Рабочая программа по предмету "Технология. Индустриальная технология" для 5 класса с учетом требований ФГОС
рабочая программа по технологии (5 класс) по теме

Богустаев Вячеслав Николаевич

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС на основе авторской программы А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы "Технология: программа 5-8 классы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_5_klass_fgos.doc453.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная школа  им. Л.В. Кокышева»

«Согласовано»

Руководитель МО

Иваныш А.И./_______/

Ф.И.О.

Протокол № ___ от

«___»______2018 г

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР   МБОУ «Шебалинская СОШ

им. Л. В.Кокышева»

Богомолова А.Д./____________/

Ф.И.О.

«_____»___________2018 г

«Утверждаю»

Директор  МБОУ «Шебалинская СОШ им. Л.В.Кокышева»

Биятова А.Н./_________/

Ф.И.О.

Приказ №____ от

«___»_______ 2018 г

Рабочая программа педагога

Богустаева Вячеслава Николаевича

по предмету «Технология. Индустриальные технологии»

5 классы

на 2018-2019 учебный год

       рассмотрено на заседании

        педагогического совета

            протокол № ____ от

              «____»_______ 2018 г

с. Шебалино

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                                                                      

    1.1  Цели изучения курса                                                                                                                    

    1.2        

    1.3  Задачи изучения курса                                                                                                                 4

    1.4   Приоритетные методы обучения                                                                                                4

     I.5 Сроки реализации                                                                                                                          4                                                      

2. Общая характеристика учебного предмета                                                                                      4

3. Место предмета в Учебном плане                                                                                                     5

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета                                             6

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета            7

6. Содержание учебного курса                                                                                                               14

7. Календарно-тематическое планирование                                                                                          23        

8. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса                                                    29  

    Приложения                                                                                                                                          31                                                                                                                                

1. Пояснительная записка

1.1 Цели изучения предмета

  • формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
  • формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
  • становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
  • приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
  • формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
  • становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания.

1.3  Задачи обучения:

  Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.

   1.4. Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических,  выполнение проектов.

1.5 Сроки реализации рабочей программы

Сроки и этапы реализации Рабочей Программы по  курсу «Технология. Индустриальные технологии»  для основного общего образования

в   МБОУ «Шебалинская средняя общеобразовательная школа  им. Л.В. Кокышева» отражены в таблице:

Этапы и сроки реализации программы по географии:

Этап реализации

Сроки реализации

Содержание деятельности

I этап

август

Прохождение внутренней экспертизы и утверждения программы

II этап

сентябрь - май

Реализация программы

                     III этап

июнь

Рефлексивный этап, связанный с анализом результативности программы

2. Общая характеристика учебного предмета

   Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.  

Обучение школьников в образовательной области "Технология" строится на основе конкретных технологических процессов. Независимо от технологической направленности обучения, содержанием предусматривается изучение следующих сквозных образовательных линий:

- культура и эстетика труда;

-получение, обработка хранение и использование информации (информационная культура);

-основы черчения, графики (графическая культура);

- элементы прикладной экономики и предпринимательства (предпринимательская культура, культура дома, потребительская культура);

- знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов, с учетом склонностей и интересов учащихся;

- влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека (экологическая культура);

- творческая, проектная деятельность (проектная культура)

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся: с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства; функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда; элементами домашней экономики, ценой, социальными последствиями применения технологий; предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, проектом, конструкцией; методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве; информационными технологиями в производстве и сфере услуг

  Программа содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. Перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

По каждому разделу учащиеся изучают основной теоретический материал, осваивают необходимый минимум технологических операций, которые в дальнейшем позволяют выполнить творческие проекты.

Новизной данной программы является использование в обучении школьников информационных и коммуникационных технологий, позволяющих расширить кругозор обучающихся за счёт обращения к различным источникам информации, в том числе сети Интернет; применение при выполнении творческих проектов текстовых и графических редакторов, компьютерных программ, дающих возможность проектировать интерьеры, выполнять схемы для рукоделия, создавать электронные презентации.

