Развитие креативности учащихся на уроках технологии.
статья по технологии (5, 6, 7, 8 класс)

Использование различных  практических методов на уроках технологии с целью развития креативных способностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Развитие креативности учащихся на уроках технологии.

       Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Развитие творческих способностей учащихся средствами предмета является актуальной  т.к. в любое время необходимы   люди, способные креативно решать стоящие перед ними задачи.     

Успех в обучении, технологии как предмета, зависит от умения учащихся работать самостоятельно, от их желания выполнять те или иные виды заданий, пользоваться справочной литературой, технологическими картами, заниматься исследовательской деятельностью.

    В психолого-педагогических исследованиях выделяют 4 типа креативности:

- наивная (проявляющаяся в дошкольном и младшем школьном возрасте). В этом возрасте у школьников нет стереотипов, которые надо преодолевать;

- стимульно - продуктивная (деятельность определяется действием внешнего стимула);

- эвристическая (деятельность имеет творческий характер, осуществляется поиск новых оригинальных или более рациональных способов решения задач);

- подлинная (самостоятельно найденная закономерность выступает в качестве новой проблемы: ученик умеет думать «около»).

       Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей школьников:

- творческое мышление;

- творческое воображение;

- применение методов организации творческой деятельности.

     Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

-классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

-разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

       Творческие способности - представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решении, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями.

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:

- развитие воображения,

- развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

     Развитие креативности учащихся происходит при использовании следующих принципов:

1) принцип развития мотивации к творческой деятельности;

2) принцип развития умений самообразования и самовоспитания;

3) принцип приоритета творческой деятельности;

4) принцип согласования педагогического процесса и индивидуальных особенностей учащихся;

5) принцип выбора форм обучения, обеспечивающих самостоятельность и творчество учащихся.

     В настоящее время существует проблема: отсутствия внутренней мотивации к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию).

    Мотивация – совокупность всех факторов, которые побуждают человека к активности.

   С целью повышения мотивации на уроках технологии можно использовать различные практические методы:

- лабораторные работы;

- проектную деятельность;

- упражнения;

- эксперимент;

- наблюдение;

     Используя различные факторы мотивации в ходе проведения лабораторных работ,  учителю удается превратить ученика в субъект познавательной деятельности. Это позволяет сделать лабораторную работу  увлекательным занятием,  на котором учащиеся самостоятельно проверяют свои теоретические знания и получают практический опыт, осваивая экспериментальные умения.

    Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).

   Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.

    В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. упражняются в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания , вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности.

   Самостоятельная работа, как на уроках технологии, так и во внеурочной деятельности способствует формированию навыков самообразовательной деятельности, получению новой информации, расширению кругозора, умению мыслить, отстаивать свою точку зрения. Выполнение творческой самостоятельной работы является своего рода удовольствием, развлечением, отдыхом.

Труд учителя – великолепный источник для безграничного творчества его учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности учащихся на уроках технологии

Статья посвящена нобходимости развития самостоятельности школьников, особенностям развития самостоятельности на уроках технологии....

Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ

Среди всех познавательных психических процессов основным является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной чертой восп...

Развитие креативности учащихся на уроках иностранного языка посредством различных видов проектов

Развитие творческих способностей - креативности учажихся является одной из наиболее значимых проблем современной школы, так как воспитание  именно творческой, самодостаточной и целеустремлённой л...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...

Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....