Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по технологии (6 класс) на тему:
    Рабочая программа по технологии для 6-8 классов

    Рабочая программа по технологии для девочек - для 6и 8 классов и для неделимого 7 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tekhnologiya_6-8.docx63.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    Октябрьская средняя общеобразовательная школа

    Мантуровского муниципального района

    Костромской области

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    _____        /_Галухина И.Г.

    Протокол №           

    от «30»      августа        2014 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора  по УВР _______ Смирнова Е.С.

       «5» сентября           2014 г.

    «Утверждаю»

    Директор

    МКОУ Октябрьская СОШ

            _______ Чистякова М.В.        

    Рабочая программа по технологии

    «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД»

    для  6 - 8  классов

    на 2014-2015 учебный год

    Разработана учителем технологии:

    Полетаевой Г. Л.

    п. Октябрьский

    2014 год


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа «Технология. Обслуживающий труд.» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд».

    Место предмета в базисном учебном плане

     На этап освоения основного общего образования образовательной области «Технология» отводится 238 часов в V, VI и VII классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 34 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

    Программа составлена для 6, 7 и 8 классов, 170 часов.

    Цели

    Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

    • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
    • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
    • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
    • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
    • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

     На основании требований государственного образовательного стандарта  предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

    • приобретение знаний о взаимодейставии природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их разрешения, о негативных последствиях влияния трудовой деятельности человека, элементах машиноведения, культуры дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов, художественной обработке материалов, об информационных технологиях;
    • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
    • овладение способами деятельностей:

    -умение самостоятельно приобретать знания, используя различные источники;

    -способность работать с разными видами информации, критически осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

    -умение работать в группе: устанавливать хорошие взаимоотношения, разрешать конфликты и т.д.;

    • освоение компетенций – коммуникативной, ценностно – смысловой, культурно – эстетической, социально – трудовой, личностно – саморазвивающей

    Базовыми для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов». Программа обязательно включают в себя также разделы «Сельскохозяйственный труд», «Технологии ведения дома», «Элементы материаловедения», «Элементы машиноведения», «Электротехнические работы»,  «Семейная экономика», «Уход за одеждой», «Творческие проектные работы».

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    6 класс (девочки)

    Вводное занятие

    Вводный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Основное содержание материала.

    Сельскохозяйственный труд.

    Выращивание цветочно-декоративных культур

    Осенние работы.

    Основные теоретические сведения.

    Особенности агротехники двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв,  понятие о плодородии. Способы  повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии.

    Весенние работы.

    Основные теоретические сведения.

    Биологические и хозяйственные особенности, районированные сорта основных овощных и цветочно-декоративных культур региона. Способы размножения многолетних цветочных растений. Растительные препараты для борьбы с болезнями и вредителями. Правила безопасного труда при работе со средствами защиты растений.

    Практические работы.

    Планирование весенних работ на учебно-опытном участке, составление перечня цветочно-декоративных культур для выращивания, разработка плана их размещения, подготовка посевного материала и семенников двулетних растений, подготовка почвы, внесение удобрений, посевы и посадки овощей, посадка корнеклубней георгинов, черенкование флокс, размножение растений делением куста, луковицами, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, подкормка растений, зашита от болезней и вредителей.

    Варианты объектов труда.

    Зеленые культуры, капуста, свекла, морковь, петрушка, георгины, флоксы, гладиолусы, пионы.

    Кулинария

    Физиология питания  

    Основные теоретические сведения

    Минеральные соли и микроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма человека.

    Значение солей кальция, калия, натрия, железа, йода  для организма человека. Суточная потребность в солях.

    Практические работы

    Работа с таблицами по составу и количеству минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах. Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих  суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах.

    Варианты объектов труда.

    Таблицы, справочные материалы.

    Технология приготовления пищи

    Блюда из молока и кисломолочных продуктов

    Основные теоретические сведения

    Кулинарное значение молока и молочных продуктов. Виды молока и молочных продуктов. Питательная ценность и химический состав молока. Условия и сроки его хранения.

