Главные вкладки

    План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».
    план-конспект урока по технологии (6 класс) на тему

    Данильченко Ирина Николаевна

    Ознакомление с  технологией изготовления столярного шипа. Совершенствование навыков самоконтроля  в процессе выполнения практической деятельности.Коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности). Воспитаниеть бережного отношения к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razmetka_i_zapilivanie_shipa.docx92.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    .

    План-конспект урока по профильному труду 6 класс.

    Тема урока: «Разметка и запиливание шипа».

    Цели урока:

    1.  Обучающая: ознакомить с  технологией изготовления столярного шипа. Совершенствовать навыки работы с ручным столярным инструментом;

    2.  Развивающая: развивать мышление на основе работы с планом; глазомер, навыки самоконтроля  в процессе выполнения практической деятельности;

    3. Коррекционная: коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности);  

    3. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к материалу, инструменту; ответственное отношение к выполнению работы, соблюдение правил безопасной работы.

    Оборудование:

    -для учителя:  столярный верстак,  набор стамесок, инструкция по технике безопасности при работе по дереву.
    -для учеников:  столярный верстак, набор стамесок(долото), лучковая пила инструкция по технике безопасности при работе по дереву, технологическая карта на изготовление шипового соединения, ножовка, угольник, письменные принадлежности.

    ХОД УРОКА

    1. Организационная часть

    Приветствие, проверка внешнего вида учащихся, организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

    1. Повторение пройденного материала
    • Что   такое  угловое   серединное   соединение   брусков   на сквозной шип? В чем его сущность?
    • От чего зависит прочность указанного соединения?
    • В каких изделиях, имеющихся в мастерской, применяется угловое серединное соединение на сквозной шип?

    1. Сообщение материала урока

    Разметка шипа

    Для разметки элементов соединения потребуются миллиметровая линейка, угольник, рейсмус и карандаш. Необходимо помнить, что от точности и правильности разметки зависит качество соединения. Поэтому перед работой надо обязательно проверить разметочные инструменты и остро заточить карандаш. Линейка должна быть металлической с четкими делениями. У угольника контролируют состояние кромок пера: необходимо, чтобы они были ровными, без вмятин, располагались точно под прямым углом к колодке, У рейсмуса должен быть исправен зажим брусочков, иглы плоско заточены и выступали не более чем на 2мм. И только после такого контроля состояния инструментов можно приступать к разметке. Сначала отмеряют необходимую длину бруска и отпиливают припуск. От торца откладывают по линейке длину шипа и наносят карандашом метку. По угольнику и этой отметке проводят линии на всех четырех сторонах бруска. После этого устанавливают рейсмус на заданный размер (толщина шипа) и проводят риски на двух противоположных сторонах заготовки и торце. Шип размечен.http://0

    Изготовление шипа

    Запиливание шипа. После разметки приступают к запиливанию шипа. Эту операцию выполняют с помощью лучковых шиповых пил с шириной полотна 40— 50 мм или ножовок. Зубья у таких пил прямоугольной формы, высотой 3—5 мм. Перед пилением брусок закрепляют в заднем или боковом зажиме верстака. Во многом это определяется размерами заготовки. Так, например, в боковом зажиме крепят очень широкие или длинные (более 1 м) детали. Запомните, что при запиливании шипа полотно инструмента должно проходить снаружи от рисок, а при долблении гнезда стамеску устанавливают внутри проушины, но рядом с риской.1

    Последовательность операций при запиливании шипа:

    1. Подготовить пилу к работе.
    2. Закрепить брусок в зажиме верстака.
    3. Установить полотно пилы рядом с риской (с внешней стороны от нее).
    4. Осторожно сделать первый короткий разрез.
    5. Контролируя работу по линиям разметки, запилить половину шипа
    6. Сделать такой же пропил с другой стороны шипа.
    7. Перевернуть деталь в зажиме верстака и, повторяя предшествующие   операции, закончить пропил до линии разметки.

    Спиливание щечек. 3

    Для этой операции применяются пилы шириной полотна 35—50 мм и мелкими зубьями высотой 2—4 мм, имеющими форму прямоугольного треугольника. Спиливают щечки в стусле или закрепив брусок в зажиме верстака. Проще всего работать, прижав брусок к упору на верстаке, но такая операция требует от учащихся определенных навыков и довольно утомительна.

    При пилении инструмент следует держать немного наклонно от основания шипа.

    Сначала спиливают щечку с одной стороны шипа, а затем, перевернув брусок, с другой стороны. Но надо очень внимательно следить за тем, чтобы случайно не пропилить сам шип.

    Подгонка шипа к гнезду. Опытный столяр выполняет элементы соединения так, что шип плотно входит в гнездо. Такое соединение очень прочное и надежное.

    Но иногда из-за погрешностей в разметке и изготовлении шип или совсем не входит в гнездо, или, наоборот, остаются очень большие зазоры. В первом случае приходится подгонять шип к гнезду, удаляя стамеской или напильником лишний материал. Это вынужденные, дополнительные операции, на них затрачивается много времени. Так что намного быстрее и лучше сразу качественно размечать и изготавливать шип и гнездо. Во втором случае, когда шип значительно меньше гнезда, соединения не получится — это брак.

    1. Практическая работа

    Разметка и запиливание шипа на материалоотходах. Контроль выполнения работы.

    1. Подведение итогов урока

    Анализ проделанной работы, выявление возможного брака, его причин и способов устранения, выставление оценок.

    1. Рефлексия.

    На протяжении урока мы научились выполнять разметку шипа, производить запиливание шипа по разметке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

    План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

    план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

    Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

    План-конспект урока биологии в 6 классе Тема урока: Движение.

    План-конспектурока биологии в 6 классеТема урока: Движение....

    План-конспект урока по профильному труду 6 класс. Тема урока: «Ориентирование в задании по чертежу. Разбор чертежа. Составление плана работ изготовления скамейки».

    Изучение  план изготовления скамейки, научить самостоятельно изготавливать скамейку по плану;  Развитие моторики рук, глазомер, связную речь, развить образную память, логическое мышление; Ко...

    План - конспект урока чтения в 6 классе.Тема урока:"К.Г. Паустовский "Заячьи лапы». Природа и человек в рассказе".

    Формировать умение анализировать художественное произведение. Показать глубокую мысль автора об ответственности человека перед природой.Воспитать гуманное отношение ко всем живым существам, предо...

    План – конспект урока по СБО 5 класс. Тема урока: «Почтовый адрес дома, школы. Написание адреса на почтовой открытке».

    План – конспект урока по СБО 5 класс.Тема урока: «Почтовый адрес дома, школы.Написание адреса на почтовой открытке»....