В содержании программы сквозной линией проходят вопросы экологического и эстетического воспитания школьников, знакомство их с различными профессиями.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

 

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

 На изучение предмета в  5 классах отводится по 2 ч в неделю (68 ч в год)

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся овладеют:

  • трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;
  • умениями ориентироваться в ми ре профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • навыками применения распространённых ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; планирования бюджета домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающийся, независимо от изучаемого направления, получает возможность ознакомиться:

  • с основными технологическими понятиями и характеристиками;
  • технологическими свойствами и назначением материалов;
  • назначением и устройством применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;
  • видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;
  • профессиями и специальностями, связанными с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
  • со значением здорового питания для сохранения своего здоровья;

Выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • находить необходимую информацию в различных источниках;
  • применять конструкторскую и технологическую документацию;
  • составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;
  • выбирать сырьё, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
  • выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
  • соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
  • осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта;
  • находить и устранять допущенные дефекты;
  • проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
  • планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в целях:

  • понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;
  • развития творческих способностей и достижения высоких результатов преобразующей творческой деятельности;
  • получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации;
  • организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;
  • создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
  • изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;
  • контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;
  • выполнения безопасных приёмов труда и правил электро-безопасности, санитарии, гигиены;
  • оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги;
  • построения планов профессионального самоопределения и трудоустройства.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

(Прописаны в авторской  программе, раздел «Пояснительная записка»)

Личностные результаты освоения обучающимися пред мета «Технология» в основной школе:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда.

3. Самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации.

4. Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей.

5. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов.

6. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.

7. Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций обучающихся.

Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

1. Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности.

2. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

3. Определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

4. Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы.

5. Самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов.

6. Виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов.

7. Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

8. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

9. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

10. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

11. Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

12. Оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения.

13. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.

14. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

15. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной практике.

Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:

в познавательной сфере:

осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;

уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

в трудовой сфере: планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;

в мотивационной сфере: оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; 

в эстетической сфере: овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;

рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;

умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды;

участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; 

в коммуникативной сфере: практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;

сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

в физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований;

сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.

Критерии оценки результатов обучения

№ п.п

Оценки

Знание учебного материала

Точность обработки изделия

Норма времени выполнения

Правильность выполнения трудовых приемов

Организация рабочего времени

Соблюдение правил дисциплины и ТБ

1.

«5»

Ответы отличаются глубоким знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинно-следственные зависимости и связь с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска

Норма времени меньше или равна установленной

Абсолютная правильность выполнения трудовых операций

Обучающийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места

Нарушений дисциплины и правил ТБ в процессе занятия учителем замечено не было

2.

«4»

В ответах допускаются незначительные неточности, обучающиеся почти самостоятельно находят причинно-следственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска

Норма времени превышает установленную на 10-15 %

Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которые после замечания учителя не повторяются

Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и ТБ, которые после замечания учителя не повторяются

3.

«3»

В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, обучающиеся не могут самостоятельно выделить в учебном материале причинно-следственные связи, связать его с практикой

Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска

Норма времени превышает установленную на 20% и более

Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова

Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова

Имели место нарушения дисциплины и правил ТБ, которые после замечания учителя повторялись снова

4.

«2»

Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, обучающийся не может без учителя найти в нем причинно-следственные связи, относящиеся к классу простейших

Точность изделия выходит за пределы поля допуска

Обучающийся не справился с заданием в течении бюджета времени урока

Почти все трудовые приемы выполняются не верно и не исправляются после замечания

Почти весь урок наблюдались нарушения правил организации рабочего места

Имели место многократные случаи нарушения правил ТБ и дисциплины

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии оценивания

Баллы

  1. Оценка пояснительной записки (10 баллов)

1.1 Общее оформление

1

1.2 Актуальность. Обоснование проблемы, формулировка темы проекта

1

1.3 Сбор информации по теме проекта, анализ прототипов

0,5

1.4 Анализ возможных идей, выбор оптимальной идеи

1

1.5 Выбор технологии изготовления изделия

1

1.6 Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления

1

1.7 Разработка конструкторской документации, качество графики.

1

1.8 Описание изготовления изделия (технологическая карта)

1

1.9 Описание окончательного варианта изделия

0,5

1.10 Эстетическая оценка выбранного изделия

0,5

1.11 Экономическая и экологическая оценка выполненного (готового) изделия.

