Главные вкладки

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 7 класс. «Способы хранения и сушки древесины»
    план-конспект урока по технологии (7 класс)

    Данильченко Николай Николаевич

    Цели урока:

    обучающие:

    • научить учащихся разбираться в составных частях ствола,

    коррекционная:

    • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное представление

    развивающая:

    • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)

    воспитательная:

    трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_konspekt_uroka_sposoby_hraneniya_i_sushki_drevesiny.doc188.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное казенное образовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №10 г. Белореченска

    (ГКОУ школа №10 г. Белореченска)

    План-конспект открытого урока

    по профильному труду (столярное дело)

    7 класс.

    «Способы хранения и сушки древесины»

      Выполнил:

    учитель профильного труда

    Данильченко Н.Н.

    г. Белореченск

    2020 год

    Тема урока: «Способы хранения и сушки древесины».

    Цели урока:

    обучающие:

    • научить учащихся разбираться в составных частях ствола,

    коррекционная:

    • коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности), развивать воображение, образное представление

    развивающая:

    • стимулирование сенсорного развития (глазомер, величина, форма, цвет, ориентировка в пространстве)

    воспитательная:

    трудолюбие, аккуратность, осторожность, толерантность, взаимопомощь, умение работать в паре.

    Инструменты и оборудование:

    • Мультимедийная аппаратура

    Наглядные пособия:

    • Методическая литература.
    • Образец поперечного разреза ствола

    Тип урока: Комбинированный.

    Методы обучения: Информационно – сообщающий, объяснительный.

    План урока

    1. Организационный момент.
    2. Проверка Домашнего задания (физминутка).
    3. Объяснение новой темы (физминутка).
    4. Анализ работы учащихся, подведение итогов.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетради, ручки и карандаша), организация рабочих мест, создание рабочего настроя.

    1. Проверка домашнего задания:

    Что такое древесная плита?

    Что такое шпон?

    Фанера – что за материал?

    Расскажите, какие Вы знаете способы раскроя древесных плит и фанеры?

    ФИЗМИНУТКА

    Раз, два - выше голова,

    Три, четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть.

    Посидим, отдохнем

    И работать вновь начнем.

    1. Объяснение нового материала

    Продолжительность эксплуатации деревянных построек или отдельных конструкции зависит от комплекса мероприятий, включающих проектирование, распиловку и сушку древесины, условия хранения, антисептирования, защиты от огня и поражения насекомыми, способы изготовления конструкций и текущем ремонте зданий и их конструкций.

    Хранение бревен и пиломатериалов. Ствол различной длины, очищенный от сучьев, называют бревном. Бревна хранят в штабелях высотой до 2 м (рис. 1): летом - несколько недель, а зимой - несколько месяцев. Продолжительное хранение бревен в штабеле приводит к гниению и поражению насекомыми.

    Хранение бревен в штабеле

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_01.gif

    Рис. 1

    Торцы бревен защищают от растрескивания слоем битумной мастики или другим составом.

    Пиломатериалы хранят так, чтобы они не изменяли геометрической формы, натурального цвета и механических свойств.

    Сушка пиломатериалов бывает естественной или искусственной.

    Естественная сушка происходит под влиянием атмосферного циркулирующего воздуха, испаряющего влагу из древесины.

    Естественная сушка пиломатериалов совмещается с хранением. Штабеля пиломатериалов размещают под открытым небом или под навесом. Влажные пиломатериалы сушат сразу после распиловки. Это предупреждает появление червоточин и гнили. При интенсивной сушке возможно появление трещин и коробления из-за возникновения внутренних напряжений.

    Усушка древесины начинается после испарения из ее клеток капиллярной влаги, при этом уменьшается масса древесины.

    Материалы, уложенные в штабель, весной сохнут хуже, чем летом. Более интенсивно этот процесс происходит в июне.

    Время сушки хвойных пиломатериалов в естественных условиях до 18...22 % влажности, приведено в табл. 1.

    Таблица 1. Время, необходимое для сушки до 18...20 % влажности пиломатериалов, уложенных штабелем с прокладками

    Месяц сушки пиломатериалов

    Толщина пиломатериала, мм

    до 12

    15 ... 25

    35 ... 50

    55 ... 75

    продолжительность сушки, дней

    Апрель, май

    20 ... 25

    30 ... 35

    40 ... 45

    60 ... 70

    Июнь, июль

    8 ... 10

    10 ... 12

    18 ...25

    30 ...40

    Август, сентябрь

    18 ... 25

    25 ... 35

    40 ... 45

    50 ... 60

    Естественная сушка пиломатериалов резко сокращается с середины августа. Пиломатериалы из ели сушатся быстрее, чем из сосны. Тонкомерные материалы сушатся быстрее толстомерных. Пиломатериалы хвойных пород толщиной 16 мм через 4 суток сушки теряют половину начальной влажности, затем интенсивность сушки резко падает. Пиломатериалы толщиной более 20 мм большую часть влаги испаряют после 20...30 суток сушки.

    Штабель пиломатериалов включает основание, пиломатериал, уложенный на прокладки, и крышу.

