Главные вкладки

    Адаптированная образовательная программа по швейному делу для5 класса
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Самофалова Оксана Алексеевна

    Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma.docx47.83 КБ
    Файл tematicheskoe.docx29.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Учитель: Самофалова О. А.

    Адаптированная образовательная программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5-  7 классах   составлена на основе «Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов» под редакцией В.В. Воронковой - Москва «Просвещение», 2011г.

    Трудовая деятельность детей с особыми образовательными потребностями рассматривается как одно из самых активных средств подготовки к жизни, а обучение – как средство вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками по определенной специальности. Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности.  Уроки швейного дела в коррекционной школе выступают не только как предмет, но и как одно из важнейших и неотъемлемых средств коррекции умственных и физических недостатков детей с интеллектуальной недостаточности. Назначением системы  коррекционного образования становится не передача знаний и учебных умений, а формирование умений построить свою жизнь на основе полученных знаний.

    Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к освоению профессии швея и самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву швейных изделий (белья, легкой детской одежды).

    Цели обучения швейному делу:

    1.  Овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления  швейных изделий (познавательная цель);
    2. Формирование коммуникативной компетенции;
    3. Развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

                В соответствии с этой целью ставятся задачи:

    - освоение  технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;  знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии;

    - овладение трудовыми и специальными умениями, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;

    - развитие познавательных интересов, творческих, коммуникативных  способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

    -воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

    -получение  опыта применения технологических знаний и умений в   практической деятельности, самостоятельной деятельности в обществе;

    Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить учащихся к самостоятельному труду, сформировать профессионально-трудовые умения и навыки, воспитать ряд нравственных, личностных качеств, обеспечивающих  достаточно успешное включение учащихся специальной (коррекционной) школы в производительный труд, а также социальной адаптации в обществе. При проведении коррекционной работы важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным возможностям детей и позволяет в наглядной форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.

    Коррекционная направленность обучения труду заключается в формировании следующих умений:

        -  ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

        - предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, определять прием работы и инструменты, нужные для выполнения);

        - контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

    Коррекционная работа включает следующие направления:

    - Коррекция отдельных сторон психической деятельности: (восприятия, представлений, ощущений, памяти, внимания, пространственных представлений и ориентации).

    - Развитие различных видов мышления: (наглядно-образного; словесно-логического).

    - Развитие основных мыслительных операций: (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий, работать по инструкциям, алгоритму, планировать деятельность).

    - Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: (развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств).

    - Коррекция речи устной и письменной речи (монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря).

    Адаптированная образовательная программа основана на принципах реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в соответствии с их способностями и возможностями в целях их социальной адаптации и интеграции в общество.  

    Программа по профессионально – трудовому обучению (швейное дело) составлена с учетом уровня обученности школьников, индивидуально-дифференцированного к ним подхода, что позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей учащихся. Обучение швейному делу развивает  мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение  швейных работ формирует у них эстетические представления, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

    Цель обучения в 5 классе  – отработка приемов работы на швейной машине.

    Задачи:

    -воспитание терпения и трудолюбия;

    -развитие речи в процессе выполнения трудовых действий;

    -сообщение учащимся необходимых знаний по отдельным швам и получение волокон из хлопчатника;

    -формирование навыков выполнение отдельных строчек и швов;

    -формирование приемов безопасной работы на швейной машине, с электроутюгом и ручными инструментами;

    -формирование навыков изготовления простейших изделий из ткани.

    Программа для 5 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения во время уроков трудового обучения в 4 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на предметных уроках. Теоретическое обучение рабочей программы направлено на формирование у школьников знаний  основ материаловедения, технологии пошива простых швейных изделий. В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной машины. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа. За период обучения в 5 классе учащиеся знакомятся и выполняют пошив головного платка, мешочка для хранения работ, салфетки квадратной формы, наволочки и сумки хозяйственной. На уроках по ремонту изделий учатся пришивать пуговицы, изготавливать вешалки и заплаты в виде аппликации. В течение учебного года дети знакомятся с понятием волокна, получение хлопчатобумажной ткани. Полученные знания закрепляются на лабораторных работах. Перед построением чертежа выкройки салфетки, учащиеся знакомятся с линиями для выполнения чертежа и правилами оформления.

