Рабочая программа по ВД "Мастерская рукоделия"
рабочая программа по технологии (6 класс)

Шахматова Наталья Адомасовна

 

Основные задачи реализации содержания курса «Мастерская рукоделия»

-Ознакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.

-Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

-Обучить технологиям разных видов мастерства.

-Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе во внеурочной деятельности

Нормативная база

- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 30.04.2020 г., редакция, действующая с 01.06.2020).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05. 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО), внесённая в реестр образовательных программ (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).

-  Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

Направление внеурочной деятельности

художественно - эстетическое

Цель изучения курса «Мастерская рукоделия»

Формирование у обучающихся основ художественной культуры средствами народного и современного искусства.

Основные задачи реализации содержания курса «Мастерская рукоделия»

  • Ознакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
  • Научить владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
  • Обучить технологиям разных видов мастерства.
  • Способствовать созданию оригинальных произведений декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учётом индивидуальных особенностей членов коллектива.

Срок реализации программы

2021 – 2022

Место курса в учебном плане

6 классы – 34 часа (1 час в неделю)

Структура рабочей программы

1.Планируемые результаты освоения изучаемого курса

2.Содержание изучаемого курса

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на текущий учебный год.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование подлежит корректировке (сокращение количества часов на изучение темы, интеграция тем, перенос дат) в период карантина и актированных дней.

 «Мастерская рукоделия»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ________

от _____________2021 г.

Согласовано: ________

Заместитель директора  по ВР

____________________

Утверждаю: _________________

Директор МАОУ СОШ№ 94

г. Тюмени

Колчанова С.С.

Приказ №____от______2021 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мастерская рукоделия»

Направление: художественно - эстетическое

Возраст школьников: 6 класс

Срок реализации программы: 1 год

Составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности

                                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                                             Учитель технологии

                                                                                                                                      Шахматова Н.А.

     

                                 

Тюмень, 2021  

I. Пояснительная записка

Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет задействован творческий потенциал во всех видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключают в себе такие виды творчества как декупаж, вышивка крестом, работа с тканью. Эти виды деятельности отличаются безграничной применимостью. Элементы интерьера, подарки, личные вещи, все это можно преобразить, используя различные техники выполнения.

Занятие декупажем – это увлекательное занятие, которое наполнит жизнь ребенка радостью творчества, даст возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно принести в окружаемую действительность еще немного прекрасного. Занятия откроют перед детьми широкую возможность для реализации идей по дизайну интерьера.

Художественное оформление  предмета декупажем -  широко распространенный  на территории России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе историко-культурных традиций имеет глубокий смысл, являясь средством нравственного, эстетического воспитания.

Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся    под средством декоративной художественного оформления предмета декупажем.

Задачи:

развивать природные задатки и способности детей;

развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;

научить приемам исполнительского мастерства;

стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;

формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;

развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;

прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;

воспитывать бережное отношение к природе;

развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;

развивать стремление к творческой самореализации;

расширять общий и художественный кругозор.

II. Общая характеристика курса

Программа кружка «Мир декупажа» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

III. Место программы в учебном плане

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы 34 часа, по одному часу в неделю.

Программа обучения состоит из учебных модулей: «История предмета»,  «Декупаж», «Обратный декупаж», «Кракелюр». Каждый модуль включает в себя 1  раздел: «Декупажные изделия, предназначенные для украшения быта человека, оформления интерьера».

IV. Ценностные ориентиры содержания программы

Патриотизм (активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов);

Трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;

Ценностное отношение к прекрасному, формирование представления об эстетических ценностях;

Ценностное отношение к природе, окружающей среде;

Ценностное отношение к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга);

Взаимопомощь;

Сотрудничество.

V. Личностные, метапредметные предметные результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;  

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;  

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.        

 Метапредметные:

 Регулятивные УУД:

• проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться работать по предложенному учителем плану;

• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.      

 Познавательные УУД:

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале (в словаре, в интернете);

• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную

на занятии, и в других источниках;

• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных  алгоритмов самостоятельно

выполнять творческие задания.      