    Значение кисломолочных продуктов в питании человека. Ассортимент кисломолочных продуктов. Виды бактериальных культур для приготовления кисломолочных продуктов.

    Практические работы

    Первичная обработка крупы. Определение качества молока. Приготовление молочного супа или молочной каши. Приготовление простокваши, кефира, творога в домашних условиях. Приготовление блюда из кисломолочных продуктов.

    Варианты объектов труда

    Молочный суп, молочная каша, кефир, сырники, запеканка из творога.

    Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря  

    Основные теоретические сведения

    Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой обработки рыбы.

    Практические работы

    Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы.

    Варианты объектов труда.

    Блюда из вареной и жареной рыбы.

    Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

    Основные теоретические сведения

    Виды круп и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранение в них витаминов группы "B". Причины увеличения веса и объема при варке.

    Практические работы

    Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий.

    Варианты объектов труда.

    Каша гречневая, гарниры из риса и макаронных изделий.

    Заготовка продуктов  

    Основные теоретические сведения

    Процессы, происходящие при солении и квашении. Консервирующая роль молочной кислоты. Сохранность питательных веществ в соленых и квашеных овощах.

     Время ферментации (брожения) квашеных и соленых овощей до готовности. Условия и сроки хранения.

    Практические работы

    Первичная обработка овощей перед засолкой. Подготовка тары. Определение количества соли и специй. Засолка огурцов или томатов. Квашение капусты.

    Варианты объектов труда.

    Соленый огурец, квашеная капуста.

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

    Рукоделие.

    Вязание крючком

    Основные теоретические сведения

    Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.

    Практические работы

    Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком.  Изготовление образцов вязания крючком.

    Варианты объектов труда.

    Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.

    Элементы материаловедения

    Основные теоретические сведения

    Натуральные волокна животного происхождения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхождения, а также нитей и тканей на их основе.

    Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Влияние вида переплетения на драпируемость ткани.

    Дефекты ткани. Сравнительные характеристики свойств хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

    Практические работы

    Распознавание в тканях волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти. Определение лицевой и изнаночной сторон тканей саржевого и атласного переплетений. Составление коллекции тканей саржевого и атласного переплетений.

    Варианты объектов труда.

    Образцы хлопчато-бумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей.

    Технологии ведения дома. Уход за одеждой и обувью.

    Основные теоретические сведения

    Современные средства ухода за бельевыми изделиями, одеждой и обувью. Средства защиты от моли. Оборудование и приспособления для сухой и влажной уборки.

    Практические работы:

    Удаление пятен с одежды. Ремонт одежды декоративными отделочными заплатами ручным и машинным способами. Закладка на хранение шерстяных и меховых изделий. Закладка на летнее хранение зимней обуви  Влажная уборка дома.

    Варианты объектов труда.

    Изделие, подлежащее ремонту, шерстяные изделия.

    Творческие, проектные работы

    Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта, тематика и оценка проектов. Разработка пояснительной записки проекта. Защита проекта, критерии оценивания.

    Практическая работа. Разработка и защита творческого проекта (по выбору).

    Объект труда: презентация проекта.

    7 класс (неделимый)

    Вводное занятие

    Вводный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Основное содержание материала.

    Сельскохозяйственный труд.

    Выращивание овощных культур

    Осенние работ.

    Основные теоретические сведения.

    Технология подготовки хранилищ к закладке урожая и поддержания в них микроклимата, причины потерь сельхозпродукции при хранении и способы их устранения. Правила безопасного труда при работе в овощехранилищах. Особенности агротехники двулетних овощных культур, районированные сорта, их характеристики. Понятие о почве как основном средстве сельскохозяйственного производства. Типы почв,  понятие о плодородии. Способы  повышения почвенного плодородия и защиты почв от эрозии. Профессии, связанные с выращиванием растений и охраной почв.

    Практические работы.