            Для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности базовых учебных действий, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется с помощью тестов, карточек-заданий, самостоятельных работ.

    Основными методами обучения, являются объяснение, рассказ, демонстрация, наблюдения, практические  и лабораторные работы, инструктаж. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профессионально – трудовое обучение (швейное дело) является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает  взаимосвязь с  предметами:

    Математика – (выполнение расчетов, вычислений,  работа с геометрическими фигурами, работа с угольником, линейкой, вычерчивание прямоугольника, квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку, альбоме).

    Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций;  изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна: определение структуры узора.

    Чтение  и развитие речи–связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам;  дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами. Работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

    При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение технологий традиционного обучения, здоровьесберегающих технологий, элементов личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся с недостатками интеллекта, информационно – коммуникативные технологии. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

                         Содержание программы по швейному делу для 5 класса

    I четверть

    Швейная машина

     Вводное занятие

    Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация

    рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

    Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получение ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верхней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине.

    Организация рабочего места.

    Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

    Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и

    зигзагообразным линиям.

    Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса).

    Подготовки машины к работе (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигзагообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

    Работа с тканью

    Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

    Теоретические сведения. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и машинные

    работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (краевой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

    Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами.

    Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и открытым срезами. Утюжка изделия.

    Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заметывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками.

    Ремонт одежды

    Изделие. Пуговица на стойке.

    Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды. Виды ремонта одежды.

    Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

    Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия.

    Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

    Практическое повторение

    Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

    Самостоятельная работа

    Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см. II четверть

    Вводное занятие

    План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мастерской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.

    Работа с тканью

    Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух слоев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

    Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, конструкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

    Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

    Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.

    Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежками или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего среза швом вподгибку

    с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продергивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание изделия.

    Ремонт одежды

    Изделие. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

    Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

    Умение. Наложение заплаты.

    Практические работы.

    Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешалки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

    Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

    Самостоятельная работа

    Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

    III четверть

    Вводное занятие

    Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

    Швейная машина с ножным приводом

    Теоретические сведения. Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство (приводной,

    передаточный и рабочий механизм и их взаимодействие). Регулятор строчки: устройство и назначение.

    Машинная закрепка. Машинная игла: устройство и подбор в зависимости от ткани, правила установки.

    Умение. Работа на швейной машине с ножным приводом.

    Упражнения. Установка иглы в игловодитель. Закрепление иглы винтом. Подбор игл в зависимости от толщины ткани. Подбор ниток в зависимости от иглы и ткани.

    Практические работы. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

    Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по

    прямым срезам ткани

    Изделия. Салфетки квадратной и прямоугольной формы, обработанные швом вподгибку с закрытым срезом шириной более 1 см.

    Теоретические сведения. Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента.

    Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды (сплошная — основная (тонкая) и штриховая — вспомогательная), назначения. Вертикальные и горизонтальные линии. Правила оформления чертежей (обозначение линий, точек, размеров).

    Электроутюги: устройство, правила безопасности при пользовании.

    Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды (гладкокрашеные, с рисунком).

    Определение долевой и поперечной нити. Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.

    Умение. Построение чертежа и раскрой изделия.

    Практические работы. Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением сторон и углов. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны. Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке. Подготовка кроя к пошиву на машине. Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины. Выполнение шва вподгибку в углах изделия. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную. Утюжка изделия.

    Двойной шов

    Теоретические сведения. Соединительные швы. Двойной шов (ширина первой строчки 0,5 см, готового шва 0,7 см): конструкция и применение.

    Умение. Складывание ткани, сметывание и стачивание. Вывертывание ткани, выметывание и выполнение второй строчки. Контроль размеров шва.

    Упражнение. Выполнение двойного шва на образце.

    Построение чертежа по заданным размерам.

    Пошив однодетального изделия с применение двойного шва

    Изделие. Наволочка на подушку с клапаном (заходом одной стороны на другую) не менее чем на 25 см.

    Теоретические сведения. Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы. Соответствие размера наволочки размеру подушки.

