Главные вкладки

    Конспект урока по технологии (технический труд). Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.
    план-конспект урока по технологии (5 класс)

    Бебешин Сергей Всеволодович

    Цели урока:  
    1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.
    2. Отработать навыки ручной обработки древесины.
    3. Формировать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
    4. Развивать умение  планировать ход своей деятельности, самооценку, самоконтроль.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izgotovlenie_predmetov_derevyannoy_utvari.docx18.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок технологии (технический труд)

    Тема: Технологии художественной обработки древесины. Изготовление предметов деревянной утвари.


    Учитель: Бебешин С.В.


    Цели урока:  
    1. Обучить приёмам последовательной обработки внутреннего криволинейного контура детали.
    2. Отработать навыки ручной обработки древесины.
    3. Формировать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
    4. Развивать умение  планировать ход своей деятельности, самооценку, самоконтроль.


    Технологии и методы обучения:

    - технология проектного обучения,

    - технология проблемного обучения,

    - дифференцированная технология,

    - здоровьесберегающая технология,

    - технология интегрированного обучения,

    - игровая технология.


    Ход урока:


    1. Организационная часть.  Приветствие. Техника безопасной работы в учебной мастерской. (Здоровьесберегающая технология). Проверка готовности к уроку.

    2. Актуализация знаний.
    (Игровая технология). Тематические кроссворды: «Разметка”, “Сверление”, “Пиление”.

    3. Определение темы урока.
    (Технология интегрированного и проблемного обучения).
    Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.
    И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.
    Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой нескольким поколениям.

     - Назовите предметы интерьера, изготовленные из дерева, которые есть у вас дома. Конкретно, на кухне? Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.


    - Предметы изготовленные из дерева, применяемые нами на кухне, называют предметами деревянной кухонной утвари.
    Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
    В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь– предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.
    В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.
    В течение столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.

    4. Постановка целей урока.
    (Технология дифференцированного обучения).

    - Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари. Какой предмет кухонной утвари выберите для изготовления вы и почему?

    5. Работа над темой урока.
      5.1. Демонстрация образцов будущих изделий. Конкретизация  материала,  из которого будут изготавливаться предметы.
       5.2. Мотивация на практическую деятельность.
    (Технология проблемного обучения).

    - Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?
    Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
    (Технология интегрированного обучения). 
    “К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.
    Ещё одно интересное наблюдение.
    Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:
    Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и“о”.
    А по определению С. И. Ожегова:
    ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
    ТВОРИТЬ – творчески создавать.
    Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.
    К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
    5.3. Определение порядка работы.
    (Технология дифференцированного обучения).
    Необходимо отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.
    Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм, а на этом занятии для работы будут использовать тарную доску 6-ти мм, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.

    При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы
    Выпиливание острого угла:
    1 способ. Если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой, т.е.поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины, за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол. Затем выравнивают смежную сторону угла.
    2 способ. Плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла.
    Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.
    В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь - наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.
    После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.

     
    5.4. Первичное закрепление.
    (Здоровьесберегающие технологии, интегрированная технология, технология проектного обучения).
    - Что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари. Обоснуйте свой выбор изделия?

    -  Какие правила безопасной работы при ручной обработке древесины необходимо соблюдать?
    -  В какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур?
    -  В каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?


    6. Практическая работа.
    (Технология дифференцированного обучения).
    Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:
    Разметить заготовку по шаблону.
    Просверлить отверстие внутри контура.
    Вставить пилку, закрепить в рамке.
    Выпилить внутренний контур детали.
    Вынуть пилку из детали, закрепить в рамке.
    Выпилить наружный контур.
    Зачистить, шлифовать.
    Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:
    • при сверлении;
    • при выпиливании лобзиком;
    • при зачистке и шлифовании.
    Поставить задачу на урок.
    Предложить каждому ученику индивидуальное задание.
    Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.


    7. Заключительная часть. Рефлексия урока.

    Демонстрация полученного изделия (заготовки). Самооценивание результата. Самоанализ трудностей выполнения.
    Приведение в порядок рабочего места.


    Приложение.
    Кроссворд №1.
    Технология. Обработка древесины. Тема: «Пиление».
    Задание: определить слово по горизонтали, обозначающее инструмент.
    Вопрос (по вертикали):
    1. Тонкая и узкая металлическая полоска с зубьями.
    2. Испорченная деталь.
    3. Операция, выполняемая после пиления.


    Кроссворд №2.
    Технология. Обработка древесины. Тема: «Разметка».
    Задание: определить слово по горизонтали, обозначающее инструмент.
    Вопросы (по вертикали):
    1. Инструмент для проведения разметочных линий на заготовке.
    2. Инструмент для разметки и контроля прямых углов.
    3. Инструмент для проведения прямых линий, определения размеров.

    Кроссворд №3.
    Технология. Обработка древесины. Тема: «Сверление».
    Задание: определить слово по горизонтали, обозначающее инструмент.
    Вопросы (по вертикали):
    1. Что образуется в древесине при сверлении?
    2. Инструмент, используемый для ручного сверления.
    3. Инструмент для обозначения центра отверстия перед сверлением.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по технологии (технический труд).Вводное занятие. Техника безопасной работы в учебных мастерских. Оборудование рабочего места (верстака).

    Цель урока: - раскрыть содержание и задачи раздела "Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения",- научить правильно организовать труд и оборудовать рабочее мест...

    Конспект урока по технологии (технический труд). Древесина. Виды древесины. Пиление древесины.

    Цели урока:- Обобщить знания учащихся о древесине и ее видах.- Ознакомить учащихся с назначением пиления древесины.- Изучить разновидности пил и ножовок, их устройство и назначение. Показать правильно...

    Конспект урока по технологии (технический труд).Классификация и термическая обработка сталей.

    Цели урока:- формирование знания о металлургическом производстве, классификации и термической обработке сталей;- трудовое воспитание и профориентация школьников, воспитание технологической культуры;-...

    Конспект урока по технологии (технический труд).Культура дома

    Цели:- обобщение знаний учащихся о культуре поведения в семье, о необходимости бережного и уважительного отношения к близким;- развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности;-развити...

    Конспект урока по технологии (технический труд). Пиление столярной ножовкой.

    Цели урока:- научить учащихся приемам работы со столярной ножовкой,- формировать навыки культуры труда,- развивать интерес к творческому процессу создания изделий...

    Конспект урока по технологии (технический труд).Творческий проект. Государственные символы Российской Федерации.

    Цели урока:- знакомство с понятием «творческий проект», осмысление и освоение учащимися основных этапов проектной деятельности,- развитие умения действовать по намеченному плану, формирова...

    Конспект урока по технологии (технический труд). Основные требования к проектированию изделия. Элементы конструирования. Изготовление игрушечного автомобиля из древесины.

    Цели урока:- Научить проектировать будущее изделие с внедрением элементов собственного конструирования.- Закрепить теоретические и практические умения при пилении лобзиком  и сборке деталей в гот...