0,5

1.12 Реклама изделия

1

  1. Оценка готового изделия (25 баллов)

2.1 Оригинальность конструкции

5

2.2 Качество изделия

10

2.3 Соответствие изделия проекту

5

2.4 Практическая значимость

5

  1. Оценка защиты проекта (15 баллов)

3.1 Формулировка проблемы и темы проекта

2

3.2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

1

3.3 Описание технологии изготовления изделия

3

3.4 Четкость и ясность изложения

1

3.5 Глубина знаний и эрудиция

2

3.6 Время изложения (7-8 мин)

1

3.7 Самооценка

2

3.8 Ответы на вопросы

3

ИТОГО:

50 баллов

Оценка практической работы обучающихся

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставится, если изделие выполнено точно по чертежу, все размеры выдержаны, отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставится, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставится, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставится, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставится, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 35%.

6. Содержание учебного курса

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:

Разделы и темы программы

Количество часов по классам

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

Технологии обработки конструкционных материалов

1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

2.Технология машинной обработки древесины и древесных материалов

3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

5.Технологии художественно-прикладной обработки материалов

50

20

-

22

2

6

50

18

6

18

2

6

26

8

4

2

6

6

Технологии домашнего хозяйства

1. Технологии ремонта деталей интерьера

2. Эстетика и экология жилища

3.Бюджет семьи

4. Технологии ремонтно-отделочных работ

5. Технологии ремонта элементов систем водоснабжения

6

4

2

-

-

-

8

1

-

-

4

3

2

-

-

-

2

-

10

-

2

4

-

4

Технологии исследовательской и опытнической деятельности

12

10

6

Электротехника

1. Электромонтажные и сварочные работы

2. Электротехнические устройства с элементами автоматики

3. Бытовые электроприборы

12

4

4

4

Современное производство и профессиональное самоопределение

1. Сферы производства и разделение труда

2. профессиональное образование и профессиональная карьера

4

2

2

Технология исследовательской и опытнической деятельности

 Исследовательская и созидательная деятельность

12

12

10

10

6

6

8

8

Всего:

68

68

34

34

Краткое содержание рабочей программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 5 КЛАССА.

Раздел 1.  «Технологии обработки конструкционных материалов»

Тема 1. 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов

Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения.

Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции па одну, две и три плоскости (виды чертежа).

Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов.

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта.

Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины.

Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества. Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами.

Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием.

Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.

Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов.

Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины.

Организация рабочего места для столярных работ.

Разработка последовательности изготовления деталей из древесины.

Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов.

Ознакомление с видами и рациональными приёмами работы ручными инструментами при пилении, строгании, сверлении, зачистке деталей и изделий. Защитная и декоративная отделка изделий.

Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, шурупов (саморезов), клея. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.

Тема 1. 2. Технологии машинной обработки древесины и древесинных материалов.

        Сверлильный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и оснастка для работы на сверлильном станке. Приема работы на сверлильном станке. Правела безопасности труда при работе на сверлильном станке.

        Токарный станок: устройство, назначение. Организация рабочего места для работы на токарном станке. Инструменты и оснастка для работы на токарном станке. Технология токарных работ. Правила безопасного труда при работе на токарном станке.  

        Современные технологические машины и электрифицированные инструменты: виды, назначение, область применения, способы работы.

        Компьютеризация проектирования изделий из древесины и древесных материалов, автоматизация процессов производства.

        Экологичность заготовки, производства и обработки древесины и древесных материалов.

        Лабораторно-практические и практические работы. Организация рабочего места для сверлильных и токарных работ. Ознакомление с видами и способами применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при сверленых и токарных работах.

        Ознакомление с устройством, приспособлениями и приемами работы на сверлильном станке.

        Ознакомление с устройством и технологической оснасткой токарного станка для обработки древесины. Организация рабочего места для выполнения токарных работ с древесиной, проверка станка на холостом ходу.

        Ознакомление с видами и рациональными приемами работы ручными инструментами, приспособлениями, применяемыми при токарных работах. Выполнение рациональных приемов выполнения различных видов токарных работ.

        Изготовление деталей и изделий на станках по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Соблюдение правил безопасного труда при работе на станке. Уборка рабочего места.        

Тема 1. 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Металлы и их сплавы, область применения. Чёрные и цветные металлы. Основные технологические свойства металлов. Способы обработки отливок из металла. Тонколистовой металл и проволока. Профессии, связанные с производством металлов.

