Доклад:"Концепция развития технологического образования в системе образования Российской Федерации"
статья по технологии (6 класс)

Концепция развития технологического образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское» муниципального образования - Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания.

Доклад

на тему:

«К О Н Ц Е П Ц И Я

развития технологического образования

в системе общего образования

Российской Федерации».

                                                                                                    Учитель технологии

                                                                                    Агнаева Р.К.

I. Общие положения.

   Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития технологического образования в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), в Российской Федерации.

II. Значение технологического образования

    Скорость развития материальных, информационных и социальных технологий во всех сферах жизни общества и каждого человека стремительно растет. Уровень технологий определяет экономическое состояние страны, ее место на мировых рынках, качество жизни. В Российской Федерации ключевым элементом выхода страны в мировые лидеры является Национальная технологическая инициатива (НТИ). Для разработки и использования новых технологических принципов и технологий необходимы определенные модели мышления и поведения (технологическая грамотность и изобретательность), которые, как показывает опыт многих стран, формируются в школьном возрасте. Организующим ядром освоения технологий в образовательной организации должна стать предметная область «Технология», включающая информационные и коммуникационные технологии.

2. Технологическое образование, являясь уникальным компонентом общего образования, дает возможность обучающимся освоить общие принципы преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг. В рамках изучения предметной области «Технология» происходит знакомство с миром профессий и ориентация обучающихся на работу в различных сферах общественного производства, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному и высшему образованию и трудовой деятельности.

III. Цели и задачи Концепции.

    Целью Концепции является обеспечение лидирующих позиций России в области технологической грамотности и технологической одаренности обучающихся, необходимых для инновационного общества и инновационной экономики.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • формирование системы непрерывного технологического образования на всех уровнях общего образования;
  • изменение статуса предметной области «Технология», обеспечивающей взаимодействие между учебными предметами и окружающим миром;
  • модернизация содержания, методик и технологий изучения (преподавания) предметной области «Технология», её воспитательной компоненты через усиление использования ИКТ и проектного подхода, исходя из требований современного рынка труда;
  • модернизация кадрового и материально-технического обеспечения технологического образования; интеграция технологического и проектного подхода во все виды образовательной деятельности (учебные предметы);
  • формирование у обучающихся навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • создание системы выявления, оценивания и продвижения (включая продолжение образования) обучающихся, обладающих высокой мотивацией и способностями в области технологии;
  • поддержка лидеров технологического образования (организаций, коллективов и отдельных педагогических работников);
  • популяризация передовых практик технологического образования.

IV. Проблемы технологического образования

 1. Проблемы содержания образования

     Содержание технологического образования в основной своей части сегодня соответствует индустриальному и доиндустриальному производству с освоением приемов обслуживающего труда и ориентировано на подготовку пользователей традиционных технологий. Обучение сводится к знакомству с методами ручной обработки различных типов материалов – дерева, металлов, тканей, продуктов питания. Практические задания ограничиваются выполнением работ в области декоративно-прикладного творчества (на уровне начального общего образования), или решения бытовых проблем (на уровне основного общего образования). Не сформированы условия для подготовки создателей (пользователей) принципиально новых технологий, в том числе на базе естественно - научных и математических знаний, а также для эффективного использования проектного подхода, обеспечивающего развитие навыков проектной деятельности, способности к поиску, изобретению принципиально новых решений. Недостаточно используется человеческий, материальный, информационно- технологический и воспитательный потенциал предметной области для решения действительно важных проблем школьной жизни, формирования уважения к интеллектуальному труду, патриотическому воспитанию на основе выдающихся достижений отечественной техники.

   В содержании предметной области недостаточно отражены структура местного и регионального рынков труда и вытекающие из нее задачи профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки. Гендерный принцип разделения содержания технологического образования не обеспечивает возможности (при наличии запроса) освоения технологий, в прошлом предназначенных только для противоположного пола.

2. Проблемы методики преподавания.

   Распространенная методика преподавания технологии не соответствует основным принципам системно - деятельностного подхода:

  • Знаниевый компонент содержания образования представлен в печатных учебно-методических комплексах в традиционном формате «теории»,
  • проверка его освоения производится в форме «воспроизведения близко к тексту», ответов на тестовые вопросы и т.д., без прямой связи с собственно технологическими действиями;
  • недостаточно используются интерактивные моделирующие среды и мультимедийные ресурсы;
  • структура преподавания не обеспечивает развитие творческой активности обучающегося;
  • игнорируется культурно-исторический подход и не формируется мотивация к освоению других учебных предметов;
  • критерии и процедуры контроля и оценивания уровня технологического образования, включая олимпиадную практику, базируются на традиционных принципах подготовки. Оценивается освоение приемов примитивных трудовых навыков, часто для кустарных и (или) отмирающих производств.

3. Кадровые проблемы

   Образовательные организации испытывают острый дефицит в учителях технологии, обладающих требуемым уровнем педагогической и технологической квалификации. Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей технологии не формирует компетенции, необходимые для преподавания современных технологий.

 Расширение применения ИКТ в различных учебных предметах тормозится недостаточной подготовкой учителей, а зачастую и опасением, что применение современных технологий «вытеснит учителя», «отучит учащихся думать», «вредно для здоровья».

4. Проблемы мотивации

  Традиционный курс технологии не обеспечивает достаточной мотивации. В связи с изменениями жизненных интересов и образовательных потребностей обучающихся, большинство из которых с раннего детства используют в повседневной жизни современные технологии, ситуация существенно усугубилась.

Реальные образовательные результаты по предметной области «Технология» сегодня малозначимы для обучающихся:

  • не являются необходимой основой для продолжения образования в системе среднего профессионального и (или) высшего образования;
  • не ориентированы на широкий спектр современных профессий;
  • получаемые практические навыки все реже используются в повседневной жизни.

V. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

  Цель формирования компетенций в области технологии, технического творчества, изобретательства должна достигаться совокупностью всех учебных предметов и самим укладом образовательной организации. Центральным элементом технологии и технологического образования является проектная деятельность, включающая анализ потребности, создание, изобретение чего-то нового, имеющего для обучающегося ценность и смысл. Проектирование и реализация проекта связана с исследовательской деятельностью в других учебных предметах и математическим моделированием.

  Для решения задачи модернизации содержания и методик технологического образования необходимо усовершенствовать примерные основные образовательные программы, обеспечить преемственность с точки зрения непрерывности технологического образования для всех уровней общего образования и взаимосвязь с другими учебными предметами.

 Образовательная программа предметной области «Технология» должна быть построена на основе проектного подхода и включать:

  • освоение современных и перспективных технологий, включая формирование ИКТ компетенций, во взаимосвязи всех учебных предметов и программ, а также внеурочной деятельности;
  • освоение и применение технологий поддержки инфраструктуры образовательной организации в соответствии с её профилем;
  • знакомство с потребностями местного производства;
  • циклом «дизайн- процесса» и методами инженерного проектирования, дизайн-анализа, решения изобретательских задач;
  • воспитание ответственного отношения к труду и навыков сотрудничества через использование социальных и профессиональных личностно-значимых и общественно-значимых практик.

 Для решения задачи формирования у обучающихся навыков проектно- исследовательской деятельности необходимо:

  • разработать рекомендации по учету в рабочих программах всех учебных предметов проектно-технологического компонента (включая ИКТ);
  • предусмотреть в учебном планировании для обучающихся и учителей внеурочное время для реализации проектов (в том числе – коллективных и межпредметных);
  • предоставить обучающимся возможность использовать цифровые устройства на всех этапах образовательной деятельности, включая процедуры итоговой аттестации.

  Такой подход должен позволить перейти к парадигме, в которой ценность традиционной «знаниевой» компоненты, основанной на запоминании информации, постепенно уступает место способности решать неструктурированные и слабоструктурированные задачи, то есть быстро находить, анализировать, синтезировать и применять по назначению необходимую информацию.

   Внеурочная деятельность должна обеспечить основной самостоятельный этап выполнения учебных проектов, она позволяет целенаправленно использовать различные формы групповой работы – учебно-производственные бригады, агро классы и другие формы, обеспечивающие коллективную (групповую) реализацию проектов. Это предполагает использование учебно-производственных комбинатов и в их современной реализации – детских технопарков, центров молодежного инновационного творчества, а также реального производства или сельскохозяйственного предприятия, обеспечивающих получение начальных профессиональных навыков.

 2. Дошкольное и начальное общее образование

   С целью формирования начального технологического мышления (пространственного, алгоритмического, логического) должна быть создана образовательная среда, позволяющая ребенку, приобрети компетенции, необходимые для дальнейшего развития.

    Технология и технологические проекты на уровне начального общего образования выступают в роли пространства для развития детской креативности и изобретательности и мотивирующего фактора для других предметных областей.  Технологическое образование в 1 – 4 классах должно идти по нескольким направлениям:

  • в рамках учебного предмета «Технология» происходит освоение в практической форме базовых материальных технологий прошлых эпох, включая художественные промыслы народов России;
  • наряду с ними осваиваются и современные технологии: робототехника, компьютерный дизайн;
  • на всех учебных предметах происходит применение ИКТ, в частности, анимации, видеосъемки, набора текста, поиска в интернете;
  • в математике и информатике осваивается программирование для наглядных виртуальных сред и движущихся моделей (дизайн - алгоритмов);
  • технология интегрируется в изучение окружающего мира, обеспечивая проектирование и изготовление самодельных приборов и устройств для проведения учебных исследований;
  • во внеурочной деятельности организуются образовательные путешествия (экскурсии).

3. Основное общее образование.

Важнейшими элементами учебной деятельности в предметной области «Технология» являются:

  • освоение рукотворного мира в форме его воссоздания, реального или виртуального;
  • проектирование объектов и процессов на основе выявленной потребности;
  • изобретение, поиск решений, принципиально новых для обучающегося.

Технологическое образование должно обеспечить:

  • формирование технологического мышления в соответствии со схемой проектного цикла (потребность – цель – способ – результат);
  • ресурс практических умений и опыта, необходимых для разумной организации собственной жизни, условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления;
  • освоение проектной деятельности как способа преобразования реальности в соответствии с поставленной целью;
  • оперативное введение в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирование пространства для профессиональной ориентации;
  • формирование навыков работы в коллективе и сотрудничества.