Коммуникативные УУД:

• уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятих  и следовать им;

• учиться согласованно работать в группе.

VI. Содержание программы

Формы внеурочной деятельности – кружок

Вид деятельности – художественное творчество

Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы. Правила техники безопасности. Оснащение мастерской.

Основы декупажа. Знакомство с техникой « декупаж». История возникновения декупажа. Всё о поверхностях для декупажа. Обзор материалов, инструментов и приспособлений для декупажа. Техники. Стили. Техника декупажа (поэтапно). Наклеивание мотива различными способами. Работа с салфетками и распечатками.

Теория цвета. Основы композиции в декупаже. Цветовой тон, светлота, насыщенность, цветовой круг, гармоничное сочетание цветов. Секреты работы на светлом и тёмном фоне. Принципы и правила построения композиции. Построение композиции, как единой картины, способы построения композиции в декупаже.

Декупаж на различных поверхностях. Стили. Виды декупажа. Техники декупажа. Техника выполнения декупажа. Способы нанесения мотива. Способы избавления от морщин при наклеивании. Методика приклеивания большого фрагмента. Работа с губкой. Поверхности для декупажа и способы их подготовки к декорированию, последующая их обработка. Секреты и нюансы при работе с фонами. Создание многоцветного фона путём тампонирования. Приклеивание салфетки классическим способом на различные поверхности для декорирования.

Декупаж на дереве. Типы деревянных поверхностей: необработанное дерево, дерево с пропиткой, окрашенное дерево. Техники обработки поверхностей. Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка). Работа с плоскими деревянными поверхностями. Составление палитры к выбранному изображению. Работа с тёмными и светлыми поверхностями. Работа с деревянными поверхностями. Приклеивание мотивов различными способами. Работа с распечаткой. Способы подготовки распечатки к приклеиванию.

Декупаж на металле. Прямой декупаж. Правильная подготовка металлической поверхности для декорирования. Информация по специальным грунтам. Способы грунтовки Декоративные эффекты: кракелюр, яичное кракле, папье - маше, трафарет, декор песком, декопатч, манка, контуры. Совмещение декупажа и различных декоративных элементов. Получение единой картины, при использовании 3D эффектов. Способы дорисовки в зависимости от объекта. Эффекты (роспись контурами).

Декупаж на стекле. Прямой декупаж на стекле. Обратный декупаж на стекле. Особенности работы со стеклянной поверхностью. Правильная подготовка стеклянной поверхности при прямом и обратном декупаже. Нюансы работы с салфеткой при обратном декупаже. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Создание эффекта «картинка внутри». Различные эффекты и секреты. Методы нанесения краски на стекло. Финишная отделка. Декор стекла. Применение полученных знаний на практике (выполнить работы).

Декупаж на пластике. Принципы работы с пластиком. Правила подготовки пластиковой поверхности к декупажу. Секреты финишного покрытия. Учимся дорисовке. Трафареты. Выполнение декоративных композиций в круге (виниловая пластинка). Работа с цилиндрической поверхностью (декор кашпо для цветов). Способы приклеивания больших фрагментов.

Творческие работы. Проекты. Изготовление изделий по выбору детей и на заданную тему.

Отчётная выставка детских работ.

Итоговое занятие по плану: выставка, анализ своих работ и работ товарищей. Анализ по схеме: композиция, цветовое решение, техническое исполнение. Диагностика прогнозируемых результатов.

  1. Тематическое планирование.

ТЕМА

Количество часов

Теория

Практика

Введение

1

-

Декупаж на различных поверхностях

5

3

Декупаж на деревянной поверхности

1,5

6,5

Декупаж на пластике

2

6

Декупаж на стеклянной порехности

1,5

6,5

Отчетная выставка работ школьников

1

34 часа                                            

11

23

    Календарное-тематическое планирование, 6 классы

Дата/план

Дата/факт

Темы

Количество часов

Виды деятельности

Всего

Теория

Практика

3.09

Вводное занятие

1

1

Познавательная.

Декупаж на различных поверхностях

8

5

3

10.09

Стили. Виды декупажа.