Виды и свойства искусственных материалов. Назначение и область применения искусственных материалов. Особенности обработки искусственных материалов. Экологическая безопасность при обработке, применении и утилизации искусственных материалов.

Рабочее место для ручной обработки металлов. Слесарный верстак и его назначение. Устройство слесарных тисков. Инструменты и приспособления для ручной обработки металлов и искусственных материалов, их назначение и способы применения.

Графические изображения деталей из металлов и искусственных материалов. Применение ПК для разработки графической документации.

Технологии изготовления изделий из металлов и искусственных материалов ручными инструментами. Технологические карты.

Технологические операции обработки металлов ручными инструментами: правка, разметка, резание, гибка, зачистка, сверление.  Особенности выполнения работ.  Основные сведения об имеющихся на промышленных предприятиях способах правки, резания, гибки, зачистки заготовок, получения отверстий в заготовках с помощью специального оборудования.

Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами.

Точность обработки и качество поверхности деталей. Контрольно-измерительные инструменты, применяемые при изготовлении деталей из металлов и искусственных материалов.

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов. Соединение заклёпками. Соединение тонколистового металла фальцевым швом.

Способы отделки поверхностей изделий из металлов и искусственных материалов.

Профессии, связанные с ручной обработкой металлов.

Правила безопасного труда при ручной обработке металлов.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки, исследование их свойств.

Ознакомление с видами и свойствами искусственных материалов.

Организация рабочего места для ручной обработки металлов. Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков. Соблюдение правил безопасного труда. Уборка рабочего места.

Чтение чертежей. Графическое изображение изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов. Разработка графической документации с помощью ПК.

Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов.

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Инструменты и приспособления для правки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы. Отработка навыков работы с инструментами для слесарной разметки.

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы.

Гибка заготовок из тонколистового металла, проволоки. Отработка навыков работы с инструментами и приспособлениями для гибки.

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов. Применение электрической (аккумуляторной) дрели для сверления отверстий.

Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам. Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их устранение.

Тема 1. 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов

Теоретические сведения. Понятие о машинах и механизмах. Виды механизмов. Виды соединений. Простые и сложные детали. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

Сверлильный станок: назначение, устройство. Организация рабочего места для работы на сверлильном станке. Инструменты и приспособления для работы на сверлильном станке. Правила безопасного труда при работе на сверлильном станке.

Изготовление деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов по эскизам, чертежам и технологическим картам.

Лабораторно-практические и практические работы. Ознакомление с механизмами, машинами, соединениями, деталями.

Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, с приспособлениями и инструментами для работы на станке.

Отработка навыков работы на сверлильном станке. Применение контрольно-измерительных инструментов при сверлильных работах.

Тема 1. 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов

Теоретические сведения. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов при работе с древесиной. Единство функционального назначения, формы и художественного оформления изделия.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Организация рабочего места. Приёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Технология выжигания по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания. Организация рабочего места. 11риёмы выполнения работ. Правила безопасного труда.

Лабораторно-практические и практические работы. Выпиливание изделий из древесины и искусственных материалов лобзиком, их отделка. Определение требований к создаваемому изделию.

Отделка изделий из древесины выжиганием. Разработка эскизов изделий и их декоративного оформления.

Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества по эскизам и чертежам. Отделка и презентация изделий.

Раздел 2  «Технологии домашнего хозяйства»

Тема 2. 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними

Теоретические сведения. Интерьер жилого помещения. Требования к интерьеру помещений в городском и сельском доме. Прихожая, гостиная, детская комната, спальня, кухня: их назначение, оборудование, необходимый набор мебели, декоративное убранство.

Способы ухода за различными видами напольных покрытий, лакированной и мягкой мебели, их мелкий ремонт. Способы удаления пятен с обивки мебели.

Технология ухода за кухней. Средства для ухода за стенами, раковинами, посудой, кухонной мебелью.

Экологические аспекты применения современных химическиx средств и препаратов в быту.

Технологии ухода за одеждой: хранение, чистка и стирка одежды. Технологии ухода за обувью.

Профессии в сфере обслуживания и сервиса.

