РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
методическая разработка по технологии (5, 6, 7, 8 класс)
Методическая разработка-выступление на заседании школьного методического совета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_motivatsii_publ.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ, КАК ОСНОВНОЙ ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Существует немало взглядов и трактовок понятия познавательной
активности ученика.
Познавательная активность, как одна из важных элементов в обучении,
рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Психологи (Дубровина И.В.)
Познавательной активностью называют «стремление человека к новым
знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в
жизни».
В толковом словаре русского языка дается следующее определение:
«Познавательной активностью называют все виды активного отношения к
учению как к познанию; наличие смысла, значимости для ребенка учения как
познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, к
способам их приобретения, стремление к самообразованию); цели,
реализующие эти познавательные мотивы, обслуживающие их эмоции».
Проявление определенного интереса школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия для пополнения своих знаний, расширения кругозора называют познавательной активностью.
Познавательная активность как сложное личностное образование складывается под влиянием субъективных и объективных факторов, где под субъективным фактором подразумевается любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание обучающегося, а под объективным - окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на
предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к изучению всего нового, к усвоению более глубоких знаний. Познавательный интерес носит исследовательский характер. Под его влиянием у человека возникают вопросы, ответы на которые он ищет сам. Он находится в постоянном поиске, каждый раз добиваясь всё больше результатов и испытывая от этого моральное удовлетворение.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. И задача педагога в развитии познавательного интереса обучающихся состоит в том, чтобы быть консультантом, помощником на пути приобретения новых знаний.
Основные направления реализации познавательной деятельности обучающихся
Использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности обучающихся по двум направлениям одновременно:
1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,
2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.
Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной
деятельности обучающихся. Рассмотрим те особенности метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений.
Во-первых, при выполнении проекта появляется возможность коллективной
работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для
организации общения ИКТ. Во-вторых, важна комплексность выполняемой
работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное
коммуникативное умение, но целую группу таких умений, связанных
с разнообразием тем проектов и использованием большого количества
инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет
возвращаться к действиям, выполняемым учениками ранее, повторять и
закреплять пройденный материал. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений: те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения, имеют возможность сформировать необходимые умения и догнать остальных.
Механизмы, средства и способы реализации проекта
Новые средства и способы обучения дают большую возможность для развития познавательной активности школьников.
Действительно, компьютеры, Интернет, телекоммуникационные сети оказывают огромное влияние на современных детей, образуя вокруг них особый информационный мир, влияя на сознание и развитие. Современные образовательные технологии открывают
широкие перспективы для развития образования, так как предоставляют человеку возможность выходить на совершенно новый уровень, уровень индивидуального общения с информационным пространством.
Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что любой процесс
обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную
активность.
Познавательная активность должна обеспечивать не только простое
запоминание материала и формировать устойчивое внимание, но и, прежде всего, способствовать приобретению обучающимися навыков и умения самостоятельно добывать знания. Несомненно, следует использовать такие средства и способы формирования познавательной активности обучающихся, которые бы способствовали успешному усвоению учебного материала. Учитель, отбирая материал и продумывая приемы, которые он будет использовать в своей работе, должен оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к своему предмету.
Для этого необходимо:
1). Умело применять в своей работе наглядность и технические средства.
Каждое средство обучения имеет свои дидактические функции, свои
возможности использования — отсюда следует и комплексное использование
всех видов наглядности. Если слово учителя подкреплено хорошо продуманным зрительным образом, если на помощь приходят разнообразные средства, то для обучающегося станет все живым и интересным и он с легкостью усвоит материал.
2). Усложнять задачу или вопрос, создавая для обучающегося такую
проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся
знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью
преподавателя. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых
формулировках преподавателя, а в результате собственной познавательной
деятельности.
3). Организовывать деятельность обучающихся так, чтобы она по своему характеру максимально приближалась к реальной действительности. Важно, чтобы ученик понимал необходимость приобретённых знаний в повседневной жизни и умел их применять на практике.
4). Организовать взаимопомощь обучающихся при обмене знаниями. Умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию поможет им сделать необходимые выводы; обучающиеся будут творчески подходить к использованию приобретённых знаний; будут способны делать выводы из своих наблюдений и результатов поиска своих товарищей; будут уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.
5). Построить работу так, чтобы познавательная активность носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения.
6). Использовать такие формы и методы обучения, которые по возможности
учитывали бы индивидуальные особенности каждого обучающегося.
7). Повышать мотивацию, т.е. желание учащегося решить проблему, познать
что-либо, доказать, оспорить.
8). Использовать информационные технологии.
9). Организовывать работу в парах, группах, чтобы установить более тесное взаимодействие обучающихся, способствовать развитию умения находить общий язык и обобщать материал, добытый путем исследования.
10) Так как игровые моменты способствуют развитию познавательного интереса, раскрепощают детей, необходимо использовать на уроках игровые элементы и формы.
Ожидаемые результаты проекта
- совершенствование форм и методов обучения;
- совершенствование и активизация учебного процесса;
- привитие интереса обучающимся к изучению технологии;
- качественный контроль знаний обучающихся;
- самообразование, саморазвитие обучающихся.
Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- в подготовке презентаций;
- при создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
- при работе в сети Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием модульно - кейсовой технологии обучения"
Данный методический материал раскрывает суть метода проблемно ситуативного обучения (case-study).Указываются тенденции, которыми обусловлено внедрение учебных кейсов в практику российского образ...
Использование межпредметных связей информатики для развития познавательной мотивации старшеклассников.
Экологическое воспитание и образование детей и подростков – сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – школы, внешкольных ...
Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий
Важнейшей задачей школы является создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....
Повышение мотивации обучающихся основного уровня образования на уроках химии через использование информационных технологий
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей, которые повышают эффективность процесса обучения химии, повышения мотивации к изучению предмета, посредством широко...
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»
«Использование учебно-познавательных задач как средства мотивации к учебной деятельности обучающихся на уроках технологии»...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....
Организация дистанционного обучения на уроках технологии с использованием платформы Jitsi meet
Презентация будет полезной учителям технологии при организации дистанционного обучения учащихся....