Урок: "Технология долбления сквозного гнезда"
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Дмитрий Александрович Михаевский

Урок по столярному делу "Технология долбления сквозного гнезда", для учащихся 6 - го класса коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

                             Тема урока: «Технология долбления сквозного гнезда».

Форма урока: комбинированный урок.

Цели:     1. Обучающие: - обучить учащихся долблению сквозных гнезд.

                                          - продолжить формирование правильных навыков работы долотом,   стамеской, киянкой.

                                          - ознакомить учащихся с техникой долбления сквозных гнезд.

                 2. Развивающие: - развивать мотивацию изучения столярного дела, используя разнообразные приемы.

                 3. Воспитательные: воспитание через мотивацию к уроку.

Наглядность: мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийный экран, плакаты с Т.Б. при долблении древесины, долото, стамески, киянки, напильники плоские и квадратные по дереву, карандаши простые, линейки, столярные угольники, заготовки (деревянные дощечки толщиной 15 мм.)

Название этапа

Цель этапа

Время (методы и приемы)

1.Организационный этап

2. Мотивация и целеполагания.

3. Повторение и обобщение ранее изученного материала.

4. Вводный инструктаж.

5. Самостоятельная работа.

6. Заключительный инструктаж

        

7. Самостоятельная работа

8. Выставление оценок

Положительный настрой на изучение темы.

Сформировать цели и задачи урока. Заинтересовать учащихся в изучении темы, выполняя задание.

Повторить и обобщить знания, полученные на предыдущих уроках по теме: «Долбление древесины», необходимые при выполнении задания на уроке.

Объяснить правильный ход выполнения работы (разметки сквозного гнезда)

Применение теоретических знаний на практике.

Повторить Т.Б. при долблении древесины. Выяснить основные причины брака при долблении сквозного гнезда.

Применение теоретических правил и знаний на практике.

Оценить работы учащихся.

2 мин. (рассказ)

8 мин. (фронтальная беседа)

7 мин. (тестирование)

8 мин. (рассказ, демонстрация)

15 мин. (изготовление разметки гнезда)

10 мин. (беседа, инструктаж, определение видов брака)

25 мин. (долбление сквозного гнезда)

5 мин. (самооценка, нахождение ошибок)

                                                                            Ход урока.

 У.: Здравствуйте ребята!

 Д.: Здравствуйте!

 У.: Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать тему «Долбление древесины». А если точнее тот перейдем к ее завершающему этапу. Тема «Долбление древесины» довольно обширная. Поэтому давайте повторим и обобщим ранее изученный материал.

  Ребята, что такое долбление древесины?

Д.: Долбление это, процесс удаления ненужной древесины путем внедрения в нее специальных столярных инструментов (долота и стамески).

У.: Правильно! Для долбления древесины необходимы специальные инструменты: долото и стамеска. А в чем между ними отличие?

   Д.: Стамеской режут руками, а при работе долотом используют киянку. На ручке у долота имеются два обжимных кольца – что бы она не раскололась от ударов киянкой.

 У.: Верно. Итак, мы с вами вспомнили что такое долбление и какие инструменты для этого используются. Также ребята вы знаете, что для изготовления многих столярных изделий в древесине требуется сделать отверстия и углубления. При помощи каких инструментов можно сделать отверстие и углубление в древесине?

Д.: Отверстия и углубления в древесине делают при помощи: сверл, шила, долота, стамесок.

У.: Правильно ребята! Но на сегодняшнем уроке нас интересуют отверстия, которые сделаны долотом и стамеской. Как называются такие отверстия?

Д.: Гнезда.

У.: Верно. А теперь ребята вспомните определение столярного гнезда?

Д.: Гнездо – это отверстие в древесине прямоугольной или квадратной формы, сделанное при помощи долота или стамески.

У.: Хорошо. Ребята посмотрите на рисунок (см. презентацию). Перед вами два вида гнезд, скажите в чем между ними отличие?

Д.: Одно гнездо глухое (сделанное не на всю толщину детали), а другое сквозное (т.е. выполненное на всю толщину детали).