1

1

Познавательная, художественное  творчество.

17.09

Техники декупажа.

1

1

Познавательная, художественное  творчество.

24.09

Техника выполнения декупажа.

1

0,5

0,5

Трудовая, художественное  творчество.

1.10

Способы нанесения мотива.

1

0,5

0,5

Трудовая, художественное  творчество.

8.10

Способы избавления от морщин при наклеивании.

1

0,5

0,5

Трудовая, художественное  творчество.

15.10

Методика приклеивания большого фрагмента.

1

0,5

0,5

Трудовая, художественное  творчество.

22.10

Поверхности для декупажа и способы их подготовки к декорированию, последующая их обработка.

1

0,5

0,5

Трудовая, художественное  творчество.

29.10

Секреты и нюансы при работе с фонами.1

1

0,5

0,5

Трудовая, художественное  творчество.

Декупаж на деревянной поверхности.

8

1,5

6,5

Трудовая, художественное  творчество.

12.11

Техники обработки поверхностей.

1

1

Познавательная, художественное  творчество.

19.11

Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка).

1

0,5

0,5

Познавательная, трудовая.

Декарирование деревянной лопатки салфеткой.

26.11

Подготовка поверхности, нанесение грунта.

1

1

Трудовая, художественное  творчество.

03.12

Окрашивание поверхности.

1

1

Трудовая, художественное  творчество.

10.12

Выбор рисунка, подготовка рисунка к нанесению на поверхность.

1

1

Трудовая, художественное  творчество.

17.12

Нанесение рисунка

1

1

Трудовая, художественное  творчество.

24.12

Работа с фоном.

1

1

Трудовая, художественное  творчество.

14.01

Заключительный этап: Нанесение лака.

1

1

Трудовая, художественное  творчество.

Декупаж на пластике

8

2

6

21.01

Принципы работы с пластиком.

1

1

Познавательная, трудовая.

28.01

Правила подготовки пластиковой поверхности к декупажу.

1

0,5

0,5

Познавательная, трудовая.

Декупаж кашпо для цветов

04.02

Подготовка поверхности к декупажу.

1

1

Познавательная, художественное  творчество.

11.02

Окрашивание поверхности

1

0,5

0,5

Познавательная, трудовая.

18.02

Выбор рисунка, подготовка рисунка к нанесению на поверхность.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

25.02

Нанесение рисунка на поверхность .

1

1

Трудовая, художественное творчество.

04.03

Работа с фоном.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

11.03

Заключительный этап: Нанесение лака.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

Декупаж на стеклянной порехности

8

1,5

6,5

Художественное творчество

18.03

Особенности работы со стеклянной поверхностью.

1

1

Познавательная, трудовая.

01.04

Правильная подготовка стеклянной поверхности.

1

0,5

0,5

Познавательная, трудовая.

Декупаж стеклянной тарелки.

08.04

Подготовка поверхности к декупажу.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

15.04

Окрашивание поверхности

1

1

Трудовая, художественное творчество.

22.04

Выбор рисунка, подготовка рисунка к нанесению на поверхность.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

29.04

Нанесение рисунка на поверхность .

1

1

Трудовая, художественное творчество.

05.05

Работа с фоном.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

13.05

Заключительный этап: Нанесение лака.

1

1

Трудовая, художественное творчество.

20.05

Отчетная выставка работ школьников

1

1

Досугово – развлекательная.

Итого:

34

11

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа "Увлекательное рукоделие"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Увлекательное рукоделие» Художественно-эстетической направленности для детей 9-13лет срок реализации 3года...

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Экология рукоделия" 6 класс. Работа в кружке «Экология рукоделия» - прекрасное средство развития творчества, эко...

Рабочая программа Мастерская Чудеса рукоделия

программа детского объединения учреждения доолнительного образования МБУ ДО ДДТ "Жемчужина"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Рукоделие" для 5-9 классов, рассчитанная на 35 часов в год...

Рабочие программы по технологии, черчению, ДО Карвинг, Изонить, В стране рукоделия

Рабочая программа по технологии к учебнику Технология под ред. В.Д.Симоненко 5-8 класс...