программа по ФГОСТ 5 - 8 класс технология
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

В материале представлена программа по технологии 5 -8 класс по новым ФГОСТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_po_tekhnologii_5-8_fgos_vosstanovlen.docx82.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

 общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

Муниципального образования Мостовский район

Рассмотрено

Председатель МО

_____________________

Ф.И.О

«____» __________ 2013 г.

Согласовано

Зам. директора по УР

______________

Ф.И.О

«____» ________ 2013 г.

Утверждено

Директор МБОУ

________________

Ф.И.О,

«____»_______ 2013 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По    технологии

Ступень обучения основное общее,   классы 5 - 8

Количество часов   204 часа          Уровень      базовый

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Данная  рабочая программа по направлению «Технология ведения дома», составлена на основе программы по учебному предмету «Технология», подготовленной авторами-составителями А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.-М.: Вентана-Граф, 2012 г. Она основывается  на  федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.

             Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитании и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

             Спецификой общеобразовательного учреждения является деятельность, направленная на духовно-нравственное развитие личности учащихся в процессе социализации.

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» по направлению «Технология ведения дома» в системе основного общего образования являются:

  • Формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
  • Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
  • Формирование представлений о технологической культуре производства , развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;
  • Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми  приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
  • Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
  • Развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей:
  • Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельностей:
  • Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношение к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
  • Профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически, ориентированного мировоззрения, социально обоснованных, ценностных ориентаций.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

Особенностью предмета «Технология» является введение учащихся в мир духовной и материальной культуры. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляет им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применять в практической деятельности полученные знания.

Обучение школьников  технологии ведения дома строится на основе освоения  конкретных процессов преобразования и использование материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Образовательными целями технологической подготовки школьников являются: формирование технической грамотности, технологической культуры, культуры труда, эстетики деловых, межличностных отношений, развитие созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению и последующей социально–трудовой адаптации в обществе.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • Технологическая культура;
  • Культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и  использование технической  информации;
  • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • декоративно–прикладное творчество, проектно–исследовательская деятельность;
  • распространённые технологии современного производства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

  • с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
  • устройство, сборка, управление и обслуживание средств производства( приборов, машин, механизмов);
  • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
  • производительностью труда, реализацией продукции;
  • информационными технологиями в производстве и сфере  услуг.

Овладевают:

  • навыками подготовки, организации планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдение культуры труда;
  • навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
  • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
  • Навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
  • Умением разрабатывать учебный творческий проект, изготавливать изделия или получать продукты с использованием основных технологий;
  • Умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя  из необходимости учёта потребностей личности обучающихся, его семьи и общества, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих предложений:

  • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и  отражение в  них  современных научно-технических достижений;
  • Возможность освоения содержания курса на основе  включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
  • Выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных ,групповых или индивидуальных потребностей;
  • Возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения , наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
  • Возможность познавательного, интеллектуального, творческого ,духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения  и лабораторно-практические и практические работы. Основная  форма обучения  учебно – практическая деятельность. Приоритетными методами являются  упражнения, лабораторно-практические и практические работы. При  этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум материала.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предполагается в конце каждого года обучения. Учитель должен помочь ученикам выбрать проект для творческого проектирования, с учётом возрастных особенностей школьников.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей.  При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных  разделов.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА,

КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  Учебный предмет « Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир  искусственной созданной людьми среды техники технологии, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный (общеобразовательный) план школы включает 170 учебных часов.