    До укладки штабелей выполняют планировку участка, устраивая отвод атмосферной воды. Штабеля не располагают вблизи заборов, построек, мешающих циркуляции воздуха.

    Неумело сложенный штабель показан на рис. 2. Здесь площадка захламлена, заросла травой, что затрудняет циркуляцию воздуха, неправильно уложены прокладки. Все это снижает качество хранимых пиломатериалов.

    Недопустимое складирование штабеля из досох

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_02.gif

    / - доски уложены непосредственно на грунт; 2 - прокладка уложены не по вертикали; 3 - в вогнутых местах досок собралась вода; 4 - концы неумело уложенных досок согнуты вниз; 5 - прокладки неодинаковой толщины; 6 - недопустимо большие расстояния между прокладками; 7 - согнуты концы досок; 8 - захламленная территория вокруг штабеля; 9 - нескошенная трава и растения; 10 - дождевые лужи около штабеля Рис. 2

    Укладка штабеля начинается с устройства основания (рис. 3), высотой вместе с лагами не менее 50 см. Основание штабеля может быть стационарным и переносным. Это зависит от вида штабелей и погрузочно-разгрузочных механизмов, укладывающих пиломатериалы. Верх основания должен быть горизонтальным. Фундаменты зависят от несущей способности грунтов. Известно, что влажные пиломатериалы имеют большую массу , это может вызвать неравномерную осадку фундамента высоких штабелей и ухудшить условия сушки. Опоры основания размещают с шагом 1,50 м, чтобы исключить прогиб пиломатериалов. Форма штабелей - квадрат или прямоугольник. На складе в одном ряду размещают до 12 штабелей, учитывая применяемые механизмы для укладки пиломатериала, отвод атмосферных осадков и противопожарные требования (рис. 4).

    Фрагмент основания для штабеля пиломатериалов

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_03.gif

    1 - основание; 2 - продольные лаги; 3 - поперечные лаги 
    Рис. 3

    Штабеля пиломатериалов и направления их односкатных крыш

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_04.gif

    Рис. 4

    Ручную укладку штабеля выполняют, используя принцип рычага, как показано на рис. 5. Укладывая материал в штабель, прокладки размещают по вертикали друг над другом.

    ФИЗМИНУТКА

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз

    Укладка пиломатериала в штабель по принципу рычага

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_05.gif

    Рис. 5

    Эффективна укладка штабелей из пиломатериалов, предварительно связанных в пакеты с помощью автопогрузчиков.

    Штабеля иногда укладывают в виде треугольных призм (рис. 6).

    Штабеля пиломатериалов в виде треугольных призм

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_06.gif

    а и б - горизонтальных; в -наклонных 
    Рис. 6

    Штабеля пиломатериалов ограждают крышей, защищающей материал от атмосферных осадков, непосредственного воздействия солнечных лучей и пыли. Размеры крыши превышают габариты штабеля по ширине и длине, иногда его закрывают с боков щитами, как показано на рис. 7.

    Штабеля пиломатериалов для длительного хранения

    http://tree.scud.ru/properties_tree/05/p_07.gif

    Рис. 7

    Крыша над штабелем односкатная или двускатная с уклоном 10...15°. При покрытии крыши деревянными щитами из вгонки толщиной 13...25 мм наклон уменьшается на 2...4°. Применение заранее собранных на земле сборных щитов крыши дает экономию трудовых затрат в 20 раз по сравнению с устройством крыши из досок непосредственно на штабеле.

    Крышу во избежание деформации пиломатериала в штабеле закрепляют и опирают на прокладки, расположенные вертикально друг над другом.

    Пиломатериал для ускорения процесса сушки укладывают горизонтально или устанавливают наклонно (см. рис. 6).

    Искусственную сушку древесины проводят в сушильных камерах с принудительной циркуляцией воздуха, перегретого пара или другими методами. Но это уже тема следующего занятия.

    1. Анализ работы учащихся, подведение итогов

    Закрепление нового материала. 

     Вопросы к классу:

    • Зачем производиться сушка древесины?
    • Какие Вы знаете способы сушки древесины?
    • Как не нужно хранить древесину, и по чему?

    Рефлексия:

    1. На уроке  я  работал

    активно / пассивно

    1. Своей работой на уроке  я

    доволен / не доволен

    1. Урок для меня показался

    коротким / длинным

    1. За  урок  я

    устал / не устал

    1. Моё настроение

    стало лучше / стало хуже

    Подведение итогов урока с выставлением отметок в журнал и дневник по каждому ученику.

    Благодарю всех за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 1

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины» часть 2

    Цели урока:обучающие:·        научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:·        коррекция ...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности), раз...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 5 класс. «Шлифование древесины»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в технологии шлифования древесины,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельн...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 10 класс. «Отделка изделий из древесины»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в отделочных материалах,коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной деятельности), раз...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Шлифование древесины»

    Цели урока:обучающие:научить учащихся разбираться в технологии шлифования древесины. коррекционная:коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная  сноровка, стимулирование двуручной де...

    План-конспект открытого урока по профильному труду (столярное дело) 9 класс. «Способы хранения и сушки древесины»

    Цели урока:обучающие:·         научить учащихся разбираться в составных частях ствола,коррекционная:·        ко...