Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессиональное становление личности.
план-конспект урока по технологии (11 класс)

Бебешина Наталья Михайловна

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и

             стремлений к профессиональному становлению,         

          - диагностировать собственные профессиональные склонности и склонности к

            творчеству,

          - определить перечень необходимых личностных качеств, актуализирующих

            профессиональную «Я-концепцию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnoe_stanovlenie_lichnosti.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по технологии (курс «Твой профессиональный успех»)

11 класс

Тема: Профессиональное становление личности.

Цели: - сформировать понимание обоснованной взаимосвязи личностных склонностей и

             стремлений к профессиональному становлению,        

          - диагностировать собственные профессиональные склонности и склонности к

            творчеству,

          - определить перечень необходимых личностных качеств, актуализирующих

            профессиональную «Я-концепцию».

Учебно-методическое обеспечение: система мультимедийной презентации (компьютер, проектор, экран), внутренняя локальная сеть с выходом в интернет, выставка периодики по курсу «Твоя профессиональная карьера», тексты методик (электронный вариант) «Дифференциально-диагностический опросник» и «Склонность к творчеству», бланки для ответов к методикам.

Педагогические технологии: коммуникативные технологии, технологии проблемного и системно-деятельностного обучения, технологии групповых форм работы, технологии личностно ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Ход урока.

  1. Организационный этап. Девиз урока «Дорогу осилит идущий».

Установление межличностного взаимодействия посредством диалога-размышления.

- Поясните смысл фразы.

  1. Проблемный вопрос.

Профессиональный путь – дорога, требующая усилий? С кем или с чем приходится бороться на этом пути? Могу ли я сам себе быть помехой? Докажите примерами.

  1. Актуализация знаний посредством обзора предыдущих тем.

- Что такое профессиональная компетентность?

- Что следует понимать под профессиональным мастерством?

- Согласуйте понятия с девизом урока.

- Помогите определить тему урока.

  1. Тема урока.

Вывод: Профессиональное становление личности – важная фаза жизненного пути.

  1.  Профессиональное самоопределение – первый этап.

Диагностика профессиональных склонностей.

Работа с Интернет-ресурсами – сайт testoteka.narod.ru

Методика «Дифференциально-диагностический опросник».

Результат – на компьютер учителя.

  1.  Профессиональное становление личности.

- Помогите раскрыть смысл понятия.

Уточнение учителя: Профессиональное становление личности – это, с одной стороны, процесс формирования отношения к профессии, степень эмоционально-личностной  вовлеченности в нее; с другой – накопление опыта практической деятельности, профессиональное совершенствование и приобретение мастерства.

- Практическая работа.

Предлагается набор понятий: «Профессиональное мастерство и творчество», «Профессиональна умелость», «Профессиональная обученность», «Выбор профессии»  и «Зрелость», «Взрослость», «Юность», «Ранняя юность».

Задание: Построить график зависимости понятий. Обосновать взаимосвязь.

Вывод: Профессиональное становление личности реализуется в мастерстве и творчестве.

- Формирование «Я-концепции». Работа в группах по заданию учителя: Попробуйте охарактеризовать возрастные этапы  и этапы профессионального поиска.

1 группа – Этап роста (от рождения до 14 лет).

В детстве начинает развиваться "Я-концепция". В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.

2 группа – Этап исследования (от 15 до 24 лет).

Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

3 группа – Этап упрочнения карьеры(от 25 до 44 лет).

Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

4 группа – Этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет).

 Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

5 группа – Этап спада (после 65 лет).

Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.

Выступление представителей групп, иллюстрация примерами. Итоги работы.

Подводя итоги, следует отметить, что профессиональное развитие личности представляет собой системное явление, определяемое общими закономерностями психического развития и происходящее в определенных социокультурных условиях. При этом следует говорить об индивидуальном цикле профессионального развития, имеющем свое психологическое содержание.

