Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно -гигиенические требования и охрана труда
план-конспект урока по технологии (5 класс)

Литвинова Юлия Евгеньевна

Конспект урока и презентация для урока технологии(обслуживающий труд 5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ohrana_truda.docx22.52 КБ
Office presentation icon ohr.trud_.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок

Тема раздела: Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно -гигиенические требования и охрана труда

Тема урока: Техника безопасности и охрана труда.

Цели урока:

  • знакомство с предметом «Технология»
  • знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены

Задачи урока:

Образовательные

  • ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда
  • сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований
  • сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места в соответствии с индивидуальными особенностями

2.Развивающие

  • развивать умение анализировать, делать выводы
  • развивать умение работать самостоятельно

3. Воспитательные

  • воспитывать у учащихся чувство ответственности
  • прививать навыки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, различные инструменты (ножницы, ручные иглы, наперстки, утюг и т. д).

Литература:  Симоненко. Технология. 5 класс. Технологии ведения дома. Учебник. ФГОС.

ХОД УРОКА.

1 Организационный момент

Приветствие. Вступительное слово.

2. Объяснение нового материала.

Беседа.

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю можно выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало чуть больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немного фантазии и волшебства,
И сошью я такое, что вам не приснится,
Только чтобы на свете жила красота.
Чтобы только сияли улыбками лица,
Только чтобы на свете жила красота

Посмотрите вокруг…. Вот такие прекрасные вещи создают человеческие руки!

Вот вы мастерите нечто, рукоделием себя заняв, из-под рук выпуская творение созданное. Вы даровали жизнь! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы - создатель нового, мастер своего дела!

   -Предмет «Технология» - это для вас не новый предмет, что вы делали на уроках технологии в начальной школе?

    ( лепили из пластилина, делали поделки из бумаги, из природных материалов)

   - Что изучает этот предмет?

              (варианты детей)

 Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne - «искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Значение слова «Технология» :

  1. Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.
  2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
  3. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
  4. Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете, навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.

Я умею и научу тебя! Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!

А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.

Технология – предмет особый,

И в жизни вам поможет он.

Научит шить, вязать, готовить

И даст советов миллион.

А тот, кто полностью изучит

Основы этого предмета,

В награду знания получит

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

( Кабинет Технологии)

Это – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! Посмотрите, сколько работ изготовили девочки нашей школы!

- Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?

(Здесь не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.)

Слайд 1

Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

- Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! А сейчас вы видите их на экране. Прочитайте внимательно!

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В МАСТЕРСКОЙ

  1. Учащиеся должны приходить на занятия за несколько минут до звонка.
  2. Входить в мастерскую организованно, только с разрешения учителя.
  3. Дежурные должны входить в мастерскую до звонка и подготавливать рабочие места.
  4. Перед началом занятия надеть спецодежду.
  5. Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя.
  6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
  7. Бережно относиться к оборудованию и инструментам.
  8. Соблюдать правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
  9. Во время перемен выходить из мастерской.
  10. По окончании работы убрать свое рабочее место.

 За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место.

Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с этой работой.

Рабочее место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

Я прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить.

Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.

У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь самостоятельно определить, для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?

- Давайте знакомиться с ними!

1 – швейная машина; 2 – специальная краеобметочная машина – оверлог; 3 – утюг; 4- ножницы; 5 – наперсток; 6 - колышек; 7 – сантиметр; 8 - иглы ручные; 9 - резец (для перевода линий с одной детали на другую); 10 - распарыватель; 11 -нитковдеватель; 12 – булавки; 13 – булавки швейные; 14 – мел портновский; 15 –треугольник; 16 – линейка; 17 – манекен

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы:

1 - травмирование рук;

2 – ожоги;

3 – поражение электрическим током;

4 – пожар.

Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии

1.   Входить в класс только с разрешения учителя

2.   Перед началом работы одеть спецодежду, волосы убрать.

3.  Каждый учащийся должен работать на своем рабочем месте , менять рабочее место можно только с разрешения учителя.

4.  Начинать работу можно только с разрешения учителя.

Слайд 3

  1. Нельзя отвлекать одноклассников во время работы.
  2. После окончания работы необходимо сложить все инструменты в отведенное для них место.
  3. Убрать рабочее место.

Слайд 4

     8. При получении травмы немедленно  обратиться к учителю.

Слайд 5

Инструкция по технике безопасности при ручных работах с текстильными материалами.

  1. Храните иголки и булавке в определенном месте, не оставляйте их на рабочем месте
  2. Не пользуйтесь при работе ржавыми иголками и булавками, не берите их в рот и не закалывайте на своей одежде.

Слайд 6

  1. Шейте только с наперстком
  2. Не наклоняйтесь близко к движущимся деталям швейной машины.

Слайд 7

  1. Не держите пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола иглой.
  2. Перед стачиванием деталей на швейной машине, убедитесь в отсутствии булавок или иголок по линии шва.
  3. Нитки отрезайте ножницами.

Слайд 8

Инструкция по технике безопасности при работе с электрическим утюгом

  1. Не оставляйте включенный в сеть утюг без присмотра.
  2. Включайте и выключайте утюг только сухими руками.
  3. Ставьте утюг только на термоизоляционную подставку.

  Слайд 9

  1. Следите за работой утюга, о всех неисправностях сообщайте учителю.
  2. Следите за тем чтобы подошва утюга не касалась шнура.
  3. Отключайте утюг только за вилку.

  Слайд 10

Инструкция по технике безопасности на швейной машине

  Слайд 11

        1. Убрать волосы под косынку

         2. Перед работой убрать все лишние предметы с платформы машины.

    Слайд 12

         3. Во время работы не наклоняться близко к движущимся деталям машины.

         4. Не держать пальцы рук вблизи лапки и движущейся иглы, прошивать утолщенные                     места на   пониженных оборотах.

Желаю вам больших успехов в учебе и труде!

Подведение итогов урока.

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. Отметить учащихся, которые активно работали на уроке.
  3. Д.З. учить конспект.

До новых встреч на занятиях технологии !


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ В КАБИНЕТЕ «ТЕХНОЛОГИЯ», САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ».

Первые уроки сложны в проведении, так как дети приходят после каникул в расслабленном состоянии. Чтобы активизировать их внимание и обеспечить плавный переход от каникул к учебному процессу, мы провод...

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики и ВТ

Перечень санитарно-гигиенических норм, правил и требований  для организации рабочего кабинета информатики и ВТ...

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики

Санитарно-эпидемиологические требования к кабинету ИКТ и оборудованию, находящемуся в нем....

"Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на кухне" 6 класс

quot;Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при работе на кухне" 6 класс...

Лекция по теме_Введение. Требования к технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Введение. Требования к технике безопасности  и санитарно-гигиеническим требованиям при работе с ПК" и предназ...

«Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности»

Компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я реши...

Открытый урок СБО на тему "Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи. Правила техники безопасности при работе на кухне" в 8-9 классах специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 8-9 классах для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с применением здоровьесберегающих технологий...