У.: Правильно. На предыдущих уроках вы как раз практиковались в выдалбливании глухих гнезд. А сегодня на уроке мы будем делать сквозные гнезда.  Технология долбления будет такой же, как и при долблении глухого гнезда. Поэтому давайте вначале повторим технологию долбления глухого гнезда.

. – Учащимся раздаются тесты (см. презентацию).

- Учащиеся выполняют задания.

- Показываются правильные варианты ответов.

У.: Итак технологию долбления гнезда мы вспомнили. А теперь давайте перейдем к выполнению непосредственно сквозного гнезда.

 Как я уже говорил, технология долбления сквозных и несквозных гнезд во многом схожа. Основное отличие заключается в том, что сквозные гнезда долбятся с двух сторон детали. Соответственно и разметка будущего гнезда наносится с двух противоположных сторон. Причем разметка должна быть нанесена идеально точно (т.е. контур гнезда на одной стороне полностью совпадать с контуром гнезда на противоположной стороне детали). В противном случае сделать гнездо правильно не получится.

 Для нанесения разметки вам понадобятся: карандаш, линейка, угольник.

- Учащимся раздают необходимые инструменты, заготовки и технологические карты выполнения разметки сквозного гнезда.

- Учащиеся при помощи учителя выполняют разметку сквозного гнезда размером 20 мм / 30 мм.

-Учитель проверяет правильность выполнения разметки у каждого ученика.

У.: Разметка выполнена. Но прежде чем преступить к долблению, я хочу вам показать несколько работ учащихся предыдущих лет. Во всех этих изделиях, несмотря на правильно выполненную разметку, правильно выдолбить сквозное гнездо не получилось.

- Учащимся раздаются дощечки с неправильно выдолбленными гнездами.

У.: Вот посмотрите на эти изделия и попробуйте определить причину возникновения брака.

- Появляется слайд с названиями основных причин брака при долблении древесины (сквозного гнезда).

У.: Ребята, испортить заготовку, это пол беды. Гораздо страшнее это причинить вред своему здоровью.  А случится это может если при долблении не соблюдать технику безопасности.

Обратите внимание на наш экран, на представленных слайдах изображен ряд ситуаций, которые могут возникнуть при долблении древесины. Назовите что человек долбящий гнездо делает неправильно? (на мультимедийном экране изображены ситуации нарушения Т.Б. при долблении древесины).

Д.: 1. Нельзя резать стамеской по направлению к себе и своим частям тела. 2. Заготовка должна быть закреплена. 3. Ручки инструментов должны быть без трещин. 4. Передвигаться по мастерской можно только со стамеской опущенной острием вниз. 5. При долблении древесины следует одевать спецодежду. 6. Удары по ручке долота следует наносить киянкой, а не молотком. 7. На верстаке должны находится лишь инструменты необходимые для работы.

У.: Хорошо. Мы вспомнили и повторили все необходимое. А теперь приступим непосредственно к долблению сквозного гнезда.

- Учащиеся берут долото, стамески, киянки, заготовки с разметкой и приступают к работе.

На мультимедийном экране слайд с Т.Б. при долблении древесины.

- За 10 минут до конца урока учитель собирает заготовки. Разбирает ошибки и недочеты. Выставляет оценки.

Дежурные убирают мастерскую.

У.: Урок окончен, досвидание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Технология долбления сквозного гнезда»

Слайд 2

Долбление – это процесс удаления ненужной древесины путем внедрения в нее специальных для этого инструментов (долота и стамески).

Слайд 7

1)Б 2)Б 3)А 4)Б 5) А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...

Конспект урока столярного дела в 6 классе "Долбление сквозного гнезда"

Конспект урока столярного дела для учащихся 6 класса коррекционной школы VIII вида...

Тема: « Долбление сквозного гнезда». 6 класс

Урок столярного дела в коррекционной школе VIII-го вида....

«Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалоотходах)»

laquo;Разметка и долбление сквозного гнезда (на материалоотходах)»...

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6) Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"

Технологическая карта урока технологии 8 класс (Технология ведения дома). Урок №6 (из 6)Тема урока: «Деловая игра "Защита творческих проектов"...