Главные вкладки

    Открытый урок "Лоскутная кукла"
    методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

    Кислицына Ираида Анатольевна

    Урок был проведен в 8 классе: раздел "Рукоделие", блок "Лоскутная пластика".Прилагается презентация. Сценарий урока можно использовать и для внеклассного мероприятия

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство образования РФ

    Комитет по вопросам образования

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа №11

    Урок технологии «Лоскутная кукла»

                               

                                                                  Разработала: учитель технологии

                                                                            высшей квалификационной категории

                                                                  Кислицына Ираида Анатольевна

    г Березники 2009г.

    План-конспект урока технологии в 8 классе

    Раздел: «Рукоделие. Лоскутная пластика»

    Тема урока: «Лоскутная кукла»

    Цели:

    Обучающие:

    - использование регионального компонента программы;

    - ознакомить учащихся с историей возникновения лоскутной куклы;

    - ознакомить с функциональным назначением лоскутной куклы;

    - научить крутить тряпичную куклу.

    Развивающие:

    - развивать познавательно-исследовательские навыки учащихся в области лоскутного шитья;

    - развивать интерес к Русским обычаям и традициям;

    - развивать творческий подход к выполнению работы и кругозор школьников;

    - расширить познания в области этнографии.

    Воспитывающие:

    - воспитывать усидчивость, аккуратность, бережливость.

    Методы обучения:

    - наглядно-иллюстративный (мультимедийная презентация, инструкционные карты, образцы кукол, проекты учащихся прошлых лет);

    - словесные (рассказ, беседа, объяснение, фольклорные песни, инструктаж);

    - поисковый (сообщения учащихся, сбор материала для презентации);

    - репродуктивный (практическая работа).

    Межпредметные связи: история, литература, музыка.

    Материально-техническое оснащение:

    -мультимедиа установка, наглядные пособия, материалы и инструменты (ткань, вата или синтепон, нитки, ножницы).

    Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.

    Форма организации познавательной деятельности учащихся: урок  или мастер-класс (внеклассное занятие).

    Методы проверки ключевых компетенций учащихся: компьютерное

    тестирование, устный опрос, выполнение и анализ практической работы.

    Словарь (на доске):

    - головные уборы: кокошник, сорока, повойник, корона, перевязка;

    - одежда: панёва, запон (завеса), сарафан, душегрея.

    Ход учебного занятия (2*40)мин.

    1. Организационный момент.

    - проверка готовности учащихся к уроку;

    - приветствие (слайд 1);

    - отметка отсутствующих.

    2. Объяснение нового материала.

    - сообщение темы урока (слайд 2);

    - сообщение целей урока (слайд 3).

    - Хочется вам задать вопрос: «С какой целью мы изучаем эту тему? (слайд 4). Зачем мы изучаем лоскутную технику, отрабатываем техники и приёмы лоскутного шитья, учимся крутить кукол, изготавливаем изделия в этой технике?»

    - ответы учащихся (Это интересно, хочется узнать, как раньше жили, какие были вещи, чем занимались люди, какие обычаи и традиции были раньше и т.д.)

    Обобщаю ответы: щелчок 1. знакомство с истоками русского народного прикладного творчества щелчок  2. использование русских традиций в современной жизни.

    - Куклы из тряпочек шили-крутили наши бабушки - прабабушки (слайд5). Кукла в те далёкие времена служила не только игрушкой, но и оберегом и имела магическое значение (слайд 6). Интерес к русской традиционной кукле сегодня проявляется в том, что музеи собирают их для своих экспонатов (слайд 7), мастера прикладного творчества изучают традиции и пытаются на их основе рождать новые образы, а девочкам просто нравятся тряпичные куклы – альтернатива пластмассовым барби.

    -На дом вам было дано задание: найти информацию о лоскутной кукле (в Интернете или в книгах, спросить у мам и бабушек), при возможности принести её на электронном носителе. В процессе урока мы воспользуемся  подготовленной вами информацией.

