Главные вкладки

    Методы изучения школьников с ОВЗ с целью профориентации.
    статья по технологии (9 класс) на тему

    Самофалова Оксана Алексеевна

    Материал для изучения детей с ОВЗ (умственная отсталость).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы изучения школьников с ОВЗ в целях профориентации.

            Одна из важнейших задач профориентационной работы, проводимой учителем трудового обучения, - изучение личности школьников, без чего невозможно квалифицированно ориентировать учащихся на выбор соответствующих профессий, проводить профконсультационную работу. Педагог К. Д. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». В полной мере эти слова относятся и к профориентационной работе.

            Методы изучения личности школьника в значительной степени зависят от намечаемых учителем задач по профессиональной ориентации. Основные задачи при этом следующие:

            выявление готовности школьника к выбору профессии;

            определение свойств личности, ее возможностей;

            воспитание качеств, необходимых для всех профессий ( трудолюбие, дисциплинированность, организованность и т. д. );

            изучения соответствия избираемых учащимися профессий их психофизиологическим особенностям.

            При проведении этой работы применяю следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседа, обобщение независимых характеристик, анализ продуктов деятельности школьников, педагогический эксперимент. Я устанавливаю закономерности в развитии личности школьника с нарушением интеллекта, наблюдая в процессе практической деятельности за ним, беседуя с ним и другими людьми.

            В ходе бесед выясняю, что знают учащиеся о профессиях. В процессе живого общения определяю многие стороны личности школьника. Первые беседы – общие, ориентировочные; последующие – более узкие, специализированные. Результаты бесед записываю в виде специального протокола (см. приложение 3).

             При проведение анкетирования всегда соблюдаю условия: испытуемые должны быть одного возраста, уровня развития. Всем предоставляю достаточно времени для обдумывания. С учащимися IX классов провожу анкетирование для определения интересов учащихся (см. приложение 4). Однако необходимо учитывать, что разовое проведение анкет вряд ли может правильно определить интересы учеников. Ведь в подростковом возрасте они не постоянны. Поэтому анкетирование целесообразно проводить в начале и в конце учебного года на всем протяжении обучения ученика в школе. Наблюдение за развитием интересов учащихся поможет дать им определенный совет  в выборе если не профессии, то хотя бы сферы деятельности. Для более полного понимания профессии и содержания труда провожу сравнительный анализ профессий по схеме (см. приложение 5). Учащиеся объединяются в группы, где заполняют схему. После заполнения схемы школьники отмечают: сколько неизвестных для них сторон профессии так и осталось закрытым; какие новые стороны профессии открылись; в какой профессии больше преимуществ, в какой недостатков; как изменилось отношение к профессиям после их анализа.

            Определить отношение школьника к труду можно только на основе систематических наблюдений. Таким образом, один из важнейших методов изучения школьника в целях профориентации – наблюдение. Наблюдая за учащимися с целью определения отношения их к труду, конкретной профессии, констатирую следующие свойства и качества личности: умение трудиться самостоятельно, планировать свою деятельность, критическое отношение к результатам своей деятельности (стремление достичь наилучших результатов в работе). В процессе наблюдения отмечаю такие качества личности детей: дисциплинированность (выполнение требований учебной, трудовой, технологической дисциплины); трудолюбие (увлеченность выполнением работ); добросовестность, ответственное отношение к труду; бережливость (аккуратное, бережное обращение с инструментами, машинами) и др. Наблюдения веду по заранее составленной схеме и всегда фиксирую их (см. приложение 6).

            В ряде случаев ценные сведения об интересах ученика получаю с помощью анализа результатов его деятельности. Это могут быть его ответы, в которых он высказывает мысли о себе, изделия, выполненные им лично в процессе трудовой деятельности. Определенные сведения получаю, анализируя его личное дело, результаты медицинских обследований, классный журнал.

            В практической работе по изучению личности школьника в целью профориентации использую также метод экспертов. Этот метод включает сбор и последующее обобщение устных или письменных высказываний ряда лиц (экспертов) об изучаемой личности. Собираю характеристики от учителей, родителей, товарищей. Полученные сведения анализирую и объединяю, получая таким образом объективные выводы о качествах личности школьника.

            При изучении личности учащегося применяю метод обобщения независимых характеристик. Например, в характеристике на ученицу данной родителями, отмечаю особенности выполнения домашней работы, соблюдение режима дня, добросовестность, аккуратность, самостоятельность, настойчивость, общительность, отзывчивость, любимые и нелюбимые занятия, общее состояние здоровья. Исходя из ответов родителей, мне легче определить главное направление в работе как с учащимися, так и с их родителями.

            Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что полнота и глубина в познании личности достигаются лишь при использовании различных методов. Только в этом случае можно получить наиболее полную характеристику личности. Ориентировка учащихся в мире профессий во внеурочное время.



    Предварительный просмотр:

                                 Приложения

    Приложение 3.

    Протокол диагностической беседы.

    1. Ф. И. О. ученика
    2. Класс                   Школа
    3. Состав семьи
    4. С какого класса посещает данную школу?
    5. Какие предметы интересуют тебя больше всего?
    6. Какие предметы тебе легче всего изучать?
    7. Какие предметы тебе не нравятся?
    8. Сколько времени ты тратишь на выполнение домашнего задания?
    9. В какой работе класса, школы ты принимаешь активное участие?
    10. Каковы твои постоянные обязанности в семье?
    11. Чем ты любишь заниматься в свободное время?
    12. Какие черты характера цените у друзей, у взрослых?
    13. Какие черты характера можешь отметить у себя?
    14. Сколько друзей у тебя в классе, школе, вне школы?
    15. Собираешься ли ты получать образование в училище?
    16. Выбрал ли ты профессию?
    17. Давно ли ты решил выбрать данную профессию?
    18. Почему ты хочешь выбрать именно эту профессию?
    19. Какие профессии тебе нравятся,  кроме выбранной?
    20. Как вы оцениваете свое здоровье вообще и в связи с выбранной профессией?

