Художественная обработка древесины
рабочая программа по технологии на тему
Художественная обработка древесины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyman_s.a._hudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №______ от «____» августа 2017 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от « 30 » августа 2017 г. | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 275 от «30» августа 2017 г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Художественная обработка древесины»
2017-2018 учебный год
Направление: художественное
Возраст:6,7 класс
Составитель: Нейман Сергей Александрович, учитель технологии высшей категории
Нижневартовск, 2017
Пояснительная записка
Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество – это свобода, это возможность быть личностью, а не унылым потребителем.
Сотни лет чужеземцы пытаются разгадать «загадку русской души». Только у нас могли появиться пословицы: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» и «Голь на выдумку хитра», – и они не устареют никогда, к сожалению. Именно поэтому в нашей стране почти каждый – «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Программа может быть использована в качестве программы для внеклассной работы в основной школе и как элективный курс предпрофильной подготовки учащихся.
Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с художественными народными промыслами, основами композиции, материаловедения, технологией обработки и декорирования изделий из древесины.
Обучение школьников должно проходить на основе осмысленного запоминания и восприятия главных отличительных особенностей различных школ народного мастерства. В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных промыслов народного декоративно – прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно использовать разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. Каждому произведению следует проводить художественно – содержательный анализ: где, кем и когда создана вещь; как форма изделия, декор, техника исполнения согласуются с материалом и его назначением; каковы особенности и художественно-образная система приёмов выполнения, характеризующие данное произведение.
Важнейшими формами активизации учебно – воспитательного процесса являются организация встреч и бесед с народными мастерами, проведение экскурсий и уроков в музеях, посещение выставок народного и декоративно прикладного искусства.
Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения (в особенности художественно-содержательного анализа произведения). Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей материала, особенностей самого изделия, технологией изготовления.
Важнейшим компонентом цепочки непрерывного воспитания и образования являются профессиональные пробы, организация которых имеет целью отбор и первичную профессионализацию учащихся, склонных к профессиям декоративно-прикладного промысла. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно – трудовой процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.
Профессиональные пробы включают комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций, проявляющих профессионально важные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащегося конкретной профессии.
Профессиональные пробы включают занятия по введению в профессию резчика по дереву, строительный столяр, плотник, столяр по деревообработке, лесник, краснодеревщик, технико – технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определённых профессиональных навыков и умений .
Когда ученик достигнет определённого уровня навыков и умений в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства. На память приходят слова А. М. Горького: «Процесс творческого роста человека развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и снова уже сильнее способствуют развитию мозга…».
Кружковая работа рассчитана на 72 часа, из них теоретических-30 часов, практической –42часа. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитию у них с первого занятия творческого отношения к деятельности, активности, интереса.
Целью программы является профессиональное самоопределение школьников, развитие художественного вкуса и творческих способностей через внеурочную деятельность по художественной обработке древесины.
Обучение учащихся 5– 8 классов художественной обработке древесины предполагает решение следующих задач:
- показать роль декоратuвно– прикладного искусства в жизни общества;
- привить любовь к традиционному народному искусству;
- обучить учащихся приёмам традиционной художественной обработки материалов;
- расширить представления учащихся о своих способностях для формирования адекватного профессионального самоопределения.
Учащиеся должны знать:
- о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
- об истории возникновения и развития местных художественных промыслов;
- общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно прикладном искусстве;
- свойства и породы древесины;
- способы заготовки, сушки и обработки древесины;
- виды резьбы и их подвиды;
- мотивы образования и технику геометрической резьбы;
- технику плоскорельефной, рельефной, домовой, а также современных видов резьбы;
- элементарные сведения о профессиях связанных с художественной обработкой древесины;
- правила техники безопасности при работе с ручным и механизированными инструментами.
Учащиеся должны уметь:
- правильно организовать рабочее место;
- планировать свою работу, составлять графическую документацию;
- владеть инструментами для резьбы по дереву;
- затачивать простейшие режущие инструменты;
- составлять орнамент и резные композиции;
- владеть основными приемами художественной обработки дерева;
- видеть техникой геометрической резьбы и её подвидов;
- выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
- осуществлять контроль качества изготовляемых изделий;
- самостоятельно разрабатывать несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
- правильно организовать рабочее место с соблюдением требований техники безопасности.