    - Сегодня в проведении урока мне будут помогать девочки, которые подготовили сообщение, послушаем их:

    1-я ученица: Маленькие дети (до 4-5 лет) играли с куклами обязательно все, и девочки, и мальчики. Но традиция ролевой игры в куклы ориентирована, конечно, на девочку. У русских девочек было очень много кукол, часто далеко не один десяток. Они были разные - из соломы, лыка, льняной кудели, но самые любимые были куклы, сшитые из лоскутков, одетые в старинные костюмы или в современную модную одежду. Девочки для игры имели не только кукол, но и целое кукольное хозяйство - маленькие точные копии тех предметов, которые окружали их в родном доме, среди них обязательно кукольную постель, а часто и всё её приданое. Часть кукол и кукольных вещей девочки делали сами, осваивая, при этом, основы женского мастерства. Трудолюбие и дружелюбие закладывалось с детства, т.к. не было возможности похвастаться чужим трудом, как у современных детей - дорогой игрушкой купленной мамой или папой, всё делалось своими руками. Русские дети имели много разных игрушек, но особое место занимала кукла. Истоки традиции изготовления куклы находятся в самых древнейших периодах истории нашего народа, и эта традиция была наиболее значимой. Ребенок еще не успел родиться, а его уже ждала первая кукла, сделанная руками будущей мамы по древним правилам и поверьям без ножниц и иглы, только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания, чтобы жизнь у ребенка в будущем была « не  колотая и не резаная », а счастливая. Как только ребенок родился, эту куклу сразу клали к нему в колыбельку на счастье. Она оберегала его от дурного глаза. Подросший ребенок получал другую куклу - младенца, которого надо было разворачивать и заворачивать, развивая при этом детские пальчики и ручки.

    2-я ученица: Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка (слайд 8).Матерчатая кукла – простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в неё лентой и наряд из пёстрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ. Умение ребёнка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Игрушки никогда не оставляли на улице (слайд 9), не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки, клали в приданое. В иных семьях их до ста штук насчитывалось. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Относились к игре серьёзно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни (слайд 10).

    Спасибо девочки за интересный рассказ,  я продолжу:

          - Вы уже обратили внимание, что у кукол нет лица? Кто знает почему?

    - ответы детей (не было красок, не умели красиво рисовать…)

    - Лоскутная кукла - традиционная русская игрушка. Традиционные тряпичные куклы безлики. Лицо, как правило, оставалось белым. В этом есть глубокий смысл. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит,  безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Кроме этого, куклу использовали  в различных обрядах (в каких, узнаем позже…).

    - Итак, ещё раз подчеркнём: для чего предназначалась, где использовалась и какую роль играла кукла в те далёкие времена (слайд11) (записать в тетрадь):

    Функциональное назначение куклы

         Игровые – Закрутка (Столбушка)

         Обереги – Акань, Любава, Капустка, Пеленашка, Неразлучники

         Обрядовые – Масленица, Параскева - пятница, Коза колядочная, Крупеничка

    -Играя в куклы, дети приобщались к корням и проигрывали народные обряды в кукольных забавах. Давайте послушаем девочек, которые узнали о магическом действии некоторых кукол (сообщения девочек с места и просмотр  слайдов):

    1. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Такая кукла называлась «Баба» – женское божество. Она передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага.
    2. (слайд 12) Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. На свадьбу дарили оберег «Неразлучники». Куклы (муж и жена) наряженные в красные ситцевые лоскуты крепились на одной палочке, т.е. были неразлучны. Люди верили, что такая семья будет крепкой и счастливой. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была «принародно» посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нём маленькая куколка. Это могла быть кукла «Десятиручка», помогающая девушке в хозяйстве, чтобы женщина всё успевала, и всё у неё ладилось или «Мамочка с детками» – символ изобилия, семейного счастья.
    3. (слайд 13) Куколку «Параскева-пятница»- покровительницу рукодельниц мама крутила вместе с дочкой в 6-7 лет. В те времена девочек рано учили рукоделию (прясть, вязать, вышивать). К 14-15 годам они должны были приготовить себе приданое. Эта кукла помогала освоить мастерство.
    4.  У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была кукла «Коза колядочная». Делалась она из мочала в Рождество: заплетались косы с бубенчиками, а спереди борода. Когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником – куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме.
    5. (слайд 14) У каждого новорождённого дитя была в колыбельке яркая куколка «Пеленашка», охраняющая младенца от « дурного глаза».
    6.  Кукла «Капустка» - оберег семейного очага и благосостояния семьи. Считалось, чем больше будет грудь, тем уровень благосостояния будет выше.
    7. (слайд 15-16) «Зерновушка» или «Крупеничка» делалась после сбора урожая, чтобы в доме было сытно и богато. Внутрь полотняного мешочка насыпалась крупа (греча, перловка) или зерно. Запасов должно было хватать до следующего урожая. Наподобие делалась кукла «Стригушка» - из стриженых лечебных трав, которыми набивали мешочек. Использовалась в лечебных целях (обрядах исцеления).
    8. (Слайд 17-18) Кукла «Столбушка» или «Закрутка» считалась игровой.  Их крутили детям мамы, старшие сёстры (об этом нам рассказали девочки в сообщении).