    Уборка и учет урожая овощей, закладка урожая на хранение, оценка урожайности основных культур  и сортов в сравнении со справочными данными, анализ допущенных ошибок, отбор и закладка  на хранение семенников двулетних овощных культур, клубней и луковиц многолетних растений. Осенняя обработка почвы с внесением удобрений, описание типов почв пришкольного или приусадебного участка.

    Варианты объектов труда.

    Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, капуста, картофель.

    Выращивание плодовых и ягодных культур

    Осенние работы.

    Основные теоретические  сведения.

    Основные виды и сорта ягодных и плодовых растений своего региона, их классификация. Технология выращивания  ягодных кустарников. Строение плодового дерева. Правила безопасного труда при уходе за плодовыми деревьями. Профессии, связанные с выращиванием плодовых растений.

    Практические работы.

    Отбор посадочного материала и посадка ягодных кустарников, уход за плодовыми деревьями и подготовка к зиме: очистка штамба, перекопка приствольных кругов с внесением удобрений, влагозарядный полив, выбор способа защиты штамбов от повреждений грызунами.

    Варианты объектов труда: малина, смородина, крыжовник, яблоня, груша, слива.

    Выращивание растений рассадным способом и в защищённом грунте

    Весенние работы.

    Основные теоретические сведения.

    Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты, лампы и экраны для досвечивания, парники, пленочные укрытия.

    Практические работы.

    Выбор культур для выращивания рассадным способом, подготовка и посев семян, уход за сеянцами, пикировка, высадка рассады в открытый грунт, пленочное укрытие, теплица; подкормка.

    Варианты объектов труда: свекла, томаты, сладкий перец, сельдерей, астры.

    Кулинария

    Физиология питания  

    Основные теоретические сведения

    Понятие о микроорганизмах. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека. Понятие о пищевых инфекциях. Заболевания, передающиеся через пищу. Профилактика инфекций. Первая помощь при пищевых отравлениях.

    Практические работы

    Определение доброкачественности продуктов органолептическим способом. Определение срока годности консервов по маркировке на банке.

    Варианты объектов труда

    Мясо, рыба, молоко. Говяжья тушенка. Консервированный зеленый горошек.

    Технология приготовления пищи

    Изделия из дрожжевого, песочного, бисквитного и слоеного  теста

    Основные теоретические сведения

    Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста. 

    Практические работы

    Выполнение эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформление изделий из теста (по выбору).

    Варианты объектов труда.

    Праздничный пирог, торт, пряник, пирожные.

    Пельмени и вареники

    Основные теоретические сведения

    Состав теста для пельменей и вареников и способы его приготовления. Инструменты для раскатки теста. Правила варки

    Практическая  работа:

    Первичная обработка муки. Приготовление теста и начинки. Изготовление вареников или пельменей. Варка пельменей или вареников. Определение времени варки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

    Варианты объектов труда.

    Пельмени, вареники.

    Сладкие блюда и десерт

    Основные теоретические сведения

    Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Роль десерта в праздничном обеде. Исходные продукты, желирующие и ароматические вещества, используемые для приготовления сладких блюд и десерта.

    Практические работы

    Приготовление желе и муссов. Приготовление пудингов, шарлоток, суфле, воздушных пирогов. Приготовление компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Украшение десертных блюд свежими или консервированными ягодами и фруктами. Приготовления мороженого в домашних условиях. Подача десерта к столу.

    Варианты объектов труда.

    Фруктовое желе, мороженое, компот, суфле.

    Заготовка продуктов  

    Основные теоретические сведения

    Значение количества сахара или сахарного сиропа для сохранности и качества варенья, повидла, джема, мармелада, цукатов, конфитюра.  Способы определения готовности. Условия и сроки хранения.

    Хранение свежих кислых плодов и ягод с сахаром без стерилизации (лимонные кружки в сахаре, черная смородина с сахаром).

    Практические работы

    Предварительная сортировка, нарезка и бланширование плодов перед варкой. Определение количества сахара. Приготовление варенья из ягод, джема из малины, красной и белой смородины, повидла и мармелада из слив, яблок, груш, персиков, абрикосов, цукатов из апельсиновых корок. Консервирование черной смородины с сахаром без стерилизации.