    Практические работы. Определение размера наволочек по подушке. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на

    ткани. Расчет расхода ткани и раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание. Обработка

    боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка готового изделия.

    Практическое повторение

    Виды работы. Изготовление салфетки и наволочки.

    Самостоятельная работа

    Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

    IV четверть

    Вводное занятие

    План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Накладной шов

    Теоретические сведения. Виды соединительного шва: накладной и др. Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях. Места измерения ширины швов.

    Умение. Выполнение накладного шва с закрытым срезом, с двумя открытыми срезами с изнанки, направленными в одну сторону и измерение его ширины.

    Практические работы. Выполнение накладного шва с двумя открытыми срезами, направленными в разные стороны, измерение по ширине.

    Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам.

    Применение двойного и накладного швов.

    Изделие. Сумка хозяйственная хлопчатобумажная с ручками из двух слоев ткани.

    Теоретические сведения. Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике. Общее представление о прядении. Получение пряжи из волокон хлопка. Сумки: фасоны, размеры, швы.

    Умение. Расчет расхода ткани.

    Практические работы. Определение ширины и длины прямоугольной сумки и ее ручек. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывание ручек. Обработка верхнего среза сумки швом вподгибку с закрытым срезом с

    одновременным притачиванием ручек. Образование дна и боковых сторон сумки путем застрачивания углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его. Отделка сумки.

    Практическое повторение

    Виды работы. Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

    Контрольная работа

    Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

    Планируемые результаты к концу 5 класса

    Академический компонент.

    Обучающиеся

    - получат знания о назначении и применении материалов, используемых в работе (ткани - хлопчатобумажной, ниток), свойствах и видах этих материалов;

    - получат знания о названии  инструментов и оборудования, используемых в работе;

    -получат знания о правилах безопасной работы с ножницами, иголкой и булавками, швейной машиной с электроприводом, электроутюгом; об организации рабочего места и о соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с инструментами;

    -  получат знания о правилах поведения  в мастерской;

    -  научатся выполнять основные виды ручных стежков (прямые, косые, петельные, петлеобразные);

    - научатся вышивать  по линиям рисунка тамбурным, стебельчатым швами;

    -  узнают последовательность обработки  прямых срезов (салфетки, платка);

    - научаться последовательно соединять детали сумки, мешочка для хранения работ, наволочки;

    - узнают и научатся выполнять машинные швы (стачной, шов вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с открытым срезом, двойной шов, накладной шов с двумя закрытыми срезами);

    -  научатся распознавать хлопчатобумажные ткани;

    - научатся шить на швейной машине с электроприводом;

    - научатся выполнять чертеж изделия;

    -  научатся выполнять прямую сметочную строчку;

    - научаться выполнять заправку швейной машины, прямую машинную строчку;

    -получать элементарные сведения о профессии  швея, портной.

    Жизненные компетенции.

    - позитивно относиться  к труду и людям труда,

    - осознавать необходимость и практическую значимость труда, который они выполняют;

    - осуществлять выбор способов деятельности, реализовать их на практике;

    - воспринимать целостную  картину мира через единство предметного мира и  мира природы, освоение трудовых умений и навыков;

    - понимать общие правила создания швейных изделий: соответствие изделия шаблону, прочность, эстетическую выразительность;

    - работать с материалами и инструментами, используемыми при изготовлении изделий;

    - экономно расходовать материалы;

    -осуществлять простейшее планирование своей деятельности, придерживаться плана при выполнении изделия;

    -осуществлять необходимые контрольные действия самостоятельно, на глаз, с помощью линейки;

    - участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки (приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться),  убеждать в правильности выбранного способа и т.д.)

    - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций (отчет о последовательности изготовления изделия, о технологии изготовления отдельных частей изделия, по вопросам учителя с употреблением в речи технических терминов);

    -  сотрудничать и соблюдать правила взаимодействия;

    - отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

    - работать самостоятельно.

    Учебно-тематическое планирование уроков по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5Б классе (221ч)

    Разделы (темы)

    Кол-во часов

    Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные  работы, экскурсии

    Изделие

    I.

    Вводное занятие.

    8

    II.

