Механизм формирование духовно нравственного культуры на уроках технологии
статья по технологии

Таким образом, четко построенная система преподавания образовательного курса «Технология» обеспечивает воспитание духовно-нравственной личности с высоким творческим потенциалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mehaniz_formirovanie_duhovno_nravstvennoy.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Механизм формирование духовно нравственного культуры на уроках технологии

Иксанов Дмитрий Голимжанович

МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска

Учитель технологии

Под духовностью понимается устремление к добру (желание делать благо другим), к истине (проникновение в сущность явлений), к красоте (как наивысшей целесообразности и гармонии), к самосовершенствованию и нравственности.

Россия всегда была и остается страной высокой духовности. Поэтому в русском человеке генетически заложена тяга к прекрасному, которая выражается через любовь к природе, меткому образному слову, душевной песне и, конечно, к прикладному творчеству. Секреты мастерства всегда передавались из поколения в поколение.

В современных условиях духовно-нравственного возрождения общества важная роль в формировании ценностных ориентаций подрастающего поколения, развитии творчески активной личности принадлежит школе, в частности, предметам художественно-эстетического цикла, к которым относится образовательная область «Технология». В русской духовной традиции важнее всего считалась человеческая нравственность, душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Наших детей нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях.

Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности. Наша задача учить ребенка так, чтобы у него возникло желание заниматься самообразованием, воспитывать ребенка так, чтобы у него возникло стремление к самовоспитанию, к поступкам, побуждаемым благородными желаниями, к идеальным человеческим качествам, которые они хотели бы видеть в себе.

Предмет технология, имеющий обширные меж предметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации.

Одной из насущных задач предмета является воспитание практического человека, умеющего заботиться о благосостоянии своей семьи, рационально вести домашнее хозяйство, экономно распоряжаться бюджетом семьи, уметь принимать важные решения.

Предмет «Технология» – особенный. Умение много и хорошо делать своими руками – залог уверенности в себе. Технология, как ни один учебный предмет, позволяет подростку самоутвердиться и самореализоваться. Именно на уроках  ученик не только слышит, видит, но, самое главное, делает самостоятельно, своими руками – «действует сам» и видит результат свое работы.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание первостепенной задачей современной образовательной системы.

Новые требования ФГОС к духовно-нравственному  воспитанию проявляются:

                    в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

                    духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни (урочная и внеурочная деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнерства);

                    Духовно-нравственное воспитание предполагает интеграцию усилий школы, семьи, социума.

 Нравственное воспитание согласно требованиям Федеральных стандартов, осуществляется по пяти направлениям.

Урочная деятельность;  внеурочная деятельность; внешкольная деятельность;  семейное воспитание; изучение культурологических основ традиционных российских религий

Целью моей педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики творческой самореализации обучающихся, как составляющей духовно-нравственного развития, в учебно-познавательной деятельности при изучении народных традиций и народного творчества с последующим изготовлением изделия в народных традициях.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию на уроках технологии я ставлю следующие задачи:

-формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

 -формирование ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию начинаю с проведения диагностики в 5 классе по определению исходного уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках технологии. По результатам диагностики, разработанной М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, и др., складывается следующая картина.

Таким образом, видно расслоение детской среды. Выделяются обучающиеся с высокой творческой активностью, а также учащиеся, которые нуждаются в большей педагогической поддержке на определённом уровне обучения. Необходимость создания условий для творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности привела к мысли о целесообразности построения системы занятий определенной направленности для изучения учащимися народных традиций, ремесел, декоративно-прикладного творчества.

Традиции поведения учащихся на уроке складываются постепенно, с 5-го класса. На своих уроках я стараюсь добиваться выполнения своих требований. Это работа не одного года. Происходит формирование нравственных привычек: обязательности, трудолюбия, ответственности, добросовестности, желания работать с полной отдачей сил и с хорошим качеством, умения уважать свой и чужой труд, ценить время, соблюдать правила техники безопасности и дисциплину.

Для того чтобы уроки технологии прошли успешно, важно учеников приучить к культуре труда. Первое с чего начинается урок, это организация рабочего места. Важно приучить детей следить за порядком на рабочем месте в течение всего урока. Например, инструменты и материалы, которые ученик берет правой рукой, полагается класть с правой стороны, а те, которые удобнее брать левой рукой – с левой. Такая работа проводится планомерно в течение всего периода обучения, для отработки навыка учащихся. Помочь детям в этом могут различные поговорки и пословицы.

В своей педагогической деятельности ведущую роль отвожу проектному методу, как одной из инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.  Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, включать духовно-нравственные элементы. Использование ИКТ в учебном процессе усиливает образовательные эффекты. У учеников формируется гуманистическое мировоззрение: активная жизненная позиция, высокий уровень нравственной воспитанности, появляются такие качества, как ответственность, чувство долга. На таких уроках ученики способны осознать человека как носителя огромных познавательных и творческих возможностей, как преобразователя собственной личности и окружающего мира, как хранителя природы и жизни на Земле.

Результатом моей работы считаю стабильный уровень обученности и динамика роста качества образования за последние три года, положительное и активно положительное отношение к предмету.  

В ходе работы проводился мониторинг сформированности универсальных учебных действий на начало и конец учебного года, видна динамика.

Раз в год организуются выставки декоративно прикладного искусства, где обучающиеся могут показать результаты своей деятельности. Выставка создает ситуацию успеха, является стимулом для дальнейшего развития и творческого роста обучающихся. Выставка создает благоприятные условия для творческого общения и сотрудничества, для вдохновения и поиска новых идей.  

В 2022 году в рамка Всероссийского проекта «Молодые профессионалы» обучающиеся нашей школы приняли участие в профессиональных пробах в ГБПОУ СПЦ № 3 по компетенциям «Декоративная облицовка плитки», Ильин Сергей стал победителем муниципального этапа.      

В конце года возвращаюсь к диагностике в по определению исходного уровня творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности на уроках технологии.

  Таким образом, четко построенная система преподавания образовательного курса «Технология» обеспечивает воспитание духовно-нравственной личности с высоким творческим потенциалом.

Список литературы:

  1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/3144/start
  2. https://nsportal.ru/
  3.   Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по биологии

В содержании всех учебных дисциплин заложены большие возможности для воспитания патриотических и гражданских качеств обучающихся. Весь их комплекс воздействует на гражданское сознание школьников. При ...

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Роль творчества в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития личности  в творческой деятельности. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с е...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...

Презентация на тему: Метапредметный подход к формированию духовно-нравственной культуры на уроках технологии

Метапредметный подход к формированию духовно-нравственной культуры на уроках технологииДля более глубокого усвоения учащимися материала по предмету технологии необходимо использовать межпредметные свя...

Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"

Доклад "Механизмы формирования духовно-нравственной культуры детей и подростков"...