РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Загриев Асгат Муртазович

Методическая разработка-выступление на заседании школьного методического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_motivatsii_publ.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Существует немало взглядов и трактовок понятия познавательной

активности ученика.

Познавательная активность, как одна из важных элементов в обучении,

рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский,

К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Психологи (Дубровина И.В.)

Познавательной активностью называют «стремление человека к новым

знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в

жизни».

В толковом словаре русского языка дается следующее определение:

«Познавательной активностью называют все виды активного отношения к

учению как к познанию; наличие смысла, значимости для ребенка учения как

познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к

способам их приобретения, стремление к самообразованию); цели,

реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции».

Проявление определенного интереса школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия для пополнения своих знаний, расширения кругозора называют познавательной активностью.

Познавательная активность как сложное личностное образование складывается под влиянием субъективных и объективных факторов, где под субъективным фактором подразумевается любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание обучающегося, а под объективным - окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания.

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на

предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к изучению всего нового, к усвоению более глубоких знаний. Познавательный интерес носит исследовательский характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он ищет сам. Он находится в постоянном поиске, каждый раз добиваясь всё больше результатов и испытывая от этого моральное удовлетворение.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога в развитии познавательного интереса обучающихся состоит в том, чтобы быть консультантом, помощником на пути приобретения новых знаний.

Основные направления реализации познавательной деятельности обучающихся

Использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности обучающихся по двум направлениям одновременно:

1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,

2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.

Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной

деятельности обучающихся. Рассмотрим те особенности метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений.

Во-первых, при выполнении проекта появляется возможность коллективной

работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для

организации общения ИКТ. Во-вторых, важна комплексность выполняемой

работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное

коммуникативное умение, но целую группу таких умений, связанных

с разнообразием тем проектов и использованием большого количества

инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет

возвращаться к действиям, выполняемым учениками ранее, повторять и

закреплять пройденный материал. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений: те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения, имеют возможность сформировать необходимые умения и догнать остальных.

Механизмы, средства и способы реализации проекта

Новые средства и способы обучения дают большую возможность для развития познавательной активности школьников.

Действительно, компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на современных детей, образуя вокруг них особый информационный мир, влияя на сознание и развитие. Современные образовательные технологии открывают

широкие перспективы для развития образования, так как предоставляют человеку возможность выходить на совершенно новый уровень, уровень индивидуального общения с информационным пространством.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что любой процесс

обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную

активность.

Познавательная активность должна обеспечивать не только простое

запоминание материала и формировать устойчивое внимание, но и, прежде всего, способствовать приобретению обучающимися навыков и умения самостоятельно добывать знания. Несомненно, следует использовать такие средства и способы формирования познавательной активности обучающихся, которые бы способствовали успешному усвоению учебного материала. Учитель, отбирая материал и продумывая приемы, которые он будет использовать в своей работе, должен оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к своему предмету.

Для этого необходимо:

1). Умело применять в своей работе наглядность и технические средства.

Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои

возможности использования — отсюда следует и комплексное использование

всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то для обучающегося станет все живым и интересным и он с легкостью усвоит материал.

2). Усложнять задачу или вопрос, создавая для обучающегося такую

проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся

знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью

преподавателя. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых

формулировках преподавателя, а в результате собственной познавательной

деятельности.

3). Организовывать деятельность обучающихся так, чтобы она по своему характеру максимально приближалась к реальной действительности. Важно, чтобы ученик понимал необходимость приобретённых знаний в повседневной жизни и умел их применять на практике.

4). Организовать взаимопомощь обучающихся при обмене знаниями. Умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию поможет им сделать необходимые выводы; обучающиеся будут творчески подходить к использованию приобретённых знаний; будут способны делать выводы из своих наблюдений и результатов поиска своих товарищей; будут уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.

5). Построить работу так, чтобы познавательная активность носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.

6). Использовать такие формы и методы обучения, которые по возможности

учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося.

7). Повышать мотивацию, т.е. желание учащегося решить проблему, познать

что-либо, доказать, оспорить.

8). Использовать информационные технологии.

9). Организовывать работу в парах, группах, чтобы установить более тесное взаимодействие обучающихся, способствовать развитию умения находить общий язык и обобщать материал, добытый путем исследования.

10) Так как игровые моменты способствуют развитию познавательного интереса, раскрепощают детей, необходимо использовать на уроках игровые элементы и формы.

Ожидаемые результаты проекта

  • совершенствование форм и методов обучения;
  • совершенствование и активизация учебного процесса;
  • привитие интереса обучающимся к изучению технологии;
  • качественный контроль знаний обучающихся;
  • самообразование, саморазвитие обучающихся.

Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:

  •  для более глубокого восприятия учебного материала;
  •  в проектной деятельности;
  •  в подготовке презентаций;
  •  при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
  •  при работе в сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"

Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются  тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...

Использование межпредметных связей информатики для развития познавательной мотивации старшеклассников.

Экологическое воспитание и образование детей и подростков – сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – школы, внешкольных ...

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Повышение мотивации обучающихся основного уровня образования на уроках химии через использование информационных технологий

Ведущая педагогическая идея опыта  заключается в определении путей, которые повышают эффективность процесса обучения химии, повышения мотивации   к изучению предмета, посредством широко...

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»

«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....

Организация дистанционного обучения на уроках технологии с использованием платформы Jitsi meet

Презентация будет полезной учителям технологии при организации дистанционного обучения учащихся....