    Швейная машина

    24

    Практические работы.  Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, направления долевой и поперечной нитей. Пуск и остановка швейной машины. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней нитей. Включение и выключение швейной машины. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку. Выполнение строчек с различной длиной стежка. Выполнение машинной закрепки. Установка иглы в игловодитель.

    Образцы машинных строчек.

    III.

    Работа с тканью

    41

    Практические работы.  Раскрой изделий. Заметывание срезов платка. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косыми стежками. Выполнение швов вподгибку, стачных швов. Отделка кроя мешочка. Сметывание и стачивание боковых срезов. Обметывание срезов швов. Обтачивание деталей. Выполнение отделочной строчки.

     Носовой платок. Мешочек для хранения работ. Повязка для дежурного.

    IV.

    Ремонт одежды.

    26

    Практические работы.  Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками. Стачивание распоровшегося шва ручным стачным швом. Складывание ткани по разрыву, обметывание места разрыва. Обработка вешалки косыми стежками. Наложение заплаты.

    Образцы.

    V.

    Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани.

    22

    Практические работы.  Построение прямых углов. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание. Проверка выкройки. Выкраивание деталей изделия. Прокладывание контрольных линий. Выполнение         шва вподгибку.

    Салфетка.

     VI.

    Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

    16

    Практические работы.  Определение размера наволочки. Составление чертежа. Раскрой с припуском на швы. Обработка поперечных срезов швом вподгибку. Обработка боковых срезов двойным швом.

    Наволочка.

     VII.

    Накладной шов

    6

    Практические работы.  Выполнение накладных швов с открытыми срезами, с открытым и закрытым срезами, с двумя закрытыми срезами.

    Образец шва.

     VIII.

    Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.

    20

    Практические работы.  Построение чертежей сумки и ручек. Выкраивание деталей с припуском на швы. Соединение боковых срезов двойным швом. Обработка ручек накладным швом. Застрачивание углов.

    Хозяйственная сумка.

    IХ.

     Практическое повторение

    24

    Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы. Изготовление салфетки и наволочки.

    Изготовление по выбору наволочки, хозяйственных сумок, футляров для хозяйственных предметов, повязки для дежурных.

    Х.

    Самостоятельная работа

    8

    Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см.

    Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом.

    Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата. Выполнение на образце двойного шва шириной 0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см.

    ХI.

    Итоговая контрольная работа

    6

    Отдельные операции по изготовлению сумки из готового кроя (соединение боковых срезов двойным швом, обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом. Обработка ручки накладным швом).

    Итого:

    221

    Учебно-методические средства обучения

    Основная литература:

    1. Швейное дело: учебник для  5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Г. Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. М.: - Просвещение, 2007 г.

    2. Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Рабочая тетрадь по швейному делу для учащихся 5 класса спецальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2007 г.    

     

    Дополнительная литература:

    1. Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителей. М.: - Школьная пресса, 2006

    2.Баженов В.И. Материалы для швейных изделий. - М.: Легпромбытиздат, 1993.

    3. Ильина Н. Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребенка к школе. - М.: ООО «Дельта», 2005 г.

    4. Исаев В.В. Оборудование швейных предприятий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1998

    5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. - ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1998. 

    6. Труханова А. Т. Технология женской и детской легкой одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983 г.

    Наглядные пособия: технологические и  инструкционные карты, дидактические материалы (для личного использования учащимися на уроках), образцы отдельных деталей и узлов, готовых изделий, таблицы и плакаты по темам,  картинки, презентации, фотоматериалы.

    Оборудование: швейные машины, оверлок, утюг и гладильная доска, маникен.



    Предварительный просмотр:

    5 кл.

                                    Тема урока  

    Дата

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.  

    23.

    24.

    1 четверть

    Швейная машина.

    Вводное занятие. Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, материалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

    Хлопчатобумажное волокно. Лицевая и изнаночная стороны. Пр. р. Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

    Получение ткани. Долевая и поперечная нити в ткани. Пр.р.Определение направления долевой нити в ткани.

     Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ. Правила безопасности при работе на швейной машине.            Пр. р. Пуск и остановка швейной машины. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса).

    Основные механизмы швейной машины.                                    Пр. р. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.