  1.  Диагностика склонности к творчеству. Самостоятельная работа.

«Гиперболоид инженера Гарина» совсем недолго был фантазией А.Н. Толстого. Басов, Прохоров и Гаут – авторы лазера – сделали фантазию реальностью. Поэтому развитие способности к творчеству – совершенно осуществимая задача. «Невозможно» - коварный барьер, возникающий в сознании человека, когда он отступает от задачи. Восхождение к творчеству в любой профессии начинается, прежде всего, с преодоления этого барьера «невозможности и непосильности».

- Приготовились к работе с компьютером (ноут-бук, планшет). Рабочий стол – раздел -  «Диагностика», папка - «Склонности», файл – «Склонность к творчеству».

Данный вопросник составлен на основе нескольких хорошо зарекомендовавших себя методик и предназначен для определения степени выраженности творческого компонента личности. Его автор - Д. Холмс, 1976.


Инструкция: Отвечать нужно спонтанно, без долгих раздумий, и ни в коем случае не менять выбранные варианты. Конечно же, нельзя сразу заглядывать в ответы, даже для предварительного ознакомления – иначе теряется весь смысл тестирования. Далее. Слева от номера каждого вопроса или утверждения поставьте букву, значение которой точнее всего отражает степень Вашего согласия с данным утверждением. Буквы означают.


А – согласен целиком.
Б – согласен.
В – затрудняюсь ответить определенно.
Г – не согласен.
Д – совершенно не согласен.