    Варианты объектов труда.

    Варенье из яблок, смородины, крыжовника и др.

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

    Лоскутное шитье

    Основные теоретические сведения

    Краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Орнамент в декоративно-прикладном искусстве. Симметрия и асимметрия в композиции. Геометрический орнамент. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды.

    Практические работы

    Изготовление эскиза изделия в технике лоскутного шитья. Подбор тканей по цвету, рисунку и фактуре, подготовка их к работе. Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги для выкраивания элементов орнамента. Раскрой ткани с учетом направления долевой нити. Технология соединения деталей между собой и с подкладкой. Использование прокладочных материалов.

    Варианты объектов труда.

    Прихватка, салфетка, диванная подушка.

    Вязание крючком.

    Основные теоретические сведения.

    Краткие сведения из истории старинного рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Раппорт узора и его запись.

    Практические работы.

    Работа с журналами мод. Зарисовка современных и старинных узоров и орнаментов. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора. Определение количества петель и ниток. Выполнение различных петель. Набор петель крючком.  Изготовление образцов вязания крючком.

    Варианты объектов труда.

    Образцы вязания. Рисунки орнаментов. Шарфик, шапочка.

    Элементы материаловедения  

    Основные теоретические сведения

    Химические волокна. Технология производства и свойства искусственных волокон. Свойства тканей их искусственных волокон. Использование тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Сложные переплетения нитей в тканях. Зависимость свойств ткани от вида переплетения. Уход за изделиями из искусственных волокон.

    Практические работы:

    Изучение свойств тканей из искусственных волокон. Определение раппорта в сложных переплетениях.

    Варианты объектов труда.

    Образцы тканей со сложными переплетениями. Рисунки раппортов.

    Элементы машиноведения

    Основные теоретические сведения

    Виды соединений деталей в узлах механизмов и машин. Устройство качающегося челнока универсальной швейной машины. Принцип образования двухниточного машинного стежка. Назначение и принцип получения простой и сложной зигзагообразной строчки. Наладка  швейной машины.

    Практические работы

    Разборка и сборка челнока универсальной швейной машины. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. Применение зигзагообразной строчки для художественного оформления изделий. Устранение неполадок в работе швейной машины.

    Варианты объектов труда.

    Челнок швейной машины. Образцы обработки срезов зигзагооборазной строчкой различной ширины.

    Технологии ведения дома.

    Основные теоретические сведения

    Характеристика основных элементов систем энерго- и  теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации.

    Понятие об экологии жилища. Микроклимат в доме. Современные приборы и устройства для поддержания температурного режима, влажности, состояния воздушной среды, уровня шума. Роль освещения в интерьере.

    Требования к интерьеру прихожей, детской комнаты. Способы оформления интерьера. Использование в интерьере декоративных изделий собственного изготовления. Использование комнатных растений в интерьере, их влияние на микроклимат помещения.

    Практические работы

    Подбор и посадка декоративных комнатных растений. Выполнение эскиза интерьера детской комнаты, прихожей. Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учетом потребностей и доходов семьи.

    Варианты объектов труда.

    Декоративные панно, подушки, шторы, каталоги бытовой техники, комнатные растения.

    Электротехнические работы.

    Электроосветительные и электронагревательные приборы. Электроприводы.  

    Основные теоретические сведения

    Электроосветительные приборы. Пути экономии электрической энергии. Лампы накаливания и люминисцентные лампы дневного света, их достоинства, недостатки и особенности эксплуатации. Гальванические источники тока, их сравнительные характеристики и область применения.

    Электродвигатели постоянного и переменного тока, их устройство и области применения. Использование коллекторных электродвигателей в бытовой технике. Схемы подключения коллекторного двигателя к источнику тока.

    Практические работы.

    Подбор бытовых приборов по их мощности и рабочему напряжению. Замена гальванических элементов питания. Изучение зависимости направления и скорости вращения коллекторного электродвигателя от полярности и величины приложенного напряжения.

    Варианты объектов труда.