Лабораторно-практические и практические работы. Выполнение мелкого ремонта одежды, чистки обуви, восстановление лакокрасочных покрытий  на мебели.  Удаление  пятен с одежды и обивки мебели. Соблюдение правил безопасного труда и гигиены.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

Тема2.  2. Эстетика и экология жилища

Теоретические сведения. Требования к интерьеру жилища: эстетические, экологические, эргономические.

Оценка и регулирование микроклимата в доме. Современные приборы для поддержания температурного режима, влажности и состояния воздушной среды. Роль освещения в интерьере.

Подбор на основе рекламной информации современной бытовой техники с учётом потребностей и доходов семьи. Правила пользования бытовой техникой.

Лабораторно-практические и практические работы. Оценка микроклимата в помещении. Подбор бытовой техники по рекламным проспектам.

Разработка плана размещения осветительных приборов. Разработка планов размещения бытовых приборов.

Изготовление полезных для дома вещей (из древесины и металла).

Раздел 5 «Технологии исследовательской и опытнической деятельности»

Тема5. 1. Исследовательская и созидательная деятельность

Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).

Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки).

Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, подставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, подставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, блёсны, наглядные пособия и др.

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 5 класс

№ урока

Тема

Кол-во

часов

Деятельность учащихся

Практическая часть

Планируемые результаты

Д. з

Дата

Предметные

Метапредметные УУД

(коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Личностные  

1-2

О предмете «Технология» в 5 классе.

Творческий проект. Этапы выполнения проекта [1]

2

Выполняют санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организовывают рабочее место.

Формирование ответственного отношения к учению, овладение элементами организации умственного и физического труда;

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; систематизировать и обобщать разные виды информации

 Роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; сущность технологической культуры и культуры труда; основные этапы проектно-исследовательской деятельности;

§1 -2

Раздел «Технология обработки конструкционных материалов» 50 часов

Тема «Технология ручной обработки древесины» 20 часов

3-4

Древесина. Пиломатериалы и древесные материалы

2

Распознают породы древесины, пиломатериалы и древесные материалы по внешнему виду. Выбирают материалы в соответствии с назначением изделия

Л.р. №1

«Распознавание древесины и древесных материалов» стр.15

- проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;

- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

- развитие эстетического сознания

определять адекватные имеющимся организационным и материально-техническим условиям способы решения учебных или трудовых задач на основе заданных алгоритмов;

- комбинировать известные алгоритмы технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

- находить новые решения возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельно организовывать и выполнять различные работы по созданию изделий и продуктов труда;

- виртуально и натурно моделировать технические объекты, продукты и технологические процессы;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- планировать и регулировать свою деятельность;

- подбирать аргументы, формулировать выводы по обоснованию технико-технологических и организационных решений;

- отражать в устной или письменной форме результаты своей деятельности;

- использовать в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);

- выбирать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- согласовывать и координировать совместную познавательно-трудовую деятельность с другими ее участниками;

- объективно оценивать вклад своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

-сущность технологической культуры и культуры труда, классификацию видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства;

- имеющиеся и возможные средства и технологии создания объектов труда;

- виды, назначение материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах;

- технологические свойства сырья, материалов и области их применения;

- методы применения технологии представления, преобразования и использования информации, возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, методы рационального использования учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

- средства и формы графического отображения объектов или процессов, правила выполнения графической документации, методы чтения технической, технологической и инструктивной информации;

- алгоритмы и методы решения организационных и технико-технологических задач;

- элементы научной организации труда, формы деятельности, соответствующие культуре труда и технологической культуре производства;

Обучающиеся должны уметь:

- планировать технологический процесс и процесс труда;

- подбирать материалы с учетом характера объекта труда и технологии;

- подбирать инструменты, приспособления и оборудование с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

§3

5-6

Графическое изображение деталей и изделий. Технологический процесс, технологическая карта.

2

Читают и оформляют графическую документацию. Выполняют измерения, эскиз или технический рисунок детали.

П.р. №2

«Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины»  стр.20

§4

7-8

Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Последовательность изготовления деталей из древесины»

2

Организовывают рабочее место для столярных работ. Выбирают инструменты для обработки древесины в соответствии с их назначением

П.р. №3 «Организация рабочего места для столярных работ» стр.24

П.р. №4 «Разработка последовательности изготовления детали из древесины» стр.27

§5-6

9-10

Разметка заготовок из древесины. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты.