     Продолжается освоение ИКТ во всех учебных предметах, в том числе для создания текстов, моделирования, анализа данных (включая большие массивы). Технологическое образование должно опираться на ресурсы организаций дополнительного образования, профессионального образования и реальной экономики региона проживания обучающихся.

4. Среднее общее образование

   Непрерывное технологическое образование предполагает углубленное вариативное освоение «Технологии» на уровне среднего общего образования в рамках программ профильного обучения, продолжающих и развивающих направления предметной области «Технологии» на уровне основного общего образования.

    Необходимо введение единого государственного экзамена по технологии (по выбору обучающихся) в форме защиты индивидуального (группового) проекта. Должен быть создан механизм ресурсного обеспечения реализации индивидуальных и коллективных проектов обучающихся, прежде всего – межпредметных.

5. Поддержка технологической одаренности

   Для инновационной экономики одинаково важны, как высокий уровень владения современными технологиями, так и изобретательность, способность разрабатывать новые технологии. Они должны оцениваться в национальной системе поддержки талантов. Конкурсный формат предъявления индивидуальных и групповых достижений обучающихся соответствует конкурентности в современной высокотехнологичной экономике.

Необходимо:

  • создать условия для фиксации хода и результатов проектов выполненных обучающимися;
  • создание целостной национальной системы представления и защиты обучающимися выполненных ими проектов в ходе открытых презентаций (в том числе представленных в социальных сетях и в интернете), соревнований и конкурсов и т.д. Участие в этой системе известных изобретателей, ученых, бизнесменов будет содействовать популяризации технологического образования;
  • модернизация содержания всероссийской олимпиады школьников по технологии (в том числе в направлении инженерной олимпиады) через введение номинаций по наиболее перспективным технологическим направлениям. Превращение олимпиады в конкурс решения проектных заданий, выявляющий способности проектировать и решать прикладные задачи. Введение в олимпиадную практику командного формата инженерных соревнований, позволяющего обучающимся осваивать основы разделения труда, принципы командной работы, основы межличностного взаимодействия и деловой этики;
  • создание всероссийского конкурса профессиональных компетенций, по типу «Джуниор скиллс».

 6. Подготовка кадров

     Решение проблемы кадрового обеспечения может идти одновременно по нескольким направлениям:

  • создание примерных образовательных программ двух профильных бакалавриатов педагогического образования: физика и технология, химия и технология, искусство и технология и т. д., учитывающих разрабатываемые примерные программы по технологии для общего образования;
  • создание примерных образовательных программ магистерской подготовки учителей технологии из числа специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы в области управления современным технологическим оборудованием;
  • повышение квалификации действующих учителей технологии, информатики, математики и естественных наук в области владения современными технологиями, а также современными образовательными технологиями и ресурсами (конструкторы, в том числе для изучения робототехники, переносные лаборатории, тренажеры для чтения чертежей, эскизов, схем, программные продукты, позволяющие проводить моделирование, мультимедийные оболочки);
  • переподготовка практиков производственной сферы с навыками технологического мышления, проектной деятельности и работы с техническими устройствами для работы в общем образовании; реализация сетевых программ высшего образования, использующих кадровый ресурс программ подготовки в области современных технологий для педагогического образования;
  • поддержка регионов, развивающих целевую подготовку учителей технологии в программах педагогического образования. С целью поддержки лидеров технологического образования необходима программа выделения грантов для участия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, высшего образования педагогической направленности в выставках современных технологий.

 7. Материально-техническое обеспечение.

    Для решения задачи обновления материальной базы предметной области «Технология» необходимо:

  • разработать и провести апробацию перечней, на федеральном уровне – инвариантного оснащения, на региональном уровне – вариативного обеспечения общеобразовательных организаций, в том числе – в модели учебно-производственных комбинатов и технопарков;
  • включить в региональные программы развития образования разделы, относящиеся к взаимодействию образовательных организаций с производственными и другими структурами, по использованию их кадровых и материальных ресурсов для образования в области технологии,
  • использовать структуру центров молодежного инновационного творчества, технопарков, центров технологической поддержки образования и «Кванториумов» для обеспечения проектной деятельности в области технологического и естественно-математического образования.

VI. Реализация Концепции

      Реализация настоящей Концепции обеспечит переход технологического образования на уровень, адекватный задачам страны в области технологического развития, будет способствовать развитию всех уровней системы образования. Планируемым механизмом реализации Концепции является включение соответствующих задач в разработку нормативных и методических документов, регламентирующих эту предметную область, в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ, программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. В результате указанного системного комплекса мероприятий будет достигнуто принципиальное повышение статуса предметной области «Технология».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ...

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации....

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...

Презентация "Основные аспекты Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года"

Концепция развития психологической службы в системе образования определяет цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере развития психологической...

Доклад " Концепция развития математического образования в РФ"

С докладом на тему "Концепция развития математического образования в РФ" выступила на августовской конференции работников образования...