Участие педагога в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития учителя
статья по технологии на тему

Русскина Наталья Викторовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога.

Наше время – это время масштабных изменений в системе образования. Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических кадров. Непрерывное повышение квалификации – процесс трудоёмкий, но педагог, находящийся в постоянном творческом поиске, занимающийся самообразованием, вырывается из узких рамок условий, поставленных обстоятельствами и социумом. Подлинное знание – это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности. Любое дело требует некоторого уровня компетентности. Одним из условий модернизации российского образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Профессиональной компетентностью в сфере образования является способность педагога решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, педагогических знаний и ценностей. Профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано; когда человек анализирует свою деятельность и делает правильные выводы. Опыт – это содержание, которое осмыслено, проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. В осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах. Определяя значимость конкурсного движения для профессионального развития педагогов, ответим на два главных вопроса.

1 вопросДля чего необходимо участвовать в профессиональных конкурсах?

- Педагог, участвуя в конкурсах , приобретает опыт поиска и систематизации наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий;

-Участие в конкурсах способствует актуализации и презентации педагогами собственных педагогических находок и достижений;

- В рамках участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самокритичного самоанализа. Основной целью участия в профессиональных конкурсах выступает стимулирование педагогических кадров к принятию творческо-деятельностной позиции, актуализация и презентация педагогических находок и достижений, а также развитие педагогической рефлексии.

Изучение, обобщение опыта работы педагогов и его трансляция в различных формах на конкурсах является тем механизмом, который позволяет повышать квалификацию педагогов без отрыва от учебного процесса, способствует созданию особой рефлексивной среды, стимулирующей развитие навыков педагогической рефлексии и презентационных умений. Участие в дистанционных конкурсах даёт многое для повышения профессионального уровня учителя. Во-первых, он учится грамотно использовать учебные ресурсы Интернет, во-вторых, те, кто прошёл школу дистанционного конкурса, мыслят и действуют по-другому. Они осознают, что сфера их деятельности – открытое образовательное пространство, люди и ресурсы, находящиеся в разных городах. А это ощущение единства учителей всей страны. Педагоги могут использовать опыт других преподавателей. Самое же главное, увеличивается самоуважение участника конкурса: "Я это могу", "Я это сделал". Повышается внутренняя самооценка, меняется внутренний мир педагога.

Подготовка к конкурсу педагогического мастерства является творческим процессом. В это время педагог анализирует свою деятельность (что удалось, чем можно поделиться, какие возникают трудности), систематизирует свой педагогический опыт, работает с документами, тем самым совершенствует своё профессиональное мастерство. Конкурсы педагогического мастерства помогают: выявить уровень профессионализма каждого участника, способствуют:

 профессиональному росту педагога, дают толчок к дальнейшему творческому развитию; способствуют выявлению творческих, инициативных педагогов,

 не стоит забывать и о том, что участие в конкурах – это не только профессиональный рост для педагога, но и интеллектуальный рост его обучающихся, потому что их тоже можно привлекать к участию.

2 вопросКакие возникают проблемы у педагога, участвующего в конкурсах профессионального мастерства?

Чтобы подготовиться к любому конкурсу, педагогу необходимо самому узнать как можно больше, перелистать сотни страниц книг и педагогических журналов, а для этого необходимо найти время. А как только находишь что-то интересное, занимательное и увлекательное, то хочется поделиться находками не только с коллегами, но и с ребятами. Но, почему же не каждый педагог стремиться попробовать свои силы в педагогических конкурсах?

Тут возникают проблемы:

- пассивность и сопротивление педагогов участию в конкурсах;

- внутренняя неготовность педагогов к самопрезентации;

- отсутствие ситуаций, когда у педагога появляется такая потребность.

- педагоги не хотят участвовать в конкурсах, так как испытывают трудности, составляя документацию к конкурсу. Для кого-то сложно систематизировать накопленный педагогический опыт; пугает огромное количество материала для представления своего опыта

Можно по-разному относиться к конкурсам, принимать или не принимать их, поддерживать и игнорировать – но, думаю, сложно отрицать то, что ситуация конкурса – это мобилизация внутренних ресурсов, необходимость точного расчёта времени, огромное психологическое напряжение. Я неоднократно принимала участие в различных конкурсах и становилась победителем. Для меня профессиональные конкурсы – это мир соревнования и общения с интересными людьми, мир находок и счастливых моментов. Моя конкурсная копилка неумолимо пополняется с каждым годом.

Уважаемые коллеги! Пробуйте свои силы в профессиональных конкурсах, показывайте свои достижения, я уверена: вам есть, что показать и чем поделиться! Постигайте тонкости и секреты современного педагогического мастерства! Успехов Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОНКУРСАХ КАК РЕСУРС ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Размыщления о конкурсах профессионального мастерства, что они дают педагогу в сфере его профессионального развития....

Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов

Требования, предъявляемые ФГОС,  к современному педагогу касаются различного рода компетенций.  В том числе и умение прогнозировать и анализировать результаты работы и выявлять сильные ...

Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов

Приказы, распоряжения и др. нормативные документы, посвященные работе экспертных групп и жюри конкурсов...

4.4.Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов. Приложение 15.

приказ 640 от 25.10.2019приказ № 502 от 09.09.2019приказ по проведению муниципального этапа олимпиады 2018-2019приказ по проведению школьного этапа олимпиады 2018-2019приказ № 558 от 29.10. 2020...

4.4.Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов Приложение 15

4.4. Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов Приложение 15...

Форма 15. 4.4. Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов

Участие в работе экспертных групп ( олимпиады,проверка работ огэ)...

Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов

Участие педагога в работе экспертных групп, жюри профессиональных конкурсов...