    Приложение 4.

    Карта интересов.

    Цель: определение выраженности интересов учащихся к учебным предметам

     ( сферам знаний ).

    Исследователь читает вопросы, а испытуемые делают пометки в листах ответов.

    Фамилия, имя

    Класс

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

        Инструкция: « Я читаю номер вопроса и сам вопрос, а вы, если согласны с предложенным ответом, ставите плюс рядом с номером ответа».

            Любите ли вы, хотели бы вы, нравится ли вам…

    1. Читать о сельском хозяйстве, о растениях и животных.
    2. Читать о лесе.
    3. Организовывать одноклассников на выполнение общественной работы.
    4. Читать о водителях транспорта (трамваев, троллейбусов и т. д. )
    5. Знакомиться с устройством и работой станков.
    6. Готовить обеды.
    7. Заботиться о красоте помещения, в котором вы учитесь, живете.
    8. Изучать биологию.
    9. Проводить время в лесу.
    10. Обсуждать текущие дела.
    11. Прогуливаться по своему городу.
    12. Знакомиться с различными инструментами.
    13. Уроки по домоводству.
    14. Посещать фабрики.
    15. Выращивать животных и ухаживать за ними.
    16. Собирать гербарий.
    17. Участвовать в организации общешкольных мероприятий.
    18. Посещать кружок автолюбителей.
    19. Изготавливать различные детали и предметы.
    20. Организовывать питание.
    21. Шить одежду.
    22. Наблюдать за природой.
    23. Сажать деревья, ухаживать за ними.
    24. Выступать с сообщениями.
    25. Посещать кружок любителей походов.
    26. Уроки труда.
    27. Давать советы при покупке одежды.
    28. Знакомиться со швейным производством.
    29. Выращивать сельскохозяйственные культуры.
    30. Изучать организм человека.
    31. Изучать политический строй нашей страны.
    32. Посещать географический кружок.
    33. Бывать на заводах.
    34. Оказывать людям различные услуги.
    35. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.
    36. Ухаживать за сельскохозяйственными орудиями труда.
    37. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.
    38. Изучать работу политический деятелей.
    39. Читать книги о средствах передвижения.
    40. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.
    41. Постоянно общаться со многими людьми.
    42. Посещать выставки легкой промышленности.

    Обработка результатов: подсчитывается в каждом столбце количество плюсов и минусов. Из первой суммы вычитается вторая.

    Выбирается деятельность, которая набрала большее количество плюсов.

    Ключ:

    1. Сельское хозяйство.
    2. Лесное хозяйство.
    3. Общественная работа.
    4. Транспорт.
    5. Рабочие специальности.
    6. Сфера обслуживания.
    7. Легкая промышленность.

       Приложение 5.

    Схема анализа профессий ( Е. А. Климов, Н. С. Пряжников )

    Цель: проведение сравнительного анализа профессий для более полного понимания содержания труда.

    Основные характеристики

              профессии

                 Номер профессии

    1

    2

    3

    Приложение 6.

    Наблюдение за учащимися в швейной мастерской.

    1. Что делает учениц, выполнив задание раньше других ? (помогает подруге, просит дать новую работу, бездельничает, читает книгу, старается сделать новую работу еще лучше)
    2. Как относится ученица к помощи учителя и товарищей? (принимает, отвергает, безразлична)
    3. Каков ритм ее труда? (берется активно, потом расслабляется, вначале пассивна, но потом увлекается, работает равномерно)
    4. Отвлекается ли во время работы или собрана, сосредоточена? (отвлекается, отвлекается, чтобы помочь подруге, не отвлекается)
    5. Если встречаются затруднения, ищет выход самостоятельно или ждет подсказки от учителя и своих подруг?
    6. Насколько точны, координированы и ловки движения ее рук?
    7. Как быстро овладевает приемами работы? (с одной демонстрации, с двух демонстраций, с трех и более)
    8. Как организует свое рабочие место? (инструмент кладет на место, инструмент сваливает «в кучу»)
    9. Насколько экономно использует материал? (прежде чем сделать разметку, подумает, посоветуется; размечает не подумав, «лишь бы как»)
    10. Следит ли за состоянием инструмента?
    11. Инструмент применяет по назначению или пользуется тем, что первым попало под руку?
    12. Как пользуется технологической документацией? (использует, не использует, редко использует)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

    Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

    Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

    Урок по ФГОС  . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»....

    Приемы и методы изучения семьи школьника.

    Успех совместной работы школы и родителей во многом зависит от глубокого знания учителей, учеников и их семей. Это помогает классному руководителю совместно с родителями выработать своеобразную програ...

    Проект учителя по теме Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности в процессе изучения истории и обществознания с целью развития ключевых компетентностей учащихся.

    Данная работа представляет сосбой проект учителя, в котором рассматриваются вопросы, связанные с развитием ключевых компетенций учащихся посредством организации проектной и исследовательской деятельно...

    «Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

    В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

    Работа инновационной площадки " «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации"

    Данный материал рассматривает вопрос о работе учителей начальных классов по  ранней профориентации  с учащимися 1-4 классов в рамках региональной инновационной площадки   Современн...