1. Творческие способности у меня выше, чем у большинства обычных людей, и я их с успехом реализую.
2. Я больше, чем другие люди, забочусь о впечатлении, которое произвожу на окружающих.
3. Я проявляю большую независимость в суждениях и меньший конформизм мышления, чем большинство людей.
4. Когда мне приходится собирать материал для проблемного выступления, я очень осторожен и работаю более медленно, чем остальные.
5. Я рискую чаще, чем многие люди. Даже тогда, когда нет гарантии выигрыша.
6. Я более осторожен в отношении случайностей, чем большинство людей.
7. Я считаю себя более избирательным, изобретательным, решительным, независимым, бескорыстным, полным энтузиазма и более трудолюбивым, чем большинство людей.
8. Меня больше, чем других, занимает мысль – что люди думают обо мне.
9. Я чаще всего даю более нестандартное описание, рассказ о событиях, участником которых был.
10. У меня, по-видимому, более слабое, чем у большинства людей, чувство своей индивидуальности и удовлетворенности собой.
11. Я больше, чем другие, чувствую себя одиноким, подчиненным данному свыше жизненному призванию, и это чувство отдаляет меня от обычных забот обычного человека.
12. Я – талантлив. Поэтому, если кто меня и критикует за те или иные мои работы, то только из чувства зависти.
13. У меня больше авторитарных замашек, чем у многих других.
14. Часто я работаю медленнее одноклассников лишь потому, что пытаюсь синтезировать всю  информацию.
15. Я считаю себя более ответственным, искренним, надежным, заслуживающим доверия, здравомыслящим, терпимым и понимающим, чем большинство людей.
16. В моем понимании, я более способен, чем другие люди, гибко реагировать, рассуждать, менять один аргумент на другой.
17. У меня больше признаков психического здоровья, чем у большинства людей.
18. Я менее других людей способен стоять на своем, когда мне приходится не соглашаться с другими.
19. Я более субъективен, чем большинство людей.
20. Я более творческий человек, чем большинство моих товарищей, и мешают мне полностью реализовать огромный потенциал чаще всего препятствия, которые сам я устранить не в силах.
21. Я чаще других людей стараюсь избегать ситуаций, в которых чувствовал бы в чем-то свою неполноценность.
22. Я более свободен, чем другие люди, и меньше поддаюсь жесткому контролю.
23. Я без колебаний могу выразить свои взгляды, точку зрения, соответствующие моим убеждениям.
24. Чаще других людей я основываю свои суждения и выводы, опираясь на характер источника информации, нежели на саму информацию.
25. Я как человек творческий в большей степени, чем другие люди, не приемлю внешнего давления.
26. Я более самостоятелен в экономическом отношении, чем большинство людей.
27. Я лучше информирован, чем большинство людей с такими же умственными способностями и с таким же уровнем образования.
28. По сравнению с большинством людей, я более склонен менять свои интересы .
29. У меня меньше жизненной силы и энтузиазма, чем у большинства других людей.
30. Больше многих других людей меня привлекают сложные проблемы и ситуации, нежели простые и понятные.
31. Меня интересует более широкий круг вопросов, чем тот, что характеризует моих знакомых.
32. Я менее властен и агрессивен, чем большинство людей.
33. Я менее свободен от скованности и запретов, чем многие люди.
34. Вероятно, я в большей степени, чем большинство людей, склонен рассматривать авторитет как абсолют, а не как традицию.
35. Я в большей степени предпочитаю нормативные ситуации тем, которые требуют какого-то решения.
36. У меня больше энергии, чем у большинства других людей.
37. Мне присуща большая гибкость мышления.
38. Больше других людей я стараюсь придерживаться «реалистичного», предсказуемого стиля поведения.
39. Мои интересы более ограничены, чем у большинства людей.
40. По сравнению со многими, меня больше интересуют межличностные отношения, я не боюсь общения с кем бы то ни было, и я менее скован.
41. По сравнению с большинством людей, я также в большей степени доволен собой, чувствую себя более удовлетворенным.
42. Я не столь самоуверен, как многие другие люди.
43. Больше других людей я стремлюсь к результату.
44. Я чаще других способен удивить собеседника тем, что говорю.
45. Во взаимоотношениях у меня существует такой принцип: друзья должны быть мне безоговорочно верны.
46. Мой личностный склад сложнее, чем у большинства людей.
47. Когда я вслух обсуждаю проблему, я могу более гибко, чем большинство людей, менять подход к ней.
48. Я не таков, как большинство людей.
49. Я хуже, чем многие другие люди, воспринимаю свои внутренние импульсы.
50. Когда возникает необходимость в этом, я способен выдвигать больше идей.
51. В большей степени, чем другие люди, я могу проявить в отношении своих руководителей такие качества, как беспрекословное подчинение, преданность и уважение, граничащее с восхищением.
52. Я восприимчив к эстетической стороне мира.
53. Я ценю (буду ценить) свой социальный статус, положение, неплохую зарплату, а не сам «интерес к работе».
54. Я более скрытный, чем большинство людей.
55. Я иначе, чем большинство других людей, реагирую на сложности – скорее как на вызов, чем на то, чего следует избегать.
56. Я, в отличие от многих других людей, вижу свое будущее связанным с карьерой.
57. Я более ответственный, чем большинство людей.
58. Я делаю выводы быстрее и точнее, чем большинство людей.
59. По критериям научной психологии я, может быть, не очень хорошо приспосабливаюсь к обстоятельствам, но я хорошо приспособлен к жизни в том смысле, что буду заниматься полезным для общества трудом.
60. Я более других способен к конструктивной критике.
61. Чувство интуиции и проницательность у меня развиты лучше, чем у большинства людей.
62. В трудных жизненных обстоятельствах я обычно обнаруживаю меньше свидетельств силы воли, характера, чем большинство людей.
63. Я в большей степени ориентирован на успех.
64. Я более динамичен, чем большинство людей.
65. Я предпочитаю избегать разговоров на «скользкие» темы.
66. Многие мои идеи настолько новы и оригинальны, что нередко вызывают легкую зависть.
67. Я ценю и, как мне кажется, понимаю юмор больше других людей.
68. Я меньше других способен пререкаться с начальством.
69. Я меньше других людей склонен поддерживать, а иногда и сам совершать «безрассудные» поступки.
70. У меня менее, чем у большинства людей, догматичный взгляд на жизнь, я хорошо понимаю, что все относительно.
71. Мне кажется, что у меня более острая, чем у других, потребность в разрешении трудных и сложных проблем.
72. Я терпимее, чем большинство других людей, отношусь к явному беспорядку.
73. Специфика моей профессии будет предполагать работу в сложных или совершенно новых условиях.
74. Я более свободно поддерживаю «женские» интересы, чем большинство других юношей (отвечают юноши).
75. Я более свободно поддерживаю «мужские» интересы, чем большинство других девушек (отвечают девушки).