В том числе:  5 и 6 класс – по 68 ч, из расчёта  2 часа в неделю,

         7 класс – 34 ч, из расчёта 1 час в неделю.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе расширения прикладных учебных задач;

- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

- совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

- формирование представление о социальных и этических аспектах научно-технического процесса;

- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

                   РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

             Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
 Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
•  опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

 Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

 Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
•  согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
 В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

 В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
 В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
 В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
 В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5-8 КЛАССЫ

Направление «Технологии ведения дома»

  • Новизной данной программы по направлению «Технологии ведения дома» является новый методологический подход, направленный на здоровье сбережение школьников. Эта задача может быть реализована прежде всего на занятиях по кулинарии. В данный раздел включены лабораторно-практические работы по определению качества пищевых продуктов как органолептическими, так и лабораторными методами с использованием химических реагентов экспресс-лаборатории. Эти занятия способствуют формированию у школьников ответственного отношения к своему здоровью, поскольку часто неправильное питание приводит к большому количеству серьезных заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.
  • В содержании данного курса сквозной линией проходит экологическое воспитание и эстетическое развитие учащихся при оформлении различных изделий: от кулинарных блюд до изделий декоративно-прикладного искусства.
  • При изучении всего курса у учащихся формируются устойчивые безопасные приемы труда.
  • При изучении темы «Конструирование и моделирование» школьники учатся применять зрительные иллюзии в одежде.
  • При изучении темы «Элементы машиноведения» учащиеся знакомятся с новыми техническими возможностями современных швейных, вышивальных и краеобметочных машин с программным управлением.
  • Тема «Свойства текстильных материалов» знакомит учащихся с новыми разработками в текстильной промышленности: волокнами, тканями и неткаными материалами, обладающими принципиально новыми технологическими, эстетическими и гигиеническими свойствами.
  • В раздел «Художественные ремесла» включены новые технологии росписи ткани, ранее не изучавшиеся в школе.
  • При изучении направления «Технологии ведения дома» наряду с общеучебными умениями учащиеся овладевают целым рядом специальных технологий.
  • Все это позволяет реализовать современные взгляды на предназначение, структуру и содержание технологического образования.

Раздел 1. Кулинария

Тема 1. Санитария и гигиена

  • Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений.
  • Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды.
  • Требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи. Санитарное значение соблюдения температурного режима и длительности тепловой кулинарной обработки продуктов для предупреждения пищевых отравлений и инфекций.
  • Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Определение набора безопасных для здоровья моющих средств для посуды и кабинета.
  • Проведение санитарно-гигиенических мероприятий в помещении кабинета кулинарии.

Тема 2. Физиология питания

  • Понятие о процессе пищеварения, об усвояемости пищи; условия, способствующие лучшему пищеварению; роль слюны, кишечного сока и желчи в пищеварении; общие сведения о питательных веществах.
  • Обмен веществ; пищевые продукты как источник белков, жиров и углеводов; калорийность пищи; факторы, влияющие на обмен веществ.
  • Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ, их содержание в пищевых продуктах; суточная потребность в витаминах, солях и микроэлементах.
  • Составление рациона здорового питания с применением компьютерных программ.
  • Понятие о микроорганизмах; полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты; органолепти-ческие и лабораторные экспресс-методы определения качества пищевых продуктов; первая помошь при пищевых отравлениях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Составление меню, отвечающего здоровому образу жизни.
  • Поиск рецептов блюд, соответствующих принципам рационального питания.
  • Составление меню из малокалорийных продуктов.

Тема 3. Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки

  • Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания и приготовления блюд из яиц. Оформление готовых блюд.
  • Продукты, употребляемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов, инструменты и приспособления для нарезки.
  • Особенности технологии приготовления и украшения различных видов бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.
  • Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, горячий шоколад). Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их вкусовые достоинства и способы заваривания.
  • Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао.
  • Требования к качеству готовых напитков.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Приготовление блюда из яиц.
  • Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов.
  • Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.

Тема 4. Блюда из овощей

  • Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах минеральных веществ, белков, жиров, углеводов, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов.
  • Свежемороженые овощи. Условия и сроки их хранения, способы кулинарного использования.
  • Влияние экологии окружающей среды на качество овощей. Методы определения качества овощей. Определение количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лабораториях, при помощи бумажных индикаторов в домашних условиях.
  • Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения.
  • Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей.
  • Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Правила обработки, обеспечивающие сохранение цвета овощей и содержания в них витаминов.
  • Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов продуктами, входящими в состав салатов и имеющими яркую окраску, и листьями зелени.
  • Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов (варка, жаренье, тушение, запекание, припускание, пассерование, бланширование).  Преимущества и недостатки различных способов варки овощей.
  • Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Определение доброкачественности овощей по внешнему виду и при помощи индикаторов.
  • Приготовление салата из сырых овощей.
  • Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов.
  • Приготовление блюда из вареных овощей.

Тема 5. Блюда из молока и кисломолочных продуктов

  • Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Химический состав молока.
  • Способы определения качества молока. Условия и сроки хранения свежего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой кулинарной обработки.
  • Технология приготовления молочных супов и каш. Посуда для варки молочных блюд. Оценка качества готовых блюд, подача их к столу.
  • Ассортимент кисломолочных продуктов и творожных изделий. Технология приготовления творога из простокваши без подогрева и с подогревом. Способы удаления сыворотки. Кулинарные блюда из творога, технология их приготовления.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Приготовление молочного супа или молочной каши.
  • Приготовление блюда из творога.
  • Определение качества молочных блюд лабораторными методами.

Тема 6. Блюда из рыбы и морепродуктов

  • Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хранения и кулинарной обработки.
  • Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороженой, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества рыбы и рыбных консервов. Маркировка рыбных консервов и пресервов.
  • Санитарные условия механической кулинарной обработки рыбы и рыбных продуктов. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачивание соленой рыбы. Способы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и кулинарного использования.
  • Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инструментов, посуды, применяемых при механической и тепловой кулинарной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.
  • Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Требования к качеству готовых блюд. Правила подачи рыбных блюд к столу.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Определение свежести рыбы органолептическими и лабораторными методами.
  • Определение срока годности рыбных консервов.
  • Оттаивание и механическая кулинарная обработка свежемороженой рыбы.
  • Механическая кулинарная обработка чешуйчатой рыбы.
  • Разделка соленой рыбы.
  • Приготовление блюд из рыбы и морепродуктов.
  • Определение качества термической обработки рыбных блюд.

Тема 7. Блюда из птицы

  • Виды сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества .птицы.
  • Технология приготовления блюд из сельскохозяйственной птицы. Посуда и оборудование для тепловой кулинарной обработки птицы. Способы разрезания птицы на части и оформление готовых блюд при подаче к столу.

Примерная тема практической работы

  • Приготовление блюда из сельскохозяйственной птицы.
  • Определение качества термической обработки блюд из птицы.

Тема 8. Блюда из мяса

  • Значение и место мясных блюд в питании. Понятие о пищевой ценности мяса. Органолептические и лабораторные экспресс-методы определения качества мяса. Условия и сроки хранения мяса и мясных полуфабрикатов.
  • Оборудование и инвентарь, применяемые для механической и тепловой кулинарной обработки мяса. Технология приготовления мясных блюд.
  • Принципы подбора гарниров и соусов к мясным блюдам. Требования к качеству готовых блюд. Подача готовых блюд к столу.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Определение качества мяса органолептическими методами.
  • Определение качества мяса лабораторными методами.
  • Приготовление мясных блюд (по выбору).
  • Определение качества термической обработки мясных блюд.

Тема 9. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

  • Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления крупяных рассыпчатых, вязких и жидких каш.
  • Кулинарные приемы приготовления блюд из бобовых, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.
  • Способы варки макаронных изделий.
  • Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров.
  • Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Приготовление рассыпчатой, вязкой или жидкой каши. Приготовление гарнира из макаронных изделий.

Тема 10. Заправочные супы

  • Значение супов в рационе питания. Технология приготовления мясных бульонов, используемых для приготовления заправочных супов. Способы очистки бульона.
  • Технология приготовления заправочных супов. Значение соотношения воды и остальных продуктов в супах. Оформление готового супа зеленью петрушки, укропа, зеленого лука. Оценка качества супа и подача его к столу.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Расчет количества мяса и других продуктов для приготовления супа на   6—8 человек.
  • Приготовление заправочного супа.

Тема 11. Изделия из теста

  • Виды теста. Просеивание муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Технология выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами.
  • Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.
  • Технология приготовления пресного слоеного теста. Влияние количества яиц, соли, масла на консистенцию теста и качество готовых изделий.
  • Тесторезки, ножи и выемки для формования теста. Условия выпекания изделий из пресного слоеного теста, способы определения готовности.
  • Рецептура и технология приготовления песочного теста. Влияние количества жиров и яиц на пластичность теста и рассыпчатость готовых изделий. Правила раскатки песочного теста. Инструмент для раскатки и разделки теста.
  • Фруктовые начинки и кремы для тортов и пирожных из песочного теста. Ароматизирование песочного теста ванилью, лимонной цедрой, лимонным соком, шоколадом и др. Формование и выпечка изделий из песочного теста (температура выпечки, определение готовности).

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Приготовление вареников с начинкой.
  • Выпечка блинов.
  • Выпечка кондитерских изделий из пресного слоеного теста.
  • Выпечка изделий из песочного теста.

Тема 12. Сервировка стола. Этикет

  • Особенности сервировки стола к завтраку, обеду, ужину, празднику. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами.
  • Подача готовых блюд к столу. Правила подачи десерта.
  • Эстетическое оформление стола. Освещение и музыкальное оформление. Культура использования звуковоспроизводящей аппаратуры. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях.  Время и продолжительность
  • визита.
  • Приглашения и поздравительные открытки.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Оформление стола к празднику. Организация фуршета.

Тема 13. Приготовление обеда в походных условиях

  • Расчет количества и состава продуктов для похода. Обеспечение сохранности продуктов. Соблюдение правил санитарии и гигиены в походных условиях. Кухонный и столовый инвентарь, посуда для приготовления пищи в походных условиях.
  • Природные источники воды. Способы обеззараживания воды. Способы разогрева и приготовления пищи в походных условиях. Соблюдение мер пожарной безопасности. Экологические мероприятия. Индикаторы загрязнения окружающей среды.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Расчет количества и состава продуктов для похода.
  • Контроль качества воды из природных источников.
  • Раздел 2. Создание изделий из текстильных материалов

Тема 1. Свойства текстильных материалов

  • Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон.
  • Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях.
  • Механические, физические, технологические, эксплуатационные свойства тканей, нитей, шнуров и нетканых материалов. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Изучение свойств нитей основы и утка.
  • Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.
  • Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.
  • Обнаружение нитей из химических волокон в тканях.

Тема 2. Элементы машиноведения

  • Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобме-точных и вышивальных машин с программным управлением.
  • Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.
  • Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.
  • Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани.
  • Челночное устройство универсальной швейной машины. Порядок его разборки и сборки. Устройство и работа механизма двигателя ткани. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки.
  • Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.
  • Назначение и конструкция различных современных приспособлений к швейной машине. Их роль в улучшении качества изделий и повышении производительности труда.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Намотка нитки на шпульку.
  • Заправка верхней и нижней нитей.
  • Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям, закрепление строчки обратным ходом машины.
  • Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.
  • Выполнение зигзагообразной строчки. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
  • Устранение неполадок в работе швейной машины.
  • Чистка и смазка швейной машины.

Тема 3. Конструирование швейных изделий

  • Классово-социальное положение человека и его отражение в костюме. Краткие сведения из истории одежды. Современные направления моды. Народный костюм как основа в построении современных форм одежды.
  • Роль конструирования в выполнении основных требований к одежде. Типовые фигуры и размерные признаки фигуры человека. Системы конструирования одежды. Краткая характеристика расчетно-графической системы конструирования. Основные точки и линии измерения фигуры человека.
  • Последовательность построения чертежей основы швейных изделий по своим меркам. Расчетные формулы, необходимые для построения чертежей основы швейных изделий.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Выполнение эскизов национальных костюмов.
  • Эскизная разработка модели спортивной одежды на основе чертежа швейного изделия с цельнокроеным рукавом на основе цветовых контрастов.
  • Снятие мерок и запись результатов измерений.
  • Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам

Тема 4. Моделирование швейных изделий

  • Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Зрительные иллюзии в одежде. Виды художественного оформления швейных изделий.
  • Способы моделирования швейных изделий. Выбор ткани и художественной отделки изделия. Художественное оформление народной одежды. Связь художественного оформления современной одежды с традициями народного костюма. Определение количества ткани на изделие.
  • Выбор модели изделия из журнала мод с учетом индивидуальных особенностей фигуры. Способы копирования выкройки из журналов. Проверка основных размеров выкройки по своим меркам и коррекция чертежа выкройки.
  • Поиск в Интернете современных моделей швейных изделий, построение выкроек, раскладка выкроек на ткани и расчет количества ткани на изделие с применением компьютерных программ.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Моделирование изделия.
  • Расчет количества ткани на изделие.
  • Копирование выкройки из журнала мод, проверка и коррекция выкройки с учетом своих мерок и особенностей фигуры.
  • Подготовка выкройки выбранного фасона швейного изделия к раскрою.

Тема 5. Технология изготовления швейных изделий

  • Ручные стежки и строчки. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.
  • Подготовка ткани к раскрою. Особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка или ворса. Инструменты и приспособления для раскроя. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань.
  • Правила выполнения следующих технологических операций:
  • обработка деталей кроя;
  • обработка застежек, карманов, поясов, бретелей, проймы и горловины;
  • обметывание швов ручным и машинным способами;
  • обработка вытачек с учетом их расположения на деталях изделия;
  • обработка верхнего края поясного изделия притачным поясом;
  • обработка низа швейного изделия ручным и машинным способами.
  • Сборка изделия. Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.
  • Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.
  • Подшивание  низа  изделия  потайными  подшивочными
  • стежками.
  • Отработка техники выполнения соединительных, краевых и отделочных швов на лоскутках ткани.
  • Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.
  • Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.
  • Обработка деталей кроя.
  • Скалывание и сметывание деталей кроя.
  • Проведение примерки, исправление дефектов.
  • Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.
  • Влажно-тепловая обработка изделия.
  • Определение качества готового изделия.

Раздел 3. Художественные ремесла

Тема 1. Декоративно-прикладное искусство

  • Знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны. Традиционные виды рукоделия: вышивка, вязание, плетение, ковроткачество, роспись по дереву и тканям и др. Знакомство с творчеством народных умельцев своего края, области, села. Инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах.
  • Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одежды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам.
  • Экскурсия в музей.

Тема 2. Основы композиции при  создании  предметов декоративно-прикладного искусства

  • Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и динамичная композиции.
  • Понятие о ритмической или пластической композиции, ее тональное решение. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении. Роль композиции, колорита, фактуры материала в художественном выражении произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Приемы стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих форм.
  • Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов. Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций, в изучении сочетания различных цветов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Выполнение статичной, динамичной, симметричной и асимметричной композиций.
  • Выполнение эскизов орнаментов для платка, резьбы по дереву и др.
  • Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов.
  • Создание композиции с изображением пейзажа для панно или платка по природным мотивам.

Тема 3. Лоскутное шитье

  • Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды.
  • Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты, приспособления, шаблоны для выкраивания элементов орнамента. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги (треугольник, квадрат, шестиугольник).
  • Изготовление швейного изделия в технике лоскутного шитья.

Тема 4. Роспись ткани

  • История появления техники «узелковый батик». Материалы, красители и инструменты, используемые для выполнения узелкового батика. Способы завязывания узелков и складывания ткани. Зависимость рисунка от способа завязывания, силы закручивания, толщины ткани, температуры красящего раствора и времени окрашивания. Особенности построения композиции в узелковом батике.
  • Художественные особенности свободной росписи тканей. Колористическое построение композиции. Инструменты и приспособления для свободной росписи. Подбор тканей и красителей. Приемы выполнения свободной росписи. Свободная роспись с применением солевого раствора. Закрепление рисунка на ткани.
  • Свободная роспись ткани с применением масляных красок. Изготовление логотипов для спортивной одежды.

Примерная тема лабораторно-практической работы Оформление изделий в технике «узелковый батик».

Тема 5. Вязание крючком

  • Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Технология выполнения различных петель. Раппорт узора и его запись.

Примерная тема практической работы

  • Изготовление образцов вязания крючком и сувениров.