    Подготовка машины к работе.                                                       Пр. р. Наружный осмотр, включение и выключение, заправка верхней и нижней ниток.

    Работа на швейной машине на ткани.                                                 Пр. р. Выполнение машинных строчек с ориентиром на лапку. Положение изделия на машинном рабочем месте.

    Работа с тканью

    Краевой шов вподгибку с открытым срезом (конструкция, применение).                                                                                    Пр. р. Выполнение шва на образце.

    Краевой шов вподгибку с закрытым срезом (конструкция, применение).                                                                                    Пр. р. Выполнение шва на образце.

    Носовой платок. Название тканей, используемых для изготовления платка ( ситец, батист).                                         Пр.р. Раскрой носового платка.

    Ручные работы при пошиве платка.                                              Пр. р. Заметывание поперечного и долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

    Машинные работы при пошиве платка.                                           Пр. р. Подготовка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную.

    Окончательная отделка платка.                                                     Пр. р. Обработка углов косыми стежками. Утюжка платка.

    Ремонт одежды

    Виды пуговицы.                                                                               Пр. р. Определение места для оторванной пуговицы.

    Способы пришивания пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки.                                                                             Пр. р. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нитки несколькими стежками на одном месте.

    Подготовка белья и одежды к ремонту.                                        Пр. р. Подбор ниток в соответствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по цвету, толщине, качеству изделия.

    Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.                         Пр. р. Складывание ткани по распоровшемуся шву. Стачивание распоровшегося шва ручными стачными стежками.

    Ремонт одежды в месте разрыва.                                                    Пр. р. Складывание ткани по разрыву, обметывание срезов разрыва частыми косыми стежками (обмет).

    Окончательная обработка образцов.                                              Пр. р. Приутюживание места ремонта. Оформление образцов в альбом.

    Практическое повторение.

    Пошив головного или носового платков, вышивка монограммы.

    Ручные работы при пошиве головного платка.                                 Пр. р. Заметывание поперечного и  долевого срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

    Машинные работы при пошиве головного платка.                            Пр. р. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную.

    Окончательная обработка изделия.                                               Пр. р. Обработка углов косыми стежками. Вышивка монограммы.

    Самостоятельная работа по теме

    «Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом шириной до 1 см».

    2 четверть

    Вводное занятие. План работы на четверть. Правила  поведения учащихся в мастерской. Правила безопасности при работе иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и машинного рабочего места.

    Работа с тканью

    Стачной шов.                                                                                   Пр. р. Выполнение стачного шва взаутюжку.

    Стачной шов.                                                                                             Пр. р. Выполнение стачного шва вразутюжку.

    Мешочек для хранения изделий. Название тканей, используемых для пошива мешочка.                                         Пр.р. Подбор ткани, раскрой мешочка.  

    Отделка кроя мешочка.                                                                                  Пр. р. Выполнение отделочных стежков или аппликации.

    Ручные работы.                                                                                Пр. р. Сметывание боковых срезов мешочка.

    Машинные работы.                                                                         Пр. р. Стачивание боковых срезов мешочка.  

           

                                                                                                            Косые и обметочные стежки.                                                         Пр. р. Упражнения в выполнении косых и петельных стежков.  

    Обработка срезов мешочка.                                                               Пр. р. Обметывание срезов шва косыми или петельными стежками.

    Машинные швы, конструкция и применение.                                            Пр. р. Обработка верхнего среза швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5 – 2 см.

    Окончательная обработка мешочка.                                                 Пр. р. Продергивание тесьмы. Приутюживание.

    Повязка для дежурного.                                                                 Пр. р. Раскрой деталей повязки.

    Ручные работы при пошиве повязки.                                             Пр. р. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного.

    Ручные работы при пошиве повязки.                                            Пр. р. Складывание и сметывание деталей.

    Машинные работы при пошиве повязки. Понятие обтачать.      Пр. р. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва.

    Окончательная обработка повязки.                                               Пр. р. Выполнение отделочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. Приутюживание.

    Ремонт одежды

    Виды ремонта одежды. Вешалка к одежде.                                   Пр. р. Подбор ткани для вешалки. Вырезание лоскута 10х14 см для вешалки.