Календарно – тематический план кружка по художественной обработки древесины
Тема занятия Краткое содержание изучаемого материала, формы учебной деятельности | Количество часов | Форма контроля | Дата | ||
По плану | Фактически | ||||
Вводное занятие | |||||
1 | Вводное занятие. Основные сведения о древесине и её свойствах Т.Б | ||||
Рабочее место | |||||
2 | Рабочее место резчика по дереву и его оборудование | ||||
3 | Беседа о народном, декоративном искусстве и его видов. | ||||
4 | Резьба и роспись по дереву | ||||
5 | Художественная обработка кости и металла (лаковая миниатюра) | ||||
6 | Знакомство с природной структурой древесины | ||||
7 | Значение расположения и характера рисунка волокон древесины | ||||
8 | Свойства хвойных и лиственных пород древесин по твердости | ||||
9 | Не достатке древесины. Влажность, сушка | ||||
10 | Подготовка рабочего места резчика по дереву | ||||
11 | Различные виды держалок: упорные, торцевые, угловые, фигурные | ||||
Инструменты и их назначения | |||||
12 | Инструменты для резьбы по дереву и их подготовка | ||||
13 | Демонстрация инструментов для резьбы по дереву | ||||
14 | Правила Т.Б при правки и заточки инструментов для резьбы | ||||
15 | Правила Т.Б при правки и заточки инструментов для резьбы | ||||
16 | Практическая работа освоение учащихся навыков заточки инструмента | ||||
17 | Практическая работа заточки инструмента на силках | ||||
18 | Практическая работа с инструментами и их заточка | ||||
19 | Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву | ||||
Знакомство с художественными и техническими резками по дереву | |||||
20 | Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву | ||||
21 | Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву | ||||
22 | Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву | ||||
Техника безопасности при работе с режущими инструментами | |||||
23 | Т.Б при работе с режущими инструментами | ||||
24 | Т.Б при работе с режущими инструментами. Беседа по ПДД | ||||
Практическая работа. Геометрическая резьба | |||||
25 | Практическая работа. Приёмы геометрической резьбы | ||||
26 | Практическая работа. Приёмы геометрической резьбы | ||||
27 | Практическая работа. Создание вариантов приёмов на дощечках | ||||
28 | Практическая работа. Приёмы резьбы параллельных линий | ||||
29 | Практическая работа. Один из видов геометрической резьбы | ||||
30 | Практическая работа. Трехгранна - выемчатая резьба | ||||
31 | Практическая работа. Художественно – технические приёмы | ||||
32 | Практическая работа. Художественно – технические приёмы | ||||
33 | Практическая работа. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников | ||||
34 | Практическая работа. Создание узоров на дощечках из липы | ||||
35 | Практическая работа. Создание узоров на дощечках из липы | ||||
36 | Практическая работа. Создание узоров на дощечках из липы | ||||
Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы | |||||
37 | Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы | ||||
38 | Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы | ||||
39 | Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы | ||||
40 | Создание не сложных композиций, узоров с помощью переводной бумаги | ||||
41 | Создание не сложных композиций, узоров с помощью переводной бумаги | ||||
42 | Создание не сложных композиций, узоров с помощью переводной бумаги | ||||
43 | Создание не сложных композиций, узоров и перевод созданных рисунков | ||||
44 | Создание не сложных композиций, узоров и перевод созданных рисунков | ||||
Создание эскизов геометрической резьбы | |||||
45 | Создание эскизов, геометрических узоров | ||||
46 | Практическая работа. Оформление разделочной доски | ||||
47 | Практическая работа. Оформление разделочной доски | ||||
48 | Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки | ||||
49 | Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки | ||||
50 | Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки | ||||
51 | Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки | ||||
Практическая работа | |||||
52 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
53 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
54 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
55 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
56 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
57 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
58 | Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине | ||||
Выполнение узоров геометрической резьбы по дереву | |||||
59 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
60 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
61 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
62 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
63 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
64 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
65 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
66 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
67 | Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине | ||||
Отделка готового изделия. Окраска и лакирование | |||||
68 | Отделка готового изделия. Шлифовка изделия | ||||
69 | Отделка готового изделия. Шлифовка изделия | ||||
70 | Отделка готового изделия. Окраска и лакирование | ||||
71 | Отделка готового изделия. Окраска и лакирование | ||||
Выставка готовых изделий | |||||
72 | Выставка готовых изделий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Художественная обработка древесины"
Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...
Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...
"Художественная обработка древесины"
Настоящий курс по выбору «Художественная обработка древесины» разработан для учащихся 9-х классов с предпрофильной подготовкой с учетом изменений, происходящих в российском образовании, связанны...
КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"
КРУЖОК В ШКОЛЕ "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"ФОТО ПОДЕЛОКТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА...
Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.
В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...
Художественная обработка древесины
Художественная обработка древесины...
Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины
Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины" с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...