2

Выполняют разметку деталей из древесины по чертежу с использованием разметочных инструментов.

П.р. №5

«Разметка заготовок из древесины» стр.32

§7

11-12

Пиление заготовок из древесины

2

Выполняют пиление размеченных заготовок с закреплением их в зажимах верстака и с помощью приспособлений, соблюдая правила безопасного труда

П.р. №6

«Пиление заготовок из древесины» стр.37

§8

13-14

Строгание заготовок из древесины

2

Строгают шерхебелем и рубанком заготовки из древесины для придания им формы будущих деталей. Контролируют качество отстроганных поверхностей

П.р. №7

«Строгание заготовок из древесины» стр.42

§9

15-16

Сверление отверстий в деталях из древесины

2

Сверлят по разметке коловоротом или ручной дрелью сквозные и глухие отверстия в заготовках, закрепленных в зажимах или на столе верстака

П.р. №8

«Сверление заготовок из древесины» стр.48

§10

17-18

Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупов

2

Осуществляют сборку изделия, соединяя детали из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов.

П.р. №9

«Соединение деталей из древесины гвоздями» стр.  54

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.

§11

19-20

Соединение деталей из древесины шурупами и саморезами.

Соединение деталей из древесины клеем.

2

Осуществляют сборку изделия, соединяя детали из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов. Проверяют качество сборки.

Соединяют детали из древесины клеем с последующим закреплением в струбцине

П.р. №10

«Соединение деталей из древесины с помощью шурупов (саморезов)» стр. 59

П.р. №11

«Соединение деталей из древесины с помощью клея» стр. 62

 Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества

§12-13

21-22

Зачистка поверхностей деталей из древесины.

Отделка изделий из древесины

2

Зачищают поверхности изделий

П.р. №12

«Зачистка деталей из древесины» стр.66

П.р. №13

«Отделка изделий из древесины» стр.69

Развитие умений применять технологии

§14-15

Тема «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» 6 часов

23-25

Выпиливание лобзиком

3

Осуществляют поиск необходимого для выпиливания рисунка или выполняют рисунок самостоятельно. Выпиливают изделия из древесины и искусственных материалов лобзиком.

П.р. №14

«Выпиливание изделий из древесины лобзиком» стр.74

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации

 

- соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

- оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

- выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления;

- оценивать свою способность к труду в конкретной предметной деятельности;

- осознавать ответственность за качество результатов труда;

§16

26-28

Выжигание по дереву. Материалы, инструменты и приспособления для выжигания.

3

Выполняют отделку изделий из древесины выжиганием.

П.р. №15

«Выжигание по дереву»

стр.78

§17

Темы «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» (22 ч.),

             «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов» (2 ч.)

29-30

Понятие о машинах и механизмах. Виды соединений. Профессии, связанные с обслуживанием машин и механизмов.

2

Знакомятся с механизмами, машинами, соединениями, деталями, простыми механизмами, типовыми деталями машин и их соединениями

П.р. №16

«Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями» стр.96

Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.

Организация  учебного сотрудничества совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Самостоятельное определение цели своего обучения.

- согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- экономно и бережливо расходовать время, материалы и свой труд;

- рационально оснащать рабочее место с учетом требований эргономики и элементов научной организации труда;

- рационально выбирать рабочий костюм и опрятно содержать рабочую одежду;

- удовлетворительно владеть нормами и техникой общения;

- выстраивать продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем;

- сравнивать разные точки зрения перед принятием решения и осуществлением выбора;

- аргументировать свою точку зрения, отстаивать в споре свою позицию невраждебным для оппонентов образом;

- адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач;

- развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достигать необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдать необходимые величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учетом технологических требований  

Применяют контрольно-измерительные инструменты при сверлильных работах

соблюдают правила безопасной работы.

Контролируют качество соединения деталей.

Лакируют или окрашивают поверхности изделий 

§18

31

Тонколистовой металл и проволока. Искусственные материалы: виды, свойства, назначение и область применения, особенности обработки. Слесарный верстак, инструменты и приспособления для слесарных работ.

1

Распознают металлы, сплавы и искусственные материалы по образцам.