    Осветительные приборы, пульт управления, коллекторный электродвигатель, электроконструктор.

    Творческие, проектные работы

    Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта, тематика и оценка проектов. Разработка пояснительной записки проекта. Защита проекта, критерии оценивания.

    Практическая работа. Разработка и защита творческого проекта (по выбору).

    Объект труда: презентация проекта.

    8 класс (девочки)

    Вводное занятие

    Вводный инструктаж по ТБ на рабочем месте. Основное содержание материала.

    Сельскохозяйственный труд.

    Выращивание растений в защищённом грунте

    Основные теоретические сведения.

    Технология выращивания растений в защищенном грунте, виды укрывных материалов, требования к микроклимату и способы его поддержания. Защита растений от болезней и вредителей, ее экологический и экономический аспект. Правила безопасного труда в сооружениях защищенного грунта. Профессии, связанные с выращиванием растений в защищенном грунте.

    Практическая  деятельность.

    Выбор видов защищенного грунта для учебно-опытного участка и личного подсобного хозяйства, устройство сооружений защищенного грунта (парников, теплиц, тоннельных укрытий), выбор культур для выращивания в защищенном грунте, составление почвосмесей, посев и посадка, уход за растениями; выбор удобрений, приготовление растворов, подкормка растений; выбор малотоксичных пестицидов для защиты растений от болезней и вредителей, выполнение необходимых расчетов и приготовление рабочих растворов заданной концентрации, обработка растений, расчет себестоимости агропродукции, выращенной в защищенном грунте и планируемого дохода.

    Варианты объектов труда: зеленые культуры, огурцы, томаты, перец, лук.

    Кулинария

    Технология приготовления пищи. Блюда из птицы  

    Основные теоретические сведения

    Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.

    Практические работы

    Определение качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Изготовление папильоток.

    Варианты объектов труда.

    Блюдо из птицы.

    Сервировка стола  

    Основные теоретические сведения

    Приготовление закусок, десерта и пр. Требования к качеству и оформлению готовых блюд. Способы подачи готовых блюд к столу, правила пользования столовыми приборами. Правила поведения за столом и приема гостей. Как дарить и принимать цветы и подарки. Время и продолжительность визита.

    Практические работы

    Составление меню, расчет количества и стоимости продуктов. Сервировка стола к обеду. Аранжировка стола цветами. Складывание салфеток различными способами. Изготовление приглашения.

    Варианты объектов труда.

    Приглашения к празднику. Меню. Расчет стоимости продуктов. Эскиз и сервировка стола.

    Заготовка продуктов  

    Основные теоретические сведения

    Способы консервирования фруктов и ягод. Преимущества и недостатки консервирования стерилизацией и пастеризацией. Значение кислотности плодов для консервации.  Стерилизация в промышленных и домашних условиях. Время стерилизации. Условия максимального сохранения витаминов в компотах. Условия и сроки хранения компотов.

    Практические работы

    Первичная обработка фруктов и ягод  для компота. Подготовка банок и крышек для консервирования. Приготовление сахарного сиропа. Бланширование фруктов перед консервированием. Стерилизация и укупорка банок с компотом.

    Варианты объектов труда.

    Компот из яблок и груш.

    Декоративно – прикладное творчество. Рукоделие.

    Вышивка.

    Основные теоретические сведения.

    Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение вышивки в народном и современном костюме. Знакомство с видами вышивки. Композиция, ритм, орнамент, раппорт в вышивке. Построение узора в художественной отделке вышивкой. Холодные, теплые, хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты.

    Практические работы.

    Зарисовка традиционных орнаментов, определение колорита и материалов для вышивки. Организация рабочего места для ручного шитья. Вышивание метки, монограммы стебельчатым швом. Выполнение эскизов композиции вышивки для отделки фартука или салфетки. Определение места и размера узора на изделии.