Тема 6. Вязание на спицах

  • Ассортимент изделий, связанных на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Правила подбора спиц в зависимости от качества и толщины нити. Приемы вязания на двух и пяти спицах. Условные обозначения. Технология выполнения вязаных изделий.

Примерный перечень лабораторно-практических и практических работ

  • Вязание образцов и изделий на спицах.
  • Выполнение эскизов вязаных декоративных элементов для платьев.

Раздел 4. Оформление интерьера

Тема 1. Интерьер кухни, столовой

  • Общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Интерьер жилых помещений и их комфортность. Современные стили в интерьере.
  • Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере.
  • Декоративное оформление кухни изделиями собственного
  • изготовления.

Примерная тема лабораторно-практической работы

  • Выполнение эскиза интерьера кухни, детского уголка.
  • Тема 2. Интерьер жилого дома
  • Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенности интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни. Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материалов в отделке квартиры.
  • Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и т. д. Систематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного труда в интерьере. Сближение форм материальной культуры в современном искусстве.
  • Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.
  • Подбор современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.

Примерная тема лабораторно-практической работы

  • Выполнение   эскиза   планировки   городской   квартиры, сельского дома, детской комнаты.

Тема 3. Комнатные растения в интерьере

  • Роль комнатных растений в интерьере. Сочетание цвета и формы листьев и цветов комнатных растений с мебелью, обоями, общим цветовым решением комнаты. Размещение комнатных растений в интерьере.
  • Солнцелюбивые и теневыносливые растения. Влияние комнатных растений на микроклимат помещения. Проблема чистого воздуха. Оформление балконов, лоджий, приусадебных участков. Декоративное цветоводство.
  • Эстетические требования к составлению букета. Символическое значение цветов.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Эскиз интерьера с комнатными растениями.
  • Эскиз приусадебного участка с декоративными растениями.

Раздел 5.  Электротехника

Тема 1. Бытовые электроприборы

  • Применение электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту.
  • Бытовая электропроводка. Электроустановочные изделия. Электроосветительные и электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация. Подбор бытовых приборов по мощности и рабочему напряжению.  Пути экономии электрической энергии. Технические характеристики ламп накаливания и люминесцентных ламп дневного света. Их преимущества, недостатки и особенности эксплуатации.
  • Общие сведения о бытовых микроволновых печах, об их устройстве и о правилах эксплуатации. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Изучение безопасных приемов работы с бытовым электрооборудованием.
  • Рациональное размещение осветительных приборов и розеток на плане квартиры.

Раздел 6. Современное производство и профессиональное

самоопределение

Тема 1. Сферы производства, профессиональное образование и профессиональная карьера

  • Сферы и отрасли современного производства. Основные составляющие производства. Приоритетные направления развития техники и технологий. Влияние техники и новых технологий на виды и содержание труда. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
  • Профессии, связанные с технологиями обработки текстильных материалов и изготовлением швейных изделий. Виды учреждений профессионального образования.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Экскурсия на предприятие легкой промышленности.
  • Поиск информации о возможностях и путях получения профессионального образования и трудоустройства.
  • Ознакомление по справочнику с массовыми профессиями.

Раздел  7.  Технологии творческой и опытнической деятельности

Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность

  • Определение и формулировка проблемы. Поиск необходимой информации для решения проблемы. Разработка вариантов решения проблемы. Обоснованный выбор лучшего варианта и его реализация.

Примерные темы лабораторно-практических и практических работ

  • Сбор коллекции образцов декоративно-прикладного искусства края.
  • Изготовление изделия в технике лоскутного шитья.
  • Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства для украшения интерьера.
  • Оформление интерьера декоративными растениями.
  • Организация и проведение праздника (юбилей, день рождения, Масленица и др.).
  • Изготовление сувенира в технике художественной росписи ткани.
  • Блюда национальной кухни для традиционных праздников.
  • Изготовление сувенира или декоративного панно в технике ручного ткачества.
  • Эскизы карнавальных костюмов на темы русских народных сказок.
  • Проекты социальной направленности.

