Разработка урока по лоскутной технике "елочка".
план-конспект урока по технологии (8 класс) на тему

Логинова Вера Николаевна

Разработка урока по лоскутной технике "елочка" состоит из двух частей: теоретической и практической. Разработка может быть использована при подготовке уроков по технологии в 8 классе, а так же при подготовке к занятиям по факультативам и кружковой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_elochka.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное образовательное учреждение

Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида

урок по технологии

«Лоскутная техника.

Изготовление подушки

с узором «елочка».

8 класс

                                                                       Составитель: Логинова Вера

                                                                       Николаевна, учитель технологии

                                                                       высшей квалификационной  

                                                                       категории

2015 год

   Цель урока: научить изготовлению подушки в лоскутной технике «елочка».

   Задачи:

  - Коррекционно – обучающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков работы с лоскутами, запоминанию терминологии ручных, машинных и влажно – тепловых работ.

  - Коррекционно – развивающие: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировка в пространстве, точность и тонкость цвета и формы); развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развитие двигательной сноровки, соразмерность движений); формированию и развитию  познавательного интереса учащихся к предмету; формированию уверенности в собственных силах и возможностях по осуществлению доступной возрасту и интеллекту трудовой деятельности.

  - Коррекционно – воспитательные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических качеств личности.

   Тип урока: комбинированный.

   Форма работы с учащимися: групповая

    Материально – техническая база: кабинет технологии, швейные машины с электроприводом, инструменты, приспособления (ножницы, булавки, сантиметровая лента, линейка, портновский мел, лоскуты тканей), утюг, гладильная доска, рабочая форма (фартуки и косынки).

    Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, инструкционно – технологические карты, фланелеграф с образом подушки, выполненной лоскутной техникой с узором «елочка», интерактивная доска, презентаци со слайдами основных этапов изготовления подушки .

   На доске: тема, дата; словарные слова: «печворк, квилт, крейзи»; цветовой круг.

   Кабинет украшен лоскутными покрывалами, подушками, очечниками, косметичками, салфетками.

   Оформлен стенд с литературой по лоскутной технике.

Ход урока.

1. Организационный момент:

   - приветствие;

   - проверка готовности учащихся к уроку;

   - доведение до учащихся цели и задач, плана урока.

2. Проверка домашнего задания.

    Учитель: Лоскутная мозаика создается из сотни разноцветных лоскутков. Ласковое слово – лоскуток. Произнесешь его и вспоминается что-то уютное, домашнее – диван, лоскутное покрывало,  гора разноцветных подушек. «Рисую кусочками ткани» - так можно описать творчество тех, кто занимается лоскутной техникой. Лоскутное шитье сносит стену, отделяющую искусство от развлечения.

    Творчество…  Это слово близко каждому человеку, взявшему в руки материал.  Превратить его в радующую глаз вещь, вступив с ним в диалог, ощутить, как твои руки формируют, рождают что – то новое, красивое полезное – потребность любого творческого человека. И пусть не все получается сразу и красиво, главное желание творить и дарить людям свое творчество. Яркие, красочные, веселые, добрые ваши работы никого не оставят равнодушными.

    Давно известно, что, к примеру, возьмутся пять лоскутниц шить один и тот же узор, то будьте уверены, что получится пять разных узоров, каждый из них будет иметь свое лицо, свою «изюминку». И вы сами будете удивляться, разглядывая «творения» друг друга.

    Изо дня в день растет популярность лоскутного шитья. Все больше и больше  увлеченных этим прекрасным видом рукоделия. Привлекательны  результаты труда, но не менее интересен процесс создания лоскутных изделий, то есть постижения «тайн мастерства». Иногда источником вдохновения бывает зимний пейзаж или строчка знакомого стихотворения. А у нас сегодня будут звучать стихи собственного сочинения учениц, которые пришли на ум, когда они были увлечены работой с лоскутами.

    Итак, домашним заданием было сделать эскиз подушки с узором «елочка» и придумать несколько строчек о лоскутном шитье.