                                                                                                                Ручные и машинные работы.                                                         Пр. р. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой. Пришивание вешалки к изделию.

    Заплата в виде аппликации.                                                           Пр. р. Подбор ткани. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы.

    Обработка заплаты.                                                                         Пр. р. Загибание и заметывание срезов заплаты.

    Ручные работы.                                                                                Пр. р. Наложение заплаты с лицевой стороны изделия, наметывание.

    Соединение заплаты с изделием.                                                   Пр. р. Пришивание вручную косыми или петельными стежками.

    Окончательная обработка заплаты.                                                  Пр. р.  Приутюживание.

    Самостоятельная работа по теме                                 «Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закрытым срезом».

                                                     3 четверть

    Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской.

    Швейная машина

    Швейная машина с ножным приводом: назначение, устройство.       Пр. р. Подготовка швейной машины к работе.

    Регулятор строчки: устройство и назначение.                                 П. р. Выполнение строчек с различной длиной стежка.

    Машинная закрепка.                                                                            Пр. р. Выполнение машинной закрепки.

    Машинная игла: устройство и подбор, правила установки.                 Пр. р. Установка иглы в игловодитель. Подбор игл.

    Работа на швейной машине.                                                            Пр. р. Выполнение машинных строчек на тонких и толстых тканях.

    Построение чертежа изделия в натуральную величину. Шитье на швейной машине по прямым срезам ткани.

                                                                                                          Инструменты и материалы для изготовления выкройки. Сантиметровая лента.                                                                       Пр. р. Организация рабочего места при выполнении выкройки.

                                                                                                            Понятия прямая и кривая линии, прямой угол. Линии для выполнения чертежей выкройки швейного изделия: виды, назначение. Вертикальные и горизонтальные линии.                         Пр. р. Построение прямых углов.

                                                                                                               Правила оформления чертежей.                                                        Пр. р. Выполнение чертежа всего изделия. Вырезание выкройки ножницами по прямому направлению и в углах. Проверка выкройки измерением, сложением углов и сторон.

    Электроутюги: устройство и назначение.                                        Пр. р. Закрепление правил безопасности при пользовании электроутюгом.

    Ткани, применяемые для изготовления салфеток: названия, виды.                                                                                                   Пр. р. Определение долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной стороны ткани.

    Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.                   Пр. р. Размещение выкройки на ткани с учетом долевой и поперечной нитей, лицевой и изнаночной сторон.

                                                                                                                   Раскрой салфетки.                                                                              Пр. р.  Закрепление выкройки. Выкраивание деталей изделия по выкройке.

    Подготовка кроя к пошиву на машине.                                             Пр. р. Прокладывание контрольных линий.

    Положение детали при пошиве вручную на столе и на платформе швейной машины.                                                             Пр. р. Выполнение шва вподгибку в углах изделия.

    Обработка прямых углов салфетки.                                                     Пр. р. Подгиб угла по диагонали и обработка косыми стежками вручную.

    Окончательная обработка изделия.                                                  Пр. р. Утюжка изделия.

    Построение чертежа по заданным размерам. Пошив однодетального изделия с применением двойного шва.

    Наволочка: ткани, фасоны, стандартные размеры, швы.                      Пр. р. Определение размера наволочки по подушке. Расчет расхода ткани.

    Соответствие размера наволочки размеру подушки.                          Пр. р. Составление чертежа прямоугольной формы в натуральную величину по заданным размерам.

    Подбор ткани для наволочки.                                                                Пр. р. Подготовка ткани к раскрою.

    Раскрой наволочки с клапаном.                                                              Пр. р. Раскладка выкройки. Раскрой с припуском на швы.

    План работы по пошиву наволочки.                                                       Пр. р. Обработка поперечных срезов швом вподгибку с закрытым срезом.

    Ручные работы.                                                                                 Пр. р. Складывание для обработки боковых срезов двойным швом, сметывание.

    Машинные работы.                                                                           Пр. р. Обработка боковых срезов одновременно с клапаном двойным швом. Выполнение машинной закрепки. Утюжка.

    Окончательная обработка наволочки.                                           Пр. р. Влажно-тепловая обработка.

    Практическое повторение. Изготовление салфетки или наволочки.