Подсчет и оценка результатов.


Все утверждения из опросника делятся на две категории: сформулированные
позитивно и сформулированные негативно, т.е. согласие с последними означает отрицание склонности к творчеству. Оценка утверждений из этих двух категорий проводится противоположным образом.


К
позитивно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
1. 3, 4, 7, 9, 11, 16, 17, 19, 22, 23, 25, 26, 27, 30, 31, 37, 44, 47, 48, 50, 52, 55, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 66, 67, 70, 71, 72, 73, 74, 75. 

Ответы на эти вопросы оцениваются следующим количеством баллов:
А = +2, Б = +1, В = 0, Г = -1, Д = -2.


К
негативно сформулированным вопросам (утверждениям) относятся:
2. 5, 6, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 21, 24, 28, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 45, 46, 49, 51, 53, 54, 56, 58, 62, 65, 68, 69.
Ответы на эти вопросы оцениваются следующий образом:
А = -2, Б = -1, В = 0, Г = +1, Д = +2.


Ответы на вопросы 12 и 20 не оцениваются.


- Подсчитайте общую сумму набранных баллов и соотнесите ее с приведенными ниже категориями:


Более 100 баллов – ярко выраженные творческие наклонности.
От 60 до 99 баллов – выраженные творческие наклонности.
От 0 до 60 баллов – средние способности к творчеству.
Менее 0 – слабая склонность к творчеству.

- Отправьте результаты диагностики на компьютер учителя.

  1. Задание для самостоятельной работы дома.

- Сопоставить результаты методик «Дифференциально-диагностический опросник» и «Склонность к творчеству», составить проект собственного профессионального становления. Подготовить проект к защите с помощью мультимедийной презентации.

  1. Итог работы. Рефлексия занятия.

«Дорогу осилит идущий»…

- Сопоставьте деятельность на уроке с перспективами профессионального будущего.

-    Наибольшие затруднения? Пожелания учителю. Пожелания одноклассникам. Пожелания себе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы для учащихся 10-11 классов "Тема становления личности в повести В.Н. Крупина "И вот приходит мне повестка..."

Данный урок разработан в помощь учителям русского языка при изучении литературы XX века в 11 классе. Тема повести Крупина и проблемы, поднятые в ней, актуальны для современного юношества. Вопросы, кот...

Актуальность программы Технология (курс «Твоя профессиональная карьера»)

Назначение программы определяют задачи предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации выпускников основной общей школы....

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»).Личный профессиональный план.

Цели урока:-способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних у...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Мы в мире профессий.

Цели урока:-формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению;- закрепление знаний  о профессиях;- формирование социально значимые знаний, умений, навыков и жизненно важных кач...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Профессии и здоровье.

Цели урока:  - показать взаимозависимость между выбором профессии и здоровьем человека;- соотнести свое состояние здоровья с требованиями конкретной профессии;- научить пользоваться материалом, д...

Конспект урока по технологии (курс «Твоя профессиональная карьера»). Человеческие ресурсы.

Цель: формирование адекватного представления о себе и своих возможностях на основе самодиагностики и знания условий развития личностного потенциала....

Конспект урока по технологии в 8 классе «Проектирование как сфера профессиональной деятельности»

Цели:- Образовательная:- формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.- Развивающая:- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществ...