Художественная обработка древесины
рабочая программа по технологии на тему

Художественная обработка древесины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyman_s.a._hudozhestvennaya_obrabotka_drevesiny.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено

на заседании методического объединения, протокол №______

от  «____» августа  2017 г.

руководитель  МО ____________

Принята

на Педагогическом совете школы

протокол № 1

от « 30 » августа 2017 г.

Утверждаю:

Директор школы

_____________/Е.В.Афанасьева

Приказ № 275

 от «30» августа 2017 г.

Рабочая программа

дополнительного образования

«Художественная обработка древесины»

2017-2018 учебный год

Направление: художественное

Возраст:6,7 класс

Составитель: Нейман Сергей Александрович, учитель технологии высшей категории

Нижневартовск, 2017

Пояснительная записка

          Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Без возможности самовыражения люди просто не смогут жить. Творчество – это свобода, это возможность быть личностью, а не унылым потребителем.

          Сотни лет чужеземцы пытаются разгадать «загадку русской души». Только у нас могли появиться пословицы: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» и «Голь на выдумку хитра», – и они не устареют никогда, к сожалению. Именно поэтому в нашей стране почти каждый – «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

          Программа может быть использована в качестве программы для внеклассной работы в основной школе и как элективный курс предпрофильной подготовки учащихся.

          Общеобразовательная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с художественными народными промыслами, основами композиции, материаловедения, технологией обработки и декорирования изделий из древесины.

         Обучение школьников должно проходить на основе осмысленного запоминания и восприятия главных отличительных особенностей различных школ народного мастерства. В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных промыслов народного декоративно – прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с традициями, жизнью народа, его историей. Во время занятий целесообразно использовать разнообразный иллюстративный материал и образцы произведений народных мастеров. Каждому         произведению следует проводить художественно – содержательный анализ: где, кем и когда создана вещь; как форма изделия, декор, техника исполнения согласуются с материалом и его назначением; каковы особенности и художественно-образная система приёмов выполнения, характеризующие данное произведение.

          Важнейшими формами активизации учебно – воспитательного процесса являются организация встреч и бесед с народными мастерами, проведение экскурсий и уроков в музеях, посещение выставок народного и декоративно прикладного искусства.

          Практические занятия должны быть направлены на формирование у школьников навыков и умений по изготовлению художественных изделий на основе знаний, полученных в процессе теоретического обучения (в особенности художественно-содержательного анализа произведения). Последовательность ознакомления учащихся с разными приёмами и техникой художественной обработки материалов зависит от сложности исполнения, особенностей материала, особенностей самого изделия, технологией изготовления.

          Важнейшим компонентом цепочки непрерывного воспитания и образования являются профессиональные пробы, организация которых имеет целью отбор и первичную профессионализацию учащихся, склонных к профессиям декоративно-прикладного промысла. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно – трудовой процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

          Профессиональные пробы включают комплекс теоретических и практических занятий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, ситуаций, проявляющих профессионально важные качества. Это, в свою очередь, обеспечивает возможность для оценки и самооценки соответствия учащегося конкретной профессии.

          Профессиональные пробы включают занятия по введению в профессию резчика по дереву, строительный столяр, плотник, столяр по деревообработке, лесник, краснодеревщик, технико – технологическую подготовку по технике выполнения резьбы в традициях народных промыслов, практические занятия по отработке определённых профессиональных навыков и умений .

          Когда ученик достигнет определённого уровня навыков и умений в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства. На память приходят слова А. М. Горького: «Процесс творческого роста человека развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и снова уже сильнее способствуют развитию мозга…».

          Кружковая работа рассчитана на 72  часа, из них теоретических-30 часов, практической 42часа. Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитию у них с первого занятия творческого отношения к деятельности, активности, интереса.

Целью программы является профессиональное самоопределение школьников, развитие художественного вкуса и творческих способностей через внеурочную деятельность по художественной обработке древесины.

              Обучение учащихся 5– 8 классов художественной обработке древесины предполагает решение следующих задач:

  • показать роль        декоратuвно– прикладного искусства в жизни общества;
  • привить любовь к традиционному народному искусству;
  • обучить учащихся приёмам традиционной художественной обработки материалов;
  • расширить представления учащихся о своих способностях для формирования адекватного профессионального самоопределения.

Учащиеся должны знать:

  • о народных художественных промыслах, расположенных на территории России;
  • об истории возникновения и развития местных художественных промыслов;
  • общие сведения о единстве красоты и формы в декоративно прикладном искусстве;
  • свойства и породы древесины;
  • способы заготовки, сушки и обработки древесины;
  • виды резьбы и их подвиды;
  • мотивы образования и технику геометрической резьбы;
  • технику плоскорельефной, рельефной, домовой, а также современных видов резьбы;
  • элементарные сведения о профессиях связанных с художественной обработкой древесины;
  • правила техники безопасности при работе с ручным и механизированными инструментами.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать рабочее место;
  • планировать свою работу, составлять графическую документацию;
  • владеть инструментами для резьбы по дереву;
  • затачивать простейшие режущие инструменты;
  • составлять орнамент и резные композиции;
  • владеть основными приемами художественной обработки дерева;
  • видеть техникой геометрической резьбы и её подвидов;
  • выполнять все стадии резьбы по дереву, включая операции отделки готовых изделий;
  • осуществлять контроль качества изготовляемых изделий;
  • самостоятельно разрабатывать несложные композиции резьбы по дереву на основе местных традиций народного искусства;
  • правильно организовать рабочее место с соблюдением требований техники безопасности.

Календарно – тематический план кружка по художественной обработки древесины

Тема занятия

Краткое содержание изучаемого материала, формы  учебной деятельности

Количество часов

Форма контроля

Дата

По плану

Фактически

Вводное занятие

1

Вводное занятие. Основные сведения о древесине и её свойствах    Т.Б

Рабочее место

2

 Рабочее место резчика по дереву и его оборудование

3

 Беседа о народном, декоративном искусстве и его видов.

4

 Резьба и роспись по дереву

5

 Художественная обработка кости и металла (лаковая миниатюра)

6

 Знакомство с природной структурой древесины

7

 Значение расположения и характера рисунка волокон древесины

8

 Свойства хвойных и лиственных пород древесин по твердости

9

 Не достатке древесины. Влажность, сушка

10

 Подготовка рабочего места резчика по дереву

11

 Различные виды держалок: упорные, торцевые, угловые, фигурные

Инструменты и их назначения

12

 Инструменты для резьбы по дереву и их подготовка

13

 Демонстрация инструментов для резьбы по дереву

14

 Правила Т.Б при правки и заточки инструментов для резьбы

15

 Правила Т.Б при правки и заточки инструментов для резьбы

16

 Практическая работа освоение учащихся навыков заточки инструмента

17

 Практическая работа заточки инструмента на силках

18

 Практическая работа с инструментами и их заточка

19

 Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву

Знакомство с художественными и техническими резками по дереву

20

 Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву

21

 Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву

22

 Знакомство с художественными механическими приемами резьбы по дереву

Техника безопасности при работе с режущими инструментами

23

 Т.Б при работе с режущими инструментами

24

 Т.Б при работе с режущими инструментами. Беседа по ПДД

Практическая работа. Геометрическая резьба

25

 Практическая работа. Приёмы геометрической резьбы

26

 Практическая работа. Приёмы геометрической резьбы

27

 Практическая работа. Создание вариантов приёмов на дощечках

28

 Практическая работа. Приёмы резьбы параллельных линий

29

 Практическая работа. Один из видов геометрической резьбы

30

 Практическая работа. Трехгранна - выемчатая резьба

31

 Практическая работа. Художественно – технические приёмы

32

 Практическая работа. Художественно – технические приёмы

33

 Практическая работа. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников

34

 Практическая работа. Создание узоров на дощечках из липы

35

 Практическая работа. Создание узоров на дощечках из липы

36

 Практическая работа. Создание узоров на дощечках из липы

Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы

37

 Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы

38

 Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы

39

 Создание не сложных композиций, узоров геометрической резьбы

40

 Создание не сложных композиций, узоров с помощью переводной бумаги

41

 Создание не сложных композиций, узоров с помощью переводной бумаги

42

 Создание не сложных композиций, узоров с помощью переводной бумаги

43

 Создание не сложных композиций, узоров и перевод созданных рисунков

44

 Создание не сложных композиций, узоров и перевод созданных рисунков

Создание эскизов геометрической резьбы

45

 Создание эскизов, геометрических узоров

46

 Практическая работа. Оформление разделочной доски

47

 Практическая работа. Оформление разделочной доски

48

Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки

49

Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки

50

Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки

51

Практич. работа. Оформление геометрической резьбой шкатулки и её крышки

Практическая работа

52

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

53

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

54

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

55

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

56

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

57

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

58

 Практическая работа. Выполнения геометрической резьбы по древесине

Выполнение узоров геометрической резьбы по дереву

59

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

60

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

61

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

62

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

63

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

64

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

65

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

66

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

67

 Выполнение узоров геометрической резьбы на древесине

Отделка готового изделия. Окраска и лакирование

68

 Отделка готового изделия. Шлифовка изделия

69

 Отделка готового изделия. Шлифовка изделия

70

 Отделка готового изделия. Окраска и лакирование

71

 Отделка готового изделия. Окраска и лакирование

Выставка готовых изделий

72

 Выставка готовых изделий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Художественная обработка древесины"

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса, где изучается резьба по дереву. В ней есть основные сведения видов резьбы, фотографии по теме, а также приёмы работы лобзиком и правила безопасн...

Программа дополнительного образования "Художественная обработка древесины"

Предлагаемая программа построена так, чтобы дать детям представление о различных видов декоративно-прикладного искусства. Одновременно с этим программа представляет уникальную возможность соединить тр...

"Художественная обработка древесины"

Настоящий курс по выбору «Художественная обработка древесины» разработан для учащихся 9-х классов с предпрофильной подготовкой с учетом изменений, происходящих в российском образовании, связанны...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ"

КРУЖОК  В ШКОЛЕ  "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ОБРАБОТКА  ДРЕВЕСИНЫ"ФОТО ПОДЕЛОКТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  КРУЖКА...

Разработка урока по теме: Художественная обработка древесины. Пропильная резьба. Отделка изделий из древесины Т.Б.

В связи с переходом на новые ФГОС учителю необходимо будет изменить методы работы с классом и каждым учащимся в отдельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику...

Художественная обработка древесины

 Художественная обработка древесины...

Использование ИКТ на уроках технологии Выпиливание и выжигание – виды художественной обработки древесины обработки древесины

Обобщающий урок по теме "Выпиливание и выжигание - выды художественной обработки древесины"  с презентацией. На уроке предусмотренны различные виды проверки усвоения данной темы: кроссворд, тест,...