П.р. №17

«Ознакомление с образцами тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов» стр.100

осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.

§19

32

Рабочее место для ручной обработки металлов

1

П.р. №18

«Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков» стр.105

§20

33-34

Графические изображения деталей из металла и искусственных материалов.

2

Читают техническую документацию. Разрабатывают эскизы изделий из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

П.р. №19

«Чтение чертежа. Графическое изображение изделий из тонколистового металла и проволоки» стр. 108

§21

35-36

Технология изготовления изделий из металлов и искусственных материалов.

2

Разрабатывают технологическую последовательность изготовления деталей из металлов и искусственных материалов на основе анализа эскизов и чертежей

П.р. №20

«Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов» стр.114

Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.

- применять принципы экологического мышления в познавательной, коммуникативной, социальной практике и познавательно-трудовой деятельности

§22

37-38

Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки.

Разметка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

2

Выравнивают заготовки деталей из тонколистового металла и проволоки с помощью правки. Контролируют качество правки.

П.р. №21

«Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки» стр.117

П.р. №22

«Разметка заготовок из металла и искусственных материалов» стр.122

Планируют последовательность разметки заготовок на основе анализа чертежей деталей.

§23-24

39-40

Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки и искусственных материалов

2

Выполняют по разметке резание заготовок из тонколистового металла

П.р. №23

«Резание заготовок из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» стр.127

Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества.

Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.

§25

41-42

Зачистка заготовок из тонколистового металла, проволоки, пластмассы

2

Зачищают детали из тонколистового металла, проволоки

П.р. №24

«Зачистка деталей из тонколистового металла, проволоки, пластмассы» стр.131

Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации.

 оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения

§26

43-44

Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки

2

Выполняют по чертежам гибку заготовок

П.р. №25

«Гибка заготовок из листового металла и проволоки» стр.136

§27

45-46

Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов

2

Пробивают отверстия в заготовках

П.р. №26

«Получение отверстий в заготовках из металлов и искусственных материалов» стр.140

§28

47-48

Устройство настольного сверлильного станка. Контрольно-измерительные инструменты.

2

Настраивают сверлильный станок для сверления отверстий

П.р. №27

«Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка, сверление отверстий на станке» стр. 146

§29

49-51

Сборка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов

3

Осуществляют сборку деталей

П.р. №28

«Соединение деталей из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» стр. 151

§30

52

Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, пластмасс

1

Осуществляют сборку деталей из тонколистового металла

П.р. №29

«Отделка изделий из тонколистового металла, проволоки, искусственных материалов» стр.154

Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом.

§31

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 6 часов

Темы «Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними» (4 ч.), «Эстетика и экология жилища» (2 ч.)

53-54

Интерьер жилого помещения.

2

Составляют эскизы интерьера комнаты для подростка.

Разрабатывают технологии изготовления полезных для дома вещей.

Комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества.

Самооценка умственных и физических способностей

§32

55-56

Эстетика и экология жилища: эстетические, экологические, эргономические требования к интерьеру жилища. Роль освещения в интерьере

2

Разрабатывают варианты размещения осветительных и бытовых приборов.

П.р. №30

«Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей (из древесины или металла)» стр. 173

§33

57-58

Способы ухода за жилым помещением

2

Изготавливают полезные для дома вещи

§34

Раздел «Технология исследовательской и опытнической деятельности» 10 часов

59-68

Творческие проекты. Изготовление изделий

1

Оформляют проектные материалы. Проводят презентацию проекта

проект

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

планировать процесс познавательно-трудовой деятельности;

методы учебно-исследовательской и проектной деятельности, эстетического оформления изделий, методы применения технологии представления.

Всего уроков – 68.   Из них практических работ – 30

8.  Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Основная литература

№ п/п

Название компонента УМК

Фото источника

Авторская программа А.Т. Тищенко, Н.В. Синицы «Технология: программа: 5-8 классы»

(Технология: программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.)

C:\Users\13\Desktop\2990_200.gif

Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: методическое пособие / А.Т. Тищенко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.

C:\Users\13\Desktop\2708_200.gif  

Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 192 с.: ил.