    - Какие обряды с использованием куклы вы можете назвать?

    -Ответы детей (старинный праздник Масленица, обряд сожжения куклы на костре – символизирует смену зимы весной).

    Спасибо девочки. А теперь давайте запишем кратко полученную информацию (слайд 19).

    • «Неразлучники» - свадебный оберег
    • «Параскева-Пятница» - покровительница рукоделия
    • «Капустка» - символ благосостояния семьи
    • «Пеленашка» - оберег детской кроватки
    • «Столбушка» (закрутка)- игровая кукла
    • «Крупеничка»- символизирует достаток в доме, хранит силу урожая

            - Вот такие были куклы. Это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что всё это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.

            Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу – прекрасному образу девичества (демонстрация коллекции  тряпичных кукол).

            Вы уже наверно обратили внимание, что все куклы в разных костюмах? (слайд 20). Одежда  куклы отражает  женский наряд разных возрастных и социальных категорий (слайд 21).  Народный русский костюм – это один из видов прикладного творчества. На куклах разных губерний можно увидеть различные русские народные костюмы (слайд 22).  Костюму крестьянок Рязанской губернии свойственно буйство красок Кукла одета в традиционную панёву (распашную юбку) с прошвой, которая всегда богато украшена, в рубаху с вышитыми рукавами, и обязательно (слайд 23) женский головной убор «сорока» с вышитым очельем и сзади убора бисерный позатылен. А в северных губерниях (слайд 24) традиционный сарафан, запон (передник), твёрдый кокошник, отделанный сеткой-поднизью из белого и прозрачного бисера. Широко в русском костюме использовались пояса (слайд 25), которые плели из разноцветных ниток, бисера.   На голову молодые девушки  надевали перевязку (ленту). Костюмы были разные, но делались они тщательно, с любовью. Чтобы изготовить, красивую качественную куклу нужны были определённые навыки. Так девочки учились ткать, шить, вышивать.

    -Обратите внимание на словарь на доске. Выпишите старинные названия одежды и головных уборов (закрепление).

    - головные уборы: кокошник, сорока, повойник, корона, перевязка;

    - одежда: панёва, запон (завеса), сарафан, душегрея.

    -Шло время, традиции менялись, появились новые куклы промышленного производства, в которые играют современные дети, а лоскутные куклы ушли в небытие.  Но мастера рукоделия (кукольники) не только берегут и передают мастерство своим ученикам, но и создают новых кукол. Художники-дизайнеры, создающие кукол, представляют свои работы на фестивалях и выставках по лоскутной технике. У нас в городе тоже есть мастера-кукольники, которые представили свои работы на недавней выставке в городском краеведческом музее.

    Вот и я предлагаю вам самим изготовить лоскутную куклу. Для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки и фантазия.

    3. Практическая работа (слайд 26).

            Практическая работа у нас будет проходить в форме посиделок. Представьте себе, что мы в обыкновенной избе, где нет ни радио, ни телевизора. В старину ничего этого не было и девушки на посиделках во время работы пели песни. Сейчас мы их называем фольклорными. Они тоже передавались из поколения в поколение. Мы будем слушать этнические песни, и крутить куклу, пользуясь инструкционной картой.

            - инструктаж по выполнению работы;

              - разбор инструкционной карты (лежит на партах и изображена на слайде) (слайд 27);

    - включаются старинные песни (см. приложение «Песни»), учащиеся изготавливают куклу;

              - демонстрация готовых кукол (см. приложение «Фото»)

    4.Закрепление материала.

