Технологическая карта урока технологии по теме: «Выпиливание изделия лобзиком. Зачистка изделия «Сувенир»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

Ермакова Екатерина Николаевна

Знакомство с особенностями выпиливания изделий из древесины лобзиком; формирование навыков настройки лобзика; формирование навыков пиления и зачистки изделия. Определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения; умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, проводить познавательный анализ, рефлексию познавательной деятельности. Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

по теме: «Выпиливание изделия лобзиком. Зачистка изделия «Сувенир»

Дата проведения:

Время: 2 часа.

Учитель: Ермакова Е.Н.

Предмет: технология.

Класс: 5, УМК  А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко

Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Тип урока: урок открытия новых знаний, практикум.

Цели урока:

  1. Предметные: знакомство с особенностями выпиливания изделий из древесины лобзиком; формирование навыков настройки лобзика; формирование навыков пиления и зачистки изделия.
  2. Регулятивные – определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения;
  3. Коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, проводить познавательный анализ, рефлексию познавательной деятельности.
  4. Личностные – умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. 

Задачи:

1. Раскрыть понятие «Лобзик, приемы работы, зачистка изделия».

2. Раскрыть правила использования инструментов при выпиливании изделий из древесины.

3. Уметь разрабатывать последовательность  изготовления деталей  из  древесины.

4. Работать с первоисточниками, извлекая из них полезную информацию.

5. Делать выводы, обобщать.

Основные понятия: лобзик, зачистка изделия.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база: кабинет технологии, макеты, демонстрационные образцы, презентация, технологическая карта.
  2. Инструменты, приспособления: лобзик, шаблоны.
  3. Дидактическое обеспечение: учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Индустриальные технологии», технологическая карта «Изготовление развертки коробки для хранения мягких деталей», образцы объектов труда.

Дидактическая структура урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Формируемые УУД и предметные действия

Орг. момент

Организуют рабочее место

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих.

Организация внимания, самоорганизация.

Целеполагание

Устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала

В начале урока учитель напоминает учащися, что прямолинейное пиление древесины можно осуществить с помощью ручной ножовки. После этого необходимо показать красивые изделия сложной формы, выполненные лобзиком.

Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос:

"Каким образом можно достигнуть этого результата?"

"Какой инструмент лучше использовать для работы?"

"Какие приспособления при этом использовать?"

Обобщают и систематизируют знания, полученные на предыдущем этапе изучения темы Учащиеся рассматривают изделия и отмечают их красоту.

Развивают познавательные интересы и интеллектуальные способности, прогнозируют деятельность на уроке.

Актуализация опорных знаний

Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

Давайте мы откроем наши тетради и запишем тему урока: «Выпиливание изделия лобзиком. Зачистка изделия»

Прежде всего давайте вспомним ранее полученные сведения:

- Как можно перенести изображение на заготовку? (шаблон, с помощью копировальной бумаги)

Отвечают на вводные вопросы, рассматривают шаблоны различных изделий и рисунки.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Познавательные: умение анализировать, осознанно строить речевые высказывания

Изучение нового материала.

Находят сходство и различие лобзика с ранее изученными типами ножовок, делают выводы об областях применения лобзика, формулируют понятие «лобзик»

Лобзик состоит из рамки (1) с ручкой (2), верхним (3) и нижним (4) зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.(приложение)

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. (Рисунок 2) После закрепления пилки винтами эксцентриковый механизм снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. (Объяснение сопровождать показом приемов) Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.

Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.

Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. (Учитель показывает, как это делается.)

Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.

  • Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.
  • Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
  • Не "заваливать" лобзик во время пиления!
  • Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
  • Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы формулируют понятия

Умение находить, анализировать, управлять, оценивать и предоставлять информацию. Предоставлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Практическая работа

Работа в индивидуальном решении

Работа в парах

Ребята сегодня на уроке мы с вами будим выполнять сувениры в честь  юбилея города. Учитель показывает нарисованные картинки будущего сувенира и заинтересовывает учащихся. Рассказывает историю образования Города и про праздник. Дети рассматривают предложенную картинку, определяют количество деталей.

Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно была сделана учителем. (приложение)

В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.

Последовательность выполнения работы.

Сейчас, по завершению задания, обменяйтесь полученными работами с рядом сидящем товарищем и проверьте работу друг друга с целью выявления ошибок зачистки.

Убедитесь, что вы тщательно проверили работу своего соседа.

Оцените работы друг друга.

Выпиливание, зачистка и оформление изделия.

Формирование навыков самостоятельной работы. Формирование умения составлять план и последовательность действий.

Формирование умения осуществлять контроль по результату

Рефлексия

Проводят взаимопроверку и взаимооценку

Сделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой?

- что вам запомнилось в новой теме;

- где можно применить полученные знания;

- с каким настроением вы заканчиваете урок?

Умение произвести самооценку и организовать взаимооценку.

Умение построения логической цепочки рассуждений и доказательств

Домашнее задание

Урок окончен

Список использованной литературы

  1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. Технология. Индустриальные технологии. Учебник. 5 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014.


Технологическая карта

№ п\п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1

Выбрать трехслойную фанеру толщиной 40мм

Линейка карандаш

2

Перенести изображение на заготовку

Карандаш, шаблон, капирка

3

Выпилить намеченный контур

лобзик

4

Зачистить поверхность.

Наждачная бумага, надфили.

5

Выпилить цифры по внутреннему контуру.

лобзик

6

Зачистить поверхность.

Наждачная бумага, надфили.

7

Разукрасить изделие.

Краски, кисть

8

Все детали покрыть лаком

Лак, кисть

9

Приклеить магнит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 5 кл. "Выпиливание изделий лобзиком"

Цели и задачи урока:- расширение знаний учащихся об обработке изделий разнообразной формы из фанеры и ДВП лобзиком;- ознакомить со способами наладки и регулировки лобзика, с приемами пиления данным ин...

Урок по теме: "Выпиливание ручным лобзиком"

выпиливание ручным лобзиком...

технологическая карта урока: Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком.

Тема урока: «Выпиливание лобзиком. Приёмы работы лобзиком». Цель урока: Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика.Способствовать формированию умений по выпиливанию лоб...

Технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком"

Технологическая карта урока по теме "Выпиливание лобзиком"...

Технологическая карта урока технологии Тема урока «Выпиливание лобзиком» + презентация к уроку

В материалах представлена развёрнутая технологическая карта и презентация к уроку...

Технологическая карта урока по теме "Сувениры Великобритании", Spotlight 5

Методическая разработка урока английского языка по теме «UK Souvenirs», 5 классПредмет: английский язык.Класс: 5 «А».Тема урока: «UK Souvenirs».Тип урока: комбиниро...