    Перевод рисунка на ткань, увеличение и уменьшение рисунка. Заправка изделия в пяльцы. Выполнения простейших вышивальных швов: стебельчатого, тамбурного, «вперед иголку», «назад иголку», петельного, «козлик». Способы безузлового закрепления рабочей нити. Свободная вышивка по рисованному контуру узора. Отделка вышивкой скатерти, салфетки, фартука, носового платка.

    Варианты объектов труда.

    Скатерть, салфетка, фартук, носовой платок.

    Вязание на спицах

    Основные теоретические сведения

    Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей. Условные обозначения, применяемые при вязании на спицах.

    Практические работы

    Подбор спиц в зависимости от качества и толщины нити. Начало вязания на двух и пяти спицах. Набор петель. Выполнение простых петель различными способами. Убавление, прибавление и закрывание петель. Соединение петель по лицевой и изнаночной стороне. Вязание двумя нитками разной толщины.

    Выполнение образцов и изделий в технике вязания на спицах.

    Варианты объектов труда.

    Образцы вязания на спицах, носки, варежки, перчатки.

    Элементы материаловедения  

    Основные теоретические сведения

    Синтетические волокна, технология их производства и эксплуатационные свойства. Материалы для соединения деталей в швейных изделиях. Сложные, мелкоузорчатые и крупноузорчатые переплетения нитей в тканях. Размерные величины ткани, их влияние на способ раскладки выкройки и технологию пошива изделия.

    Практические работы

    Определение синтетических и искусственных нитей в тканях. Исследование сравнительной прочности ниток из различных волокон.

    Варианты объектов труда.

    Коллекция тканей и ниток из синтетических и искусственных волокон.

    Технологии ведения дома.

    Ремонт помещений  

    Основные теоретические сведения

    Характеристика распространенных технологий ремонта и отделки жилых помещений. Инструменты для ремонтно-отделочных работ.

    Подготовка поверхностей стен помещений под окраску или оклейку. Технология нанесения на подготовленные поверхности водорастворимых красок, наклейка обоев, пленок, плинтусов, элементов декоративных украшений.

    Соблюдение правил безопасности труда и гигиены при выполнении ремонтно-отделочных работ. Применение индивидуальных средств защиты и гигиены. Экологическая безопасность материалов и технологий выполнения ремонтно-отделочных работ.

    Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических и ремонтно-отделочных работ.

    Практические работы

    Выполнение эскиза жилой комнаты (гостиной, спальни). Подбор строительно-отделочных материалов по каталогам. Определение гармоничного соответствия вида плинтусов, карнизов и др. стилю интерьера. Выбор обоев, красок, элементов декоративных украшений интерьера по каталогам. Эскиз оформления приусадебного (пришкольного) участка с использованием декоративных растений.

    Варианты объектов труда.

    Учебные стенды, каталоги строительно-отделочных материалов, Интернет.

    Семейная экономика

    Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов

    Основные теоретические сведения

    Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи. Бюджет семьи. Анализ потребительских качеств товаров и услуг. Права потребителя и их защита.

    Практические работы

    Изучение цен на рынке товаров и услуг с целью минимизации расходов в бюджете семьи. Выбор способа совершения покупки. Расчет минимальной стоимости потребительской корзины. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка в потребительских товарах.

    Варианты объектов труда.

    Рекламные справочники по товарам и услугам, сборники законов РФ.

    Творческие, проектные работы

    Основные теоретические сведения. Этапы выполнения проекта, тематика и оценка проектов. Разработка пояснительной записки проекта. Защита проекта, критерии оценивания.

    Практическая работа. Разработка и защита творческого проекта (по выбору).

    Объект труда: презентация проекта.

    ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Разделы и темы

    6 кл

    7 кл (недел)

    8 кл

    Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

    1

    1

    1

    Сельскохозяйственный труд (осень/весна)

    5/6

    10/9

    3/3

    Кулинария

    14

    14

    8

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

    24

    14

    10

    Технология ведения дома

    4

    4

    2

    Электротехнические работы

    4

    Семейная экономика

    2

    Элементы материаловедения

    4

    2

    2

    Элементы машиноведения

    2

    Уход за одеждой

    4

    Творческие, проектные работы

    6

    8

    3

    Резерв учебного времени

    Итого:

    68

    68

    34

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
    Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности

    В результате изучения технологии ученик независимо от изучаемого раздела должен:

    Знать/ понимать

    основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции.