    Несколько девочек проходят компьютерное тестирование (см. приложение «Master test».), по изученной теме (друг за другом, т.к. в классе один компьютер), а в это время остальные учащиеся отгадывают кроссворд, начерченный на доске (выходят и записывают отгаданное слово).

    Тест

    Оценивается автоматически программой.

    1. Почему кукла-оберег безлика?

    • не было красок
    • была без души и не могла нанести вред человеку
    • просто так принято

    2.Почему при изготовлении куклы ткань и нитки рвали руками?

    • тогда не было ножниц
    • чтобы было ровно
    • чтобы жизнь была «не резаная и не колотая»

    3. Игровая кукла

    • закрутка (столбушка)
    • капустка
    • параскева - пятница
    • коза колядочная

    4. Какую куклу клали в колыбельку младенцу?

    • капустку
    • столбушку
    • пеленашку
    • крупеничку

    5. Почему в крупеничку насыпали крупу?

    • чтобы всегда быть с богатым урожаем
    • чтобы интереснее было играть
    • чтобы на столе был хлеб

    Кроссворд

    1 с

    о

    р

    о

       к

     а

    2 з

    а

    к

    р

       у

     т

    к

    а

    3 к

     а

    п

    у

    с

    т

    к

    а

    4 п

    е

       л

     е

    н

    а

    ш

    к

    а

    5 м

    а

    с

    л

    е

    н

    и

    ц

       а

    1. Головной убор женщины.
    2. Игровая кукла.
    3. Кукла – символ благосостояния семьи.
    4. Кукла-оберег новорождённого ребёнка.
    5. Как называется кукла, которую по обычаю сжигают на костре во время праздника?

    Контрольное слово - кукла.

     5. Итог урока.

    Сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Ответьте мне на вопрос: «Где мы можем применить полученные знания, умения и навыки? Мы ведь не просто крутили сегодня куклу, а делали это с какой-то целью».

    -ответы детей (изготовление оберегов для дома, семьи; талисман себе; подарок сестре, подруге; можно играть и т.д.)

            А с экономической точки зрения?

    - ответы детей (проводить мастер - классы в лагерях, обучая других ребят; делать и продавать, т.е. зарабатывать деньги).

            Хорошо, молодцы. То есть, своё мастерство можно передать не только другим людям, но и научить потом своих детей и внуков. Таким образом, передаются знания из поколения в поколение и сохраняются вековые традиции русского народа. Кроме этого, у вас появилась возможность выполнить проектную работу на эту тему, тем самым, расширив знания. А также научиться самостоятельно крутить других куколок (демонстрация предыдущих проектов).

            Следовательно, практическая значимость куклы очевидна (слайд 28)

     кукла используется как: оберег, подарок, символизирует  что-либо и с ней можно просто играть.

            Выставление оценок за тест и практическую работу.

            Спасибо за урок. Всего хорошего (слайд 29).

    6. Литература

    Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приёмы, фрагменты уроков. Волгоград. Учитель 2009.

    Исенко С.П. Народная игрушка.- М., 2000.

    Журнал. Народное творчество №5 2003

    Журнал. Студия- опыт, методика, репертуар №4 2007


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие "Народная кукла"

    Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кук...

    Открытый урок «Кукла - оберег».

    Составила преподаватель дополнительного образования «Введение в хендмейд» и «Хендмейд» МАУ ЦДОД «СИБ» Винтартас Н.Ю.Цель: •познакомить с куклой-оберегом;Задачи:•научить изготовлять куклу-оберег;•разви...

    Технологическая карта открытого урока в 6 классе по предмету технология (ДПИ) на тему: Кукла военных лет "Фронтовая кукла"

    Предмет: Технология (ДПИ)Класс 6 .Тип урока: открытие нового знанияТема урока: Куклы военных лет. «Фронтовая сестра».Цель урока: формирование: представления о кукле,  ценностного отношения к исто...

    Презентация к открытому уроку "Кукла в национальном костюме"

    проектная деятельность на уроках технологии "кукла в национальном костюме". на занятии учащиеся знакомятся с особенностями татарского национального костюма, изучат приемы работы с фоамираном, изготовя...

    Открытый урок "Кукла как часть народной культуры"

    Урок по изготовлению куклы-скрутки для учащихся 5 классов....