Тематическое  планирование

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

Вводный урок

2

2

1

1

Технологии домашнего хозяйства (11ч)

2

3

2

4

1.Интерьер кухни, столовой

2

-

-

-

2. Интерьер жилого дома

-

1

-

-

3. Комнатные растения дома

-

2

-

-

4.Освещение жилого помещения.

   Предметы искусства и коллекции в интерьере

-

-

1

-

5. Гигиена жилища

-

-

1

-

6. Экология жилища

-

-

-

2

7. Водоснабжение и канализация в доме

-

-

-

2

Электротехника (14 ч)

2

-

1

11

Бытовые электроприборы

2

-

1

6

Электромонтажные и сборочные технологии

-

-

-

3

3. Электротехнические устройства с элементами автоматики

-

-

-

2

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5

6

7

8

Кулинария (33ч)

14

14

5

-

Санитария и гигиена на кухне

1

-

-

-

Физиология питания

1

-

-

-

Блюда из яиц, бутерброды и горячие напитки

4

-

-

-

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

2

-

-

-

Блюда из овощей и фруктов

4

-

-

-

Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

2

-

-

-

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

-

4

-

-

Блюда из мяса

-

4

-

-

Блюда из птицы

-

2

-

-

Заправочные супы

-

2

-

-

Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду

-

2

-

-

Блюда из молока и кисломолочных продуктов

-

-

1

-

Изделия из жидкого теста

-

-

1

-

Виды теста и выпечки

-

-

1

-

Сладости, десерты, напитки

-

-

1

-

Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет

-

-

1

-

Создание изделий из текстильных материалов (52 ч)

22

22

8

-

Свойства текстильных материалов

4

2

1

-

Конструирование швейных изделий

4

4

1

-

Моделирование швейных изделий

-

2

1

-

Элементы машиноведения

4

2

1

-

Технология изготовления швейных изделий

10

12

4

-

Художественные ремесла (24 ч)

8

8

8

-

Декоративно-прикладное искусство

1

-

-

-

Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства

3

-

-

-

Лоскутное шитье

4

-

-

-

Вязание крючком

-

4

-

-

Вязание спицами

-

4

-

-

Ручная роспись ткани

-

-

2

-

Вышивание

-

-

6

-

Семейная экономика (6 ч)

-

-

-

6

1. Бюджет семьи

-

-

-

6

Современное производство и профессиональное самоопределение (4ч)

-

-

-

4

Сферы производства и разделение труда

-

-

-

2

Профессиональное образование и профессиональная карьера

-

-

-

2

Технологии творческой и опытнической деятельности (60 ч)

18

18

9

7

Исследовательская и созидательная деятельность

18

18

9

7

ВСЕГО: 204 часа

68

68

34

34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование модуля

Состав и предназначение оборудования

Количество

педагога

учащегося

1

Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога

1.Персональный компьютер

2. Проектор мультимедийный, экспозиционный экран

1 ед.

1 ед.

2

Программно-методическое обеспечение

1. Примерные программы основного общего образования

2. Рабочие программы по курсу

3. Календарно-тематическое планирование

1 ед.

1 ед.

1 ед.

3

Учебно-методическое обеспечение

1.Учебник для 5 класса

2. Учебник для 6 класса

3. Учебник для 7 класса

4. Учебник для 8 класса

1 ед.

1 ед.

1 ед.

1 ед.

1 комплект на класс

1 комплект на класс

1 комплект на класс

1 комплект на класс

4

Наглядные пособия

1. Электронные образовательные ресурсы

5

Специализированное оборудование

1.Швейная машина

2. Утюг

3. Утюжильная доска

4. Инструменты и приспособления для выполнения ручных работ

5.Манекен

6.Оверлог

1 ед.

 6 шт

1 шт

1 шт

1 шт.

1 шт.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»

 Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

 Общие результаты технологического образования состоят:

  • В сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретённых школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
  • В приобретённом опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • В формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
  • В готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

  • Становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нём; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
  • Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  • Формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
  • Приобретение учащимися опыта созидательной и творческой  деятельности, опыт познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков  ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Технологии обработки конструкционных и поделочных материалов

     Выпускник научится:

• находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;

• читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;

• выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов.