    Уметь

    рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;  планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; изготовления или ремонта изделий из различных материалов; создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; обеспечения безопасности труда;  оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги;  построения планов профессионального образования и трудоустройства.

    ТРЕБОВАНИЯ  ПО РАЗДЕЛАМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

    В результате изучения технологии ученик в зависимости от изучаемого раздела должен:

    Сельскохозяйственный труд

    Раздел «Растениеводство»

    знать/понимать:

     полный технологический цикл получения 2–3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте; агротехнические особенности основных видов и сортов сельскохозяйственных культур своего региона;

    уметь:

     разрабатывать и представлять в виде рисунка, эскиза план размещения культур на приусадебном или пришкольном участке; проводить фенологические наблюдения и осуществлять их анализ; выбирать покровные материалы для сооружений защищенного грунта;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

     для обработки почвы и ухода за растениями; выращивания растений рассадным способом; расчета необходимого количества семян и доз удобрений с помощью учебной и справочной литературы; выбора малотоксичных средств защиты растений от вредителей и болезней

    Создание изделий из текстильных и поделочных материалов

    Знать/понимать

    • назначение различных швейных изделий; основные стили в одежде и современные направления моды; виды традиционных народных промыслов.

    Уметь

    • выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий; снимать мерки с фигуры человека; строить чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий; выбирать модель с учетом особенностей фигуры; выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий; проводить примерку изделия; выполнять не менее трех видов рукоделия с текстильными и поделочными материалами.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов  влажно-тепловой и художественной обработки изделий и полуфабрикатов; выполнения различных видов художественного оформления изделий.

    Кулинария

    Знать/понимать

    влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов; санитарно-гигиенические требования к помещению кухни и столовой, к обработке пищевых продуктов; виды оборудования современной кухни; виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющие на здоровье человека.

    Уметь

    выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам; составлять меню завтрака, обеда, ужина; выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюд; заготавливать на зиму овощи и фрукты; оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    приготовления и повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов; консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях; соблюдения правил этикета за столом; приготовления блюд по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни; выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий; сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

    Электротехнические работы

    Знать/понимать

    назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.

    Уметь

    объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов;

    Технологии ведения дома

    Знать/понимать

    характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных работ; материалы и инструменты для ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ; средства оформления интерьера;  назначение основных видов современной бытовой техники; санитарно-технические работы; виды санитарно-технических устройств; причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации.

    Уметь

    планировать ремонтно - отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле; соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью; применения бытовых санитарно-гигиенические средств; выполнения ремонтно-отделочных работ с использованием современных материалов для ремонта и отделки помещений; применения средств индивидуальной защиты и гигиены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии для 5-8 классов и КТП для 6 класса

    Поместить на сайт рабочую программу для 5-8 классов по технологии (девочки) и КТП для 6 класса на 2014-2015 год...

    рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

    Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

    рабочая программа по технологии для профильного 10 класса агроэко технологии

    Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технология переработки фруктов и овощей в продукты здорового питания», «Потребительские свойства продукции и показатели безопасности», «...

    Рабочая программа по биологии для 6,8,9 классов (Пасечник)

    Рабочая программа по биологии для 6 (1 час), 8 (2 часа), 9 (3 часа) классов по программе В.В. Пасечника...

    Рабочая программа по математике для 6- 8 классов

    Рабочая программа по математике для 6- 8 классов специально - корекционной школы VIII вида на 2014 - 2015 учебный год...

    Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)

    Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:1....

    Рабочая программа по обществознанию для 6-8-х классов (уровень: базовый)

    Образовательная область «Общественные дисциплины. Обществознание» входит в инвариантную (неизменную) часть структуры базисного учебного плана ОУ РФ. Рабочая программа составлена на основе:1....