    Ответы учениц.

   3.Изложение нового материала.

    Учитель: Тысячи женщин во всем мире занимаются лоскутным шитьем. Они говорят на разных языках, называя это занятие по своему: английский вариант – «печворк» - соединение, стачивание лоскутков; американский «квилт» - стеганое одеяло, стежка. В русском языке имеется более собирательное название – лоскутное шитье. В нашей стране сейчас стали относиться к лоскутной технике как к искусству. И постепенно мы изживаем отношение к лоскутным изделиям, как к вещам, выполненным из «бедности». Сейчас работы скорее выполняются от «богатства», так как исполнение задуманного становится проблематичным, если нет соответствующего набора определенных тканей, швейной машины.

    На сегодняшний день лоскутное шитье – это не просто рукоделие. Оно превратилось в настоящее общественное движение. За последние годы образовались многочисленные клубы, объединения. В них собираются люди, безгранично преданные лоскутному шитью, творчеству, жаждующие человеческого общения. Ведь работа с лоскутом это не только наслаждение, она врачует, помогает в борьбе с трудностями и невзгодами.

    В Уфе живет известная мастерица лоскутного дела Жмур Маргарита Константиновна, человек пожилой, но полный энергии, оптимизма и жизненных сил. Она  неоднократно проводила персональные выставки в родном городе Уфе и выезжала со своими работами в г. Иваново.

    Маргарита Константиновна ведет кружок для любителей лоскутного шитья, в котором и пожилых и молодых соединило одно – любовь к шитью как декоративно – прикладному искусству.

    Перефразируя известную фразу А.С.Пушкина, хочется сказать: «лоскутному шитью все возрасты покорны». И в подтверждение к этим словам  хочу рассказать о судьбе одной женщины.

    Начну с того. Что эта женщина всю жизнь проработала в школе учителем физики. Иными словами, отношения к народному творчеству не имела. Вероятно, она бы по сей день преподавала физику, что делала охотно и успешно, но судьба распорядилась иначе. Не доработав до пенсии доброго десятка лет, она внезапно заболела, причем достаточно серьезно для того, чтобы стать полностью выброшенной из жизни. Врачи, исследовав ее организм, выписали  из больницы практически умирать в тихой семейной обстановке. И поскольку семья этой женщины состояла из нее и дочери – студентки, обстановка и впрямь была тихой. Ее прежний мир, заполненный движением и радостными хлопотами, сменился совершенно иным: угрюмым, холодным и пустым, связанным лишь с тоскливой болью, да напряженным ожиданием смерти.

   Говорят, лежачих не бьют. Это верно. Бьют не лежачих, а тех, кто пытается встать… Она долго сопротивлялась болезни, пока заново не научилась жить, и мыть пол, и ходить за хлебом, и даже кататься на велосипеде. Но что особенно интересно: никогда не имевшая склонности к рукоделию, она на старенькой своей машинке вдруг стала шить забавные лоскутные картинки и дарить их хорошим людям, которые всегда в жизни находятся. К слову: художественный салон, находящийся в ее городе, взял несколько работ для продажи – их раскупили моментально. Но радости от продажи работ она не испытывала. Она их просто дарила, как правило, со стихами. Например, такими:

О Господи, как лихо мчат года,

Прочь унося и молодость и силы!

Как многое уходит навсегда,

Что было нам и дорого и мило…

Жизнь изменилась – треск и толкотня.

Всего с лихвой. Все купля и продажа.

А ты прими в подарок от меня

Мой лунный свет лоскутного пейзажа.

Не потому, что нечего купить,

А потому, что с ним…теплее жить…

   Демонстрация фланелеграфа с образцом наволочки с узором «елочка».

   Учитель: Тема нашего урока «Подушка с узором «елочка». Это один из способов построения узоров из полосок. Лоскутная техника «полоска» очень проста в изготовлении. И вам уже имея небольшой опыт работы с лоскутами, будет несложно изготовить подушку в этой технике, а также другие изделия.