C:\Users\13\Desktop\2326_200.gif

Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / А.Т. Тищенко, Н.А. Буглаева. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 80 с.:

C:\Users\13\Desktop\2706_200.gif

Дополнительная литература

  1. Бешенков А.К. Технология (технический труд): технические и проектные задания для учащихся: 5-9 классы: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки древесины: 5-7 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
  3. Коваленко В.И., Куленёнок В.В. Дидактический материал по трудовому обучению: технология обработки металлов: 5-7 классы: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.
  4. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Академия, 2007.
  5. Методика преподавания технологии: пособие для учителя / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005.
  6. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: 5-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  7. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций  /(Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.) – 5-е изд., с изм. – М.: Вентана-Граф, 2016-208 с.: ил

Библиотечный фонд мастерской

Стандарт основного общего образования по технологии. Примерная программа основного общего образования по технологии

Научно-популярная и техническая литература по темам учебной программы

Нормативные материалы (ГОСТы и т.д.) по разделам технологической подготовки

Справочные пособия по разделам и темам программы

Печатные пособия

Таблицы (плакаты) по безопасности труда ко всем разделам технологической подготовки

Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов технологической подготовки обучающихся

Раздаточные дидактические материалы по темам всех разделов технологической подготовки обучающихся

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Аптечка. Очки защитные. Верстак столярный в комплекте

Набор для выпиливания лобзиком. Наборы сверл по дереву и металлу. Набор инструментов для резьбы по дереву

Стусло. Струбцина металлическая. Набор слесарных инструментов школьный. Набор напильников школьный

Ножницы по металлу. Электроинструменты и оборудование для заточки инструментов

Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий

Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева и металла

Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей

Электроинструменты и оборудование для заготовки материалов (роспуск, фугование)

Комплект инструментов для санитарно- технических работ

Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске

Приложения 1

Для учащихся, кроме рассмотренных в программе, могут быть рекомендованы следующие технологии художественно - прикладных работ

                                                5 класс

плетение из соломки, изготовление изделий из глины, различные виды вязания, роспись ткани (батик) и др. (два вида технологий по выбору учителя).

Приложение 2

Понятие творческого проекта.

Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию.

Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный).Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Подготовка графической и технологической документации.

Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта.

Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год.

Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.

Практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет.

Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты.

Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.

Варианты творческих проектов из древесины и поделочных материалов: предметы обихода и интерьера (подставки для ручек и карандашей, настольная полочка для дисков, полочки для цветов, подставки под горячую посуду, разделочные доски, подвеска для отрывного календаря, домики для птиц, декоративные панно, вешалки для одежды, рамки для фотографий), стульчик для отдыха на природе, головоломки, игрушки, куклы, модели автомобилей, судов и самолётов, раздаточные материалы для учебных занятий и др.

Варианты творческих проектов из металлов и искусственных материалов: предметы обихода и интерьера (ручки для дверей, подставки для цветов, декоративные подсвечники, под ставки под горячую посуду, брелок, подставка для книг, декоративные цепочки, номерок на дверь квартиры), отвёртка, под ставка для паяльника, коробки для мелких деталей, головоломки, наглядные пособия и др.


[1] 2 часа темы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» в соответствии с авторским методическими рекомендациями, входящими в состав УМК (см. стр. 6), вынесены на 1-2-й уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 5-7 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов с учетом требований ФГОС...

Тематическое и поурочное планирование курса "Технология" 5 класс с учетом требований ФГОС ( вариант для девочек)

Данное планирование представлено по направлению "Технология ведения дома"...

Тематическое и поурочное планирование курса "Технология" 7 класс с учетом требований ФГОС ( вариант для девочек)

Данное планирование выполненно к рабочей программе курса "Технология" направление "Технология ведения дома" 7 класс  в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа с поурочным планированием для 5 класса с учетом требований ФГОС

Программа по английскому языку для 5 класса по УМК Биболетовой М.З. Enjoy English. Поурочное планирование с указанием формируемых УУД....

"Рабочая программа к УМК Rainbow English 5 класс" с учетом новых ФГОС (по конструктору)

Рабочая программа по английскому языку для обучающихся 5 классов составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном г...

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс с основными требованиями ФГОС ООО

Рабочая программа по физической культуре 5-9 класс с основными требованиями ФГОС ООО...

Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс с основными требованиями ФГОС ООО

Рабочая программа по физической культуре 10-11 класс с основными требованиями ФГОС ООО...