Выпускник получит возможность научиться:

• грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;

• осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющих инновационные элементы.

     Электротехника

     Выпускник научится:

• разбираться в адаптированной для школьников технико-технологической информации по электротехнике и ориентироваться в электрических схемах, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации электрифицированных приборов и аппаратов, составлять простые электрические схемы цепей бытовых устройств и моделей;

• осуществлять технологические процессы сборки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с учётом необходимости экономии электрической энергии.

     Выпускник получит возможность научиться:

•  осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

     Технологии ведения дома

     Кулинария

     Выпускник научится:

• самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.

     Выпускник получит возможность научиться:

• составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

• применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

• экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;

• определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;

• выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

     Выпускник научится:

• изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

• выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.

    Выпускник получит возможность научиться:

• выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

• использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и исправлять дефекты швейных изделий;

• выполнять художественную отделку швейных изделий;

• изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

• определять основные стили в одежде и современные направления моды.

     Технологии исследовательской, опытнической и проектной деятельности

     Выпускник научится:

• планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

• представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

     Выпускник получит возможность научиться:

• организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

• осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку цены произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

     Современное производство и профессиональное самоопределение

     Выпускник научится построению 2—3 вариантов личного профессионального плана и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов и возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда.

     Выпускник получит возможность научиться:

• планировать профессиональную карьеру;

• рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства;

• ориентироваться в информации по трудоустройству и продолжению образования;

• оценивать свои возможности и возможности своей семьи для предпринимательской деятельности.

Нормативные документы

1. Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897

2. Примерные  программы  по учебным  предметам.  Технология. 5-9 классы.  

М.: Просвещение,  2011. (Стандарты второго  поколения).

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897.

  1. Примерные программы по учебным предметам Технология 5-9 классы: проект. –

2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010 – 96 с. – «Стандарты второго поколения»

  1. Технология. Технологии ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192с.: ил.

  1.     Поурочное планирование. Технология. В.Д. Симоненко
  2. Журналы «Школа и производство»
  3. Учебник «Технология» 5 – 8 классы под редакцией  В.Д. Симоненко

Дополнительная литература

  1. «Энциклопедия шитья и рукоделия». Научное издательство, Москва 1998г.
  2. «Лоскуты», «ЭКСМ ПРЕСС», 1999г.
  3. «Дружные спицы», «ЭКСМ ПРЕСС», 1998г.
  4.    «Любимые игрушки»  «ЭКСМО Москва» 2007г.
  5. «Вяжем пледы», «Мир книги», 2006г
  6. «Школа вязания», Москва ЭКСМО, 2004г.
  7. «Этикет для девочек», Москва «Премьера», 1999г.
  8. «Основы кулинарии», Москва «Просвещение», 1993г.
  9. «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва «Просвещение», 1991г.
  10. «Забавные поделки», Москва «Просвещение», 1992г.
  11. «Вышивка. Первые шаги», Москва «ЭКСМО», 1997г.
  12. «Цветы и фрукты круглый год», Москва «Арт-Родник», 2007г.
  13. «Украшение из шелковых лент», Москва «Мир книги», 2007г.
  14. «вышивка лентами», Москва «Ниола-Пресс», 2008г.
  15. «Фантазии из шелковых лент», Москва «КОНТЕНТ», 2006г.
  16. Журналы по вязанию, вышивки крестом.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей

МБОУ СОШ № 7

от ___________ 20__  года

№ 1  

__________ М.В. Боднар

   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________   Л.А. Кувшинова   

«___» ___________ 20__  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ФГОС 5 класс технология (девочки)

Рабочая программа разработана по примерной программе авторов: Синица, В.В. Симоненко, только для раздельных классов (мальчики отдельно, девочки отдельно)....

Рабочая программа в 7 классе. Технология.

   Содержание программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все разделы и те...

2023-2024 Рабочая программа 5-9 класс Технология

Рабочая программа основного общего образования по технологии (мальчики) 5-9 класс...