    Ручные работы при пошиве салфетки.                                              Пр. р. Заметывание долевых и поперечных срезов салфетки.

    Машинные работы при пошиве салфетки.                                       Пр. р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом.

    Окончательная обработка салфетки.                                                 Пр. р. Обработка углов косыми стежками. Утюжка изделия.

    Самостоятельная работа по теме

    «Построение квадрата по заданным размерам. Вырезание и проверка построения квадрата».

    «Выполнение на образце двойного шва шириной  0,7 см и шва вподгибку шириной 3 см».

                                            4 четверть

    Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасности при шитье.

    Накладной шов

    Виды соединительного шва: накладной и другие.                                  Пр. р. Выполнение накладного шва с открытыми срезами с изнанки. Измерение по ширине.

    Накладной шов с открытыми и закрытыми срезами: применение, ширина в разных изделиях.                                        Пр. р. Выполнение накладного шва с одним закрытым срезом.

    Места измерения ширины швов.                                                    Пр. р. Выполнение накладного шва с двумя закрытыми  срезами, измерение по ширине.

    Построение чертежа прямоугольного изделия по заданным размерам. Применение двойного и накладного швов.

    Растительные волокна (хлопок). Общее представление о хлопчатнике.                                                                                      Пр. р. Изучение свойств волокон хлопка.

    Общее представление о прядении.                                                           Пр. р. Получение пряжи из волокон хлопка.

    Сумки: фасоны, размеры, швы.                                                          Пр. р. Определение длины и ширины прямоугольной сумки и ее ручек.

    Изготовление выкройки сумки.                                                         Пр. р. Построение чертежей сумки и ручек в натуральную величину. Расчет расхода ткани.

    Раскрой деталей сумки.                                                                        Пр. р. Раскладка выкройки на ткани. Выкраивание деталей с припуском на швы.

    План работы по пошиву сумки.                                                             Пр. р. Соединение боковых срезов двойным швом.

    Обработка деталей ручек.                                                                    Пр. р. Выполнение накладного шва с двумя закрытыми срезами. Разметка мест прикрепления и приметывания ручек.

    Обработка верхнего среза сумки.                                                            Пр. р. Выполнение шва вподгибку с закрытым срезом с одновременным притачиванием ручек.

    Образование дна и боковых сторон ручек.                                                 Пр. р. Застрачивание углов. Отгибание застроченного угла в сторону дна и прикрепление его.

    Окончательная отделка сумки.                                                          Пр. р. Утюжка изделия.

                                 Практическое повторение.

    Изготовление повязки для дежурных.

    Повязка для дежурного.                                                                      Пр. р. Раскрой деталей повязки.

    Ручные работы при пошиве повязки.                                                Пр. р. Пришивание эмблемы к повязке.

    Сметочные стежки.                                                                              Пр. р. Складывание и сметывание деталей повязки.

    Машинные работы при пошиве повязки.                                               Пр. р. Обтачивание деталей.

    Машинные работы при пошиве повязки.                                     Пр. р. Вывертывание, выметывание шва.

    Отделка основной детали повязки.                                                        Пр. р. Выполнение отделочной машинной строчки с одновременным застрачиванием отверстия.

    Окончательная обработка повязки.                                                    Пр. р. Утюжка изделия.

    Самостоятельная работа по теме

    «Соединение боковых срезов сумки двойным швом».

    «Обработка верхнего среза швом шириной 2 см вподгибку с закрытым срезом».

    «Обработка ручки накладным швом»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная образовательная программа по швейному делу для 9 класса

    Программа по швейному делу для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

    Адаптированная образовательная программа по математике 2 класс. Вариант 3.1.

    Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общ...

    Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов (по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова) на 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.Все содержание рабоч...

    Адаптированная образовательная программа по чтению 5 класс школы для обучающихся с ОВЗ

    Адаптированная рабочая учебная программа индивидуального обучения на дому по учебному предмету «Чтение» составлена на основании нормативно-правовых документов....

    Адаптированная образовательная программа по швейному делу для 6 класса

    Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

    Адаптированная образовательная программа по истории 6 класс

    Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовнательых учреждений 8 вида «История» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опу...