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Л.А. Кувшинова «___» ___________ 20__ года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку. и развернутое календарное планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 6 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету «Технология» 7 класс (девочки), по программе В. Д. Симоненко (Технология для учащихся общеобразовательных учреждений/В. Д. Симоненко, А.Т. Тищенко. П. С. Самородский; под ред. В. Д. Симоненко. – М. «Просвещение», 2007.)
Программа содержит пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....
Рабочая программа ФГОС 5 класс технология (девочки)
Рабочая программа разработана по примерной программе авторов: Синица, В.В. Симоненко, только для раздельных классов (мальчики отдельно, девочки отдельно)....
Рабочая программа в 7 классе. Технология.
Содержание программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все разделы и те...
Рабочие программы 5-8 класс технология универсальная линия Синица, Самородский
Рабочие программы 5-8 классы...
2023-2024 Рабочая программа 5-9 класс Технология
Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-9 класс...