   Общие правила при работе в технике «полоска»:

 -чем крупнее рисунок ткани, тем уже должна быть полоска.

 -из ткани полоска выкраивается определенного размера (ширины), цвета и рисунка. Один из этих параметров должен быть постоянным. Например, при использовании полосок различного цвета и рисунка, объединять их должен одинаковый размер (ширина).

   На лоскутном полотне в технике «елочка» полоски располагаются в определенном порядке. Для этого необходимо сначала:

 -составить эскиз будущей модели, то есть рисунок, учитывающий все нюансы будущего изделия;

-продумать последовательность изготовления всего изделия;

-подготовить все необходимое.

   Для работы потребуется:

 - хлопчатобумажные разноцветные полосы шириной 4,5 сантиметра (с учетом припуска на шов по 0,5 сантиметра с каждой стороны);

 -хлопчатобумажная ткань для задней и передней сторон подушки;

 -три лоскута из тонкой ткани для основы размером 12х40 сантиметров.

   Последовательность выполнения (показ слайдов на интерактивной доске):

 -сложить основу вдоль пополам и заутюжить по средней линии;

 -из однотонной ткани вырезать равнобедренный треугольник по шаблону, и приколоть его к верхнему срезу основы, расположив прямым углом вниз на средней линии основы;

 -наложить первую полоску лицевой стороной на правую сторону треугольника, совместив срезы, сколоть поперек срезов булавками и пристрочить, отступив на величину припуска, срезать лишнее вровень со второй стороной треугольника;

-отвернуть полоску на лицевую сторону и приутюжить; вторую полоску приколоть к левой стороне треугольника и боковому срезу первой полоски; пристрочить, отвернуть на лицевую сторону приутюжить;

-срезать лишнее с обеих сторон вровень со срезами основы; вершина образовавшегося угла должна совпадать с вертикальной линией основы;

-продолжать заполнять попарно полосками основу.

4. Практическая работа.

   Учитель: Прежде чем приступить к практической работе, повторим правила безопасной работы с булавками и иглами, ножницами, утюгом и на швейной машине.

   Ответы учениц.

   Учитель: Эскиз вашей работы перед вами, полоски нарезаны, основа заутюжена пополам по средней линии. Инструкционная карта у каждого на столе, все принадлежности находятся в укладке.

   Инструктаж перед работой: работаем без сметки, а скалываем булавками поперек шву и не вынимая их прокладываем машинную строчку; соблюдаем ширину припусков на швы 0,5 сантиметра; каждую пару полосок пришивать начиная справа; вершина образовавшегося угла должна совпадать с вертикальной линией основы.

    И не забывайте правило для лоскутниц: «садишься шить – утюг держи рядом».

   Выполнение ученицами работы в технике «елочка».

   В середине практической работы проведение физкультминутки.

5. Заключительная часть.

5.1. Подведение итогов.

5.2. Оценка работ. Критерии оценки: ровность полосок, аккуратность работы, вершина образовавшегося угла совпадает с вертикальной линией основы.

5.3. Демонстрация лучших работ по качеству и по цветовому решению.

5.4. Уборка рабочих мест.

Информационные ресурсы.

 1.Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных    изделий. М; 1989.

 2.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. М; 1997.

 3.Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. М; 1998.

 4.Муханова И.Ю. Лоскутное шитье. М; 1998.

 5.Нагель О.И. Лоскуток к лоскутку.1997.

 6.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М; 2004.

 7.Дилис А.Фронкс Аппликации из ткани. М;2007.

 8.Журналы по лоскутной технике «Чудесные мгновения», 2007-2009г.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик»....

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Разработка урока "Лоскутное шитье"

           Сегодня искусство лоскутного шитья (пэчворка) переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высот...

Разработка уроков. Лоскутное шитьё.

В данной  работе я разработала модуль уроков по теме «Лоскутное шитьё» в разделе «Художественная обработка материалов» образовательной области «Технология» для учащихся 6-х классов средней общеоб...

План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.

Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...